|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Как упорядочить свой внутренний
мир
|
Г. Макдональд
| ||
Глава 12
Памятка для неорганизованного: Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я смогу укоренить слова Христа в моей позиции и в моих действиях. И. Стэнли Джоунс не всегда был человеком, который мог сказать на тяжком смертном одре: "Сокровенные нити самые прочные. Мне не нужны внешние подпорки, чтобы поддерживать мою веру, потому что моя вера поддерживает меня". В начале его служения с ним произошло временное крушение, подобное карстовой воронке. Больше года он из-немогал и от духовной, и от физической безрезультативности. "Духовный спад привел за собой спад физический, - писал он, - внешнее крушение произошло потому, что вну-тренний опыт не мог сдержать его. Девизом моей жизни стало решение - всегда проповедовать лишь то, что я пере-живаю в настоящее время, поэтому внешнее и внутреннее соединились в крушении". Дисциплина духа - которую я назвал возделыванием духовного сада - зависит от готовности христиан искать уединения и тишины и слушать шепот Бога. Но все, что мы слышим в уединении и тишине, должно быть усвоено. Я пишу эту книгу с технической помощью компьютера и программы текстового редактора. Когда я впервые начал знакомиться со своим компьютером, мне пришлось выучить функцию клавиши "ввод". Из руковод-ства я узнал, что могу печатать на экране все, что угодно, но до тех пор, пока я не нажму клавишу "ввод", компьютер не "услышит" и не отреагирует ни на одно напечатанное мной слово. Все мои слова - не важно, насколько они вырази-тельны, - будут просто сидеть на поверхности экрана до тех пор, пока я не введу их в "сердце" (память) компьютера. У меня тоже есть способность слышать, но не обязатель-но все это "вводить". То, что сидит в моем уме, не всегда проникает в сердце. Евангелист Армии Спасения комиссар Сэмюэл Логан Бренгл, говоря о своей духовной дисциплине, писал: "Я много слушаю. Молитва, как вы знаете, подразумевает не мо-нолог, а диалог. Это всегда общение, дружеский разговор. Когда Господь общается со мной главным образом через Свое Слово, Он оказывает мне огромную поддержку самым непосредственным об-разом. Это не значит, что Он дает мне разжеванную пищу или нян-чится со мной, как с младенцем. Он дает мне уверенность - уверен-ность в Его присутствии и Его воле в моем служении. Это похоже на поддержку, которую дает военный командир своему солдату или агенту перед сложным заданием: "Иди, надень свое снаряжение и помни: я слежу за тобой, и я пошлю тебе все необходимое для под-крепления, если это потребуется". Я очень нуждаюсь в поддержке такого рода. Я не просто предполагаю, что Бог находится рядом со мной и доволен мной; я ежедневно должен иметь новое тому под-тверждение"28.
Библия рассказывает о другом Самуиле, отроке, ученике Илия, первосвященника.
Ночью Самуил услышал голос, звавший его по имени. Он побежал к Илию, решив,
что это он зовет его. Убедившись, что Илий не звал его, Самуил вернулся
в свою комнату. Но призыв звучал снова и снова. Именно Илий понял, в чем
дело, и посоветовал Самуилу, как откликнуться в следующий раз: "Когда ты
услышишь голос снова, Самуил, ответь такими словами: "Говори, Гос-поди;
ибо слышит раб Твой!" Иначе говоря, - "Самуил, на-жми клавишу "ввод".
Мы укрепляем сокровенные нити, как назвал это Джоунс, удостоверяясь, что слова Бога входят в сад нашего внутреннего мира. Наш первый шаг в духовной дисцип-лине - найти уединение и тишину; наш второй шаг - научиться слушать Бога. Третий шаг - нажать клавишу "ввод", что осуществляется через размышление и созер-цание. Некоторые христиане испытывают неловкость и прояв-ляют отрицательную реакцию при упоминании таких слов. Им кажется, что подобная практика открывает дверь к слишком неконкретной деятельности, которая может при-вести к неправильным заключениям. Это вызывает в их во-ображении образ человека, который сидит в позе "лотос" и с помощью медитации (созерцания) вводит себя в транс. Но Библия полна мест, говорящих о размышлении и со-зерцании, и Бог призывает нас открыть для этого свой внут-ренний мир. Среди наиболее известных - те места из Псал-мов, где автор фокусирует свое внимание на определенных аспектах Божьей сущности и Его последовательной заботы о Своих чадах. Псалмопевец смотрел через все доступные созерцатель-ные линзы. Например, он видел Бога пастухом, командую-щим генералом, руководителем духовной практики. Акт медитации подобен настройке духа на божествен-ные частоты. Человек берет часть Священного Писания и просто позволяет ей войти в самые дальние тайники своего существа. Часто бывает несколько результатов: глубокое очищение, обретенное спокойствие, желание славить и при-носить благодарность. Иногда размышление о чем-то каса-ющемся сущности Бога или Его действий раскрывает разум для нового водительства или нового осознания того, что Господь, может быть, пытается сказать нам. В своем молитвеннике Джон Бейли раскрывает медита-тивное настроение во время своей молитвы: "Всемогущий Бог, в этот тихий час я ищу общения с Тобой. От раздражения и лихорадки повседневных дел, от нестройного мирского шума, от похвалы и обвинений людей, от запутанных мыслей и пустых фантазий моего собственного сердца я хочу сейчас отвра-титься и искать спокойствия Твоего присутствия. Целый день я трудился и боролся; но сейчас в спокойствии сердца и ясном свете Твоей вечности я хочу поразмышлять над тем, какой узор плетет моя жизнь"29. Размышление (медитация) достижимо, конечно, если мы избрали обстановку, обеспечивающую в достаточной степени время, тишину и уединение. Не много поразмыш-ляешь в автобусе или за рулем - хотя я слышал, как люди утверждали, что для них это является временем духовной дисциплины. Многие из нас обнаружат, что для размышления необхо-дим подготовительный период. Вероятно, вы переживали такой опыт после трудного упражнения, когда входишь куда-то, все еще тяжело дыша, и в течение нескольких ми-нут практически не можешь успокоиться - задыхаешься и пытаешься сдержать дыхание, чтобы сидеть тихо. То же са-мое справедливо и для размышления. Мы часто входим в комнату для встречи с Богом, в то время как все еще эмоци-онально задыхаемся. Сначала трудно сосредоточить свои мысли и настроить их на присутствие Господа. Нам необхо-димо спокойно расслабиться на короткое время, пока разум настраивается на деятельность в окружении "сада". Таким образом, потребуется время - время, которому некоторые люди не уделяют должного внимания. Христиане всегда считали Библию главным откровени-ем нашей веры, достойной того, чтобы над ней размышлять. Позвольте мне добавить, что для целей духовного роста не-обходимо читать также великих классиков христианской литературы. На протяжении веков были люди, которые за-писывали свои мысли и упражнения в надежде, что когда-нибудь мы их прочитаем. И хотя эти книги не несут в себе авторитетной силы Библии, тем неменее они содержат ог-ромное количество духовной пищи. Размышление и медитация (созерцание) требуют неко-торого воображения. Например, мы читаем первый Псалом и представляем себе дерево, посаженное у реки. Каким было в действительности это потрясающее дерево, которо-му автор уподобляет людей, ходящих по путям Бога? В Псалме 19 мы позволяем своему разуму пронестись через Вселенную и представить себе небесные тела и постичь их невероятное послание. Во время чтения мест, описываю-щих служение Иисуса, наш размышляющий ум помещает себя прямо в историю: мы видим, как Спаситель исцеляет, слышим, как Он учит, и откликаемся на Его повеления. В размышлении мы сосредоточиваем свое внимание на ка-ких-то словах пророков, возможно, запоминая небольшие отрывки, и позволяем этим словам проникнуть в нашу сущ-ность, по мере того как мы повторяем их снова и снова. Та-кие опыты дают нам возможность прийти к новым и заме-чательным заключениям. Слово Божье входит в наш внут-ренний мир. И поскольку мы зафиксировали свое внимание на Его слове, мы можем быть уверенными, что Святой Дух будет руководить нашими размышлениями. К. С. Льюис, когда пишет своему американскому другу, говорит об упражнениях в размышлении:
"Все мы проходим через периоды истощения в наших молитвах, не правда
ли? Я сомневаюсь... обязательно ли это является плохим признаком? Иногда
я подозреваю, что наши лучшие, как мы дума-ем, молитвы, в действительности
являются худшими; чувство удов-летворения от этих молитв очень похоже на
удовлетворение от оче-видного успеха, как при исполнении танца или декламации.
Не по-тому ли иногда наша молитвенная жизнь не приносит желаемого результата,
что мы переставляем акценты и настаиваем в своих по-пытках говорить Богу
тогда, когда Он хочет говорить с нами.
|
|||
|
2001–2024 Электронная христианская библиотека