Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Молитвенный щит 
Питер Вагнер 
 
   
  ПРИНИМАЯ ЛИЧНОЕ ХОДАТАЙСТВО

ГЛАВА ПЯТАЯ

Я хочу сделать два заявления, которые на первый взгляд могут показаться вам не-сколько странными.
Моя личная молитвенная жизнь в полном порядке! Но мои собственные молитвенные привычки не поднимаются выше среднего уровня.
Загадка, конечно же, кроется в том, каким образом можно совместить эти два заявле-ния. Как мои заурядные молитвенные при-вычки могут сочетаться с первоклассной мо-литвенной жизнью?
Ответ прост, я научился принимать лич-ное ходатайство.

ЗАУРЯДНЫЕ МОЛИТВЕННЫЕ ПРИВЫЧКИ?
Когда я говорю, что мои молитвенные при-вычки вполне обычные, я имею в виду, что теперь они лучше, чем были раньше.
Я вырос не в христианской семье, где нормой была бы воскресная школа, молитвы и чтение Библии. Только после окончания средней школы я был рожден заново и стал верным христианином. Начальное христианское воспитание я получил через студенческое общение в рамках служения "Интер-Варсити". Именно там мне объяснили, что каждый день следует выделять какое-то время для "молитвенного общения", и я начал практи-ковать это. Поскольку самодисциплина мне всегда дава-лась очень легко, я сохранил привычку выделять время для молитвенного общения, несмотря ни на что. Во время занятий в семинарии и в течение всего моего миссионер-ского служения в Боливии я строго придерживался этого правила.
Если бы в момент доверительного расположения духа кто-нибудь спросил меня о моих молитвенных привычках, я бы сказал, что молюсь исключительно потому, что обязан выполнять свой долг. Точно так же я чистил зубы, прини-мал витамины, стриг время от времени отросшие волосы и регулярно менял нижнее белье. Так делали все порядочные христиане. И хотя я не могу вспомнить особо приятных чувствований во время своих молитв, но я был доволен, что выполняю свой долг.
Затем в возрасте сорока лет в моей карьере произошел резкий переход от положения миссионера к статусу про-фессора в семинарии в Пасадене, штат Калифорния. Впол-не вероятно, он совпал с определенным возрастным кри-зисом, который приходится на середину жизни, хотя я не могу назвать себя блестящим психоаналитиком для себя самого. Но среди всех происшедших в тот период перемен однажды, где-то через пару лет после приезда в Соединен-ные Штаты, я решил вообще прекратить выделять время для молитвы. Мои молитвы стали настолько безжизненны-ми и формальными, что я решил обойтись без них. А пото-му в течение примерно двух лет я вставал, завтракал и шел на работу, не тратя никакого времени для Бога, за что я так горячо ратовал в конце предыдущей главы.
Очень плохо! Шло время, и я все больше и больше убеж-дался в том, что без регулярной молитвы мне никак не становится лучше. Дела в классе шли хорошо, служение тоже было достаточно успешным, и карьера была, в общем, и це-лом удачной. Но каким-то образом всегда оказывалось, что я нахожусь в самом центре сумятицы и споров. Продвиже-ние вперед всегда давалось с огромным трудом и тяжелой борьбой. Я начал страдать от высокого кровяного давле-ния и непрекращающихся головных болей. Поскольку я лишь одним краем соприкасался с Господом, у меня не было никакого духовного видения, и я не осознавал, что скатился в ту область, где большая часть моих дел выполня-лась по плоти, но не по Духу.
Я совершенно уверен, что именно мягкое, но настойчи-вое обличение Святого Духа постепенно привело меня в чувство и позволило осознать, что мне необходимо вер-нуться к каждодневному и регулярному молитвенному об-щению с Богом. Но знать, что тебе что-то нужно сделать, и сделать это - две разные вещи. Я стремился начать что-то новое, мне совсем не хотелось возвращаться обратно к зау-ченным и рутинным молитвам, которые я выдавливал из себя столько лет.

ПРОПОВЕДЬ ИЗ "РИДЕРЗ ДАЙДЖЕСТ"
Ко мне на помощь пришел мой пастор Пол Седар. Однаж-ды утром в воскресенье (в начале 80-х годов) он заявил своим прихожанам, что решил сделать то, чего никогда не делал раньше и, возможно, больше никогда не сделает. Вместо обычной утренней проповеди он собрался прочи-тать статью из журнала "Ридерз Дайджест" от начала до конца. Конечно же, в статье речь шла о том, как постоянно пребывать с Богом. Я уверен, что проповедь из журнала коснулась многих из присутствовавших двух тысяч прихожан, но, пожалуй, больше всего эта статья затронула меня. Я знал, что через эту статью ко мне обратился Сам Бог, и в связи с этим я был озабочен тем, каким же образом я должен осущест-вить в своей жизни то, что, как я понял, мне нужно было делать. В конце проповеди Пол Седар сделал мне огром-ное одолжение. Он сказал: "Я знаю, что некоторые из вас не могут  посвятить себя спокойной молитве. Я молюсь о том, чтобы вы начали на этой же неделе. Я не прошу, чтобы вы подняли руки, но в сердце своем пообещайте мне как своему пастору, что вы сделаете это. Прошу вас, начиная с этой недели, уделять Богу всего по пять минут в день".
Пять минут? Честно говоря, я не знаю, что бы я сделал, если бы мне было велено потратить на это полчаса или час, но в сердце своем я сказал: "Пастор Пол, молиться пять минут в день - это мне по силам. Можете поверить, я сде-лаю это!"
И я сделал. На следующее утро я провел пять особых ми-нут с Богом. Очень скоро пять минут превратились в де-сять. Затем в пятнадцать. Время, посвященное Богу, все вре-мя увеличивалось. Затем оно выровнялось - около двадца-ти двух минут в день! Это произошло еще прежде тех исследований, о которых я упоминал в предыдущей главе, когда я выяснил, что двадцать две минуты в день - это средний показатель. Двадцать две минуты - не очень мно-го, но намного больше, чем совсем ничего.

ДОВЕСТИ ДО ЧАСА

Когда в 1987 году я начал исследовать молитвенную тему, я по-прежнему выделял на молитвенное общение с Богом по двадцать две минуты в день. Одна из первых книг, прочи-танных мной на эту тему была книга Лэрри Ли "Не могли вы один час бодрствовать со Мною", в которой он совето-вал увеличить время молитвы до часа. В этом своем труде он так убедительно доказывает необходимость молиться не меньше часа в день, что я решил поставить это своей це-лью. Теперь, спустя три или четыре года, могу сообщить, что планка в двадцать две минуты осталась позади, по большей части я молюсь более получаса и часто более со-рока минут. Но один час? Эта высота по-прежнему остается моей жизненной целью, и когда-нибудь я достигну ее. Один час для молитвы - действительно долгое время!

Никогда не забуду, как я впервые в жизни молился в течение часа. Это было в 1970-е годы, когда мне вообще было трудно молиться. Время от времени я ездил в Корею, чтобы исследовать вопросы роста церкви, и подружился с Дэвидом Йонги Чо, пастором церкви Полного Евангелия в Йоидо самой большей церкви мира. В один из приездов Чо предложил мне посетить знаменитую молитвенную гору, принадлежавшую церкви в Йоидо.

Поскольку никогда раньше я не видел молитвенных гор, я очень обрадовался такому приглашению, полагая, что эта поездка будет представлять собой своеобразную экскур-сию. Мне было очень интересно, как начнется экскурсия. Но вместо увеселительных рассказов я вдруг услышал, как Чо скомандовал: "Теперь давайте молиться!" Молиться? Я бы предпочел погулять по окрестностям, фотографиро-вать виды на молитвенной горе, но, конечно же, я не пока-зал никакого удивления. Затем Чо добавил: "У нас немного времени. Давайте сегодня помолимся всего час!"

Я хотел показать себя примерным мальчиком, а потому уселся на полу огромной часовни (в корейском стиле) и начал молиться. Я молился очень долго. Затем посмотрел на часы и решил, было, что они остановились! Тот час, на-сколько я помню, показался мне самым долгим часом за всю мою жизнь. Даже когда моя жена рожала, время шло быстрее!

Но Лэрри Ли, похоже, знал, что мне нужно помочь уве-личить время молитвы. Он предложил (что впоследствии оказалось давней христианской традицией) организовать нашу личную молитву в соответствии с пунктами Господ-ней молитвы. Мне это действительно помогло, потому что когда вы молитесь Господней молитвой вместо того, что-бы просто проговаривать слова этой молитвы, вы можете использовать готовую структуру, в которой упомянуты все те аспекты, о которых вам следует молиться.

Четкая структура всегда имела для меня очень большое значение, потому что у меня систематический склад ума. Когда я молюсь, камнем преткновения для меня становит-ся не сонливость, как для некоторых. Я могу бодрствовать, когда нужно. Как раз напротив. В большей степени мне мешает рассеянность моих мыслей. В разгар молитвы я вдруг осознаю, что мои мысли ушли в сторону от содержания произносимых слов. Иногда мне удается объяснить такой поворот дел тем, что Богу угодно было, чтобы мои мысли блуждали в другом направлении, но такие оправдания не всегда срабатывают.

Однажды за утренней молитвой я поймал себя на том, что проигрываю заново в своем воображении баскетболь-ный матч, который смотрел по телевизору накануне вече-ром. Я знал, что в этом случае Бог явно ни при чем - ко-манда "Лейкеров" проиграла! Но если говорить серьезно, когда мой ум блуждает, систематизированная Господня мо-литва помогает мне вернуться туда, где я отступил от ис-тинного пути и ушел в сторону.

Вот и все, что я могу сказать о своих весьма посред-ственных молитвенных привычках. Я очень стараюсь и знаю, что Бог поможет мне достичь успеха в этом направ-лении. Но пока мне остается утверждать, что моя молит-венная жизнь пребывает в отличном состоянии, потому что собственные молитвы я дополняю молитвами моих ходатаев. И я действительно верю, что молитвы ходатаев становятся живой и активной частью моей личной молит-венной жизни.

ПОИСК ХОДАТАЕВ

Я открыл для себя силу личного ходатайства вскоре после того, как в 1982 году начал преподавать в воскресной шко-ле "Братство ста двадцати" конгрегационалистской церкви в Лейк-Авеню. Все случившееся не было заранее заплани-ровано, но явилось духовным откровением.

Я никогда не сомневался в авторитетности Священных Писаний, а потому никогда не сомневался в силе молитвы. И только после того, как я отработал преподавателем в те-чение нескольких лет, я начал понимать, что происходит. Впервые в жизни, насколько я помню, я осознал, что нахо-жусь среди людей, которые постоянно поддерживают меня и мое служение через мощную ходатайственную молитву.

