Каталог
Новости
Издательства
КОРОТКО О НАС...
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Как упорядочить свой внутренний мир
Г. Макдональд 
 
   
Глава 13
Смотреть божественными глазами
Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я нач-ну следовать духовной дисциплине и смотреть на события и людей глазами Христа, чтобы мои молитвы отражали мое желание соответствовать Его целям и обетованиям.
В маленькой умной книге о созерцательной вере, напи-санной более шестидесяти лет назад, европейская христи-анка по имени Бриджет Херман писала:

"Когда мы читаем о жизни святых, то поражаемся своего рода праздности, которая идет рука об руку с замечательной эффективностью. Они никогда не спешили; они делали сравнительно мало ве-щей, которые не обязательно были поразительными или важными; и они очень мало беспокоились о своем влияние. Однако они, похоже, всегда добивались своей цели; каждая частица их жизни убеждала; их простейшие действия имели индивидуальность, исключительность, что является отличительными чертами мастера. 
Причину не надо долго искать. Их святость была результатом привычки согласовы-вать с Богом даже малейшие действия. Они жили в Боге; они дейст-вовали чисто из любви к Богу. Они были так же свободны от заботы о своих интересах, как и от рабской зависимости от мнений других. Бог видел, и Бог награждал: что еще им было нужно? Они хранили Бога в себе и себя - в Боге. Отсюда - неотъемлемое достоинство этих кротких, спокойных людей, которые способны достигать таких изумительных результатов с такими скромными ресурсами".

Четвертый путь, которым мы можем улучшить общение с Богом в саду нашего внутреннего мира, состоит в молитве как поклонении Богу и в молитвенном прошении. Именно это, по словам Бриджет Херман, характеризовало святых. "Их святость была результатом привычки согласовывать с Богом даже малейшие действия".

"Пусть внутренняя молитва будет вашим последним дей-ствием перед тем, как вы заснете, и первым действием, когда вы просыпаетесь, - писал Томас Келли. - И в свое время вы обнаружите, как это было с братом Лоренсом, что "те, у кого есть ветер Святого Духа, идут вперед даже во сне".

Большинство из нас никогда этого не испытывали. Ежедневная, дисциплинирующая молитва - это одно из са-мых трудных занятий, которые предпринимают христиане.

Женатые мужчины часто признают, например, что мо-литься со своими женами очень трудно. Почему? У них на самом деле нет ответа. Иногда пасторы в момент саморас-крытия обнаруживают, что целостность молитвенной жиз-ни для них труднодостижима. И они тоже затрудняются объяснить это.

После разговоров со многими христианами у меня сло-жилось впечатление, что богослужение и молитвенное про-шение возглавляют список духовных трудностей. Никто не стал бы отрицать, что молитва важна; но мало кто считает, что его молитвенная жизнь в достаточной степени развива-ется. И это основная причина, по которой духовный сад внутреннего мира столь многих людей находится в состоя-нии беспорядка. Вот почему большинству из нас было бы трудно сказать, как И. Стэнли Джоунсу: "Внешние подпор-ки не нужны".
 

Почему нам трудно молиться

Почему так много людей испытывают трудности, когда дело касается молитвы? Позвольте мне предположить три возможных причины.
Поклонение богу и молитвенное прошение кажутся неестественными действиями

Изначально люди были созданы с желанием общаться с Богом. Но последствия греха притупили по большей части это изначальное человеческое желание. Грех превратил ес-тественную деятельность в неестественную функцию.

Я подозреваю, что когда грех глубоко воздействовал на человека, самым жестоким образом он затронул духовную сторону его личности, в то время как природные физичес-кие аппетиты и желания фактически не уменьшились. Наша инстинктивная озабоченность нишей, сексуальным удовольствием и безопасностью вероятно близка к своему изначальному уровню. Может быть было бы небеспочвен-ным предположить, что человек, будучи безгрешным, ког-да-то имел такое же великое - если не большее - желание общаться с Богом, каким он обладает сегодня для удовле-творения естественных и очень реальных аппетитов и ин-стинктов. Но духовный голод, когда-то несомненно силь-ный, страшно притуплен силой греха. Таким образом, по-клонение Богу и молитвенное прошение стали трудной проблемой.

В результате фактически все внутри нашего природного существа сопротивляется молитве, она неизмеримо далека от того образа жизни, который сформировался у нас под воздействием нашей культуры.

Немногие осознают, насколько у каждого из нас "про-мыты мозги". Послания бомбардируют наш внутренний мир каждый день, говоря, что все имеющее духовную при-роду - на самом деле пустая трата времени. С самых ран-них лет нас неназойливо учат, что единственный путь до-стичь чего-либо - это действие. А молитва представляется формой бездействия. Человек с дезорганизованным внут-ренним миром не верит, что молитва способна исполнить что-либо.

До тех пор пока мы не поверим, что молитва в действи-тельности является реальной и в высшей степени значимой деятельностью, что она фактически достигает через пространство и время Бога, Который на самом деле находится там, мы никогда не приобретем привычки к поклонению Богу и к молитвенному прошению. Для того чтобы обрести эту привычку, мы должны сделать сознательное усилие, чтобы преодолеть в себе то, что мешает нам считать молит-ву естественной частью нашей жизни.

Поклонение богу и молитвенное прошение являются молчаливым признанием в слабости

Есть и вторая причина. Людям трудно поклоняться Богу и обращаться к Нему с молитвенным прошением потому, что эти действия по своей природе означают признание личной слабости. Во время молитвы что-то внутри нашего духовного сада признает, что мы полностью зависим от Того, к Кому обращаем наши слова.

Да, мы можем сказать, что мы слабы и что наше суще-ствование всецело зависит от Бога; но дело в том, что где-то на глубинном уровне мы не желаем осознать это. Что-то глубоко внутри энергично отрицает нашу зависимость.

Я часто сталкивался с нежеланием многих мужчин-хрис-тиан молиться со своими женами или в группе, где, кроме мужчин, были и женщины. Не так уж необычна жалоба жены-христианки: "Мой муж никогда со мной не молится, и я не могу этого понять".

Ответ, может быть, лежит в том факте, что в нашей куль-туре мужчин приучили никогда не обнаруживать слабость, и они стараются избегать ситуации, которая может ее про-демонстрировать. Молитва в ее самой чистой форме под-тверждает, что мы слабы и зависимы от нашего Бога. Что-то в мужском существе знает это и неосознанно борется с не-обходимостью примириться с фактом зависимости.

С другой стороны, по моему наблюдению, большинство женщин, по крайней мере до последнего времени, никогда не старались бороться с необходимостью посмотреть в лицо своим слабостям; и это, может быть, одна из причин, почему им легче, чем мужчинам, молиться в обществе других.

Человек обнаруживает значительный духовный рост, когда он признает, что нуждается во взаимоотношениях с Богом, чтобы быть таким человеком, каким он был задуман во время творения. Осознав это, человек испытывает огром-ное чувство освобождения. Брат Лоренс писал:

"Мы должны внимательно разобраться в себе и понять, какие качества больше всею необходимы нам в трудных ситуациях; что бы мы хотели изменить в себе: в какие грехи мы чаще всего впадаем и в каких ситуациях неизбежно падаем. В час нашей борьбы мы должны обратиться к Богу с полным доверием, уверенно пребывать в присутствии Его божественного величия, смиренно поклоняться Ему и раскрыть перед Ним наши горести и наши слабости. И таким образом мы обретем в Нем все достоинства, хотя сами мы можем не иметь их".

Похоже, что у брата Лоренса никогда не было проблем с тем, чтобы посмотреть в лицо своим слабостям, и. вероятно, поэтому его молитвенная жизнь была такой живой.
Иногда кажется, что молитва не имеет отношения к действительному результату

Третья причина, по которой молитва требует от нас на-пряжения, состоит в том, что часто у нас складывается впе-чатление, как будто молитва не связана с реальным резуль-татом. Чтобы вы не обвинили меня в отрицании важного обетования Священного Писания, послушайте меня внима-тельно. Я действительно верю, что Бог отвечает на молитву. Но большинство из нас имеет достаточно опыта и знает, что Его ответы не всегда приходят в той форме, как мы предпо-лагаем, и в соответствии с тем графиком, который мы спла-нировали.

Будучи очень молодым пастором, я часто делился с же-ной своим замешательством но поводу моей личной молит-вы. "Иногда мне кажется, что в те дни, когда я молюсь очень мало, мои проповеди оказываются очень сильными. И наоборот, когда я чувствую, что действительно молился как следует, я, по моему мнению, проповедую наиболее сла-бо. Теперь скажи мне, - вопрошал я ее, - чего Бог ожидает от меня, когда Он, похоже, не дает мне благословений, кото-рые соответствуют моему молитвенному вкладу?"
Как и другие, я молился об исцелении, о чуде, о руковод-стве и о помощи. Откровенно говоря, временами я был уве-рен, что Бог непременно ответит мне, потому что я молился с сильным чувством веры. Но во многих случаях ничего не происходило - или если происходило, то совсем не то, что я предполагал.

Мы живем в обществе, которое разумно организовано. Опустите письмо в ящик, и оно придет туда, куда вы его по-слали. Закажите какую-то вещь по каталогу, и вы получите ее со всеми указанными параметрами: размер, цвет и мо-дель. Попросите кого-то обслужить вас, и вы можете ожи-дать, что все будет сделано как надо. Иными словами, мы привыкли к результатам, отвечающим нашим ожиданиям. Вот почему кого-то из нас молитва может обескураживать. Как можем мы предсказать результат? В таких случаях у нас появляется искушение оставить молитвенную практику как занятие, не дающее реальных результатов, и попытать-ся добиться всего самостоятельно.

Но дело в том, что моя молитва не может быть напря-мую связана с результатами, которых я жду или требую. К настоящему моменту у меня было много возможностей по-нять, что то, чего я ожидал от Бога в ответ на мою молитву, могло мне повредить. Я начал понимать, что поклонение Богу и молитвеннее прошение должно быть ориентировано на цели Бога, а чаще всего мы просим Его равняться на наши цели.
Анри Нувен говорит об этом лучше, когда пишет:

"Молитва - это радикальное изменение всего нашего мысли-тельного процесса, потому что в молитве мы удаляемся от себя, от наших тревог, забот и потакания своим прихотям и направляем все, что считаем принадлежащим нам, к Богу в простой надежде, что все это обновится Его любовью"34.

Когда наш Господь пришел в сад в ночь Своего распятия, Его молитва перед тем, как Его схватили, была сосредоточе-на на утверждении Его единства с замыслами Отца. Это зрелая молитва.
Много раз я шел молиться, подразумевая результаты. Я хотел приобрести контроль над людьми и событиями, о ко-торых я молился, диктуя Отцу свою точку зрения на то, как все должно выглядеть. Поступая так, я смотрю на людей и события через мирские стекла, а не через небесные, Я мо-люсь так, словно я знаю лучше, чем Бог, каким должен быть исход.

Томас Келли считает, что более подходящей молитвой является следующая: "Господи, будь Ты моей волей". Воз-можно, одна из самых простых молитв - это просто про-сить: "Отец, пусть я буду видеть землю божественными гла-зами".
Еще раз Келли пишет:

"Жизнь в полном повиновении, полностью смиренная, полнос-тью слушающая, удивительна в своей полноте. Ее радости восхити-тельны, ее мир абсолютен, ее смирение глубоко, ее сила потрясаю-ща, ее любовь всеохватна, ее бесхитростность подобна доверчивому ребенку"35.

Именно такой образ мыслей помог мне преодолеть пре-пятствия, часто вполне реальные для меня, которые меша-ли моему поклонению Богу и молитвенному прошению. Да, молитва необычна для обычного человека. Но Христос во-шел в мою жизнь, и то, что когда-то было неестественным, теперь становится обычным. Да, молитва обозначает сла-бость и зависимость. Но в этом заключена правда обо мне, и теперь у меня больше сил, чтобы вплотную подойти к ней. Да, ответы на мои молитвы не всегда совпадают с моими ожиданиями. Но проблема в моих ожиданиях -- не в воз-можностях или восприимчивости Бога.

А теперь давайте посмотрим, как мы, столкнувшись с этими препятствиями, совершенствуемся в поклонении Богу и молитвенном прошении в нашем духовном саду.

Беседа с Богом

Практическая сторона поклонения Богу и молитвенного прошения имеет дело со временем - когда молиться, с позицией - как молиться, и с содержанием - что включать в бе-седы с Отцом.

У каждого из нас разное время в течение дня считается лучшим для духовных занятий. Я - утренний человек; а один из моих ближайших друзей говорит, что для него луч-шие часы - вечерние. В то время как я начинаю день мо-литвой, он его этим заканчивает. Ни у кого из нас нет же-лезных аргументов в пользу своего выбора; я думаю, что дело в индивидуальных ритмах. Даниил Вавилонский, на-пример, решил проблему иначе: он считал себя утренним и вечерним человеком - и человеком дневным и полуночным тоже.

Когда приближается мой утренний час, то для меня фак-тически невозможно войти в состояние поклонения и мо-литвенного прошения тотчас, когда я прихожу в свое уеди-ненное место. Помните принцип потери дыхания? Молить-ся с полностью активным разумом, в котором свежи множество разговоров и решений, сложно, если не невоз-можно. Чтобы молиться содержательно, разум должен сни-зить темп до уровня размышлений.
Чтобы сделать это возможным, я часто начинаю с чтения или записей в своем дневнике. Дела такого рода постепенно убеждают мой разум, что я действительно серьезно отно-шусь к духовным занятиям, и поэтому менее вероятно, что он воспротивится, когда я обращусь к молитве.

Существует ли лучшая поза для молитвы? Вероятно, нет, хотя некоторые хотели бы заставить нас так считать. В библейских культурах люди, скорее всего, стояли во время молитвы. Однако само слово молитва в Ветхом Завете озна-чает падать ниц, и временами это может означать - прости-раться всем телом на полу,

Друзья Э. У. Тозера, великого человека молитвы нашего времени, говорили мне, что он держал в стенном шкафу в кабинете комбинезон. Когда наступало время молитвы, он надевал его и простирался на жестком полу. Комбинезон, конечно, предохранял его костюм от загрязнения. Стоит по-пробовать молитвенную позу мусульман. В этой позе вста-ют на колени и затем наклоняются вперед, пока лоб не кос-нется пола. Я обнаружил, что, когда чувствую усталость, мусульманская поза помогает мне сохранить интеллекту-альную и духовную живость.

Иногда я молюсь, шагая взад и вперед по своему кабине-ту; в других случаях я довольствуюсь тем, что просто сижу. Дело в том, что молитву можно совершать в самых разных положениях, и, возможно, лучше всего время от времени использовать их все.

Те, кто серьезно относится к молитвенному прошению, ведут молитвенные списки. Хотя я не хочу назвать себя се-рьезным просителем, я на самом деле веду такой список, и он находится, как я уже говорил, в конце моего дневника. Там я могу делать обзор своих главных забот, когда мо-люсь. Это единственный известный мне способ, который гарантирует, что те, кого Бог доверил моим заботам, полу-чат действительную помощь через выражение моей любви и заботы.
Содержание молитвы

О чем нам следует молиться? Обратите внимание на вы-держку из молитв Сэмюэла Логана Бренгла, евангелиста Армии Спасения начала нашего века:

"Храни меня, о Господи, от увеличения умственной и духовной тупости и глупости. Помоги мне сохранить физические, умствен-ные и духовные мышцы атлета, который постоянно отрекается от себя, берет свой крест и следует за Тобой. Дай мне успех в моей ра-боте, но спрячь от меня гордость. Сохрани меня от самодовольства, которое так часто сопровождает успех и процветание. Сохрани меня от духа нерадения, от потакания своим желаниям, так как физичес-кие немощи и разрушение подбираются ко мне".

Неудивительно, что деятельность Бренгла была эффек-тивной. Он знал, как и о чем молиться. Ничто не утаива-лось, даже в таком коротком кусочке молитвенного проше-ния, как этот. Записав эту молитву, биограф Бренгла добав-ляет: "Молясь так ежедневно и ежечасно, проповедник сохранил накал страсти и простоту взгляда, даже когда он пришел к своему закату".
 

Поклонение

В наших духовных занятиях, когда мы в духовном саду беседуем с Отцом, первым пунктом в повестке богослуже-ния должно быть поклонение.

Как мы можем поклоняться в молитве? Во-первых, раз-мышляя о том, кто есть Бог, и благодаря Его за те вещи, ко-торые Он открыл о Себе. Поклоняться в молитве - это зна-чит позволить нашему духу наслаждаться тем, что Бог от-крыл о Своих деяниях в далеком и недавнем прошлом, и тем, что Он сказал нам о Себе. Постепенно, по мере того как мы обозреваем все это в духе благодарения и признательно-сти, можно почувствовать, как наш дух начинает расши-ряться, воспринимать с большей реальностью Божье при-сутствие и сущность. Постепенно наше сознание обретает способность принимать тот факт, что вселенная вокруг нас не закрыта и не ограничена, а на самом деле так обширна, как это было предусмотрено Богом. Когда мы приступаем к поклонению, то напоминаем себе, как Он велик.
Исповедь

В свете величия Божьего мы призваны честно оценивать себя в сопоставлении с Ним. Это второй аспект богослуже-ния - исповедь. Духовная дисциплина призывает к регу-лярному признанию нашей истинной природы и опреде-ленных действий и позиций в недалеком прошлом, которые не были угодны Богу в то время, как Он искал нашего това-рищества и нашего послушания.

"Боже, будь милостив ко мне, грешному" - это сокра-щенный вариант молитвы покаяния. Нам нужен опыт еже-дневного смирения в виде раскрытия себя перед Богом, когда мы смотрим в лицо своим недостаткам, нашей склон-ности искать пагубные пути. Что меня поразило как хрис-тианина, так это осознание новых уровней греха, которые я прежде в себе не замечал.

Несколько лет назад, когда мы с Гейл купили старую по-кинутую ферму в Ныо-Гэмпшире, которую мы теперь назы-ваем "Пис Ледж" (Риф тишины), мы обнаружили, что место, на котором мы хотели построить свой загородный дом, усыпано валунами и камнями. Предстояло проделать много тяжелой работы, чтобы очистить все это для травы и поса-док. Вся семья вышла на работу по очистке. Первый этап выполнения плана очистки был легким. Большие валуны быстро исчезли. И когда их убрали, стало видно много кам-ней меньших размеров, которые тоже надо было убрать. И поэтому мы снова очистили участок. Но когда мы очистили площадку от валунов и камней, то заметили все камешки и гальку, которых не видели раньше. Это была гораздо более трудная, утомительная работа. Но мы упорно делали ее, и пришел день, когда почва была подготовлена для посева травы.

Наша личная жизнь очень похожа на то, каким было это поле. Когда я только начал серьезно следовать за Христом, Он указал на множество крупных "валунов" моего поведе-ния и отношений, которые надо было удалить. И с годами многие из этих огромных валунов были действительно убраны. Но когда они начали исчезать, я обнаружил в своей жизни новый слой действий и отношений, которых я преж-де не видел. Но Христос их видел и показывал одно за дру-гим. Процесс уборки начался снова. Затем я достиг такой точки в своей христианской жизни, где Христос и я имели дело с камешками и галькой. Они слишком многочисленны, чтобы их себе представить, и, насколько я понимаю, до кон-ца своих дней на земле я буду трудиться над множеством камешков и гальки в моей жизни. И каждый день, во время, посвященное духовной дисциплине, мною предпринимает-ся новая попытка очистить свое духовное пространство.

Но я не могу закончить эту историю, не отметив кое-что еще. Каждую весну в Пис Ледж, после того как оттает зем-ля, мы обнаруживаем, что вокруг загородного дома появи-лись новые камни и валуны. Они находились под землей и пролагали себе путь наверх. И в свое время, один за другим, они оказываются на поверхности. С некоторыми из них очень трудно иметь дело, потому что они кажутся мелкими до тех пор, пока мы не предпримем попытку их убрать. И только тогда мы обнаруживаем, что значительно большая часть их принадлежит к разряду валунов, чем кажется на первый взгляд.

Моя греховность точно такая же. Она состоит из камней, гальки и валунов, которые появляются на поверхности один за другим. И люди, которые игнорируют в духовной дисциплине ежедневное покаяние, вскоре будут подавлены ими. Я понимаю, почему Апостол Павел в преклонном воз-расте называл себя "главой грешников". Даже когда в тюрь-ме он видел конец своей жизни, он все еще убирал гальку и валуны.

У меня вызывают улыбку молодые верующие, которые говорят, что они чувствуют уныние из-за тех грехов, кото-рые видят в своей жизни. Тот факт, что они по крайней мере видят эти грехи и чувствуют к ним отвращение, пока-зывает, что они в действительности растут. Есть слишком много людей, объявляющих себя последователями Христа, которые много лет назад утратили видение своей греховно-сти. Они участвуют в воскресном богослужении и уходят оттуда, так и не пережив покаяния перед Богом, которое яв-ляется признаком истинного поклонения. Это ведет к тому, что христианин перестает соответствовать требованиям ис-тинного христианства.
И. Стэнли Джоунс пишет о значении исповеди в нашей духовной дисциплине:

"Я знаю, что есть определенные ментальные и эмоциональные, а так же моральные и духовные позиции, которые вредят здоровью: гнев, обиды, страх, беспокойство, желание доминировать, погло-щенность собой, проступки, сексуальная нечистоплотность, за-висть, недостаток творческой активности, приниженность, недоста-ток любви. Это двенадцать апостолов слабого здоровья. Поэтому в молитве я научился передавать эти вещи, когда они появляются, Иисусу Христу. Однажды я спросил д-ра Кагаву: "Что такое молит-ва?" И он ответил: "Молитва - это отказ от самого себя". 
Я согла-сен. Молитва - это в первую очередь отказ от самого себя, полный отказ, день за днем. Это все, что мы знаем, и все, чего мы не знаем. "Все, чего мы не знаем" охватывает нераскрытое будущее и включа-ет в себя проблемы, как только они возникают. Поэтому если какая-либо из этих двенадцати вещей появляется, а это действительно происходит, потому что никто не свободен от такой возможности, я научился в молитве обращаться с ними к Богу: не бороться с ними, а, предав их Иисусу Христу, сказать: "Вот, Господи, это в Твоих ру-ках".

Молитвенное прошение

Похоже, все великие воины молитвы сходятся в одном: молитвенное прошение можно начинать только после по-клонения Богу в полной мере. Войдя в соприкосновение с живым Богом, мы подготавливаемся молиться с "божест-венными глазами", как называл это Томас Келли.

Старый комиссар Бренгл был человеком молитвы. Его биограф пишет: "В молитве он был образцом человека, общающегося с Богом. Обыкновенно, за исключением тех периодов, когда он был очень болен, он вставал с постели между четырьмя и пятью часами утра и посвящал общению с Господом не меньше часа до завтрака. Д-р Хейес, чья книга "Высоты христианской приверженности" содер-жит следующее посвящение: "Комиссару Сэмюэлу Логану Брендлу, человеку молитвы", предлагает нам  такой взгляд:  "Когда Бренгл гостил в моем доме, я часто находил его колено-преклоненным, перед ним, на кровати или на стуле, лежала Библия, которую он читал. Бренгл говорил, что такой подход помогает ему превратить все, что он читает, в свое собственное прошение: "О Гос-поди, помоги мне сделать это или не делать того. Помоги мне быть таким, как этот человек, или избежать этой ошибки".

Когда исполнено поклонение, можно начинать молит-венное прошение. Молитвенное прошение обычно означает молитву от имени других. По моему мнению, это величай-шее, простое - и, вероятно, самое трудное - служение, иметь которое может только христианин.

Замечали ли вы когда-нибудь, что молитву с прошением чаще всего практикуют пожилые люди? Почему? Одной из причин может быть желание упростить свою деятельность. Но, возможно, это происходит и потому, что пожилые люди смогли осознать огромную эффективность часов, проведен-ных в молитвенном прошении, в отличие от безмолитвен-ной деятельности. И конечно, опыт проб и ошибок дал им мудрость опираться на надежную силу Бога.

В последние несколько лет я поставил перед собой зада-чу научиться совершать молитвенное прошение ради слу-жения другим. Прогресс очень медленный. Возможно, это самая трудная задача, с которой я столкнулся в своем внут-реннем мире.

Чем большим духовным авторитетом и ответственнос-тью обладает человек, тем важнее для него развивать спо-собности к молитвенному прошению. Это требует времени и определенной дисциплины, что многим из нас весьма трудно дается.

Я думаю, что именно этого добивались Апостолы, лиде-ры ранней общины в Иерусалиме, когда, согласно Деян. 6, просили учеников взять на себя дело служения вдовам и си-ротам, чтобы самим Апостолам можно было постоянно пре-бывать "в молитве и служении Слова". Обратите внимание на то, что стоит первым в списке приоритетов этих очень, очень занятых людей. Они почувствовали, что все меньше стали уделять времени молитве, и были довольно сильно обеспокоены этой ситуацией.

Молитвенное прошение (заступничество) в буквальном смысле означает: находиться между двумя сторонами и вы-ражать интересы одной из них перед другой. Существует ли лучший пример заступничества, чем молитвенная деятель-ность Моисея, который посвятил себя частой, сильной мо-литве от имени своенравного народа израильского?

За кого мы обычно молимся? Если состоим в браке, то, очевидно, за своих мужей или жен и за детей. Но молитвен-ное прошение предполагает расширение этого круга, чтобы вовлечь в него близких друзей, за которых мы ответственны перед Богом, мужчин и женщин, с которыми мы работаем, и тех людей в нашей общине и в нашем окружении, чьи лич-ные нужды нам известны.

В мой молитвенный список включены многие христиан-ские лидеры и организации. Среди них есть такие, кого я знаю и кто мне нравится; но я должен признаться, что не об-ременяю себя большим, чем молитва за них время от време-ни. В противоположность этому, есть и такие, чьи нужды и проблемы мне очень хорошо известны, и я каждый день представляю их перед Господом в своем молитвенном про-шении. Они ощущают огромную поддержку, когда слышат от меня: "Я каждый день молюсь за вас. Будучи сам в оп-ределенной степени ответственным за христианское руко-водство я понял, какую сильную поддержку мы получаем, зная, что есть люди, которые каждый день представляют тебя перед троном Божьим в просительной молитве.

Обращаясь к Богу с молитвенным прошением, мы долж-ны всегда помнить, что призваны евангелизировать мир. Для того чтобы систематически молиться обо всем мире, я разделил континенты таким образом, что каждый день могу молиться за один из них: воскресенье - Латинская Амери-ка; понедельник - Центральная Америка; вторник - Се-верная Америка; среда - Европа; четверг - Африка; пятни-ца - Азия; суббота - за народы Тихого Океана. И каждый раз я включаю прошение о государственной церкви, о мис-сионерах, хорошо известных мне, и об ужасных страданиях, с которыми сталкиваются там люди.

Нас постоянно подстерегает искушение представлять Господу наши собственные прошения и требования. Каким-то образом я чувствую, что это должно быть последним в нашей молитве, - но оговорюсь сразу: это лишь мое част-ное мнение. Прежде чем обратиться к Богу с прошением, я тщательно продумываю, в каких вопросах моей личной жизни лучше всего просить у Бога мудрости и поддержки. Я очень много думал и пытался понять, с какими проблема-ми, по Его предположению, нам следует обращаться к Нему (некоторые говорят, что со всеми) и с чем мы должны справляться сами. Не знаю, есть ли у меня на это хороший ответ. Но я вижу, что, по мере того как я расту в своей вере, я все меньше и меньше прошу у Бога для себя и все больше и больше для других. И даже мои личные просьбы все в большей степени являются просьбами о ресурсах и возможностях, которые могли бы принести большую пользу для Других.

Сад нашего внутреннего мира нельзя надолго оставлять неухоженным, иначе он зарастет такой растительностью, которая сделает его непривлекательным и для обитания Господа, и для нас самих. Оставленный надолго без внима-ния, он становится похожим больше на свалку, чем на сад. И тогда нам приходится полагаться на внешние источники силы и руководство, чтобы продолжать двигаться вперед.

Это было причиной внутренней борьбы Говарда Рутледжа в лагере военнопленных в Северном Вьетнаме. По ми-лости Божьей, как он свидетельствует, ему удалось спра-виться со своими проблемами. Но он никогда не забывал, что это значит - встретиться с таким суровым испытани-ем, когда твой внутренний мир духа остался вообще нераз-витым.

Известная христианская личность нашего столетия, Эрик Лиддел, олимпийский чемпион в беге, который был героем художественного фильма "Огненные колесницы", пережил совершенно противоположный опыт, находясь в заключении в Северном Китае во время Второй мировой войны. Его биограф говорит о том, как высоко ценили Лид-дела в лагере Вейнсен. И в чем же был секрет его замеча-тельной мощи лидера, его радости, цельности и чистоты среди немыслимых тягот? Биограф цитирует слова женщи-ны, которая находилась в то время в лагере вместе со своим мужем и хорошо знала Лиддела:

"В чем был его секрет? Однажды я спросила его, но в действи-тельности уже знала ответ, потому что мой муж был с ним в одном бараке и тоже участвовал в этом секрете. Каждое утро, около 6 ча-сов, плотно закрыв шторы, не пропускающие свет масляной лампы, чтобы патрулирующие часовые не подумали, что кто-то пытается сбежать, он спускался со своей верхней койки, минуя спящие тела своих товарищей по бараку. Потом, за маленьким китайским столи-ком, двое мужчин тесно сидели в свете, который освещал только их Библии и записные книжки. Молча они читали, молились, думали. Эрик был человеком молитвы не только в установленное время -хотя он не пропускал молитвенное собрание или причастие, когда их можно было организовать. Он говорил с Богом постоянно, есте-ственно, как мог бы делать тот, кто поступил в "Школу молитвы", чтобы изучить этот метод внутренней дисциплины. Казалось, что у него не было обременительных душевных проблем: его жизнь име-ла в своем основании Бога, веру и надежду".

Приводить в порядок наш внутренний мир - это значит возделывать сад, как это делал Лиддел. Благодаря подоб-ным занятиям сердце человека становится таким, из кото-рого, как утверждает автор Притчей (4:23), исходит энер-гия, дающая жизнь.

В возрасте восьмидесяти лет, прикованный к кровати инсультом, повлиявшим на его речь и парализовавшим руку, которой он писал, И. Стэнли Джоунс спрашивал себя:
"Могу ли я справиться с этим кризисом?" Его ответ: "Бе-зусловно, да, потому что сокровенные нити самые прочные. Мне не нужны внешние подпорки, чтобы поддерживать мою веру".
 

Предыдущая глава    Оглавление    Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека