Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Бог, который слышит 
Бингем Хантер
 
   
Глава 11
С прощением: Молитва за грешников

Я вообще-то человек не злобный - сказал мой знакомый с очевидной гордостью. - Во-первых, я живу сегодняшним днем. А во-вторых, я ни на кого не держу злобы, даже на тех, кого никогда не смогу простить!" Этой точки зрения придерживается огромное количество верующих, скорее всего, потому, что прощение дается нам с трудом, и потому, что Библия к этому вопросу подходит очень серьезно. Но разговор о прощении неизбежен при написании книги на тему молитвы. Не вызывает сомнений то, что Иисус связывал прощение с эффективностью молитвы.
Прощение: библейское прощение
"Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?" Такой вопрос задали фарисеи, услышав, как Иисус простил грехи парализованного калеки (Мк. 2:7). Этот вопрос выражает уверенность в том, что право суда (и, следовательно, прощения) принадлежит одному лишь Богу. Идея о том, что прощение является одной из основных характерных черт Бога, своими корнями уходит в глубину Ветхого Завета. Она начинается с того момента, когда Бог описывает Себя Моисею: "Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех" (Исх. 34:6-7). Позже псалмопевец поет: "Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою" (Пс. 129:4). До изгнания Израиля Исаия изрек слово Господне: "Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну" (Ис. 43:25). Во время изгнания Даниил молился: "А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него" (Дан. 9:9). Евреи прекрасно понимали духовную реальность популярного афоризма: "Людям свойственно ошибаться, Богу- прощать".
Иисус - воплощение прощения Божьего. Сын Человеческий пришел, чтобы "послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:45). Евангелие христианства строится на основании прощения. Апостолы проповедовали "во имя Его покаяние и прощение грехов во всех народах" (Лк. 24:47). Вся проповедь Петра сводится к следующим словам: "Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деян. 10:43). Личное познание прощения Божьего - основная отличительная черта народа Божьего как в Ветхом, так и в Новом Заветах.
Прощеные прощают
И Христос просит, чтобы мы прощали точно так же, как сами были прощены. Павел писал: "Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы" (Кол. 3:13).
Нашим основным мотивом для прощения должна быть благодарность за Божий дар нашего прощения. Мы, будучи освобождены от рабства и нищеты греха и обогатившиеся и освободившиеся Божьей благодатью, должны быть чуткими к тем же нуждам других людей. Прощая людей, мы следуем примеру Бога, нашего Отца: "Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6:32-36). Проявление милости говорит о том, что сам человек принял милость Божью в прощении. Готовность прощать людей является признаком истинного обращения. Человек, не желающий простить своего ближнего, не может считаться дитем Божьим. Иисус считал безразличие к нужде в прощении, испытываемой другим человеком, неблагодарностью, приравниваемой к богохульству. Сила Его уверенности видна в притче о жестоком слуге, приведенной в главе 18 Евангелия от Матфея.
В этой притче Иисус описывает человека, которому хозяин простил огромный долг. Но милосердие хозяина не тронуло жестокого слугу. Он пошел к рабу, который был должен ему незначительную сумму денег, и добился его заточения в долговую тюрьму, потому что у раба не было денег, чтобы выплатить долг. Хозяин услышал об этом от своих знакомых.  Тогда государь его призывает его и говорит: "злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф 18:32-34). Иисус заканчивает притчу такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (ст. 35). Почему Он произнес такие резкие слова? Вполне разумно предположить, что Господь знал, что нам трудно прощать обидчиков. Прощение требует, чтобы при оценке поведения тех, кто согрешил против нас, мы помнили свои собственные грехи. Нам это совсем не нравится. Гораздо проще забыть о своих прегрешениях и сконцентрироваться на тех, что сделали другие. Естественная реакция: "Они не могут так поступать со мной!" Гораздо реже слышится: "Их действия указывают на боль в их сердце". И уж совсем редко: "Как помочь этому человеку заново обрести общение с Богом?" Нет ничего проще, чем сказать: "Скорее в Эквадоре пойдет снег, чем я прощу тебя".  Непрощение дает нам ощущение власти над другим человеком; оно повышает нашу собственную важность. Прощение признает, что перед Богом любой человек бессилен и недостоин. Наша истинная ценность и важность прекрасно показаны в том, что Бог простил нас. Своим прощением во Христе Он показал, что мы ценны и очень важны для Него, даже когда грешим. И если мы осознаем свою ценность, то признание аналогичной ценности другого человека (через прощение) не ставит под угрозу наше чувство собственного достоинства (даже если другой человек и недостоин прощения). Простив нас. Бог дал нам все необходимое для прощения других людей. Последний стих притчи - это не просто угроза, предназначенная для того, чтобы запугать жестокого человека (заметьте: притча не учит о потере спасения. Хозяин не продал слугу, а лишь посадил его в темницу). Это всего лишь сильный пример "обоюдного духовного принципа". Иисус об этом также говорит в Лк. 6:37-38: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Эта аксиома повторяется в конце молитвы "Отче наш" (Мф. 6:14-15): "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
Иисус считает вполне нормальным, что прощеные грешники прощают других. Дела прощения доказывают, что просящий есть дитя Божье, человек, познавший Божье прощение и получивший право на ежедневное очищение кровью Христа (1 Ин. 1:9). А в таком контексте Мф. 6:14 превращается в гарантию постоянного прощения Богом Своего дитя. В Мф. 6:15, в свою очередь, показано, что те, кто не прощают, кто не входят в число детей Божьих, не могут ожидать от Него прощения.
Но ведь всему должен быть предел
Прощать - это одно, а быть козлом отпущения - совсем другое. Скорее всего, именно это пришло на ум Петру, когда он спросил: "Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?" (Мф. 18:21). В иудейской традиции число 7 означало полноту. Другими словами, вопрос Петра можно переиначить следующим образом: "Ну, уж не больше, семь - и то слишком много". Но Иисус ответил: "Не говорю тебе: "до семи", но до седьмижды семидесяти раз" (18:22). "Седьмижды семьдесят" (в некоторых переводах "семьдесят семь") на самом деле означает: "Петр, как бы тебе понравилось, если бы Бог перестал тебя прощать после семи раз? Поступай со своими братьями так, как с тобой поступает Бог. И перестань считать".
Но ведь другие люди могут воспользоваться готовностью христиан прощать, хотя все равно не смогут разорить человека, обогащенного Христом. Мы должны с долготерпением снисходить "друг ко другу с любовью" (Еф. 4:2).
Однако это не означает, что мы должны закрывать глаза на отношение к нам других людей. Особые указания, как следует вести себя, когда один христианин обижает другого, находятся в Мф. 18:15: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего". Но в таком случае брат (или сестра) должен быть виновным в совершении греха, в нарушении Слова Божьего, а не просто в нечувствительности к вашим личным предпочтениям. Вы не можете обличать брата за его уверенность в том, что свободное предпринимательство эксплуатирует бедняков, или за то, что он пришел к вам в гости в джинсах, а сестру за то, что ей кажется, будто вас обсчитали на рынке, или за то, что ей хочется работать в банке. Христианская любовь должна выступать против греха. А когда один христианин в любви показывает другому его вину, реакцией должно быть искреннее раскаяние в грехе и за причиненную боль. В некоторых случаях уместно возмещение материального ущерба, а во многих случаях для восстановления взаимоотношений может потребоваться некоторое время. Но если виновная сторона признала грех и раскаялась в нем, потерпевшая сторона обязана простить.
Этот процесс описывается Иисусом в Лк. 17:3-4: "Если же со- грешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: "каюсь", - прости ему". Цель состоит в том, чтобы "приобрести" брата или сестру, добиться восстановления ваших личных взаимоотношений и его взаимоотношений с церковью и с Богом. Смысл не в том, чтобы человек признал, что он прав, а вы - нет, и не в том, чтобы он признал, что наступил на вашу любимую мозоль. "Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости". Но обличение содержит в себе долю духовного риска: оно может подтолкнуть к тому, что вы начнете чувствовать себя самым праведным человеком в мире. "Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6:1). Но даже если человек и откажется каяться, мы все равно должны любить его. У нас есть заповедь не платить злом за зло и не добиваться отмщения (Рим. 12:17, 19). Павел пишет: "Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:20-21). (Горящие уголья, скорее всего, являются образом покаяния. 
Иисус сказал, что мы должны молиться "за обижающих нас" (Лк. 6:28). Но это не означает, что христиане должны быть лег- кой жертвой всякого, как это видно из слов Павла, обращенных к Тимофею: "Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам" (2 Тим. 4:14-15). Не менее реалистичны и слова Иисуса в Мф. 18:16-17. Он знает, что даже христиане могут не принять обличение: Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
Подобное отделение от общения нельзя назвать карой; это наказание, ведущее к восстановлению. Оно предпринимается для того, чтобы показать христианину серьезность его греха и помочь ему взыскать прощения и примирения. Для подобных действий могут быть три цели: приведение грешника к ощущению реальности и осознанию потребности в примирении; за- щита чистоты других людей в церкви; очищение свидетельства церкви неверующим.
Обетование Иисуса
Принимая во внимание, что это очень серьезное дело, Иисус пообещал руководителям церкви Свое водительство при принятии таких решений: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20). Здесь не говорится, что это обетование относится ко всем христианским собраниям. Слова Павла из параллельного отрывка в 1 Кор. 5:4 указывают на то, что он знал об этом обещании Иисуса и считал, что оно относится к вопросу о наказании. Согласие, о котором говорится в Мф. 18:19 ("Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного"), скорее всего, относится к молитве о водительстве и мудрости перед тем, как предпринимать серьезные дисциплинарные действия. Этот стих также зачастую используют в отрыве от контекста. Нет никакой гарантии в том, что согласие двух верующих "заставит" Бога ответить на молитву. В Мф. 18 речь идет о наказании, при котором следует искать мудрости Божьей. И просящий помощи обретет ее. Человек, отвергший предложенное прощение и отказавшийся покаяться, будет связан последствиями этого греха как на земле, так и на небесах; а тот, кто при- мет обличение и взыщет примирения в прощении, будет освобожден от оков греха посредством прощения церкви и Бога. "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18).
Невозможно переоценить роль прощения во взаимоотношениях между верующими. Вражда и дух не прощения разрушают нашу способность поклоняться и молиться. Грех и распри между христианами ранят сердце Бога. А Писание учит, что вражда между верующими мешает Богу принять наши хвалу и поклонение. Иисус отмечает в Нагорной проповеди: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24).
Слова Иисуса означают, что поклонению должно предшествовать межличностное примирение. Жертва хвалы, принесенная при осознанной нужде в примирении, неприемлема для Бога. Вражда между теми, за кого Христос умер на кресте, оскорбляет Дух любви и единства: "И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас" (Еф. 4:30-31).
Как только мы осмеливаемся надеяться, что всеведущий Иисус, Которому известны все помышления наших сердец, закроет глаза на нашу вражду, ради прекращения которой Он умирал? Для того, чтобы наша жертва хвалы была угодна Богу, мы должны быть "друг ко другу добры, сострадательны", должны прощать "друг друга, как и Бог во Христе простил" нас (Еф. 4:32). 
Прощение и молитва
Слова Иисуса в Мк. 11:25 устанавливают прямую связь между личной молитвой и прощением: "И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши", т. е. дух не прощения мешает молитве.
Давид напрямую связывает благословение Божье с единством Его народа: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе... Ибо там заповедал Господь благословение" (Пс. 132:1, 3). Автор книги Притч также включает "ненависть" в перечень того, что "неугодно Богу". Одна из мерзостей для души Божьей - "посеивающий раздор между братьями" (Пр. 6:16, 19). Бог заповедал нам прощать. Человек с духом не прощения живет во грехе. А Бог не слышит тех, кто лелеет грех (Пс. 65:18). И снова все сводится к связи между молитвой и послушанием. Слушаясь Бога, мы возрастаем в познании Его разума и начинаем молиться по Его воле. Бог отвечает лишь на такие молитвы. Отказываясь прощать, мы бунтуем против Бога и отдаляемся от Него. А в таком положении довольно трудно познать Его волю и молиться по ней.
К счастью, наш Бог - любящий и прощающий Отец, даже когда Его дети таковыми не являются. Я уже говорил, что последние две главы предназначены для того, чтобы помочь вам любить и прощать. Я не хочу сокрушать или обвинять. Но Бог слышит молитвы лишь тех, кто стремится исполнять Его волю. Если вы не любите какого-то человека или знаете, что вам следует взыскать примирения или простить кого-то, попросите Бога послать вам Духа помощи и верой исполняйте Его Слово. Это непросто. Но свобода и легкость в поклонении, которые мы получаем при этом, стоят того, чтобы постараться.

Вопросы для размышления и обсуждения
1. Почему мы хотим, чтобы люди признали, что обидели нас?
2. Почему Бог хочет, чтобы мы признавали, что обижаем людей?
3. Какое отношение к современной христианской жизни имеет притча о жестоком слуге (Мф. 18:21-25)? Что мы задолжали другим людям? В бизнесе абсолютно невозможно отменять все задолженности. Так почему же Иисус требует от Своих последователей таких радикальных действий?
4. Согласны ли вы с мнением автора относительно того, что прощение человеку дается с трудом?
5. Что означает "простить и забыть"?
6. Как дух непрощения может помешать вашим молитвам?
 

Предыдущая глава    Оглавление    Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека