Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Семейная жизнь во Христе 
Нил Андерсон
 
   
Глава 7
  РАЗРЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 1 Петр. 3:1-4, 7-9
Обеспокоенная жена:- Пастор, мне кажется, что наш брак неудачен. 
Пастор:- Почему? 
Обеспокоенный муж:- Ну, мы очень разные!
Пастор:- А как вы считаете, это хорошо или плохо?
То, что мы разные, может оказаться хорошо
Слишком много супружеских пар полагают, что разница в характерах - это слабость, и зачастую предпочитают укрываться в своих личных "убежищах", вместо того, чтобы понять и дополнить друг друга. Я убежден, что Господь задумал так, чтобы наши различия были сильной стороной нашего брака. Будучи преподавателем в летней школе для молодоженов, я часто использовал следующий педагогический прием: слушатели должны были согласиться или не согласиться с некоторыми утверждениями. Иногда я предоставлял им возможность объединиться в соответствующие группы - "согласен" или "не согласен" - и найти в Библии обоснование своей позиции, чтобы затем поделиться своими соображениями с другими.
Как-то двое мужчин из слушателей, мои хорошие друзья по церкви, пригласили меня на обед. Оказалось, что у них из-за моего педагогического приема возникли некоторые проблемы.
- И в чем же дело? - спросил я.
- Не стоит вам на занятиях создавать эти группы - "согласен" или "не согласен".
- Почему же?
- А наши жены иногда попадают в другую группу! 
Прямо не знаю, как мне удалось тогда сохранить серьезность! Даже сейчас, когда я пишу эти строки, мне трудно удержаться от улыбки.
Все это напомнило рассказ одного старика-фермера о как он впервые женился. Его всегда учили, что муж должен быть главой семьи, и он во всем хотел добиться ясности, причем такой, которая устраивала бы прежде всего его самого. Когда он немного поумнел, то начал прислушиваться и к точке зрения жены. Затем, становясь все опытнее, он начал ценить суждения своей половины, которые так же ценны, как и его собственные, только немного другие. Будучи человеком разумным, он смог, наконец, сформулировать следующее: "Жена - помощница, а не прислуга на ферме".
Конфликты заложены уже в самих различиях между нами. На самом деле супружеская жизнь придает этим конфликтам некоторый конструктивный оттенок. Ни муж, ни жена не видят жизнь одинаково, они никогда не придут к согласию о том, как им жить. Когда нашему сыну было всего два годика, он упал и ушиб коленку. Только я собрался по примеру своего отца сказать: "Вставай, сын, будь мужчиной!", как Джоанна, моя жена, уже завздыхала: "Бедненький мой малыш!" Теперь, через 30 лет, когда падает мой внук, я говорю ему: "Вставай, бедненький малыш!", обнимаю его, подбрасываю в воздух и тискаю, пока он не прекратит плакать. Джоанна же теперь говорит: "Малышок, вставай!", и тискает его, пока он не прекратит плакать. Так мы повлияли друг на друга. Маленьким детям нужны и мать, и отец, и мы сами нужны друг другу.
Я вырос на ферме в штате Миннесота, а Джоанна в городе Миннеаполис. Я был "оторвой", а Джоанна предпочитала учиться и читать. Мне нравилась современная музыка, а Джоанне - классическая, я любил бывать на природе, а она - дома. Я любил мясо, картошку и блюда попроще, а жена была настоящим гурманом. Я рос в семье, где нас было пятеро, а она была единственным ребенком. Бог не мог придумать лучшей пары: мы были словно кусочками красного и зеленого пластилина, скатанного в один неразрывный шарик, где различимы полоски и красного, и зеленого, однако общий внешний вид его носит оттенки и того, и другого. Противоположности притягиваются.
После свадьбы у нас проявились и другие различия. Я, например, привык вставать рано утром и распевать в душе. Так я готовился к очередному прекрасному дню, и мне хотелось рассказать об этом всему миру. Джоанна же была "совой", и как-то она подошла ко мне, держа Библию, и сказала - "Смотри, вот цитата как раз для тебя!" Она прочла стих из Притчей (27:14): "Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего".- Дай-ка взглянуть, - проговорил я, и надо же, именно так там и было написано! Я буквально лишился дара речи, пока не заметил следующий стих: "Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны: кто хочет скрыть ее тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе" (Притч. 27: 15, 16).- Посмотри, Джоанна, а вот - для тебя.
Разве Господь не мудр? Пытались ли вы скрыть ветер и масть? Нет? Вам все равно этого не удастся. Так что же означают эти слова? Вы не поймете, пока не догадаетесь, что ветер и масть здесь означают Дух. Я понимаю это так, что обычный мужчина не может бороться с духом женщины.
Как поступает большинство мужчин, когда они знают, что не смогут одержать верх? Они просто не играют в такие игры, сгорая на работе, сидя перед телевизором, занимаясь спортом или отдаваясь своим увлечениям где-нибудь в гараже. Следовательно, в большинстве семей функционально первенство принадлежит женам. Однако мужчины сильнее физически. История свидетельствует, что чаще всего ими руководит грубая сила. Они ведут войны, распахивают поля... В различных культурах и цивилизациях женщинам отводится второстепенная роль именно из-за физического преимущества мужчин. Христианство поднимает роль женщины всюду, где проповедуется Евангелие. Мужчины не должны использовать своего физического преимущества для унижения женщины, а наоборот, оно дано им для ее защиты. Мужчины не должны покорять женщину силой - это полностью противоречит христианским принципам. Что случится, если мужчина добровольно откажется от своего физического превосходства, а женщина так же добровольно не откажется от своего духовного превосходства? Кто будет тогда главой семьи? Что же следует делать женщинам? Согласно 1-му Посланию Петра (3:1-4), они должны добровольно повиноваться своим мужьям, выказывать спокойствие и кротость, которые с точки зрения Бога являются великим достоинством. Мужчины же должны выказывать своего физического превосходства, но быть сильными в Святом Духе.
После того, как я изложил свое видение этих положений из 1-го Послания Петра на одной религиозной конференции ко мне подошла молодая женщина: "Теперь я, наконец, поняла, что произошло вчера вечером". Оказалось, что когда они ехали вместе с мужем, она слишком докучала ему, и кончилось все тем, что тот съехал на обочину, молча вышел из машины и, оставив ее одну, отправился домой, в свое "убежище", пешком. Возможно, он выбрал лучшее из возможных решений. Пребывание в роли "подчиненного" подобно поездке на машине в качестве пассажира. Чтобы не возникало проблем, здесь надо иметь в виду две вещи.
Во-первых, водитель должен знать, куда ехать, или, по крайней мере, иметь возможность спросить. Если я как пассажир это знаю, а водитель - нет, мой инстинкт мне подсказывает: "Остановись-ка, парниша, и пусти меня за руль или выпусти из машины".Я не верю, что основная проблема - это освобождение женщин; по-моему, главная трудность - это нехватка людей, способных к духовному лидерству.
Во-вторых, водитель должен подчиняться правилам дорожного движения. Когда шофер проезжает на красный свет, едет наперерез одностороннему движению или срезает повороты на двух колесах, то мой инстинкт к выживанию подсказывает, что надо скорей выбираться из этой машины или сменить этого шофера за рулем.
Ответственность лидера
Я не верю, что основная проблема- это освобождение женщин; по-моему, главная трудность - это нехватка людей способных к духовному лидерству. В тех обстоятельствах, где многие женщины обретают себя, мужчины или сдаются или поднимают мятеж. Повиновение лидеру, который не способен или не желает быть им, зачастую приводит к  состоянию беспокойства - не важно, мужчина ты или женщина. Быть главой семьи - это огромная ответственность Мужья обязательно должны когда-нибудь предстать перед Богом и дать Ему отчет, как они справились с вверенными им обязанностями.
Когда сыновья Зеведеевы возжелали у Христа почета и уважения, Господь использовал эту ситуацию, чтобы дать предметный урок, что такое лидерство. Он сказал, что нельзя нам уподобляться князьям неверных. "...Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20:26-28). Нет человека ниже по положению, чем слуга или раб. Так как же применить все это к главенству в доме? Дело здесь не в положении, а в ответственности. Каждый муж должен учитывать потребности своих жены и детей - как защитник и добытчик. Муж просто не в состоянии удовлетворить все потребности своей жены. Каждую отдельную потребность может удовлетворить лишь Христос. Вот почему любой муж должен быть прежде всего духовным лидером и предпринять все необходимые меры к тому, чтобы центром жизни его самого и семьи стал Христос. Лучшим способом убедиться, что жена и дети становятся такими, какими желал их видеть Бог, это самому стать таким же мужем и отцом.
Как говорила одна женщина: "Мой муж - словно Моисей, он может бродить по пустыне 40 лет и ни разу не спросить, куда идти!" Ее подруга пошла еще дальше: "Мой муж- словно 1осподь Бог, ведь я вижу его так редко; но когда он что-то сделает, это чудесно!"
Все это выразил апостол Павел в своем послании к Титу (2:1-8): "Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого".
Покорность власти
Самоконтроль - это плод Духа, главный ориентир для мужа и жены, который поможет им сформировать в себе богоугодный характер. Для женщины несложно подчиняться мужу, который сам подчинен Богу. Подчиняться власти необходимо для нашего собственного блага. "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение" (Рим. 13:13).
Я знал одного церковного деятеля, на словах критиковавшего всех своих начальников, тех, которым он должен был подчиняться: пастора, работодателя, губернатора и даже президента. Он никак не мог понять, почему его дети растут такими бунтарями. Забавно, но я уверен, что ему самому даже в голову не приходило, что его тоже можно считать бунтарем, как и многих, кто ходит в церковь, чтобы покритиковать проповедь и музыку. Мы не должны осуждать проповедь, наоборот, проповедь должна осуждать нас. В церкви нам скорее следует искать поклонения, чем сидеть сторонними наблюдателями и критиковать. Писание требует от нас покорности и молитвы за всех, кто властвует над нами. Мне приходилось общаться с женами, полагавшими, что они рождены для власти. Они выходили замуж за таких "бесхребетников", которые не могли им противостоять. Как-то одна из них привела ко мне своего мужа, чтобы поговорить о дочке-студентке. Матери не нравился ее дружок, и я в течение часа вежливо выслушивал разглагольствования об их семье и супружеской жизни. Несколько раз она упомянула что  ей совсем не хочется выполнять роль главы семьи, и наконец выпустив пар, спросила: "Вот мы беседуем уже час так что вы обо мне думаете?" Я ответил: "Миссис, вы трижды повторили, что совсем не хотели быть главой семьи, но произнесли тысячу слов в адрес своего мужа против каждого, сказанного им. Неужели вы полагаете, что я вам поверю?" Пусть этот парень не пара их дочери, но почему тогда она его выбрала? Если родители заставят ее бросить этого парня, то где гарантия, что она не выберет такого же? Выбор дочери во многом обусловлен назревшим в семье конфликтом, и она стремится обрести такого партнера, который в наибольшей степени будет отличается от того, что она видит дома. Дружок дочери - прямая противоположность ее отцу. Он главный, он режиссер их жизни, пусть и не богоугодной. После визита ее родителей я спросил дочь, что произошло у них дома. - Ничего не изменилось, - ответила она. - Как только я что-то попрошу, мама говорит: "Иди спроси у отца, он - глава семьи". Она у нас главный регулировщик!
Чтобы полагаться на Господа в наших отношениях с менее чем совершенными представителями власти, работодателями, мужьями и родителями, требуется большая вера. Но каждое библейское указание о повинности властям сопровождается каким-то обещанием. Тем не менее, иногда лучше повиноваться Богу, чем человеку. Во-первых, нельзя повиноваться тем, кто начинает командовать, превышая сферу своих полномочий. Во-вторых, не надо подчиняться тем представителям власти, чьи распоряжения противоречат Слову Божьему. В-третьих, на тех представителей власти, которые злоупотребляют ею, надо жаловаться в высшие инстанции, призванные защищать невиновных.
Отказ повиноваться только из-за того, что нам не нравятся наши отнюдь не совершенные начальники, также противоречит Писанию. Это бунт, а бунт ведет к социальной анархии. Нельзя нарушать указание Господа повиноваться старшим, иначе всякий ребенок откажется слушаться родителей - ведь идеальных родителей не существует.
Железо железо острит
Упомянув сварливую жену царь Соломон говорит: "Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего" Притч. 27:17). Давайте посмотрим, как железо острит железо При этом образуется много искр, жара, дыма. Как же избежать трений, когда совсем разные по воспитанию мужчина и женщина принимают решение жить вместе? Конфликта здесь не избежать. Вопрос в другом: как с ним справиться? Давайте познакомимся с видами конфликтов, ведущими к прогрессу в супружеской жизни.
Виды конфликтов
Люди с высокими запросами к взаимоотношениям стремятся разрешить конфликты, когда они считают, что можно разложить все по полочкам. Если же овчинка не стоит выделки, то они уступают - ради мира в доме. Не существует единого верного способа разрешения конфликтов. Например, если я зайду в бар, где назревает драка и никого не заботит установление каких-либо значимых взаимоотношений, то скорее всего я потихоньку удалюсь В других ситуациях мы будем стремиться одержать победу, становясь на сторону истины и справедливости. Однако я не могу придумать ни одной ситуации когда нам следовало бы становиться "людьми манипуляторами".
Конфликты - неотъемлемая часть жизни, и у всех нас уже есть привычные стили их разрешения. Апостолы Павел и Петр изначально были "победителями", они стремились к своей цели. До того, как они стали миротворцами, Бог вынужден был сбить с ног Павла и заставить Петра пережить стыд отречения от Христа. Иуда был "манипулятором", Варнава - уступчивым, а Иоанн был склонен к компромиссам ради мира и спокойствия. Компромисс - отнюдь не ругательное слово, когда оно относится к жизни с другими людьми. Плохо лишь, когда мы идем на компромисс с нашей личностью, с нашей сущностью в качестве Его детей и верой в истину Божьего слова. Если неправильно вести себя в ходе конфликта, то это может привести не к его разрешению, а в тупик, что сделает наши взаимоотношения невыносимыми.
Какие люди являются наиболее беззащитными? Те, которые по привычке уходят в себя, манипулируют другими или жаждут победить любой ценой. Почему некоторые люди всегда должны убеждать, уступать или уходить? Неужели потому, что основой их ощущения безопасности являются глубокие, значимые взаимоотношения? Те, у кого такие отношения сложились, чувствуют себя гораздо надежнее тех, кто обязательно должен одержать верх, доказать свою правоту. Говард Хьюз, знаменитый летчик и кинопродюсер, жил, так сказать, по мировым стандартам, но умер в одиночестве и беспомощности.
Много ли вы найдете библейских стихов, где говорилось бы, что нужно побеждать в любых обстоятельствах? А таких, которые призывают нас быть любящими,  благодарными, терпеливыми, прощающими, принимающими и ласковыми? Когда цена за победу - знакомые для нас взаимоотношения, - это слишком высокая цена.  На "длинной дистанции" такой же высокой ценой могут оказаться уступки или стремление к компромиссу, тогда как конфликт можно было бы разрешить. Иногда можно отложить что-то "в долгий ящик", но рано или поздно вопрос все равно придется решать. Наша задача - разрешить конфликт, а не просто с ним бороться.
Что делать при конфликтах
Каким образом мы учились вести себя во время конфликтов? Главными нашими учителями были родители. Их поведение не столько учило, сколько служило примером. Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Какой стиль поведения при конфликтах был наиболее типичен для вашего отца, и как он повлиял на вас?
2. Какой стиль поведения при конфликтах был наиболее типичен для вашей матери, и как он повлиял на вас?
3. Какой стиль поведения типичен для вас?
4. На кого из родителей вы больше похожи?
5. Каковы ваши отношения с этим родителем в отличие от другого?
6. Какой тип поведения при конфликтах характерен для вашей(его) супруги(а)?
7. Насколько знание этих стилей поведения влияет на ваши отношения с мужем или женой?
У мужей и жен различный жизненный опыт, разные интересы, точки зрения и способности к разрешению конфликтов. Для их разрешения лучше всего, когда подходы обоих супругов ясны, сформулированы и оценены. Сравнивая различные подходы и пути решения, мы можем рассмотреть больше возможностей.Неправильное поведение при конфликтах может скорее завести в тупик, чем способствовать их разрешению, и принести серьезный вред взаимоотношениям супругов. Поведение при конфликтах можно разделить на деструктивное и конструктивное, а именно: Деструктивное поведение - это когда супруги не понимают сути конфликта, которая вскрывается обычно тогда, когда оценивается и принимается мнение и точка зрения другого человека;существует атмосфера соревновательности, подразумевающая подход: "победа или поражение"; важнее всего - "я сделаю по-своему";супруги задействуют все возможные защитные механизмы, включая подавление, обвинение, уход в себя и агрессию;каждый из супругов зациклен на своей точке зрения и не хочет рассмотреть позиции и предложения другого;супруги прибегают к нападкам друг на друга вместо того, чтобы говорить о сути проблемы; свое личное мнение ценится выше супружеских отношений. Конструктивное поведение - это когдакаждый из супругов понимает необходимость выслушать другого, что дает возможность принять ответственные решения;налицо атмосфера сотрудничества и взаимопонимания в браке, подразумевающая подход : "все равно мы победим";важнее всего поступать так, как велит Господь;супруги не уходят в глухую защиту и считают, что разногласия проистекают из искреннего стремления другого человека сделать супружескую жизнь лучше;супруги убеждены, что они наверняка найдут правильное решение, которое может оказаться лучше, чем предложение любого из них; разногласия относятся к сути дела, а не к оценке того или иного человека;супружеские отношения более важны, чем потребность победить в конфликте или доказать свою правоту 
Стили общения
Деструктивные взаимоотношения порождают группировки, напряженность и тупиковые ситуации. Пары, живущие в такой атмосфере, как правило, имеют огромное число неразрешенных личностных конфликтов. Прежде чем супруги обретут способность принимать здравые решения об их совместной жизни, каждый из них должен преодолеть свои внутренние проблемы. Конструктивное разрешение - конфликтов между людьми достигается при единстве и доверии между ними, когда они делятся своими проблемами и открыты друг для друга.
Участникам конфликта не обязательно соглашаться с любым высказыванием своего оппонента. Для того, чтобы успешно разрешить семейный конфликт, лучше, чтобы у каждой стороны были одинаковые возможности выразить свое мнение и поделиться своими чувствами. Ответственны за окончательное решения всегда отцы или мужья. Мудрые главы семьи принимают решение лишь после того, как они узнают все факты и смирятся перед Богом. Зачастую их окончательное решение может быть таким: "Ты права, милая, пусть будет по-твоему", а иногда - "Ты был прав, сын, а я заблуждался".
Три критерия для успешного разрешения конфликтов - это Божья милость, внимание и забота о другом и способность к взаимному общению. Давайте рассмотрим, как соотносятся эти стили общения с семейными взаимоотношениями и стремлением к достижению успеха.
Люди с выраженной потребностью к достижению цели стремятся, как правило, контролировать ход беседы. Если они более заинтересованы в отношениях с собеседником, то попытаются убедить его. Если же отношения им безразличны, они будут стремиться взять верх, доминировать. При общении одному человеку отводится роль ведущего, главного Беседа проходит, как правило, "односторонне". Если рассмотреть иную крайнюю точку, то мы заметим, что человек с низкой потребностью к достижению цели будет стараться переложить роль ведущего в общении на собеседника. Стиль такого человека - приспособиться и жаловаться. Он, как правило, очень впечатлителен, предпочитает оставаться в тени и перекладывает ответственность на других.
Люди с низкими запросами к взаимоотношениям стремятся уйти в себя. Они могут вступить в бой, когда им хочется чего-то добиться, и уйти в сторону, когда не хочется. Люди с подобным стилем общения избегают контактов с другими, блокируют общение, не поддерживая его и не вступая в беседу. На другой крайней точке находятся люди с высокими запросами к взаимоотношениям, которые укрепляют их, применяя стиль исследования и информирования. Такой стиль подразумевает взаимное участие в беседе равного с равным. Общение происходит "двусторонне", и оба участника стремятся понять друг друга. Как можно научиться общению? Точно так же, как мы учились разрешать конфликты. Нашими первыми учителями и здесь были родители. А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Какой стиль общения был характерен для вашего отца, и как он повлиял на вас?
2. Какой стиль общения был характерен для вашей матери, и как он повлиял на вас?
3. Какой стиль общения наиболее свойственен вам?
4. Кого из родителей вы больше любите?
5. Как вы относитесь к нему (ней) по сравнению с другим родителем?
6. Какой стиль общения наиболее характерен для вашей жены или мужа?
7. Как знание этого факта влияет на ваши взаимоотношения?
А теперь сравните свои ответы с ответами вашей жены или мужа  согласен / не согласен) на следующие утверждения:
1 Даже если ваша половина настаивает, иногда лучше кое-чего недосказать.
2. Ссоры всегда портят отношения в семье.
3 Супруги должны иметь возможность обсудить свои семейные проблемы с друзьями.
4. В отношениях между супругами следует высказывать только положительные чувства.
5. Последнее слово всегда должно оставаться за мужем.
6. "Говорите истину в любви" не означает, что нужно всегда говорить правду.
7. Если вы разозлились, то лучше куда-нибудь уйти.
8. Небольшой скандальчик только укрепляет семейные узы.
9. Жене следует прямо сказать мужу, когда ей хочется секса, так как муж всегда к нему готов.
10. Денежными делами в семье всегда должен заниматься муж.
11. Совсем не обязательно прощать другого, если тот не признает свою неправоту.
12. Принимать решения относительно семейных дел всегда лучше жене.
13. И муж, и жена всегда должны спать в одной постели.
14. Между мужем и женой не должно быть секретов.
15. Мужу надо держаться подальше от кухни.
16. Семейными молитвами должен руководить отец.
17. Если это нужно семье, можно залезть и в долги.
18. Муж должен верить в интуицию своей жены.
19. Муж должен всегда говорить жене, куда он идет и на сколько.
20. Мы никогда и не предполагали, что нам придется обсуждать эти вопросы
 

Предыдущая глава    Оглавление    Следующая глава



2001–2018 Электронная христианская библиотека