ГЛАВА I
Пресвитер Дионисий сопресвитеру Тимофею
... О том, что всякое Божественное просвещение, по благости Божией различно сообщаемое
тем, кои управляются Промыслом, само в себе просто, и не только просто, но и единотворит
с собою просвещаемых.
§1
Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть,
сходяй от Отца светов (Иак. I, 17): также и всякое излияние просвещения, благодатно
одождяемое на нас от виновника своего - Бога Отца, как единотворная сила, паки
возвышая и делая нас простыми, возводит нас к соединению с привлекающим всех Отцем,
и к Божественной простоте. Ибо все из Него и к Нему, по священному слову (Рим.
XI, 36).
§2
Итак, обратившись с молитвою к Иисусу, истинному
свету Отца, просвещающему всякого человека, грядущего в мир (Иоан. 1, 9), чрез
которого мы получили доступ к Отцу, источнику света, приникнем, сколько возможно,
к свету священнейшего слова Божия, преданного нам Отцами, и, по мере сил наших,
посмотрим на представленные в оном под символами и преобразованиями чины небесных
Умов. Приняв невещественными и безбоязненными очами ума высший и первоначальный
свет Богоначального Отца, свет, который в преобразовательных символах представляет
нам блаженнейшие чины Ангелов, паки от сего света будем устремляться к простому
его лучу. Ибо свет сей никогда не теряет внутреннего своего единства, хотя по
своему благодетельному свойству и раздробляется для того, чтоб сраствориться с
смертными срастворением, возвышающим их горе, и соединяющим их с Богом. Он и сам
в себе остается и постоянно пребывает в неподвижном и одинаковом тождестве, и
тех, которые надлежащим образом устремляют на него свой взор, по мере их сил,
возводит горе, и единотворит их по примеру того, как он сам в себе прост и един.
Ибо сей Божественный луч не иначе может нам возсиять, как под многоразличными,
священными и таинственными покровами, и притом, по Отеческому промыслу, приспособительно
к собственному нашему естеству.
§3
Потому-то в первоначальном установлении обрядов
светейшая наша Иерархия образована по подобию премирных небесных Чинов, и невещественные
Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях,
с тою целию, чтобы мы, по мере сил наших, от священнейших изображений восходили
к тому, что ими означается, - к простому и не имеющему никакого чувственного образа.
Ибо ум наш не иначе может восходить к близости и созерцанию небесных Чинов, как
при посредстве свойственного ему вещественного руководства: т.е. признавая видимые
украшения отпечатками невидимого благолепия, чувственные благоухания - знамениями
духовного раздаяния даров, вещественные светильники - образом невещественного
озарения, пространные в храмах предлагаемые наставления - изображением умственного
насыщения духа, порядок видимых украшений - указанием на стройный и постоянный
порядок на небесах, принятие Божественной Евхаристии - общением с Иисусом; кратко,
все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы
в символах. Итак, для сего-то возможного для нас Богоуподобления, при благодетельном
для нас установлении тайноначалия, которое и открывает взору нашему небесные Чины,
и нашу Иерархию возможным уподоблением Божественному их Священнослужению представляет
сослужащею чинам небесным, под чувственными образами предначертаны нам пренебесные
умы в священных писменах, дабы мы чрез чувственное восходили к духовному, и чрез
символические священные изображения - к простой, горней небесной Иерархии.
|