ГЛАВА IV
Что означает наименование Ангелов?
§1
Сделав определение Иерархии, как я думаю, справедливое,
теперь следует нам изъяснить Ангельскую Иерархию, и посмотреть духовными очами
на те священные изображения ее, которые встречаются в Писании, дабы посредством
сих таинственных изображений приблизиться к Богоподобной их простоте, и прославить
Виновника всякого священно-начальнического знания священнейшими хвалами и благодарениями,
достойными Его. Прежде всего несомненно то, что высочайшее Божество, по благости
Своей, представив Себе все сущности вещей, воззвало их к бытию; ибо Виновнику
всего, как высочайшей благости, свойственно призывать существа к общению с Собою,
к какому только каждое из них способно. Итак, все управляется промыслом высочайшего
Виновника всяческих. Ибо иначе и не существовало бы, если бы не было причастно
сущности и начала всего существующего. Посему-то и все неодушевленные вещи по
своему бытию причастны сей сущности, потому что бытие всего заключается в бытии
Божества; существа одушевленные причастны животворной и превышающей всякую жизнь
силы Божества; словесные же и духовные существа причастны самосовершенной и пресовершенной
мудрости Его, превосходящей всякое слово и понятие. И потому понятно, что близкие
к Божеству существа суть те, которые более всех причастны Ему.
§2
Потому святые Чины небесных существ ближайшим общением
с Божеством имеют преимущество пред существами, не только неодушевленными и живущими
жизнию неразумною, но и пред существами разумными, каковы мы. Ибо, если они умственно
стремятся к Богоподражанию, духовно взирают на Божественный первообраз, и стараются
сообразовать с Ним духовную свою природу: то без сомнения имеют ближайшее с Ним
общение, потому что они постоянно деятельны, и влекомые Божественною, сильною
и неуклонною любовию, всегда простираются вперед, невещественно и без всякой сторонней
примеси принимают первоначальные озарения, и, сообразуясь с тем, ведут и жизнь
совершенно духовную. Итак, небесные Чины преимущественно и многоразлично причастны
Божеству, преимущественно и многоразлично и открывают Божественные тайны. Вот
причина, почему они исключительно пред всеми удостоены наименования Ангелов: они
первые получают Божественное озарение, и чрез них уже даются нам откровения. Так
по учению Богословия чрез Ангелов преподан нам закон (Галат. III, 19. Деян. VII,
53). Так Ангелы руководили к Богу (Матф. II, 13. Деян. XI, 13. Дан. VII, 10) мужей,
прославившихся прежде закона, и отцев наших, живших после закона, руководили,
или внушая им, что должно делать, и от заблуждения и жизни мирской приводя их
на правый путь истины, или открывая им священные чины, или объясняя сокровенные
видения премирных тайн, и некоторые Божественные предсказания.
§3
Если же кто скажет, что некоторым Святым являлся
Сам Бог непосредственно: тот пусть узнает из ясных слов Св. Писания (1 Иоан. IV,
12. Быт. III, 8. Быт. XVIII, 1), что сокровенного Божиего никто не видал, и никогда
не увидит; но что Бог являлся Святым в известных видениях, достойных Его, и сообразных
с свойством тех, которым были сии святые видения. А то видение, которое проявляло
в себе, как в образе, подобие ничем неизобразимого Божества, справедливо называется
в Божием слове Богоявлением; потому что оно видящих возводило к Богу, поколику
просвещало их Божественным озарением, и свыше открывало им нечто Божественное.
Сии Божественные видения славным отцам нашим были открываемы посредством небесных
Сил. Так, священное предание не говорит ли, что и святое законоположение Самим
Богом дано Моисею, дабы научить нас той истине, что оно есть отпечаток Божественного
и священного закона? Но то же слово Божие ясно научает и тому, что сей закон преподан
нам чрез Ангелов, как бы порядок Божественного законоположения требовал того,
чтобы низшие были приводимы к Богу высшими. Ибо высочайший Виновник чиноначалия
предначертал такой закон, чтобы в каждой Иерархии не только у высших и низших,
но и у состоящих в одном чине, были первые, средние и последние Чины и Силы, и
чтобы ближайшие к Богу были для низших тайнодействователями и руководителями в
просвещении, приближении к Богу и общении с Ним.
§4
Я примечаю еще, что самое Божественное таинство
воплощения Иисуса было первоначально открыто Ангелам; а потом уже чрез них сообщена
и нам благодать познания Его. Так Божественный Гавриил возвестил Захарии священнику
(Луки 1, 13), что по благодати Божией, имеющий от него сверх чаяния родиться сын,
будет Пророком приближающегося миру благого и спасительного Божественного воплощения
Иисусова; а Марии, каким образом совершится в ней Божественное таинство неизреченного
зачатия Бога. Другой Ангел сказал Иосифу, что истинно исполнилось то, что было
обещано Богом праотцу Давиду. Также Ангел благовествовал пастырям, как людям,
очищенным уединением и тишиною, и вместе с ним многочисленное воинство небесное
передало земнородным известное хвалебное славословие. Но посмотрим и на высшие
откровения в Писании. Так я вижу, что и Сам Иисус, высочайший Виновник пренебесных
существ, принявший наше естество без всякой перемены Божества, не нарушает установленного
Им и избранного порядка в человечестве, но с покорностию подчиняет Себя распоряжениям
Бога-Отца, приводимым в исполнение Ангелами. Чрез Ангелов возвещается Иосифу предопределенное
Отцем бегство Сына в Египет, и возвращение оттуда в Иудею. При посредстве Ангелов
Иисус выполняет определения Отца. Я не хочу говорить тебе, как знающему о том,
что сказано в нашем Святом Писании об Ангеле, укреплявшем Иисуса, или что Сам
Иисус, для нашего спасения вчиненный в число благовестников, назван Ангелом великого
совета (Ис. IX, 6); ибо Сам Он как Ангел говорит, что все, что Он слышал от Отца,
возвестил нам.
|