ГЛАВА IX
О Начальствах, Архангелах и Ангелах, и о последней их Иерархии
§1
Остается нам теперь рассмотреть ту священную Иерархию,
которая заключает чины Ангельские, и состоит из Богоподобных Начальств, Архангелов
и Ангелов. И, во-первых, за нужное почитаю объяснить, по возможности, значения
святых их имен. Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать
и управлять сообразно священному порядку, приличнейшему начальствующим Силам,
всецело как самим обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно
Начальству, к Нему руководствовать; отпечатлевать в себе, сколько возможно, образ
неточного Начала, - и наконец способность выражать премирное Его начальство в
благоустроении начальствующих Сил.
§2
Чин святых Архангелов равен оным небесным Начальствам;
ибо Иерархия их, как я сказал, одна с Иерархиею Ангелов. Но как нет Иерархии,
которая бы не имела первых, средних и последних Сил; то и святый чин Архангелов,
как средний в последней Иерархии, соединяет крайние Чины своим общением с ними.
Ибо он сообщается с пресвятыми Начальствами и святыми Ангелами; - с первыми тем,
что он обращается чрез Начальства к премирному Началу, сообразуется с Ним, сколько
возможно, и хранит между Ангелами единение сообразно своему стройному, искусному,
невидимому водительству. С последними же сообщается тем, что он, как чин, определенный
для научения, приемлет Божественные озарения чрез первые Силы по свойству Иерархии,
и передает их с любовию Ангелам, а чрез Ангелов сообщает нам по мере того, сколько
кто способен к Божественным озарениям. Ангелы, как мы уже сказали, окончательно
заключают все чины небесных Умов, так как они последние между небесными существами
имеют Ангельское свойство, - и потому тем приличнее нам называть их пред другими
чинами Ангелами, чем очевиднее их Иерархия и ближе к миру. Ибо должно думать,
что высшая Иерархия, как сказано, будучи особенно близка к непостижимому Существу,
непостижимо и священноначальствует над второю; а вторая, которую, составляют святые
Господства, Силы и Власти, руководствует Иерархии Начальств, Архангелов и Ангелов,
и хотя она открытее первой Иерархии, но сокровеннее последующей. Провозвестнический
же чин Начальств, Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими
Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение
с ним, которое и от Бога благодетельно распространяется на все Иерархии, насаждается
чрез сообщение, и изливается в священнейшем стройном порядке. Потому Богословие
вверяет священноначальство над нами Ангелам, когда называет Михаила князем Иудейского
народа (Дан. гл. X), равно как и других Ангелов князьями других народов: ибо Вышний
постави пределы языков по числу Ангел Божиих (Втор. XXXII, 8).
§3
Если кто спросит: как же один только Еврейский народ
удостоен, был Божественных откровений? - На это должно отвечать, что уклонение
других народов к ложным богам не должно вменять доброму правлению Ангелов; но
сами народы добровольно отпали от прямого пути, ведущего к Богу, по самолюбию,
гордости и безрассудному почитанию вещей, в которых они думали находить Божество.
Этому подвергался и самый народ Еврейский, по свидетельству Писания. Ты отверг
познание Божие, говорит оно, и ходил в след сердца своего (Осии гл. IV). Ибо жизнь
наша не связана необходимостью, и Божественные лучи небесного просвещения не помрачаются
свободною волею существ, управляемых Провидением. Впрочем, неодинаковость духовного
взора производит то, что или совсем не участвуют сии существа в преобильном просвещении
Отеческой благости, и по их сопротивлению делается оно бесполезным, или и просвещаются
- но различно, менее или более, темнее или яснее, тогда как неточный луч один
и прост, всегда тот же и всегда обилен. И другими народами (из среды коих и мы
притекли к беспредельному и преизобильному морю Божественного света, готового
на всех излиться) управляли не чужие какие-нибудь боги, но Единое Начало всего;
и к Нему приводили своих последователей Ангелы, начальствующие каждый над своим
народом. Вспомним о Мелхиседеке иерархе, любезнейшем Богу, иерархе не ложных богов,
но истинного, Высочайшего Бога. Ибо Богомудрые мужи непросто назвали Мелхиседека
только другом Божиим, но и иереем, дабы чрез то прозорливым яснее показать, что
Мелхиседек не только сам был обращен к истинному Богу, но и других, как иерарх,
руководствовал на путь к истинному и единому Божеству (Быт. гл. XIV).
§4
Напомним твоему иераршескому ведению и о том, что
и Фараону Ангелом (Быт. LI), поставленным над Египтянами, и царю Вавилонскому
своим Ангелом в видениях было возвещено о промысле и власти Управляющего всем
и над всем Господствующего; и что над сими народами поставлены были, как бы вождями,
служители истинного Бога, для объяснения преобразовательных Ангельских видений,
которое святым мужам, близким к Ангелам, каковы Даниил и Иосиф, открываемо было
Богом также чрез Ангелов. Ибо Начало одно и Промысл над всем один. И никак не
должно думать, что Иудеями будто как по жребию управлял Бог, а другими народами
отдельно; или Ангелы - с равными с Ним правами, или с неодинаковыми, или другие
какие боги. Но изречение сие (Втор. XXXII, 9) в истинном смысле надобно понимать
не так, как будто бы Бог разделил правление над нами с другими богами или Ангелами,
и начальство над Израилем и водительство взял в Свой жребий, но так, что, тогда
как единый над всеми промысл Всевышнего разделял всех людей между своими Ангелами
для благого руководства их ко спасению, один почти Израиль обращен был к познанию
истинного Господа, и принятию от Него истинного света. Почему Богословие, показывая,
что Израиль предал себя на служение истинному Богу, говорит: и бысть часть Господня
(Втор. XXXII, 9); показывая же, что и Израиль также, как и прочие народы, поручен
одному из святых Ангелов для познания чрез него единого Начала всего, говорит,
что над Иудейским народом поставлен Михаил (Дан. гл. X): и сим ясно поучает нас,
что один Промысл над всем, непостижимо управляющий всеми силами, невидимыми и
видимыми; все же Ангелы, поставленные каждый над своим народом, к Нему, как к
своему Началу, возводят, сколько могут, тех, которые охотно повинуются им.
|