Глава 15
Сам Спаситель, посредник между Богом и людьми,
человек Иисус Христос, также является яснейшим светом предопределения и благодати.
Ибо какими предшествующими заслугами дел или веры Его человеческая природа заслужила
сие? Пусть ответят: откуда этот человек заслужил быть Сыном Божиим, будучи принят
как совечное Отцу Слово в единство лица? Какое благое дело этому предшествовало?
Что Он сделал прежде того? Во что уверовал? Что просил, чтобы достичь такого неизреченного
преимущества? Неужели, будучи сотворенным и воспринятым Словом, сам человек с
того самого момента, когда начал существовать, не начал быть единородным Сыном
Божиим? Неужели не единородного Сына Божия зачала та женщина, полная благодати?
Неужели не от Святого Духа и Девы Марии родился единородный Сын Божий - не по
вожделению плоти, но по отдельному дару Божьему? Неужели следовало бояться, что,
достигнув зрелого возраста, этот человек согрешил бы по свободной воле? Или воля
в Нем была несвободна, и тем несвободнее, чем сильнее была для Него невозможность
служить греху? Напротив, все это, достойное особого восхищения, как и все остальное,
что только может быть названо Его собственным, особым образом восприняла в Нем
человеческая - то есть наша - природа без всяких предшествующих заслуг. Пусть
здесь человек спорит с Богом и скажет, если посмеет: Почему не я тоже? И если
услышит: "А ты кто такой, человек, что споришь с Богом?" (Рим. 9, 20),
- то не будет сдерживать бесстыдства, но, наоборот, увеличит его, и скажет: Что
я слышу? "А ты кто такой, человек?". Ведь и Он является тем же, чем
и я являюсь, то есть человеком! Почему же тогда я не такой, как Он? А если по
благодати Он является таковым, то почему там, где одинакова природа, различна
благодать? Ведь у Бога нет лицеприятия (Кол. 3, 25)! Какой же - не скажу христианин,
но скорее сумасшедший - сказал бы это?
Итак, в Главе нашем открывается для нас источник
благодати, откуда она передается всем членам тела по мере каждого. И каждый христианин
от начала своей веры является таковым по той же самой благодати, по которой тот
человек от начала своей жизни сделался Христом; и этот возрожден от Того же Самого
Духа, от Которого рожден и Тот; и Тем же самым Духом происходит в нас отпущение
грехов, Которым было соделано так, чтобы Тот не имел никакого греха. Бог, очевидно,
предузнал, что сотворит сие. Итак, это и есть то самое предопределение святых,
которое в наибольшей степени проявилось в самом Святом из всех святых. И кто из
правильно разумеющих речения истины может отрицать сие? Ибо мы научаемся, что
и Сам Господь славы, человек, соделавшийся Сыном Божиим, является предопределенным.
В начале одного их своих посланий учитель народов восклицает: "Павел, раб
Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог
прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился
от семени Давидова по плоти, предопределен Сыном Божиим в силе, по Духу святыни,
через воскресение из мертвых" (Рим. 1, 1-4). Итак, предопределен Иисус, чтобы
тот, кто был по плоти сыном Давида, был и Сыном Божиим в силе по Духу святыни,
поскольку рожден был от Духа Святого и Марии Девы. Ибо неизреченно и неповторимо
Бог-Слово воспринял человека так, что называется Он истинным и собственным образом
одновременно и Сыном Божиим, и Сыном Человеческим: Сыном Человеческим - как человек,
воспринятый Богом; а Сыном Божиим - как единородный Бог, воспринимающий человека.
И это для того, чтобы мы верили не в четверицу, а в Троицу. Так было предопределено
это великое и несравненное вознесение человеческой природы, что нельзя было бы
вознестись выше. Равным образом и божество не могло бы ради нас снизойти ниже,
чем тогда, когда оно, восприняв человеческую природу с немощами плоти, пошло на
крестную смерть. И как Тот был предопределен быть нашим Главой, так же и многие
из нас были предопределены быть членами тела Его. Здесь пусть смолкнут заслуги
человеческие, погубленные в Адаме, и да царствует царствующая благодать Божия
через Иисуса Христа, Господа нашего, единородного Сына Божия, единого Господа.
И всякий нашедший в Главе нашем заслуги, предшествующие Его неповторимому рождению,
пусть ищет и в нас, членах тела Его, заслуги, предшествующие нашему возрождению.
Ибо Христу не воздано было сие рождение, а даровано, чтобы чуждый всякого греха
рожден был от Духа и Девы. Так и нам, чтобы родились мы от воды и Духа, не воздается
за какую-то заслугу, а даром даруется. И если вера ведет нас к бане пакибытия,
мы не должны из-за этого думать, будто прежде что-то дали, дабы получить в награду
спасительное возрождение. Ибо Тот же сотворил в нас веру во Христа, Кто сотворил
для нас Христа, в Которого мы веруем; Тот же творит в людях начало и усовершение
веры в Иисуса, Кто сотворил Самого Иисуса начальником и совершителем веры - ибо
именно так Он назван, как вы знаете, в послании к Евреям (Евр. 12, 2).
|