Я не хочу сказать, что раньше, в моем миссионерском служении, христиане не молились за меня. Но теперь я знал, что многие из молившихся за меня имеют реальный контакт с невидимым миром, о котором я знал немного.

Я начал многое понимать тогда, когда увидел, что в моем служении происходят большие изменения. На пас-торских семинарах, которые я проводил по всей стране, ко мне частенько подходили служители и говорили следую-щее: "Я слышал вас несколько лет назад, и теперь мы опять встретились. В вашем служении появились глубина и каче-ство, которых не было раньше. В чем дело?"

Сначала я пожимал плечами и не воспринимал всерьез подобные вопросы. Но когда они стали повторяться раз за разом, я начал задумываться. Да, совершенно очевидно, в своем учении я чувствовал все возраставшую духовную мощь. У меня уже был накоплен достаточно богатый опыт работы с людьми, чтобы понимать, что теперь мое служе-ние затрагивает слушателей намного глубже. И, как ни странно, само содержание моих курсов ненамного изме-нилось за прошедшие годы.

Сначала я не понимал, что ответ заключался в ходатай-стве за меня пред Богом, но затем я выработал привычку в воскресенье утром докладывать классу об итогах работы за прошедшую неделю с просьбой молиться за следующую. Многие из моего класса так были благодарны Богу за то, что Он делал через мое служение в течение недели, что воспринимали мое служение как свое собственное. Они смеялись, когда смеялся я, и плакали, когда плакал я, и по-тому через свое верное ходатайство за меня они выполня-ли мое служение вместе со мной.

Вскоре я понял, как отвечать на вопросы людей, интере-совавшихся, почему мое служение так сильно изменилось. "Я объясняю это силой молитвы тех, кто ходатайствует за меня", - говорил я.

Так  я начал испытывать на себе силу и результаты лич-ного ходатайства, которое впоследствии привело меня к полномасштабному исследованию библейских и богословских обоснований, которые как в теории, так и практике объяснили механизм действия ходатайственной молитвы.

ЛИЧНОЕ ХОДАТАЙСТВО - БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ

В первой главе я попытался представить библейское обо-снование понятию личного ходатайства. Я не хочу повто-ряться, но вкратце изложу лишь некоторые важные момен-ты. Одним из великолепных примеров ходатайственной молитвы является молитва Моисея за Иисуса Навина, когда тот воевал и одержал победу в Рефидиме. Апостол Павел, по меньшей мере, пять, раз просил в своих посланиях о лич-ном ходатайстве за себя и свое служение. Еводия и Синтихия были, по всей видимости, двумя личными молитвен-ными партнерами Павла.

Ирод решил убить Иакова и Петра. Он действительно убил Иакова, но Петр избежал этой печальной участи, по-тому что, как мы читаем, "церковь прилежно молилась о нем Богу" (Деян.12:5). Верующие молились в доме Марии, матери Марка, и я не удивлюсь тому; что Мария, возможно, была личным молитвенным ходатаем Петра.

ЛИЧНОЕ ХОДАТАЙСТВО В ЗАБВЕНИИ
Ветеран миссионерского служения и врач по образованию Роберт Бауерс написал небольшую книгу призывающую молиться за миссионеров. В ней описывается хорошо зна-комая сценка:
"Пожалуйста, молитесь за нас", - говорит миссио-нер, приехавший в отпуск на родину, вставая из-за стола после приятного обеда. "Конечно, конечно", - с готовностью отвечает хозя-ин дома.
Бауерс комментирует этот диалог, говоря, что он напо-минает условности приветствия и прощания - формальность, в которой практически нет осмысленного содержания. На первый взгляд между миссионером и семьей христианина был заключен устный договор. Их имена, вероятно, войдут в список тех, кто будет получать письма от миссионера с его молитвенными просьбами.

Но если эта семья подобна тысячам других, то от нее миссионер в течение последующих четырех лет своего служения за границей не получит мощной и эффективной ходатайственной поддержки. Миссионеры, пасторы, учи-теля, исполнительные служители самых различных дено-минации осознают и подтверждают важность молитвы, но они не знают, как пробудить такую молитву и осуществить се силу в реальной жизни.

Как я говорил в самом начале первой главы, самым не-востребованным источником духовной сипы в наших цер-квях сегодня является ходатайство за христианских ли-деров.

К счастью, нам не нужно начинать с нуля. Многие выда-ющиеся христианские лидеры понимают важность лично-го ходатайства и принимают его. Некоторые лидеры про-шлого рассказывают о силе ходатайственной молитвы, ко-торая сыграла решающую роль в их жизни

Одним из признанных молитвенных лидеров и иссле-дователей феномена молитвы современности является Армин Гессвейн. В своем недавнем письме он рассказал мне о Фрэнке Мангсе, одном из величайших скандинавских евангелистов. Каждое утро Мангс молит Господа: "Благо-слови сегодня моих ходатаев". Затем Гессвейн, который по-стоянно общается с молитвенниками, добавляет: "Сегодня я не слышу этого от проповедников". Я верю, что Армин попал в самую точку.

Те, кто уже испытали эту сверхъестественную мощь, не сомневаются в необходимости ходатайства - они знают, что верное и преданное ходатайство дает возможность христианскому служению реали-зовать его духовную силу.

Давайте вернемся в восьмой век. Бонифаций, этот несгибаемый миссионер для язычников в Германии, пишет аббату одного из монастырей: "Мы взываем к благочес-тию вашего братства с тем, чтобы полнить поддержку в виде ваших преданных молитв... чтобы несколько семян брошенных в почву, пошли в рост и приумножились". И архиепископу: "Мы взываем к вашему милосердию, чтобы вы молились в благочестии за нас в наших трудах и опас-ностях".

Бонифаций явно осознавал силу молитвы.

Чарльз Г. Финней, один из выдающихся евангелистов прошлого века, в начале своего служения встретился с Даниэлом Нэшем. Нэш стал личным ходатаем Финнея, часто путешествовал вместе с ним и молился во время пропове-дей Финнея. Он был всем известен как "отец Нэш" и при-обрел популярность благодаря тому, что молился долго и очень громко. Говорят, когда он молился в лесу, его голос можно было слышать во всей округе.

Посетители музея в Центре Билли Грэма, который нахо-дится в университетском городке Уитонского колледжа в штате Иллинойс, могут увидеть фотографию Перла Гуда, одного из молитвенных партнеров Билли Грэма. Грэм сам относил мощь и силу своего евангельского служения за счет верного ходатайства Перла Гуда.

Те, кто уже испытали эту сверхъестественную мощь, не сомневаются в необходимости ходатайства - они знают, что верное и преданное ходатайство дает возможность христианскому служению реализовать его духовную силу. Но почему же тогда так мало служителей пользуются этой привилегией? Я полагаю, что такое положение дел объяс-няется пятью основными причинами.
1. Неведение

Я не сомневаюсь, что именно неведение является самым главным препятствием, мешающим нам включиться в личное ходатайство за служителей Божьих. Подавляющее большинство христианских лидеров об этом просто не думают. И хотя в этой идее нет ничего нового ни с библейской, ни с исторической точки зрения, тема ходатайства отсутствует в обычном расписании дня христиан-ах лидеров.

Та неоднородная реакция, с которой я столкнулся на семинарах по церковному росту, когда вскользь упоминал о ходатайстве, помогла мне осознать важную роль, которую hi паст в этом деле наше неведение.

В то время я только начинал развивать зачаточные плен, которые впоследствии стали содержанием этой кни-ги, и на двухдневных семинарах я пытался апробировать новые мысли и соображения и в течение десяти-пятнадцати минут делился тем, что успел узнать по данному вопро-су. После таких выступлений многие пасторы подходили kо мне и говорили, что мое краткое сообщение о ходатай-стве было самым важным из всего выступления.

От одного пастора из Апланда, Калифорния, я получал одно письмо за другим: "Следуя вашим назиданиям о лич-ном ходатайстве, я призвал на служение семь молитвен-ных партнеров, которые молятся за меня каждый день. Я нижу в своей жизни разительные перемены! Огромное вам спасибо!" И тогда я понял главное - я просто снимал по-крывало неведения с этой проблемы.

Чтобы продемонстрировать широчайший диапазон не-понимания огромной силы личного ходатайства со сторо-ны христиан, я хочу еще раз коснуться темы эпидемии сек-суальной распущенности, разразившейся недавно среди пасторов и других христианских руководителей. Публич-ные скандалы подобного рода стали настолько часты, что некоторые христианские авторы взялись исследовать эту проблему самым серьезным образом. Я начал собирать по-я1шявшийся материал, потому что заметил один характер-ный момент, отражавший наше невежество в вопросах личного ходатайства.

Мне придется упомянуть имена авторов этих материа-лов, потому что их положение и честность в христианском мире очень важны на мой взгляд. Но я хочу, чтобы вы поня-ли меня правильно - я ни в коем случае не критикою этих авторов, многие из которых - мои близкие друзья. Я просто цитирую их, потому что нее они отражают наше отношение к этому конкретному вопросу. В своих работах они выражают мое собственное мировоззрение  недавнего прошлого.

О ходатайстве никто не думает 

Одним из классических произведений современности можно назвать труд Ричарда Фостера об ученичестве ("Celebration of Discipline"). Его автор известен как лидер движения духовности начавшегося в конце 70-х годов. Это великий муж молитвы. Когда дело Джима Баккера стало достоянием общественности, журнал "Харизма" попросил Ричарда исследовать этот кризис и представить подробный анализ случившего-ся. После исследования Фостер предложил четыре способа избежать подобных случаев в будущем. Молитвы среди них не было!

Пастор и работник радиослужения Ричард Эксли напи-сал книгу об опасностях, таящихся в позиции власти, и о случаях аморальности среди христианских служителей ("Perils of Power: Immorality in the Ministry"). В ней нет раз-дела, который был бы посвящен молитве или личному хо-датайству. То же можно сказать о книге, написанной изве-стным психологом Клайдом М. Наррамором о причинах падения христианских руководителей ("Why a Christian Leader May Fall"). Та же ситуация наблюдается с покойным харизматическим лидером Доном Бэшем, который в са-мом заглавии своей книги использовал строку из Господ-ней молитвы - "Да не введи нас во искушение" - посколь-ку весь труд посвящен борьбе с безнравственностью в христианском служении ("Lead Us Not into Temptation:Confronting Immorality in Ministry").

Два главных межконфессиональных журнала в Соеди-ненных Штатах опубликовали на эту тему статьи. Один из номеров журнала "Лидерство" за 1988 год посвящен общей теме - секс. В нем напечатаны такие статьи, как "Насколь-ко часто допускают пасторы неблаговидные поступки. "Личные грехи в публичном служении", "Внутренняя война продолжается", "Консультируя соблазнительную женщину". Размышления после случившегося: рассказ жены", "Проповедь на такую деликатную тему" и "Оценивая жерт-вы революции".

Среди наиболее известных авторов можно перечислить Дэвида Семандса, Арча Харта, Билла Хайбеллза и Чака Сми-та руководителей, которых характеризует Божья мудрость и честность. Но ни в одном из упомянутых материалов я не нашел ни слова о молитве в качестве профилактического средства. В том же журнале "Лидерство" Рэнди Эдкорн на-писал статью о стратегии, нацеленной на предотвращение падения ("Strategies to Keep from Falling"), в которой пред-ложены девять профилактических мер, но личное хода-тайство не предлагается в качестве такой меры.

Второй наиболее влиятельный христианский журнал для служителей "Служба сегодня" большую часть выпуска за июль - август 1990 года посвятил теме восстановления упавших лидеров. В данном случае о силе молитвы упомя-нуто дважды, но оба раза в контексте реставрации и вос-становления разбитого после случившейся трагедии, а не в качестве профилактики самого крушения.

Мне было радостно видеть, что в книге Гордона Макдональда о восстановлении и строительстве разбитого мира ("Building Your Broken World") имеется раздел, посвящен-ный теме молитвы. В ней автор предлагает семь "личных защитных инициатив" и под номером вторым он побужда-ет служителей "заплатить цену в виде регулярной духовной дисциплины", имея в виду "выработать в себе привычку к изучению Писаний, ходатайству, размышлениям и общему чтению литературы по духовным вопросам". Однако он ничего не говорит об обретении духовной силы через хо-датайство других людей.

В заключение, по-видимому, можно сказать, что этим лидерам, занимающим такое высокое положение в христи-анских кругах, и в голову не приходит посоветовать лич-ное ходатайство в качестве средства, способного защитить пасторов от впадения в грех аморальности. Почему? Просто им в голову такое никогда не приходило. Именно это я имею  в виду, когда говорил, что неведение - причина номер один нашего не использования ходатайственной молитвы так, как должно.

2. Крайний индивидуализм

Антропологи постоянно напоминают нам, что мы, амери-канцы, исключительные индивидуалисты. Многие объяс-няют эту черту характера нашим ограниченным мышлени-ем. Мы относимся к довольно редкой культуре в мире, где молодые люди, например, покидают свой дом, находят себе пару и только после этого извещают об этом родите-лей. Вполне вероятно, что наша позиция, согласно кото-рой "если я чего-то и достигну в своей жизни, я достигну этого собственными усилиями", переносится нами и в ду-ховные сферы. Это общеизвестный факт, и кто больше, кто меньше, но мы все заражены этим.

Однако здесь существует и положительный момент-   такой индивидуализм вынуждает нас принимать на себя ответственность за взятые обязательства. Отрицательный момент - мы имеем склонность презирать или игнориро-вать остальных членов Тела Христова, в которых мы отча-янно нуждаемся. Нам очень трудно признаться в том, что нам нужна помощь или что наша деятельность зависит от других наших братьев и сестер во Христе.

Позвольте мне в качестве примера привести Джимми Сваггарта. Не в моей привычке апеллировать к именам из-вестных христианских лидеров, у которых возникли серь-езные проблемы, но этот случай стал настолько известным широкой публике не только у нас в стране, но и за рубе-жом, что вполне безопасно вернуться к нему. Более того, наши друзья уверили меня, что Джимми не будет против повторения ради пользы для всего Тела Христова того уро-ка, который, по его же словам, он извлек из случившегося. Молюсь, чтобы это было именно так, потому что мне не хотелось бы причинять ему лишнюю боль.

Во-первых, очень важно знать некоторые обстоятель-ства, относящиеся к личной молитвенной жизни Джимми Сваггарта. Он говорит: Святой Дух "побудил меня посвя-щать десятую часть моего времени молитвам и изучению Слова (я не имею в виду подготовку к проповеди). Эта деся-тина сводится примерно к двум с половиной часам в день". Сваггарт признается, что были дни, когда он с большим трудом выдерживал этот курс, но, тем не менее, он чувство-вал намного более мощное помазание с тех пор, как стал уделять Господу столько времени. Эти два с половиной часа в среднем в шесть раз превышают обычные пасторс-кие двадцать две минуты.

Итак, личная молитвенная жизнь Сваггарта была на-много более эффективной, чем у среднего пастора. Однако совершенно очевидно, что этого было недостаточно, что-бы удержать его от совершения греха аморальности.

Е. М. Баундс говорит: "Проповедник должен молиться, но и за проповедника тоже нужно молиться". Джимми Сваггарт выполнил первое требование, изложенное в этой формуле. Невыполнение требования второй части и стало источником его беды, по собственному его признанию. Но как мы узнали об этом?

Духовность собственными усилиями. Еще до того, как разразился публичный скандал, Сваггарт написал для жур-нала "Евангелист" статью, озаглавленную "Бог прорыва" ("The Lord of Breaking Through"). Журнал был издан и рас-пространен прежде, чем дурные известия стали достояни-ем общественности, и хотя статья была написана до этого, журнал поступил подписчикам через неделю после того, как мы все узнали о неприятном происшествии. Конечно, в момент написания статьи Сваггарт прекрасно знал, что он делает, и мне кажется, что в ней он как раз и пытался разоб-раться с собственным духовным состоянием. В своей ста-тье он пишет:
 

"Я всегда гордился своей духовной силой. Я всегда верил, что в моих взаимоотношениях с Богом я по-лучу то, что Он обещал мне. Во всей своей жизни не могу вспомнить ни единого случая, чтобы я подошел к кому-нибудь и попросил о помощи".

Он, правда, упоминает, что просит людей молиться за него, но всё это делается в духе миссионера, который покидает дом после обеда и просит хозяина помолиться за него. Далее Сваггарт продолжает совершенно прозрачно:

"Я имею в виду человеческие слабости. Однажды Франсис сказала мне: "У тебя проблемы с тем-то и тем-то по причине твоей гордыни". Меня эти слова просто поразили. Я совсем не думал об этом, но мне пришлось признать, что она была права".
Но за всем этим стоял махровый индивидуализм, кото-рый не признавал необходимости просить кого-либо, а по-мощи. Сваггарт, очевидно, как раз начинал признавать свои недостатки, когда разразился скандал. Затем он от-правился на национальное телевидение и в слезах покаял-ся перед зрителями. Среди всего прочего он сказал:

"Может быть, Джимми Сваггарт пытался прожить свою жизнь так, словно он вовсе не был человеком. Я думал, что с Господом, зная Его всемогущество и все-знание, нет ничего, чего я не мог бы сделать - и я очень большое значение придавал Его помощи и во-дительству".

И опять мы видим подтверждение его жесткого индиви-дуализма, в котором грешны мы все, американцы, больше, чем мы можем предполагать. Но в особой степени эта чер-та нашего характера касается христианского служения. За-тем - главное, в чем заключается суть полученного урока:

"Я думаю, причина (насколько я понимаю) моего по-ражения кроется в том, что я не искал помощи у моих братьев и сестер в Господе... Теперь, оглядыва-ясь назад, я знаю, что если бы я искал помощи у тех, кто любит меня, с их дополнительной силой победа осталась бы за мной".

Я совершенно соглашаюсь с этим признанием. В лич-ном ходатайстве я вижу жизненно важный активатор им-мунной системы Тела Христова. И если мы сможем изба-виться от мысли, что "если я буду трудиться вместе с Гос-подом, я сам с этим справлюсь", мы сможем свободно обратиться к любому члену Тела Христова за Богом данным источником, в котором так отчаянно нуждаемся. Вы-свобождая Божью силу через ходатайство, мы очень мно-гое можем сделать для того, чтобы не позволить врагу сбить нас с ног.

Теперь и Другие извлекают урок из случившегося со Сваггартом. Один из близких его друзей, Марк Бантин, после скандала написал ему открытое письмо. В нем Бан-тин исповедуется перед другом: "Я никогда не молился за то, чтобы твоя жизнь получила защиту от сатанинских атак... О, почему же я не умолял Святого Духа не только по-мазывать тебя перед проповедью, но и облачить тебя Его внутренней силой?"

Бантин берет на себя ответственность за падение Сваггарта. Он говорит Сваггарту: "Я виноват. Я подвел тебя и подвел сильно". Некоторые скажут, что он переиг-рывает; может быть, так оно и есть. И все же он сказал то, что мы все должны отчетливо услышать. Серьезное хода-тайство действительно может и должно нейтрализовать все отрицательные моменты в современной христиан-ской истории.

3.Страх

Третья причина, по которой личное ходатайство не ис-пользуется в должной степени, это страх.

Страху, который часть пасторов испытывает перед лич-ным ходатайством, есть объяснение. Возможно, они об этом не думали в деталях, но чисто интуитивно пасторы понимают, что когда они обращаются к личным ходатаям, они переходят на более глубокий уровень уязвимости и подотчетности, чем раньше. И это не игра воображения, это факт. Ваша личная жизнь становится для личных молитвенных ходатаев открытой книгой.

Я уже рассказывал, что у Джона Максвелла из уэслианской церкви "Горизонт" имеется команда из ста личных ходатаев, которые молятся за него и его служение. Я несколь-ко раз навещал его церковь и лично знаю некоторых его ходатаев. Дик Хаусам - один из них. Он получил от Бога специальное задание сконцентрировать свои ходатайства на нравственной стороне жизни Максвелла. Джон посто-янно пребывает в борьбе, как какая-нибудь знаменитая баскетбольная команда. Он не избавлен от всякого рода соблазнов, как и любой мужчина в свои сорок лет. Но по-чти каждое воскресенье Дик, подходит к Джону и спраши-вает: "Ну, как дела?" Джон отвечает: "Слава Богу, все отлич-но, но на самом деле я не знаю, что было бы, если бы ты не молился за меня".

Именно это я имею в виду под уязвимостью и подотчет-ностью. Я понимаю, что далеко не всякий пастор захочет жить такой обнаженной жизнью и, к счастью, такая сте-пень прозрачности не является обязательной для общения с личными молитвенными партнерами. Многие виды взаи-моотношений с молитвенными партнерами начинаются с меньшей доли близости. Некоторые перерастают в тесное общение, а другие нет. Но даже те, кто не становятся друзь-ями, лучше, чем полное отсутствие молитвенных ходатаев.

Другой причиной страха является характер самого лич-ного ходатайства, тем более с даром ходатайства. Такие молитвенники часто получают информацию о лидере или руководителе от самого Господа.

Опытные ходатаи с даром духовного различения могут знать о личной жизни пасторов то, что пасторы полагают секретом. К счастью, Бог не доверяет такую информацию ходатаям до тех пор, пока Он не будет уверен в зрелости и мудрости этих людей. Мои личные молитвенные партне-ры и другие, которых я знаю, кто молится за своих лиде-ров, рассказывают мне, что Бог показывает им то, чем они не вправе поделиться даже с пасторами, за которых мо-лятся.

Нам действительно не следует бояться этого, потому что подобная информация дается ходатаям не для того, чтобы причинить вред нам или нашему служению, но как раз напротив. Через их молитвы разрушаются все препят-ствия, для того чтобы наше служение стало более продук-тивным, чтобы мы преобразились в образ Христов, и тогда мы станем намного более свободными, чем раньше.

4 Духовное высокомерие

Как бы мне хотелось, чтобы духовное высокомерие зани-мало как можно менее важную позицию в ряду причин, но, к сожалению, это не так. Для многих пасторов именно это качество становится принципиальным препятствием в их открытости для личных ходатаев.

О духовном высокомерии я узнал от пастора Пола Уолкера из Божьей церкви Маунт-Парана в Атланте, штат Джорджия. Я знаю, Пола уже много лет и восхищаюсь этим человеком. Он не только служитель в классической пятидесятнической традиции, но он имеет также степень доктора как консультант. В момент написания этой книги его цер-ковь являлась одной из самых крупных церквей в США.

Пол Уолкер рассказал мне о проблеме, которая возник-ла с одним выдающимся лидером в его церкви. Уолкер по-чувствовал, что Бог направляет и побуждает' его купить еще один участок для церкви со зданием бывшей баптист-ской церкви, рассчитанной на три тысячи человек. Эта церковь была закрыта в течение восьми лет. Стоимость са-мого здания с землей, его переоборудование и дополни-тельные затраты составляли десять миллионов долларов, и это приобретение позволило бы переполненной церкви Маунт-Парана расти дальше, если бы новое здание стало функционировать параллельно с первым. Но влиятельный церковный лидер выступил против этих планов.

Ситуация усугублялась до тех пор, пока не стала крити-ческой. Этот лидер своим влиянием начал приводить чле-нов церкви к разделениям. Все дело усложнялось тем, что Пол и тот церковный лидер были близкими друзьями в те-чение двадцати пяти лет. Пол сказал мне: "Долгая дружба может прекратиться только лишь из-за разницы во взгля-дах на служение в будущем".

Пол находится в тесных взаимоотношениях с пятьюде-сятью ходатаями в своей церкви. Помимо всего прочего, эти люди постоянно общаются с ним. Все знают, что воз-можность дозвониться по телефону до пастора сверх огромной церкви в США равносильна шансу позвонить Пре-зиденту в Белом доме. Но Уолкер отдал распоряжение своим работникам, чтобы ходатаев соединяли с ним обязательно. В связи с этим у них есть привилегии, которыми обладают только административные работники и старшие служители. Он говорит: "Я высоко ценю не только их мо-литвенную заботу, но и то видение, которым они делятся со мной".

Разбирательство

Пастор Уолкер и церковный лидер назначили собрание, которое очень напоминало разбира-тельство. Гармония и единство церкви находились под уг-розой. Но перед началом собрания Полу позвонила одна из ходатаев.

"Ко мне говорил Бог, пастор, - сказал она. - У вас ско-ро будет какое-то важное собрание?" У нее, конечно же, не было никакой информации о том, что происходило на са-мом верху церковной администрации, но Бог в Духе сказал ей о предстоящей встрече.

Когда Пол подтвердил, что собрание действительно дол-жно вот-вот состояться, она поделилась с ним тем, что имен-но Бог сказал ей и что пастор должен говорить на собрании, а также какие отрывки из Писаний ему следует использо-вать. Бог в тот момент дал пастору глубокое чувство согласия и уверенности в том, что ходатай сообщила ему. Он повино-вался слову от Бога, и все сработало великолепно!

Собрание прошло гладко и мирно. Церковный лидер и те, кто находились под его влиянием, получили расши-ренное видение и в результате членами совета были при-няты новые масштабы деятельности церкви. Теперь она уже несколько лет пользуется новым комплексом зданий, а с тех пор к своим владениям присоединила еще один комплекс, в то время как четвертый комплекс находится пока в работе.

Мы с Полом обсуждали тот факт, что во многих церквях происходит раскол, потому что старшие пасторы не всегда чувствительны к Божьим откровениям, которые получают духовно зрелые христиане в их приходе. Некоторые гово-рят: "Почему Бог дает такую информацию маленькой ста-рушке в теннисных туфлях, которая живет в тесной двух-комнатной квартирке? Почему Бог не может дать эту информацию прямо мне? Я - духовный лидер этой церкви. Я должен слышать то, что говорит Бог о направлении, в ко-тором следует вести эту церковь. Кто она такая, чтобы ука-зывать мне, как работать с моей церковью?"

К сожалению, такое отношение является широко рас-пространенным. Но я верю, что Бог поднимает превосход-ных лидеров, таких как Пол Уолкер, чтобы они стали роле-вым примером для всех нас, лидеров, которые успешны во всем: в зрелости, в образовании и духовной глубине и раз-личении, в своих качествах руководителя, в росте их церк-вей и духовном уровне их прихожан.

Эти превосходные руководители достигли выдающего-ся положения, но в то же время в них настолько силен дух смирения, что они прекрасно осознают тот факт, что они не самодостаточны в духовном плане. Они понимают силу ходатайства так же хорошо, как это понимал Иисус Навин в битве при Рефидиме. Имеют ли их ходатаи статус Моисея или это бабушки в теннисных туфлях - они всегда готовы услышать Божий голос и получить дополнительную духов-ную силу, в которой нуждаются, через этих драгоценных людей.
Смирение - это качество, противоположное высо-комерию, однако существует опасность в том, что ложное смирение может стать препятствием на пути ходатайства.
Как Муди получил урок
Именно благодаря ходатаям Дуайт Л. Муди едва избежал западни духовного высокоме-рия, стал влиятельным гигантом веры и тем человеком, ко-торого мы теперь так хорошо знаем. Муди уже был попу-лярным проповедником. Даже Авраам Линкольн нанес ви-зит в воскресную школу Муди в Чикаго. Но ему чего-то не хватало, а именно полноты силы Святого Духа. Я очень благодарен Марку Бьюбеку, который рассказал о том, что произошло, в своей замечательной книге о преодолении врага ("Overcoming the Adversary").
После одного из собраний к Муди подошли две женщины и сказали: "Мистер Муди, мы молились за вас". Испыты-вая определенную долю духовного высокомерия, Муди от-ветил довольно резко: "А почему бы вам ни помолиться за людей?"
Женщины спокойно ответили: "Потому что вам нужна сила Святого Духа".
Несколько оторопев, Муди мог только ответить: "Мне нужна сила?" Этому духовному лидеру, которого посетил сам Президент Соединенных Штатов, такая мысль показа-лась достаточно нелепой.
Но эти женщины хорошо слышали Господа. Они обыч-но сидели в первом ряду на его собраниях, горячо молясь во время проповеди. Сначала он раздражался, но постепен-но Бог смягчил его сердце, и он стал побуждать к молитве не только их, но и сформировал молитвенную группу, что-бы молить Бога о ниспослании ему силы. И однажды в Нью-Йорке Муди получил это переживание. Он исполнил-ся Духа Святого и сказал, что описать словами это просто невозможно.
Один из его биографов говорит: "Бог, по-видимому, от-ветил самым мощным образом на молитвы этих двух жен-щин, ибо в этот момент его жизнь изменилась самым зна-чительным образом. Из молодого и несколько задорного и гордого проповедника он превратился в смиренного, мяг-кого и мягкосердечного Божьего мужа".
Когда духовное высокомерие Муди убавилось, сила Бо-жья через верных ходатаев высвободилась в его жизни и служении.

5. Ложное смирение

Смирение противоположно высокомерию, однако есть опасность, что ложное смирение может стать препятстви-ем на пути принятия ходатайства. У меня самого когда-то были с этим проблемы.

Ложное смирение рассуждает таким образом: Я ничем не лучше других в Теле Христовом. Мы все - грешники, спа-сенные по Божьей благодати. Бог в равной степени любит всex Своих детей. Он не любит меня больше, чем других, почему же тогда я должен стремиться получить такое мощное ходатайство, в то время как многие члены моей церкви не имеют такой привилегии? Вместо того чтобы созидать особые молитвенные команды для себя, разве не лучше было бы воодушевить всех членов церкви на то, чтобы они молились друг за друга?

Но это никак не библейское смирение, потому в таком случае игнорируется тот факт, 
что пасторы и лидеры бла-годаря той роли, которую они выполняют, не равны всем остальным членам Тела Христова. Я осветил этот вопрос достаточно подробно в третьей главе настоящей книги - "Почему пасторам нужно ходатайство", а потому нет смысла повторять все сказанное вновь. Пасторам нужна ходатайственная молитва в большей степени, чем другим членам прихода, и в Божьих планах обеспечить их такой поддержкой.

Я лично мучился еще одним вопросом: почему я должен просить кого-либо уделять мне один молитвенный час в день, когда я уделяю им всего где-то по десять секунд? Это не выглядело справедливым.

Но теперь я вполне доволен тем, что это входит в Божий план. Мои ходатаи молятся за меня намного больше, чем я за них, но они ничего другого и не ждут от меня. Бог вы-полняет через меня и мои духовные дары те Свои планы, которые не исполняет через ходатаев. А через них Он дела-ет то, чего не делает через меня.

В заключение мне кажется, что полное понимание дея-тельности всего Тела Христова может стать очень важным ключом к осознанию тех препятствий, которые мешают получить личное ходатайство.

Ходатаи могут быть не очень видимы, но они действуют как гланды в нашем организме все двадцать четыре часа в сутки, выделяя те гормоны, которые нам так необходимы для нормальной жизни, здоровья и обретения энергии. Когда мы поймем это, в нашей жизни больше не останется места для неведения, упрямого индивидуализма, страха, ду-ховного высокомерия и ложного смирения. Мы станем совершенно открытыми для полного служения Святого Дух и Его даров, проявляющихся через Тело Христово, чтоб быть теми, кем Он хочет видеть нас.

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

1. Обсудите разницу между проговариванием Господней молитвы и молитвой словами Господней молитвы. Какие шесть четких пунктов в Господней молитве вы знае-те, и что входит в каждый из этих пунктов?

2. Фраза "я буду молиться за вас" может означать и много и мало. Приведите конкретные примеры обоих вариан-тов.

3. Эта глава не показалась вам слишком резкой по отно-шению к Джимми Сваггарту? Поговорите о том, как под-нятые вопросы касаются его личных проблем.

4. Еще раз прочитайте рассказ о Поле Уолкере и его готов-ности общаться с ходатаями. Как вы думаете, почему многие другие пасторы не могут пойти на это?

5. Если христианский руководитель не хочет получить молитвенного ходатайства по одной из предложенных причин, что сделать, чтобы помочь ему измениться?
 

Предыдущая глава     Оглавление   Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека