Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Бог, который слышит 
Бингем Хантер
 
   
Глава 4
Всевышний: Может ли молитва изменить решение Бога?

М0ЛИТВЫ своими корнями уходят в уверенность в Божьем всемогуществе и величии. Иов писал: "Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено" (42:2). Естественно, что молитва, обращенная к бессильному существу, выброшена на ветер.
Возьмите, например, простую просьбу: "Пусть в мой день рождения не будет дождя". Для того, чтобы 17-го числа не было дождя в парке, где вы собираетесь устроить пикник, может потребоваться изменение давления над территорией в 245 квадратных километров на высоте 9863 метра где-то в середине Тихого океана, причем сделать это необходимо было хотя бы за одиннадцать дней до того, как вы помолились об этом 15-го числа. Последствия подобного вмешательства могут отразиться на погоде в других частях земного шара, что также не следует сбрасывать со счетов. Мы забываем о подобных вещах, потому что сегодня метеорологией заправляет термодинамика, а не теология. И, как уже часто упоминалось ранее, нам из-за того, что некоторые вещи Бог делает постоянно, очень просто начать думать, что Он вообще ничего не делает. Но природные процессы, о которых мы привыкли думать как о чем-то естественном, поддерживаются и изменяются силой Божьей. Для того, чтобы молитвы не были выброшены впустую, Богу, в первую очередь, необходимо иметь достаточно силы, чтобы исполнить то, о чем мы Его просим. Во-вторых, для того, чтобы быть в состоянии сделать то, о чем Его просят, Ему необходима власть над творением. Но представьте себе существо, отвечающее на вашу молитву следующими словами: "Понимаешь, я бы с удовольствием устроил тебе солнечный денек, но не могу. Просто есть такие процессы, которые мне не под силу. Мне не менее обидно, чем тебе, поверь. Может быть завтра? Честно, даже не знаю, что делать".
Я рад, что христиане молятся всемогущему и великому Богу. Псалмопевец писал: "Бог наш на небесах; творит все, что хочет" (Пс. 113:11). Эта тема продолжена в Даниила 4:32: По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?". Божьи сила и власть вечны. "Царство Твое - царство всех веков, и владычество Твое во все роды" (Пс. 144:13). Но обязательно ли тот, кто наделен абсолютной и вечной силой и властью, благоволит к нам? Нет. Представьте себе такой ответ на молитву о погоде в день рождения: "Слушай, будет так, как я хочу. Понял? Я - босс... только попробуй забыть об этом... (я не могу). Командую здесь (да и вообще везде) я... И тебя вообще никто не спрашивает... Усвоил? И хватит вопросов. А-то получишь. Пошел вон, я устал от тебя. Без тебя работы хватает. Это моя вселенная, и я буду делать с ней все, что мне захочется". Это можно принять за слова "крестного отца", но не благого Отца, пославшего Своего Сына умереть за нас. Для того, чтобы молитва была действенной, Божье всемогущество и величие должны сочетаться с благостью и моральным совершенством. Христиане молятся Богу, каждый поступок Которого благ и Который ничего не делает по причине головной боли или простого каприза. Вот что сказал Иисус: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:9-11).
Сочетание понятий о Божьих всемогуществе, власти и благости ученые называют провидением. Дж. И. Паркер дает следующее определение: "Непрекращающаяся деятельность Творца, посредством которой Он по Своей необъятной щедрости и благости... поддерживает порядок в Своем творении.., направляет и управляет всеми событиями, обстоятельствами и добровольными действиями ангелов и людей.., и ведет все к определенной цели, ради Своей славы". Паркер вкратце подвел итог тому, что в Библии написано о Боге и Его отношениях со Своим творением. Читая теологическую литературу, часто можно увидеть, как слово "провидение" используется в качестве синонима слова "Бог". Благодаря заботе Бога о Своем творении, в конечном счете, не существует такого понятия, как недостаток. Более того, с точки зрения Бога, не существует и таких понятий, как несчастные случаи, сюрпризы или "любопытные повороты истории". Того, что мы называем шансом, просто не существует. Странно? Да. Но эти слова являются прямым выводом из стихов типа Притч 16:33: "В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа". С библейской позиции каждый учебник истории должен начинаться с вступления: "Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил" (4 Цар. 19:25).
Но ведь все меняется со временем
Последний процитированный текст вызовет множество вопросов у каждого человека. В нем говорится, что 
(1) Бог всегда знал, чего хотел в каждой конкретной ситуации ("Я предначертал это"); 
(2) Бог не меняет решений по поводу наших молитв;
(3) Бог или действует лично, или допускает все, что происходит ("Я исполнил"). Это подтверждается и во множестве других текстов:
Ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян. 15:18). Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю... Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю (Ис. 46:9-11).
Подобные слова вызывают множество вопросов, особенно по поводу молитвы. Зачем вообще молиться? Просить Бога о чем-то кажется глупым. Я не могу рассказать Ему ничего такого, чего Он не знает; а поскольку Он и без меня знает, что лучше всего, то и сделает то, что лучше. При этом Библию писали образованные люди, вряд ли знакомые с такими проблемами. Но они были людьми молитвы. Исаия и Павел - достаточно хорошие примеры. Именно Исаия сказал Езекии: "Так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь" (Ис. 38:1). Но после того, как царь горько зарыдал и помолился об отложении срока смерти, тот же Исаия, который к тому времени еще не успел покинуть дом царя после донесения приговора Господня, которому Бог сказал: "Возвратись, и скажи Езекии... так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя... И прибавлю к дням твоим пятнадцать лет" (4 Цар. 20:5-6), утверждает, что именно молитва отвратила смерть царя (Ис. 38:1- 22).
Со своей стороны Павел о Божьем вечном призвании и предназначении говорит больше, чем кто-либо другой из библейских авторов. В Рим. 9-11 он пишет об этой доктрине, имея в виду свой народ - Израиль. В 9:16 он утверждает, что спасение не зависит от человеческого желания или усилия. Такое заявление может у кого угодно отбить желание молиться. Весь смысл главы выражен в следующих словах: "Кого хочет, милует" (ст. 18). При этом Павел даже упрекает человека, пытающегося доказать Богу, что честно, а что - нет (см. особенно ст. 14- 21). Эти мотивы снова и снова звучат в главе 11, заканчивающейся славословием: "Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?" (ст. 34). Налицо полнейшая беспомощность человека в вопросе спасения. Бог спасает лишь тех, кого хочет. Более того, решение об этом Он принял уже тогда, когда люди "еще не родились и не сделали ничего доброго или худого" (9:11). Но в 10:1 Павел пишет: "Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение". Очевидно, он не стал бы терять время на молитву по поводу закрытого дела Богу, не отвечающему на молитвы. Павел учил о главенствующем факторе Бога в вопросе спасения и молился о спасении народа Божьего. Он молился о том, что, по его мнению, Бог и так уже решил сделать. Божье всемогущество, мудрость, благость и всеведение еще сильнее побуждали Павла к молитве.
И, наконец, Сам Иисус. Он знал, что по поставленной Богом цели и предназначению Он умрет на кресте (Деян. 2:23). И Он, по крайней мере, три раза объяснял это Своим непонятливым ученикам (Мк. 10:33-34 - один из примеров). Но в Гефсиманском саду, как это описывает Марк, Он "пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей" (14:35). Из этих примеров видно, что вечный, неизменный, всемогущий Бог отвечает на молитвы. В этом не могли ошибаться те, кто сыграл центральную роль в передаче Слова Божьего людям.
И мы остаемся с двумя противоречивыми заявлениями о том, что Бог все решения принимает Сам и делает то, что хочет, но при этом отвечает на молитвы людей. Какой же ответ правилен?
Может ли молитва заставить Бога изменить решение?
В Исх. 32:9-14 написано, что Бог в ответ на молитву отменил зло, т. е. передумал. Ходатайство Моисея за израильский народ после того, как они поклонялись золотому тельцу, часто ставится в пример как результат усиленной молитвы, сошедшей с губ праведного и верного человека. В книгах написано, что сила этих молитв настолько велика, что ее хватает для вымаливания благословения или предотвращения катастрофы, запланированной Богом. Но что же написано в Писании по поводу молитвы, заставляющей Бога изменить решение?
Признанные ортодоксальные теологи сделали следующее заявление: "Бог - всемогущий правитель истории, открытый для изменений на каждом ее повороте". Это подразумевает, что в Исх. 32:14 и подобных отрывках говорится о "Божьей свободе изменять Свои решения и пути, на которых строит взаимоотношения с людьми". Но я это понимаю немного по- другому. Мне кажется, что упоминания о том, что Бог "раскаялся", "смягчился" или "передумал" - образные словарные обороты; ученые называют их "антропопатизмы", т.е. выражения, описывающие Бога с помощью понятий, обычно используемых в отношении человеческих эмоций. Говоря о Боге, Библия зачастую использует аналогии, которые нельзя истолковывать буквально. Например, если Бог есть Дух, как это утверждает в Ин. 4:24 Иисус, то Его существование не может быть физическим: у Бога-Отца нет тела. При этом библейские авторы снова и снова, описывая Его действия, прибегают к образным выражениям (антропоморфизмам), относящимся к человеческому телу. Например, в Ис. 40 написано, что у Бога есть "рука" (ст. 2, 12), "уста" (ст. 5), "дуновение" (ст. 7), "мышца" (ст. 10) и "грудь" (ст. 11). Точно так же я уверен в том, что Божье "раскаяние" - тоже антропопатизм, потому что, согласно библейскому учению, Бог не передумывает: "Бог не человек.., чтоб Ему изменяться" (Чис. 23:19), "и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему" (1 Цар. 15:29). Но что в таком случае означает отрывок из Исх. 32:14?
Алан Коул так комментирует ответ Бога на молитву Моисея: Библия имеет в виду не то, что Бог передумал; и уж тем более Бог не пожалел о том, что намеревался сделать. На библейском языке это означает, что из-за возникновения нового фактора, о котором, как правило, упоминается в контексте, Он перешел на курс действия, отличный от предполагаемого ранее в качестве возможного варианта. Библия четко дает понять, что Божьи обетования и предостережения всегда зависят от реакции человека: это лучше всего показано в книге пророка Иезекииля 33:13-16. Невозможно говорить о том, что своей молитвой Моисей заставил Бога изменить решение о судьбе Израиля. Наоборот, он только содействовал его осуществлению, ибо в подобные моменты он, как никогда, разделял ум, любовь и цели Божьи.
Вдумайтесь в слова Иакова в Бытие . 49:10: "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель". Часто этот стих рассматривают как пророчество относительно царской линии в Израиле и мессианском наследии в колене Иудином (в Мф. 1:3 подтверждается, что последнее действительно верно). Но Моисей был из колена Левия, а не Иуды (Исх. 2:1-9). В Исх. 32:10 после греха, совершенного народом, Бог предлагает Моисею уничтожить весь народ израильский и произвести от Моисея новый великий народ.
Таким образом, цари и Мессия могли прийти через линию Моисея, а не Иуды. Поскольку Бог обещаний не нарушает, я пола- гаю, что если Быт. 49:10 - пророчество, то Он на самом деле не собирался уничтожать Израиль - по крайней мере, не все колено Иудино, - хотя Его слова и предполагают такую возможность в Исх. 32:10. Из этого следует, что своей молитвой Моисей не заставлял Бога менять решение. Он умолял Бога сделать то, что Тому хотелось более всего. А если человек, разговаривавший "лицом к лицу" с Богом (Исх. 33:11), не мог заставить Бога изменить решение, то уж тем более не сможем этого сделать мы.
"Поймал!"
Некоторые читатели, прочитав написанное выше, скорее всего, думают сейчас: "Выкрутился-таки. Но теперь я тебя "поймал"! Как бы я ни старался, мои молитвы не могут повлиять на решение Бога. Ты сам это доказал тем, что в Исх. 32:14 Моисей не смог заставить Бога изменить решение". А я отвечаю: "Не спешите закрывать книгу и включать телевизор". В обоих отрывках Бог заповедует Своему народу молиться. Делает ли Он это лишь потому, что молитва положительно отражается на нашем психологическом здоровье? Может ли Тот, Кто призывает нас не тратить время понапрасну, заставлять нас заниматься чем-то абсолютно бесполезным? Почему Писание снова и снова говорит, что Бог слышит прошения и отвечает на молитвы, если на самом деле это не так? Может ли человеческая молитва оказать даже самое незначительное влияние на высшую волю Бога? Но ваши молитвы действительно значимы. Только к такому выводу можно прийти, отнесясь к Библии серьезно. Вопрос состоит в том, в чем они значимы. Как они соотносятся с высшими и вечными целями Божьими?
Мы никогда не сможем полностью понять пути Божьи (например, см. Иов 11:7-8; Ис. 55:8-9). Попытки установить взаимосвязь между нашими молитвами и Божьими целями, скорее всего, утомят ваш мозг ничуть не меньше, чем мой. Когда чело- век пытается объяснить положения истории и теологии, в которых соприкасаются человеческое и божественное начала, он приходит в полное недоумение. Древние споры об абсолютной человечности и совершенной божественности Господа Иисуса и недавно начавшиеся дебаты по поводу роли грешных людей в написании непогрешимого Слова Божьего являются хорошими примерами этому. И нам необходимо осторожно относиться к решениям любого библейского парадокса. Истинное разрешение любого вопроса известно Богу, Который по Своей мудрости решил не перегружать наш мозг. Как вера, так и опыт говорят о том, что молитва важна, а человеческие прошения и непоколебимое всемогущество Бога каким-то образом гармонируют друг с другом.
Бытует мнение, что наши молитвы необходимы Богу для осуществления того, что Он уже запланировал сделать. С.Д. Гордон пишет: Все, о чем когда-либо молился человек (я говорю только о хороших молитвах, разумеется), Бог уже заранее хотел сделать. Но Он ничего не делает без разрешения человека. Выполнение Его целей ограничено недостатком нашего желания. Но, осознав Его цели и сделав их объектом своих молитв, мы даем Ему возможность действовать. Далее он утверждает, что люди обречены на мучения в аду потому, что христиане не молятся за их спасение: "В том жутком потерянном мире есть люди, попавшие туда из-за того, что кто-то не захотел прислушаться к голосу Божьему и молиться за них". Гордон этим говорит, что Бог Сам ограничил Свою всемогущую силу, поставив осуществление Своей воли в зависимость от молитв, т. е. Бог готов и хочет благословить (или спасти) людей, но не может сделать этого до тех пор, пока они в молитве не покажут, что тоже хотят этого. Получается, что если мы не будем молиться, то Бог не сможет осуществить Свои цели на земле. Таким образом, молитва становится необходимой в абсолютном смысле этого слова: Бог бессилен без наших молитв.
Многие десятилетия верующие придерживались этого мнения, несущего в себе огромный эмоциональный заряд и побуждающего человека молиться долго и усиленно. Но меня такой подход не устраивает, потому что делает всемогущего Творца зависимым от разрешения и желания Его греховного и падшего творения. В Дан. 4:32 говорится: "Нет никого, кто мог бы противиться руке Его". А это никак не согласуется с заявлением Гордона о том, что "осуществление Его целей ограничено недостатком нашего желания". В Рим. 9:15 ("Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею") приводится довольно со- мнительное мнение, что принятие милости Божьей в спасении зависит от того, ответит ли кто-то на призыв Божий молиться. Писание заставляет меня признать точку зрения Гордона неадекватной.
А есть мнение получше?
Гораздо более правдоподобным кажется то, что Бог установил молитву как средство осуществления некоторых аспектов Своей воли. Из-за человеческой ограниченности Богу часто приходится действовать независимо от просьб людей. Тем не менее, в некоторых случаях Бог решил действовать таким образом, чтобы дать нам возможность принимать участие в осуществлении Его воли. Бог дал Своим детям стимул и способность молиться для того, чтобы отвечать на их прошения и выполнять некоторые составляющие Своего плана.
Молитвы - это добровольные действия верующих, и Бог не зависит от них и не ограничен ими. Но Ему угодно претворять Свои цели в жизнь в ответ на наши молитвы. Это мнение основывается на подобных отрывках: "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (Пр. 16:9); "Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2:13). Но мне кажется, что лучше всего это видно в главе 36 книги пророка Иезекииля. Эта глава наполнена ссылками на всемогущество Божье (в Новом международном пере- воде словосочетание "Господь Бог Всемогущий" в этой главе встречается 15 раз!). Особенно это подчеркивается в ст. 22 и 32: "Так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего"; "Не ради вас Я сделаю это, говорит Господь Бог". Бог сделает то, что захочет, - такова главная мысль этой главы. Но в последних двух стихах всемогущий Господь говорит, что будет действовать по молитвам Своего народа: "Так говорит Господь Бог: вот, еще раз отвечу на плач дома Израилева и сделаю это для них... И узнают, что Я - Господь" (Новый международный перевод, ст. 37-38). По Своему всемогуществу Бог поведет Свой народ в молитве, чтобы ответить на нее. В таком случае действие развивается по следующему плану:

Бог всемогущ и неограничен - Мы свободны; мы молимся - Его воля исполняется - 
Его святое имя прославлено - Мы знаем, что Он - Господь
Я не претендую на то, что нашел единственный ответ на наш первоначальный вопрос. Но моя точка зрения гораздо более правдоподобна и намного больше соответствует библейскому подходу, чем теория Гордона. И в этом я не одинок. К. С. Льюис однажды сказал: Высшая мудрость не нуждается в подсказках относительно того, как лучше поступить в создавшейся ситуации, а высшая благость не требует уговоров претворить это в жизнь. Точно так же Бог не нуждается в помощи со стороны. Он мог бы, если бы захотел, поддерживать наши тела в хорошем состоянии, не прибегая к помощи пищи, или дать нам эту пищу, минуя фермеров, булочников и мясников; дать нам знание, минуя образованных людей; обратить язычников, минуя миссионеров. Но Он позволил почве и погоде, животным и мышцам, умам и воле людей способствовать осуществлению Его Воли. Как говорил Паскаль, "Бог установил молитву для того, чтобы Его творение могло влиять на волю случая" 
Кому хочется быть марионеткой?
Основной помехой в подходе "содействия" является приоритетность воли Божьей. Если Бог дает нам побуждение и способность молиться за то, что Он хочет сделать, то наши молитвы перестают быть добровольным выражением любящего творения. Они уже больше похожи на "слова", произносимые марионетками, послушными движениям руки кукольника. Это старое доброе возражение. Но уважаемые ученые веками верили - даже несмотря на очевидный парадокс, - что мы молимся добровольно. Дж. И. Паркер смог объединить учение Писания по этому вопросу: Бог правит сердцами и действиями всех людей (см. Пр. 21:1; Ездр. 6:22) для осуществления Своих целей, о чем люди даже не подозревают (см. Быт. 45:5-8; 50:20; Ис. 10:56; 44:28-45:2; Ин. 11:496; Деян. 13:276). Божий контроль абсолютен в том смысле, что люди не только делают то, что для них предопределил Бог, но и выступают в роли добровольных сосудов, потому что сами под свою ответственность приняли такое решение (см. Втор. 30:15б). Тем не менее, молитва под абсолютным контролем Божьим с трудом может считаться добровольной даже несмотря на то, что мы берем на себя моральную ответственность. Получается, что вообще не существует такого понятия как "добровольное действие".
Т. С. Гаммонд помог мне разобраться в сложившейся ситуации. Он приводит ясные примеры контроля Божьего и наших молитв, где считает, что действия Бога можно сравнить с действиями кошки-матери, берущей котят за загривок и несущей их туда, куда считает нужным. Котята абсолютно пассивны, их желания не учитываются. Но далее Гаммонд приводит более точный пример. Посмотрите на семейство обезьян. "Обезьяна-мать скачет с ветки на ветку, а детеныши висят у нее на шее. Мать выполняет всю работу, а детенышам нужно только держаться за нее". Детеныш переходит туда, куда и мать, по собственному желанию. Именно это происходит, когда верующие молятся по воле Божьей. Мы хотим того, чего хочет Бог; мы стремимся молиться по Его воле. Те, кто отрицают действенность молитвы, придерживаются "кошачьей теории" о взаимоотношениях между Богом и человеком. Оба примера показывают, что ситуация не находится под контролем детенышей: котята и детеныши обезьяны так же беспомощны по сравнению с матерью, как и люди по сравнению с Богом. Разница состоит лишь в пассивности роли котят и активности воли детенышей обезьяны. Точно также мы добровольно действуем, отвечая на зов Духа Божьего и молясь по воле Отца. Далее Гаммонд говорит: Бог действует в нас. Человек должен ответить на Его зов. Этот ответ нашел свое отражение в известном высказывании святого Августина: "Приблизь нас к Себе, и мы побежим за Тобой".
Молитва - это... состояние, созданное Богом, но обязательное для осуществления работы Его благодати. Молитва одновременно является и духовным состоянием, и свидетельством его. Пробужденная душа взывает к Богу, как младенец взывает к матери. Неспособность воззвать к матери равносильна смерти. На зов приходит ответ, потому что сердце матери обращено к ребенку. Осмелюсь сказать, что Бог вложил в нас желание искать Его и Его волю, и под принуждением Своей природы Он отвечает на зов творения. Последнее утверждение является наиболее "рискованным" с теологической точки зрения, потому что вменяет Богу ответственность за отклик на молитву по Его воле. Но оно также подразумевает межличностный, а не механический (марионетки), логический (парадокс) или нечеловеческий (обезьяны) контакт. Он также вводит такое понятие, как любовь. Мне кажется, что Гаммонд прав, но вам придется принимать решение самим.
Но поддерживает ли эту точку зрения Писание? Немного. В Ис. 49:15 Бог говорит Израилю: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.
В Ос. 11:1-9 написано: Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им... Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно. Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль?.. Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я - Бог, а не человек; среди тебя - Святый.
В этом отрывке мы ясно видим Отцовскую любовь и заботу Божью. Далее перед нашим взором предстает молитва взбунтовавшегося дитя Божьего. Бог слышит наши молитвы, отвращает Свой гнев и отвечает на зов Своего младенца. (Особое искушение вызывает перемена сердца Божьего в ст. 8; но текст на еврейском языке в данном случае перевести затруднительно. Существуют следующие варианты перевода: "Отшатнулось сердце Мое", "Возмутилось сердце Мое" и "Перевернулось сердце Мое"). Однако ответ Бога на зов младенца несомненен. И теперь мы - дети Божьи: "Он избрал нас в Нем прежде создания мира... предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей" (Еф. 1:4-5).
Почему я не получаю просимого?
Хорошо, но если я в самом деле дитя Божье и Бог действительно отвечает на мои молитвы, то почему же я не всегда получаю просимое? Стандартный ответ основывается на непостижимой мудрости Божьей. Высшая Мудрость часто отказывается делать то, на чем настаивает неведение. Это имеет смысл с логической точки зрения, но с позиции теологии лучший ответ дается в 1 Ин. 5:14-15: "Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него". Бог удовлетворяет только те просьбы, что были сделаны по Его воле. Дальше дороги пет, и часто те, кто учат и пишут о молитве, в своем стремлении укрепить веру людей забывают об этом. Каждому хочется быть более "эффективным" в молитвах - добиться удовлетворения просьбы, - но формулы и методы, предлагающие поразительные результаты, главным образом, привлекают внимание духовно не зрелых людей.
Во время Второй мировой войны в журнале "ЕГО" появилась статья армейского капеллана под названием "Некоторые молятся и умирают". На мой взгляд, это одна из наиболее откровенных публикаций на тему получения ответов на молитву. Капеллан спрашивает: Есть ли такое понятие, как "сбои" в молитве? Что можно сказать о тех, кто регулярно молятся и регулярно умирают? Необходимо перестать писать о солдатах, которые молятся и получают ответы на молитвы, оставаясь живыми. Почему же все остальные солдаты не получают ответа на свои молитвы и умирают? Мне хотелось бы знать, какая сверхспециальная, супермощная молитва требуется, чтобы сложилось именно так, как нам хочется. Это звучит остроумно, почти легкомысленно, но па самом деле я абсолютно серьезен. Я действительно хотел бы это узнать. Я - армейский капеллан, и мне такие молитвы очень пригодились бы в работе с людьми. Небеса знают, что нам та- кие молитвы просто необходимы. Дело в том, что всякий раз получается так, что из боя живыми возвращается гораздо меньше людей, чем молилось о том, чтобы вернуться живыми. Гораздо меньше. Так в чем же дело?
Мы не должны забывать о том, что на молитвы отвечает кто- то другой... То, о чем думаете вы, может отличаться от того, о чем думает Бог. Если вы просите Его о чем-то, то должны быть готовы принять то, что Он дает... Именно поэтому меня серьезно беспокоят публикации тех, кто призывают людей молиться, говоря, что они получат то, что хотят. Людям необходимо на- учиться хотеть того, что они получают... Разговаривая с солдатами о молитве, я объясняю им, что нужно быть мужчинами. Бог хочет видеть нас взрослыми людьми. Только дети всегда требуют счастливого конца. Какого же возраста должен быть человек, чтобы понять, что даже молитва не может принести нам всего, что хочется, потому что желаемое должно находиться в соответствии с тем, что правильно для нашей ситуации в данный момент времени.
Так кто дает сбои в молитве? Никто. Такого понятия не существует. Мы получаем то, что Бог хочет дать нам по Своей высшей любви и мудрости. А это не всегда сочетается с нашими желаниями. А должно было бы. При молитве с просьбой дать нам то, чего хочется, возникает серия довольно серьезных практических проблем. Молитвы христиан не пребывают в согласии. Люди в одном городе одновременно молятся о дожде и о солнце. Наши молитвы зачастую недальновидны и эгоистичны. На молитвенных желаниях часто сказываются требования немедленных обстоятельств и окружающей культуры, а не стремление к восстановлению истинной справедливости. Молясь о вас, я могу совершенно не принимать во внимание то, чего при этом хочет Бог. На самом деле, довольно часто даже хорошо, что мы не получаем просимого. А настойчивые молитвы движимы не великой верой, а упрямым стремлением получить то, что нам хочется. Писание показывает, как Бог дал людям то, на чем они настаивали, чтобы они поняли, что Бог гораздо лучше все знает. Нашему взору представляется картина не из приятных: Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения; увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой. И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их (Пс. 105:13-15).
Не приходится сомневаться в том, что основной проблемой на пути достижения стопроцентного удовлетворения молитв стоит грех: суета и гордыня. Как однажды сказал К. С. Льюис, "Человек, эмпирически знающий, что событие произошло лишь благодаря его молитве, почувствует себя волшебником. Это вскружит ему голову и извратит сердце". Каждый раз, когда я слышу, что определенный способ молитвы гарантирует желаемые результаты, то чувствую, как будто меня приглашают сажать семена гнилого дерева. Прав был капеллан: "Только (эгоистичные) дети всегда требуют счастливого конца" (или думают, что все закончится завтра). Истинная детская вера использует иной подход: "Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты" (Мк. 14:36).
Обязательно ли молиться: "Да будет воля Твоя"?
Нет, я не говорю, что христиане должны просто раскладывать перед Богом каждую ситуацию со словами: "Да будет воля Твоя". В Писании это делалось лишь в некоторых случаях (4 Цар. 19:14- 19; Деян. 4:23-30). Но часто молитвы и воля Божья пребывают в единстве. В подобных случаях мы можем молиться усиленно и настойчиво. "Да будет воля Твоя" - не молитвенная формула, но отношение сердца, отражение готовности просящего признать, что знание Отца превышает знание детей. Оно указывает на то, что дитя хочет научиться желать того, что дает Отец. Молитесь так, когда это действительно необходимо. Но при этом Бог всегда смотрит на отношение сердца. Основной практический вопрос этой главы находит свое выражение в следующих двух стихах:
Главенство моей воли: "Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим" (Мк. 10:35).
Главенство воли Божьей: "Когда просим чего по воле Его, Он удушает нас" (1 Ин. 5:14).
Бог слышит нас (отвечает на наши прошения) лишь тогда, когда мы просим по Его воле. Вы спросите: "Как познать волю Его?" Вот несколько практических предложений.
1. Избегайте влияния средств массовой информации. Вполне можно сказать, что информация, предоставляемая нашему вниманию телевидением, радиовещанием и печатью, направлена на то чтобы мы увидели свою волю, а не Божью. Это влияние исходит от мира и предназначается для удовлетворения человеческой похоти. Тщательно разработанная метафизическая диета средств массовой информации медленно, но верно пробудит в вас желание преходящего мирского блеска, а не вечной славы Божьей. Иаков предупреждает о последствиях: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для вашего обелении" (4:3). Шоу-бизнес - часто не Божий бизнес. Есть выражение: "Выносить сор из избы". Бразды правления вашим мышлением находиться в ваших руках: очистите свою голову от гедонизма и суеты. Снова возьмите в руки Библию.
2. Поставьте чтение и изучение Библии на первое место. Наш Господь сказал: "Если... слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Ин. 15:7). Невозможно молиться эффективно, не принимая открытую, записанную в Писании волю Б ожью. Прибор не может действовать нормально, если при его использовании не соблюдаются инструкции. То же происходит и в нашей молитвенной жизни. Незнание духовных принципов еще не говорит о том, что они бездейственны, точно так же несознательное превышение скорости не может не считать нарушением правил. Даже самое искреннее прошение, предложенное с неправильными мотивами, останется без ответа. На пути успешной молитвы может стоять поведение, с первого взгляда совершенно не относящееся к ней (1 Пет. 3:7). Для того, чтобы молиться по воле Божьей, необязательно быть экспертом в изучении Слова Божьего. Но для этого нужно регулярно читать и изучать Писание.
3. Примите решение исполнять волю Божью. Послушание верующего неотделимо от молитвы по воле Божьей.
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:1- 2).
4. Помните о том, что вы уникальны. Воля Божья для вашей жизни необязательно совпадает с Его волей для вашего соседа, брата, матери или лучшего друга. Конечно, есть огромное количество прекрасных и позитивных примеров среди христиан. Позвольте Святому Духу направлять ваши мысли, цели и желания. Не пытайтесь выяснить волю Божью на примере других людей. Не сравнивайте волю Божью для вашей жизни с Его волей для жизни другого человека. Для этого придется затратить некоторые усилия. В западном обществе принято постоянно сравнивать, кто хуже, кто лучше. Избегайте этого, как чумы.
5. Учитесь на примере других людей, особенно христиан со стажем. Обращайтесь за советом к тем, кто уже пребывает в вере дольше вас. За спиной у престарелых людей колоссальный жизненный опыт. Тот, у кого не хватает сил для игры в футбол, вполне может помолиться с вами или за вас. Бабушка, ежедневно молящаяся за пятерых детей и тринадцать внуков, может помочь с ходатайством гораздо больше, чем кажущийся с первого взгляда духовным человек. Все части Тела Христова могут и должны учиться друг у друга. Молитва по воле Божьей исключением не является.
6. Молитесь за людей и просите их молиться за вас. Договоритесь с другом молиться о чем-то в течение определенного времени. Отчитываетесь друг перед другом. Не говорите просто: "Молись за меня". Будьте конкретным: "Меня беспокоят взаимоотношения с Сашей, и я не знаю, как об этом молиться. Ты не мог бы попросить Бога показать мне, как это нужно делать? Давай созвонимся в среду вечерком и поговорим?" Павел писал: "Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном" (Кол. 1:9).

Каким бы духовным гигантом вы ни являлись, настанут дни, когда Божьим ответом на вашу молитву будет "Нет". Как бы вы ни искали, ни просили, ни изливали душу свою, ваш Небесный Отец принял решение. В таких случаях на сцену выходит ваше отношение к происходящему. Готовы ли вы отдать свою боль, разочарование и, возможно, даже скорбь Христу, умершему за вас... и потом снова начать молиться? Как правило, проблемы молитвы более волевые, чем интеллектуальные. В эффективной молитве подчинение вашей воли напрямую связано с по- знанием воли Божьей. Бог отвечает лишь на молитвы, возне- сенные к Нему с отношением подчинения.
Когда в следующий раз Божий ответ на молитву будет отличаться от желаемого, сможете ли вы сказать: "Да будет воля Твоя, Господи"?

Вопросы для размышления и обсуждения
1. Как вы думаете, действительно ли так трудно ответить на молитву об изменении погоды, как это описывает автор? Почему?
2. Какой точки зрения на связь молитвы с всемогуществом Божьим придерживаетесь вы: описанной С. Д. Гордоном или автором? Есть ли между ними существенная разница?
3. Для описания молитвы и ответа на нее Т. С. Гаммонд использует примеры с котятами и детенышами обезьяны. Постарайтесь привести собственные примеры.
4. Каково ваше отношение к статье капеллана "Некоторые молятся и умирают"? Как вы думаете, является ли желание счастливого конца детским?
5. Счастливые и яркие ответы на молитвы легко привлекают внимание верующих и христианских средств массовой информации. Как они сказываются на вашем отношении к молитве?
6. Должен ли верующий при молитве принимать во внимание человеческую свободу и всемогущество Божье? Почему?
7. В конце главы автор сделал следующее заявление: "Как правило, проблемы молитвы более волевые, чем интеллектуальные". Как вы понимаете эти слова? Можете ли вы привести доказательства или опровержения этой теории?

Рекомендуем! На позновательном портале для подростков "Отроке" можно найти любую информацию, которая поможет молодому поколению встать на ноги и опериться. Сегодня мы хотим порекомендовать раздел, который поможет предотвратить несчастные случаи. Начинается он с определения техники безопасности.
 
Предыдущая глава    Оглавление   Следующая глава

Смотрите так же



2001–2024 Электронная христианская библиотека