Глава 3
Не так мудрствовал тот благочестивый и смиренный
учитель, - я говорю о блаженнейшем Киприане, - который сказал: "Ни в чем
не следует хвалиться, поскольку ничто не является нашим" (К Квирину, кн.
3, гл. 4). Чтобы доказать это, он представил в свидетельство слова апостола: "Что
имеешь, чего бы не получил? Если же получил, что хвалишься, как будто не получил?"
(1 Кор. 4, 7). Это свидетельство в особенности обличает мое заблуждение, когда
я считал, что вера, которой мы веруем в Бога, не является даром Божиим, но существует
в нас от нас самих, и через нее нам даруются от Бога дары, с помощью которых мы
жили бы умеренно, праведно и благочестиво в нынешнем веке. Я и не думал, что вера
предваряется Божией благодатью, дабы через нее нам было дано все, что мы просили
бы на пользу, - кроме как в том смысле, что мы не могли бы верить, если бы прежде
не была провозглашена истина. Но то, что после проповеди Евангелия мы соглашаемся
с ней, - это, я считал, принадлежит нам самим и происходит от нас. Некоторые из
моих собственных сочинений, написанных до епископата, достаточно ясно показывают
это заблуждение. К этим сочинениям принадлежит и то упомянутое в вашем письме
(В послании Илария, н. 3, вверху, кол. 955-956), где излагаются некоторые утверждения
из послания к Римлянам. Наконец, когда я пересматривал все мои сочинения, внося
в них поправки, - и уже завершил две книги из этого труда, прежде чем получил
более обширное ваше послание, - то, перейдя к пересмотру данной книги в первом
томе, я сказал себе: "Рассуждая таким образом, чтo избрал Бог в еще не родившемся,
которому, как он сказал, будет служить старший? И чтo в том же старшем, тоже еще
не рожденном, отверг?" О них по этой причине приводится пророческое свидетельство,
хотя и высказанное много позже: "Иакова Я возлюбил, Исава же возненавидел"
(Рим. 9, 13; Малах. 1, 3). Далее я стал рассуждать следующим образом: итак, Бог
избрал не дела каждого в предузнании того, какие Он Сам даст совершить; но избрал
веру в предузнании, что того, кому предстоит уверовать в Него, выбрал Он Сам.
Ему и дал Он Святого Духа, чтобы, делая добро, он получил также жизнь вечную.
Тогда я еще не исследовал более внимательно вопрос о том, каковым является избрание
благодати. О нем тот же апостол говорит: "Остаток сохранился по избранию
благодати" (Рим. 11, 5). А благодать, безусловно, не является благодатью,
если ей предшествуют какие-либо заслуги: ведь данное скорее по заслугам, нежели
дарованное, воздавалось бы не по благодати, а по долгу. Апостол говорит: "Бог
один и тот же, производящий все во всех" (1 Кор. 12, 6). Но нигде не говорится,
что Бог вверяет все во всех. Поэтому я, следуя слову апостола, добавил: итак,
то, что веруем, принадлежит нам; то же, что делаем добро, принадлежит Тому, Кто
верующим дает Святого Духа. Очевидно, я бы этого не сказал, если бы уже знал,
что сама вера также находится среди даров Божиих, ниспосылаемых тем же Духом.
Итак, и то и другое является нашим из-за суждения воли - и, однако, и то и другое
дано Духом веры и любви. Ибо не одна только любовь дана, но, как написано, "Любовь
с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа" (Еф. 6, 23). И сказанное мною
немного после: "Ибо нам принадлежит верить и желать; Ему же давать верующим
и желающим возможность делать добро через Святого Духа, Коим любовь изливается
в сердца наши", - является истинным, но разуметься должно по тому же правилу:
и то и другое принадлежит Ему, поскольку Он приготовляет волю; и одновременно
принадлежит нам, поскольку совершается только по нашей воле. И поэтому сказанное
мною также после: "Поскольку мы не можем хотеть, если не будем призваны;
и когда после призвания восхотим, не достаточна наша воля и наше стремление, кроме
как если Бог и силы даст стремящимся, и приведет туда, куда призывает", -
и затем добавленное: "Итак, ясно, что не от желающего, не от подвизающегося,
но от милующего Бога (Рим. 9, 16) происходит то, что мы делаем добро", -
все это сказано совершенно верно. Однако мало я тогда рассматривал само призвание
- то, которое происходит согласно намерению Божию: ибо оно, это призвание, является
таковым не для всех званых, а только для избранных. Также сказанное немного после:
"Ибо как в тех, кого Бог избрал, не дела, но вера служит началом той заслуги,
чтобы по дару Божию они затем творили добро, так и в тех, кого Он осуждает, неверность
и неблагочестие начинают заслуживать кару, чтобы также из-за этой кары делали
зло", - все это сказано наивернейшим образом. Но является ли заслуга веры
сама даром Божиим - этого я и не думал исследовать, и не сказал об этом. И в другом
месте: "Ибо кого милует, заставляет делать добро; а кого ожесточает (Там
же, 18), оставляет на то, чтобы делал зло: но и то милосердие присваивается предыдущей
заслуге веры, и это ожесточение предшествующей неправедности", - это, конечно,
является истинным. Но еще остается выяснить, приходит ли и заслуга веры от милосердия
Божьего, то есть влагается ли это милосердие в человека, потому что он верен,
или же для того, чтобы он стал верным. Ибо читаем у апостола: "Милость получил
я, чтобы быть мне верным" (1 Кор. 7, 25). Он не говорит: "Поскольку
я был верным". Итак, милость дается верному - но дается также для того, чтобы
он стал верным. Таким образом, весьма правильно я сказал в другом месте той же
книги: "Ибо если не от дел, но по милосердию Божиему и призываемся, чтобы
веровать, и, верующим, нам даруется, чтобы мы творили добро, то этому милосердию
не должны завидовать язычники". Хотя там я менее старательно рассмотрел вопрос
о том призвании, которое совершается по Божиему намерению (Пересм. Кн. 1, гл.
23, н. 3, 4).
|