Каталог
Новости
Издательства
КОРОТКО О НАС...
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Как упорядочить свой внутренний мир
Г. Макдональд 
 
   
Глава 6
Сектор 2

Не видел ли кто-нибудь мое время? Я куда-то подевал его!
Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок в том слу-чае, если я приму решение ежедневно рассматривать вре-мя как дар от Бога, заслуживающий внимательного отно-шения к себе.

Я только что закончил лекцию для группы пасторов, в которой упомянул несколько книг, недавно прочитанных мною. По окончании лекции один молодой пастор спросил:
"Где вы нашли время, чтобы прочесть все эти книги? Когда я вступил в должность пастора, я был уверен, что тоже смо-гу столько читать. Но я ничего не читаю неделями. Я слиш-ком занят!"

Мы поговорили немного о дисциплине чтения, и разго-вор начал переходить к другим аспектам его личной жизни. Он сказал, что испытывает чувство вины, когда думает о своих духовных занятиях, так как почти ничего не делает в этом направлении. Он признался также, что уже достаточно давно не проводил сколько-нибудь действительно ценного времени со своей женой. Он очень сожалел о том, что его проповеди, по его собственной оценке, обычно оставляют желать лучшего. И в завершение нашего разговора признал, что проблема не в том, что ему не удается прочесть книгу, это просто признак более серьезных трудностей. "Откровенно говоря, - сказал он, - я совершенно дезорганизован и не получаю никакого удовлетворения от своей работы".

Мне очень симпатичен этот молодой человек и его при-знание. В моей собственной жизни было время, когда я мог сказать то же самое. И я думаю, что к нам присоединились бы многие, если бы наши коллеги на той лекции были ис-кренними. Мир полон неорганизованных людей, потеряв-ших контроль над своим временем.

Уильям Баркли, комментируя недисциплинированную жизнь Сэмюэля Тэйлора Коулриджа, пишет:

"Жизнь Коулриджа представляет собой трагедию недисципли-нированного человека. Никогда столь великий ум не производил столь мало. Он ушел из Кембриджского университета, чтобы пойти в армию; он ушел из армии, потому что не мог чистить коня; он по-ступил в Оксфорд и ушел, не получив диплома. Он начал издавать газету под названием "Страж", которая просуществовала в течение десяти номеров и затем зачахла. О нем было сказано: "Он погру-жался в мечты о будущей работе, которая всегда оставалась несде-ланной. Коулридж обладал всеми поэтическими дарованиями, но не обладал одним - даром прилагать длительное и сосредоточенное усилие". В его уме и памяти существовали разнообразные книги, как он сам сказал, "законченные, только не записанные на бумаге". Он мог бы послать в издательство два тома своих произведений, но книги так и не оформились за пределами ума Коулриджа, потому что он не мог заставить себя сесть и записать их. Ни один человек не достигал высот и ни один, достигнув, не смог удержать их без дисциплины"".

Коулридж был живым свидетельством того, как люди, разносторонне одаренные, обладающие громадным интел-лектом и замечательными дарованиями, могут, однако, за-кончить свою жизнь, безрассудно растратив весь свой по-тенциал из-за неспособности контролировать свое время. Он без всякой пользы растратил свое время в литературном мире, другие делают то же самое дома, в церкви или в кон-торе.

Никто из нас, я уверен, не хочет подойти к концу своей жизни и, посмотрев назад, выразить сожаление о том, что могло быть совершено, но так и осталось несделанным, как случилось с Коулриджем. Но, чтобы предотвратить это, не-обходимо понять, как мы можем распоряжаться временем, которое дал нам Бог.
Симптомы неорганизованности

Прежде всего нужно провести безжалостную самооцен-ку и внимательно посмотреть, как мы используем свое вре-мя. Действительно ли мы неорганизованны? Давайте рас-смотрим характерные черты неорганизованной жизни. Не-которые из этих симптомов могут показаться немного забавными, но, как правило, они являются частью большой картины, которая сводит все воедино. Позвольте предло-жить вам пригоршню образцовых симптомов неорганизо-ванности.

Если на моем письменном столе появляется беспорядок, я понимаю, что постепенно соскальзываю к дезорганиза-ции. То же самое происходит с туалетным столиком в моей спальне. Фактически всякая горизонтальная поверхность, попадающаяся мне на пути в моих повседневных делах, приобретает вид хаоса: все завалено бумагами, заметками на память, на которые я не отреагировал, и обрывками неза-конченных дел, супруга постоянно напоминает мне: "Про-чти, это давно лежит у тебя на столе в офисе". Мой пись-менный стол для другого может быть кухонным столом, ра-бочим верстаком или мастерской в подвальном помещении. Принцип остается тем же.

Состояние моей машины тоже может выявить симптомы неорганизованности. Она становится грязной изнутри и снаружи, я перестаю следить за ее своевременным техни-ческим обслуживанием и обнаруживаю, что перехожу край-ние сроки, необходимые, чтобы сменить шипованные по-крышки и получить ежегодный талон на вождение.

Моя самооценка падает, когда неорганизованность бе-рет надо мной верх. Я чувствую легчайший налет паранойи, незначительный страх, я боюсь, что люди вскоре обнару-жат, что мой труд не оправдывает вложенных ими денег, и придут к заключению, что я и наполовину не тот человек, за которого они меня принимали.

Я осознаю свою неорганизованность, когда у меня появ-ляется ряд забытых встреч, телефонных звонков, на ко-торые я не ответил, и крайних сроков, которые я начал пропускать. Приходит день, заполненный нарушенными обязательствами и слабыми оправданиями. (Я должен об-ратить ваше внимание на то, что не имею в виду время, ког-да не зависящие от меня обстоятельства, словно сговорив-шись, разрушают даже самые лучшие намерения. У всех бывают такие дни, даже у самых организованных из нас.)

Еще один симптом неорганизованности выявляется в тот момент, когда я начинаю тратить свою энергию на дела, которые не дают результатов. Я действительно обнаружи-ваю, что делаю мелкие и скучные дела, просто чтобы сде-лать что-то. Появляется склонность к мечтательности, стремление избегать решений, которые необходимо при-нять, и откладывать дела со дня на день. Дезорганизация начинает всесторонне влиять на мое желание работать ста-бильно и качественно.

Неорганизованные люди испытывают чувство неудов-летворенности своей работой. То, что удается закончить, им не нравится. Они с большим трудом воспринимают одо-брение со стороны других. В глубине души они знают, что сдали работу не самого лучшего качества.

Не раз я возвращался домой в подобном настроении с утренней воскресной службы, где проповедовал. И когда я замечал, что в расстройстве барабаню по рулю, я знал, что мог бы подготовить проповедь лучше, если бы в течение не-дели более эффективно распоряжался своим временем.

Неорганизованные христиане редко переживают момен-ты близости с Богом. Конечно, они стремятся к этой близо-сти, но никогда не достигают ее в полной мере. Нет нужды говорить, что разговоры о времени неуместны, когда речь идет об изучении Библии, о молитве, о богослужении. Люди знают обо всем этом. Они просто не делают этого. Они оправдывают себя, говоря о нехватке времени, но в душе, в своем внутреннем мире, они знают, что это вопрос организованности и личной воли и ничего больше.

Если я нахожусь в состоянии дезорганизации, это обыч-но сказывается на качестве моих взаимоотношений с окру-жающими. Проходят дни без сколько-нибудь значительных разговоров с моим сыном или дочерью. Мы общаемся с же-ной, но темы наших разговоров ничтожны, мы избегаем от-кровенности и не получаем поддержки друг от друга. Я ста-новлюсь раздражительным, негативно реагирую на всякую попытку с ее стороны привлечь мое внимание к делам, ко-торые я оставил несделанными, или к людям, которых я, по-хоже, покинул.

Суть дела в том, что если мы теряем способность контро-лировать свое время, то мы перестаем любить себя, свою работу и, что еще хуже, - свою жизнь. И трудно сломать эту устоявшуюся модель, которая пагубно влияет на нас и нашу жизнь.

Эта страшная привычка к неорганизованности должна быть сломана, или наш внутренний мир быстро придет в со-стояние полного хаоса. Мы должны принять решение и взять контроль над своим временем.

Психологи выявили много причин, которые приводят людей к неорганизованности, и полезно разобраться в неко-торых из них. Существует большое количество полезной литературы, где рассказывается, как научиться организовы-вать свое время и управлять им. Но за всеми этими трюка-ми и уловками, направленными на введение организации в нашу жизнь, лежат некоторые основополагающие принци-пы, которые должен внимательно рассмотреть каждый че-ловек, стремящийся привести в порядок свой внутренний мир. Воплощение этих принципов на практике будет про-блемой для некоторых людей, пренебрегавших до сих пор умением контролировать свое время.
Составление бюджета времени

Центральный принцип организации личного времени прост: время надо распределять!

Большинство из нас давно научилось применять этот принцип в отношении денег. Когда мы обнаружили, что у нас едва ли хватит денег, чтобы получить все желаемое, то сочли благоразумным сесть и продумать наши финансовые приоритеты.

Когда речь идет о деньгах, то приоритеты здесь очевид-ны. Поскольку моя жена и я привержены Божьему плану служения, нашим первым финансовым приоритетом всегда были десятина и пожертвования. Затем - необходимые расходы: питание, дом, предметы обихода, книги (мы оба настаиваем на том, что книги относятся к статье необходи-мых расходов) и т. д., в порядке значимости, и все это мы научились предусматривать заранее.

Только после того, как мы распределили определенную сумму денег на необходимое, мы решились обратиться к той части бюджета, где можно распоряжаться по своему усмотрению, т. е. к тому, что является больше желанием, чем необходимостью. Здесь можно обсудить обед в люби-мом ресторане, полезный бытовой прибор или особенно привлекательное зимнее пальто.

Если люди не понимают разницу между тем, что являет-ся необходимостью и тем, чем можно распоряжаться сво-бодно в своей финансовой жизни, они в итоге обычно при-ходят к долгам, которые являются финансовой версией де-зорганизации.

Если количество денег ограничено, человек распределя-ет их. И когда существует лимит времени, то действует тот же принцип. Неорганизованный человек должен распреде-лять свое время с учетом перспективы. Это означает, что он должен определить разницу между необходимыми дела-ми, - которые он обязан сделать, и свободными, - которые он хотел бы сделать.

Именно эти вопросы я поднял, когда мой молодой друг пастор решил поговорить о своей непродуктивности. Он УДИВИЛСЯ, услышав, что я и сам постоянно сражаюсь с по-добными проблемами.

"Гордон, - сказал он, - вы не производите впечатление человека, у которого когда-нибудь время выходит из-под контроля".
Я возразил: "Иногда я спрашиваю себя, контролировал ли я его вообще когда-нибудь". Все эти симптомы неорга-низованной жизни раньше или позже были моими симпто-мами, но я принимал решение (в действительности не од-нажды), что ни одной минуты больше не стану жить подоб-ным образом.
Господин времени

Мой юный друг пастор очевидно надеялся, что я поде-люсь с ним несколькими внезапными озарениями, которые побудили меня организовать свой внутренний мир так, что-бы я мог управлять своим временем. Если он думал, что у меня был портфель готовых ответов, то ему пришлось разо-чароваться. Во время нашего разговора я предложил ему внимательно посмотреть на Того, Кто, по-видимому, никог-да не терял ни одной минуты.

Когда я читаю Библию, то на меня производят сильное впечатление те практические уроки по организации, кото-рые можно извлечь из жизни и деятельности Иисуса Хрис-та. Все четыре автора Евангелий отмечают, что Иисус нахо-дился под постоянным давлением со стороны окружающих, Его преследовали в равной мере и друзья, и враги. За каж-дым Его словом следили, каждое действие анализировали, каждый жест комментировали. В сущности, у Иисуса не было частной жизни как таковой.

Я пытался представить нашего Господа в современном мире. Стал бы Он делать междугородные телефонные звон-ки? Предпочитал бы Он скорее летать, чем ходить пеш-ком? Был бы Он заинтересован вести прямую переписку? Как бы Он справлялся с огромным количеством взаимоот-ношений, которые мы можем поддерживать благодаря со-временной технике? Как бы Он приспособился ко времени, где произнесенные слова могут в течение секунд облететь весь мир, чтобы стать заголовками для завтрашних утрен-них газет?

Хотя Его мир был значительно меньшим по масштабу, оказывается, Он жил, испытывая те же посягательства и требования, которые знакомы нам. Но, изучая жизнь Хрис-та, вы нигде не увидите, что Он когда-нибудь спешил, что Ему когда-нибудь приходилось "хватать мяч на лету" или что Он когда-нибудь был захвачен врасплох. Он не только искусно распоряжался Своим общественным временем без помощи секретаря, планирующего встречи, но и умел выде-лить необходимое количество времени для уединенной мо-литвы и размышлений и для того, чтобы проводить его с теми немногими, которых Он собрал вокруг Себя, чтобы учить. Повторяю, все это было возможно потому, что Он взял Свое время под контроль.

Стоит приложить усилия, чтобы выяснить, как управлял Своим временем наш Господь. Что побудило Его быть та-ким организованным человеком?

Первое, что производит на меня впечатление, это Его умение ясно осознавать Свою миссию. У Него была основ-ная задача, и Он соизмерял Свое время со значением Своей миссии.

Наиболее четко это проявилось во время Его последнего пути в Иерусалим. Когда Он подходил к Иерихону, как пи-шет Лука (гл. 18), Он услышал пронзительный голос слепо-го человека и остановился к большому удивлению и испугу и друзей, и недругов. Они были раздражены, Иисус словно бы забыл, что до Иерусалима было еще шесть-семь часов пути, а они хотели успеть туда на празднование Пасхи - в этом была их цель.

И в этом действительно был смысл, - если бы и у Хрис-та была та же цель - вовремя добраться до Иерусалима к религиозному празднику. Но, как мы скоро узнаем, не это было главной целью Иисуса. Прикосновение к несчастным людям, таким, как этот слепой, было более значительным делом, достаточно важным для Иисуса, чтобы Он тратил на это Свое время.

Вскоре после первой неожиданной встречи Иисус оста-новился снова, на этот раз под деревом, чтобы позвать Закхея, известного сборщика налогов. Именно Господь предло-жил Закхею встретиться в его доме и поговорить. И снова толпа, окружавшая Иисуса, была разгневана, во-первых, тем, что путешествие в Иерусалим опять было прервано, и во-вторых, из-за репутации Закхея.

С их позиции казалось, что Иисус неверно распоряжает-ся Своим временем. Однако, с точки зрения Иисуса, время было потрачено с пользой, - Его поступки определялись Его миссией.

Лука приводит слова Иисуса, сказанные именно по это-му поводу: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19:10). Ученики с трудом восприни-мали это, и Иисусу постоянно приходилось ставить их пе-ред лицом конкретных фактов, раскрывающих Его миссию. До тех пор пока они не поняли эту миссию, они не могли попять, как Он организовывал Свое время и какими крите-риями руководствовался при этом.

Внимательно изучив, как Иисус распределял личное время, можно сделать и второй вывод: Он осознавал пределы Своих возможностей. Когда Иисус пришел на землю как воплощенный Сын Божий, Он сохранил Свои определен-ные привилегии Царя Небесного и принял на какое-то вре-мя некоторые человеческие ограничения, чтобы полностью отождествиться с нами. Он имел такие же ограничения, как и мы, но успешно справлялся с ними, - и мы должны сле-довать Его примеру.

Нельзя приуменьшать значение того факта, что Иисус, во время Его служения в мире, прежде чем принять реше-ние или сделать что-то важное, всегда находил возможность провести время в уединении с Отцом Небесным.

Публичному выступлению Иисуса с Его миссией пред-шествовали тридцать лет фактического молчания. Мы в полной мере сможем понять значение этих трех десятиле-тий только тогда, когда нам будет позволено предстать пе-ред Христом в вечности. Сейчас мы можем решиться лишь сделать вывод, что это было важное время подготовки. Глу-бокое впечатление производит тот факт, что трем годам важнейшей по своему значению деятельности предшество-вали тридцать лет подготовки в сравнительной безвестнос-ти и уединении.

Не стоит удивляться и тому, что Моисей провел сорок лет в пустыне, прежде чем встретился лицом к лицу с фараоном. Павел провел длительное время в пустыне, слушая Бога, прежде чем принял апостольское служение. И опыт этих людей не был исключением.

Перед началом Своего общественного служения Иисус провел сорок дней в пустыне в общении с Отцом. Не за-будьте о ночи, проведенной в молитве, перед избранием двенадцати. После напряженного дня в Капернауме была ранняя молитва на склоне горы. И конечно, была гора Пре-ображения перед последним походом в Иерусалим. А в кон-це был Гефсиманский сад.

Иисус хорошо знал Свои пределы. Может показаться странным, что Он знал то, что мы предпочитаем забыть:
время необходимо распределять должным образом, чтобы иметь возможность концентрировать внутреннюю силу и решимость и компенсировать свою слабость, когда начина-ется духовная борьба. Зная Свои пределы, Иисус сделал подобные моменты необходимыми статьями Своего бюдже-та времени. И даже те, кто был к Нему ближе всех, не могли оценить это в полной мере.

Я думаю, следует выделить как третий важный элемент то, что Он уделял особое время подготовке двенадцати Апос-толов. Это весьма поучительный момент, так как Иисус, Которому предстояло установить контакт с великим мно-жеством, распределил Свое время таким образом, чтобы ос-новную часть его проводить всего лишь с несколькими про-стыми людьми.

Большую часть времени Он использовал на то, чтобы провести Своих учеников по Писанию и поделиться с ними Своими божественными озарениями. Самыми важными минутами были те, когда Он делился Своим служением с этими несколькими людьми, позволяя им видеть каждое действие и слышать каждое слово. Особое время выделя-лось на то, чтобы объяснить им более глубокое значение тех слов, с которыми Он обращался к множеству людей, или на то, чтобы проэкзаменовать их после выполнения поруче-ния, сделать выговор, если они не справлялись, и утвердить их, когда они делали успехи.

Мы могли бы не раз поддаться искушению и спросить, почему Иисус проводил так много драгоценного времени с группой простодушных мужчин, если Он мог избрать лю-дей, которые могли бы разумом оценить Его богословское искусство. Но Иисус отдавал Себе отчет в том, где была ис-тинная значимость, в чем состояли приоритеты. А там, где находятся ваши приоритеты, будет и ваше время.

На это у Иисуса всегда было время. Так как Он знал суть Своей миссии, так как Он укреплялся духом в моменты пребывания наедине с Отцом и так как Он понимал, кто были те люди, которые должны будут продолжать Его мис-сию спустя долгое время после Его вознесения, для Него никогда не представляло трудности сказать твердое НЕТ в ответ на приглашения и требования, которые нам могли бы показаться весьма заманчивыми.

В моей собственной жизни наступило время, когда изу-чение жизни и деятельности Иисуса привело меня к глубо-кому и сильному желанию обрести эту способность. Я хотел уметь правильно распределять свое время, чтобы освобо-диться от этой бешеной гонки повседневной жизни, когда постоянно приходится что-то догонять. Было ли это осуще-ствимо? Да, но не тем путем, каким я шел!

Молодой пастор, который подошел ко мне после лекции, очень заинтересовался нашим разговором, и я предложил ему встретиться как-нибудь в другой раз. Вероятно, я мог бы поделиться с ним некоторыми практическими вывода-ми. Большую часть из них я познал трудным путем, и в предстоящем разговоре с ним мне нужно было быть пре-дельно откровенным.
 

Предыдущая глава    Оглавление   Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека