Каталог
Новости
Издательства
КОРОТКО О НАС...
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Как упорядочить свой внутренний мир
Г. Макдональд 
 
   
Глава 8
Когда лучший проигрывает
Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я твердо решу, что каждый день будет для меня днем возра-стания в познаниях и мудрости.
Единственные золотые медали и голубые ленты в моей жизни были завоеваны на соревнованиях в беге по пересе-ченной местности. Хотя я мог бы быть более удачливым бе-гуном, если бы был суровей к себе, все же те годы участия в соревнованиях по бегу, во время учебы в частной средней школе и в колледже, дали мне возможность приобрести бо-гатый опыт и помогли развить самодисциплину и характер.

Среди всех этих юношеских опытов самый большой урок я получил во время эстафеты штата Пенсильвания в Филадельфии одним весенним днем. В тот раз в команде нашей школы я занимал очень важную позицию - был на первом этапе в эстафете на одну милю. Моей главной зада-чей было захватить лидерство в беге и, закончив свой этап в четверть мили, передать это лидерство следующему бегуну нашей команды.

Если бы я не смог закончить этот этап первым, то второй участник, получив эстафетную палочку с отставанием, ока-зался бы в толпе бегунов. Он рисковал сбиться с шага в дав-ке и толкотне, что часто случалось, и это могло стоить бесценных десятых долей секунды, так необходимых на после-днем этапе борьбы.

Нашей команде по жребию досталась вторая дорожка, и мне было интересно узнать, кто получил крайнюю внутрен-нюю дорожку. Оказалось, что это был бегун из школы Поули Преп, обладатель впечатляющего рекорда на спринтер-ской дистанции в сто ярдов. Мы соревновались прежде пару раз на более коротких дистанциях, и он побеждал меня со значительным отрывом. Мог ли он сделать то же самое в гонке на 340 ярдов длиннее?

Было очевидным, что он уверен в своей победе, потому что именно это он сказал, когда мы пожали друг другу руки на стартовой линии: "Макдональд, пусть победит сильней-ший; буду ждать тебя на финише".

Вы могли бы назвать это разновидностью спортивной психологической борьбы. Отчасти это сработало, и на ка-кой-то момент мне пришлось бороться с собой, чтобы обре-сти равновесие.

Пистолет выстрелил, и, казалось, то же самое сделал па-рень из Поули Преп. Я до сих пор помню ощущение боли от щелчков гравия, который отбросили его шиповки на мои голени, когда он мгновенно исчез за первым поворотом. Между тем остальные семь бегунов начали то, что выгляде-ло борьбой за вторую позицию из восьми. Пробежав пять-десят ярдов, я начал мысленно готовиться к тому, чтобы прийти к финишу вторым, допуская, что могу справиться с этой задачей.

И так бы случилось на самом деле - если бы дистанция была короче. Однако где-то около отметки 300 ярдов ситуа-ция резко изменилась. Парень из Поули Преп, бежавший далеко впереди, внезапно сбавил скорость и перешел от спринта к бегу трусцой. Секундой позже, обгоняя его на своей предельной скорости, я услышал, как он пытается справиться со своим дыханием. Он едва двигался. Как гово-рят спортсмены, он выдохся, Не помню, каким номером он финишировал, но точно знаю, что ждал его на финише, упорно стараясь не торжествовать.

В тот день я получил ценный урок благодаря парню из Поули Преп. Непреднамеренно он научил меня, что даже люди огромных способностей должны пробежать всю дис-танцию, прежде чем провозгласить свою победу. Быть впе-реди на первом повороте не имеет смысла, если нет вынос-ливости и сил для финиша. Дистанцию надо бежать с по-стоянной скоростью до самого конца, а хороший бегун готов даже к тому, чтобы закончить дистанцию "рывком", на взрывной скорости. Спортивный талант не приносит больших результатов, если не сопровождается соответству-ющей выносливостью.
Цена умственной слабохарактерности

Я рассказываю эту историю, потому что она имеет отно-шение к той части нашего внутреннего мира, которую нуж-но постоянно приводить в порядок. Упорядочение нашего внутреннего мира должно сочетаться с развитием умствен-ных способностей, что является результатом интеллекту-ального роста.

В нашем напряженном мире люди, чье мышление иска-жено, обычно становятся жертвами идей и систем, разру-шительных для человеческого духа и человеческих взаимо-отношений. Они становятся жертвами, потому что не на-учились думать самостоятельно и развитие ума не стало для них целью жизни. Не обладая сильным интеллектом, они начинают зависеть от мыслей и мнений других людей. Вме-сто того чтобы иметь дело с идеями и проблемами, они жи-вут жизнью, полной правил, инструкций и готовых про-грамм.

Массовое самоубийство в 1978 году в Гайяне членов Храма народов - это горький пример, который показывает, куда может завести неспособность мыслить самостоятель-но. Позволив Джиму Джоунсу думать за себя, рядовые чле-ны пришли к катастрофе. Они опустошили свой ум и дове-рились решениям его ума. И когда разум Джоунса перестал работать нормально, все пострадали от последствий. Лидер пообещал людям покровительство в этом враждебном и злобном мире. Он дал им готовые ответы на все вопросы и обеспечил их пищей. И они отказались от своего права на независимое суждение в качестве платы за такую безопас-ность.

Люди подобного рода не обязательно должны быть неве-жественными. Просто они никогда не думали, что использо-вание ума для целей роста, развития является необходимой частью образа жизни, угодного Богу. Легко попасть в ло-вушку и позволить своему разуму бездействовать, особенно когда вокруг много доминирующих людей, тут же готовых подумать за нас.

Такое легкомыслие, глупость мы наблюдаем в неуравно-вешенной, неверующей семье, где один из членов с помо-щью страха заставляет всех остальных предоставить ему право принимать все решения и высказывать свои мнения. Есть много церквей, где миряне передают право думать за них пастору, который по природе своей является сильным лидером. В 3 Послании Иоанна упоминается такой человек по имени Диотреф, который, подобно Джиму Джоунсу, взял практически всех в церкви под свой контроль. Христи-ане просто отказались от своего права думать.

Опасно быть слишком быстрым на старте

Как в соревнованиях по бегу, где талантливый от приро-ды спринтер отталкивается от стартовой колодки с ошелом-ляющей скоростью, в зрелой жизни есть люди, которые лю-бят быстрое начало, рывок, - не потому, что они великие мыслители или гиганты ума, а скорее в силу природных способностей. Может быть, им посчастливилось вырасти в талантливой семье, где все окружающие были очень общи-тельными, умели легко обращаться с идеями и решать про-блемы. В результате они могли приобрести определенную самоуверенность в раннем возрасте.

Такой ранний наглядный опыт учит молодого человека лидировать, конкурировать с другими и держать себя в ру-ках в трудных обстоятельствах. Результат можно назвать "преждевременным успехом". И такой преждевременный успех чаще оказывается препятствием, а не помощью.

Рано преуспевший человек обычно легко усваивает лю-бые знания, способен освоить многие профессиональные навыки, затрачивая минимум усилий. Он обычно благосло-вен хорошим здоровьем и избытком энергии. Кажется, что он может убедить в своей правоте по любому вопросу. И он приходит к заключению, что способен сделать все, за что бе-рется, потому что ему, похоже, все легко дается.

Сколько это будет продолжаться, можно только предпо-лагать. В некоторых случаях, я полагаю, всю жизнь. Но мои наблюдения показывают, что где-то в начале четвертого де-сятка в жизни талантливого, от природы быстрого на старте человека начинают появляться симптомы возможных за-труднений. Они могут быть предвестниками того, что ос-тальную часть дистанции в жизни придется пробежать на терпении и дисциплине, а не на способностях. И, как бегун из Поули Преп, этот человек, может быть, увидит, что не та-кие быстрые, но лучше подготовленные бегуны начинают его перегонять.

Я встречаюсь со многими такими людьми, которые при-ходят ко мне посоветоваться. Я вижу поразительное коли-чество измученных, душевно опустошенных людей, кото-рые остановились в своем росте и тратят жизнь в стремле-нии к чему-то чуть большему, чем забава.

Я использую слово "забава" из-за его буквального зна-чения в английском языке. Оно означает "действие без размышлений". Действие без размышлений приводит к чувству личной дезорганизации. Кто те люди, которые действуют, не размышляя? С большой вероятностью мож-но сказать, что это те, о ком двадцать лет назад говорили:
"Он всегда добивается успеха, он не может потерпеть не-удачу". Это может быть проповедник, который в возрасте двадцати одного года обладал необычными проповедничес-кими способностями, коммерсант, начавший свою карьеру впечатляющим списком заключенных сделок, женщина, ко-торая на выпускном вечере выступала с речью от всего класса. Вероятно, это будут те, кто никогда не осознавал, что ум надо подталкивать, заполнять, расширять и застав-лять функционировать. Природный талант поддерживает таких людей до определенного момента и подводит их за-долго до конца дистанции.

Необходимость дисциплинировать наш ум

Ум необходимо тренировать, чтобы учиться думать, анализировать, вводить новшества. Люди, полностью орга-низовавшие свой внутренний мир, активно работают в этом направлении. Их разум бодр и проворен, каждый день при-нимая свежие порции информации, регулярно производя новые открытия и делая заключения. Они обязали себя к постоянному упражнению ума.

"Живое христианство невозможно, если не развиты по крайней мере три его аспекта, - пишет Элтон Трублад, - внутренняя жизнь молитвы, внешняя жизнь служения и интеллектуальная жизнь здравого рассудка"15. Для многих христиан очень легко пренебречь третьим аспектом, считая его слишком мирским и противоречащим духу Евангелия. Но притупление ума ведет к полной дезорганизации внут-реннего мира.

Я хорошо знаю, что такое преждевременный успех, пото-му что и я тоже в начале своего четвертого десятка обнару-жил, что ехал до сих пор на способностях, данных от рожде-ния, и не уделял необходимого внимания развитию своего ума. Я начал понимать, что пока не сделаю что-то с этим, мой ум не будет адекватно служить мне в последующие годы, в то время, когда я хотел бы бежать на предельной скорости ума, делая все возможное и отдавая все свои силы служению.

Это означало, что, если я собираюсь стать более эффек-тивным проповедником, хочу быть более чутким к страдаю-щим людям и более полезным руководителем, мне придет-ся серьезно заняться вопросом тренировки моих умствен-ных способностей, чтобы я мог справиться с моим внешним миром. Нельзя сказать, что я пребывал в полной интеллек-туальной спячке, но и не занимался упорной дисциплини-рующей работой, которая помогала бы мне быть передовым и способным к нововведениям человеком, каким, по моему мнению, хотел видеть меня Бог.

Неудивительно, что я испытывал муки неорганизован-ности, когда сталкивался с ситуациями, в которых мне не хватало проницательности понять, что происходит. Как че-ловек, пытающийся поднять слишком большой вес, я обна-ружил, что все больше и больше берусь за идеи и проблемы, для поднятия которых с земли я был недостаточно силен умом.

Хотя евангельские христиане сделали прямой своей обя-занностью христианское образование, развитию ума не все-гда уделяется должное внимание. Немногие из нас в полной мере оценили разницу между теми, кто накапливает детали, подробности и правила, и теми, кто умело разрабатывает идеи. Есть люди, которые много знают о многих вещах, но это не означает, что они умеют глубоко размышлять и пони-мать суть того, что им известно.

Я наблюдал за людьми, которые забили свою голову ог-ромным количеством информации о Библии. Они научи-лись говорить, используя богатый словарный запас пра-вильной христианской лексики. Их молитвы звучат так гладко, что все вокруг них сидят в благоговении. Мы счита-ем их духовными людьми. Но бывают ситуации, когда мы начинаем понимать, что они строги и негибки, невосприим-чивы к изменениям и новшествам. В ответ на любое сомне-ние в правильности их мыслей они взрываются и выплески-вают массу обвинений в ваш адрес.

Как и другие, я считаю, что христиане должны быть сильнейшими, ярчайшими, самыми творческими мыслите-лями в мире. Это Павел сказал, что нам, христианам, дан ум Христов. Это обеспечивает потенциал интеллектуального дыхания, которым не обладает необращенный ум. Это пред-полагает вечную, вневременную позицию, с которой надо мыслить. Во Христе - основание той истины, которая долж-на производить наши идеи, наш анализ происходящего и наши нововведения, стоящие в ряду самых сильных в со-временности. Но не всегда дело обстоит так, поскольку мно-гим христианам присущи неотъемлемая лень и внутренняя дезорганизация. Мы лишаемся одного из величайших да-ров, который Бог дал нам через Христа.

Миссионер-евангелист Стенли Джоунс пишет:
"Свами Шивананда, знаменитый учитель Индии, обычно гово-рил своим ученикам: "Убейте разум и тогда, и только тогда, вы мо-жете медитировать". У христиан иная позиция: "Люби Господа Бога твоего всем разумом твоим" (интеллектуальная природа), "всем сердцем твоим" (эмоциональная природа), "всей душой тво-ей" (волевая природа) и "всеми силами твоими" (физическая при-рода). Человек весь в целом должен любить Его - с помощью ума, чувств, воли, силы. Но "сила" может означать силу всех трех со-ставляющих. Кто-то любит Его силой ума и слабостью чувств - ин-теллектуал в религии; кто-то любит его силой чувств и слабостью ума - сентименталист в религии; кто-то любит его силой воли и слабостью чувств - человек "из железа", к которому не слишком легко подступиться. Но способность любить Бога силой разума, си-лой чувств и силой воли - вот что делает человека истинным хрис-тианином и действительно уравновешенной и сильной личностью"'6. (Выделено мной.)

В течение многих лет адмирал Хайман Риковер был гла-вой Атомного Военно-морского флота Соединенных Шта-тов. Его почитатели и критики имели резко противополож-ные мнения о суровом и требовательном адмирале. Многие годы каждый офицер атомной подводной лодки проходил личное собеседование с Риковером перед вступлением в должность. Прошедшие через это собеседование обычно выходили, дрожа от страха, гнева или совершенно запуган-ные. Среди них был экс-президент Джимми Картер, кото-рый много лет назад служил под началом Риковера. Вот его мнение о собеседовании с адмиралом:

"Я был приписан к программе атомных подводных лодок, и ад-мирал Риковер проводил со мной собеседование перед вступлением в должность. Я впервые тогда встретился с ним; больше двух часов мы сидели вдвоем в большой комнате, он позволил мне выбирать любые темы для обсуждения по моему желанию. Я выбрал то, что знал тогда лучше всего, - текущие события, морское дело, музыку, литературу, военно-морскую тактику, электронику, артиллерийское дело - и он начал задавать мне серии вопросов возрастающей труд-ности. В каждом случае он вскоре доказывал, что я знаю сравни-тельно мало о выбранном предмете.

Он все время смотрел мне прямо в глаза и ни разу не улыбнулся. Я был весь в холодном поту.

В конце концов он задал один вопрос, и я решил, что смогу спас-ти свое положение. Он сказал: "Какое положение вы занимали в ва-шем выпуске в Военно-морской академии?" Так как я закончил второй курс технического колледжа штата Джорджия до того, как стал курсантом первого курса в Аннаполисе, я учился очень хоро-шо: и я с гордостью расправил грудь и ответил: "Сэр, я был пятьде-сят девятым среди 820!" Я откинулся на спинку стула в ожидании поздравлений - которые так и не последовали. Вместо них был вопрос: "Вы сделали все, что могли?" Я начал: "Да, сэр...", но тут я припомнил несколько случаев из множества подобных во время учебы в Академии, когда я мог получить больше знаний о наших со-юзниках, наших врагах, оружии, стратегии и т. д. В итоге я прогло-тил комок в горле и сказал: "Нет, сэр, я не всегда делал все от меня зависящее".

Он посмотрел на меня долгим взглядом, а затем повернулся на стуле, давая понять, что собеседование закончено. Он задал мне один последний вопрос, который я никогда не мог забыть или отве-тить на него. Он сказал: "Почему нет?" Я сидел там какое-то время, потрясенный, а потом медленно вышел из комнаты"17.
Эта встреча стала первоначальным толчком к замыслу книги Картера "Почему не лучший?". И над этой историей стоит поразмышлять: может быть, люди, которые считают, что они ходят с Христом, должны воспринимать совершен-ствование своего мышления как моральный долг перед Со-здателем?

Мышление - это удивительная способность, которую Бог дал человеческому существу, чтобы он мог открывать и наблюдать законы мироздания, сравнивать и сопоставлять каждую из его частей и, по возможности, использовать их должным образом, чтобы отражать славу Создателя. Мыс-лители смотрят на давно известное свежим взглядом; они анализируют гипотезы, отделяя истинное от ложного. Мыс-лители иногда воплощают старые истины в новые слова и новые формы; они помогают другим увидеть возможность их применения в жизни. Мыслители принимают смелые, дерзкие решения, помогают нам встать на новую точку зре-ния и преодолевать препятствия способами, о которых мы раньше не имели представления.

И это должно стать постоянным занятием не только ве-ликих и выдающихся людей, это задача каждого человека, обладающего здравым умом. Как и в случае с физическим телом, некоторые из нас могут быть крепче других, но это не освобождает тех из нас, кто имеет более слабые физиче-ские возможности, от обязанности использовать свое тело и свой ум.

Говорят, что Томас Эдисон - обладатель свыше тысячи патентов - считал, что только одно изобретение - фоно-граф - он мог заявить как свою оригинальную идею. Все остальные "изобретения", по его мнению, были переделкой или усовершенствованием идей, которые другие люди оста-вили неразработанными.

Распространяя процесс творения, Бог скрыл определен-ные вещи, чтобы человечество их обнаруживало, радова-лось им и благодаря им постигало сущность Самого Созда-теля. Мы должны впитывать все это, словно губки.

"Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - иссле-довать дело" (Прит. 25:2).

Делом первых людей было открывать и идентифициро-вать то, что создал Бог. Из-за непослушания законам Божь-им возможность такой замечательной деятельности отчасти была для них утеряна. Теперь им приходилось больше бес-покоиться о том, как выжить во враждебном мире, чем о том, чтобы продолжать открывать то, что в нем было. Суще-ство деятельности внезапно изменилось. Я убежден, что не-бесная жизнь каким-то образом восстановит эту изначаль-ную форму деятельности.

Но принцип и возможность открытия все еще присут-ствуют в нашей жизни. Некоторые открытия совершаются благодаря тяжелому физическому труду, как, например, до-быча золота из горных недр. Другие открытия мы делаем, наблюдая за течением жизненных процессов в мире расте-ний, животных и людей. И большая часть исследований ми-роздания сделана в чисто интеллектуальной сфере. Мы, по сути, раскапываем и раскрываем идеи и истины; затем мы выражаем все это в художественной форме, в богослужении и в творчестве.

Мышление - это великий труд. Лучше всего с ним справляется тренированный ум, который поддерживается в надлежащей форме, совсем так же, как в соревнованиях по бегу побеждает тренированный человек, который сохраняет в надлежащей форме свое тело. Наилучшим образом мыш-ление осуществляется в контексте почитания Божьей бла-годатной власти над всем мирозданием. Печально видеть, когда огромная мыслительная и творческая деятельность осуществляется людьми, которые не стремятся к понима-нию Бога. Они размышляют и создают что-то новое исклю-чительно ради стремления к расширению собственной вла-сти или для развития человеческой системы, которая пред-полагает, что может обойтись без Бога.

Некоторые христиане, похоже, боятся думать. Они оши-бочно принимают накопление фактов, догматических сис-тем и правил за мышление. Они чувствуют себя неловко, сталкиваясь со сложными, неоднозначными вопросами. И они не понимают значения борьбы с великими идеями, если в итоге не всегда можно прийти к комплекту готовых отве-тов. В результате - сползание к посредственности в личной жизни и в мыслительной деятельности и потеря того много-го, что Бог предназначил Своим чадам к радости, когда они будут идти сквозь мироздание, открывая для себя дело Его Рук. Жизнь в таком случае становится "забавой", действи-ем без мысли.

Неразмышляющий христианин не осознает этого, но он в опасной мере погружен в окружающую его культуру. Так как его разум нетренирован и незаполнен, ему недостает способности задавать миру испытующие сложные вопросы. Проблема для современного христианина в мирском обществе состоит в том, что надо научиться задавать пророчес-кие вопросы, прежде чем появится возможность дать ответ сориентированный на христианство.

Иногда из-за того, что нас постоянно бомбардируют ог-ромными порциями информации, неразмышляющий хрис-тианин стремится сбежать и укрыться от всего, оставляя трудные раздумья немногочисленной элите христианских лидеров или теологам.

Гарри Блэймерс в проницательной книге под названием "Христианское мышление" спрашивает, где же христиане с умом достаточно острым, чтобы противостоять культуре, которая постепенно уходит в сторону от Бога. Он ищет лю-дей, которые размышляют "по-христиански" о великих нравственных проблемах. У него есть опасение, которое я разделяю, что мы обманываемся, считая себя думающими людьми, в то время как мы таковыми не являемся. С язви-тельным упреком, обращенным к христианской обществен-ности, он пишет:

"Христианство обессилело в сфере интеллектуальной значимос-ти. Оно, возможно, остается носителем духовности и морального руководства на индивидуальном уровне; на общественном уровне оно не более чем выражение идеализированного духовного едине-ния"18.

Когда ум христианина притупляется, он может сделать-ся жертвой пропаганды нехристианской системы ценнос-тей, проводимой людьми, которые не пренебрегали своими мыслительными способностями и просто оказались умнее нас.

Так же, как мой тренер когда-то учил меня тренировать свое тело, чтобы закончить бег на финише, так и я должен учить тому, что другим необходимо знать: ум тоже надо тре-нировать. Внутренний мир христианина будет слабым, без-защитным и неорганизованным, если не уделяется серьез-ное внимание этому участку интеллектуального роста.

Парень из Поули Преп был лучшим, чем я, бегуном, но он проиграл. Он проиграл потому, что 100 ярдов таланта не-достаточно для дистанции в 440 ярдов.

Когда я однажды оценивал порядок в интеллектуальном секторе моего внутреннего мира, я, к счастью, обнаружил, что лишь немногие из моих природных дарований или лет, потраченных на обучение, останутся невостребованными;
все остальное вполне годилось для того, чтобы сделать меня человеком, которого Бог мог бы использовать для работы в любом месте по Его усмотрению. Я мог продолжать расти интеллектуально, приближаясь к использованию всего сво-его потенциала, но не потому, что был талантлив и имел степени, а потому, что научился браться за мускулы своего ума и приводить их в хорошую форму.

Для этого мне надо было стать думающим человеком. Я должен был уметь видеть направление исторического про-цесса. Мне необходимо было знать, как сражаться с велики-ми идеями человечества. И мне надо было научиться выно-сить независимые суждения о том, что я видел. Это был подходящий момент, чтобы я начал трудиться - упорно трудиться. Другие бегуны догоняли, а до конца дистанции было далеко. Я не хотел быть лучшим на первом повороте и проигравшим на финише из-за того, что у меня были спо-собности, но не было выносливости.

Рекомендуем! Рекламно-производственная компания Автопак предлагает широкоформатную печать в Москве. Компания уже 22 года успешно конкурирует на рынке постоянно развиваясь и предлагая новые решения. Реклама на транспорте, каркасно-тентовые и надувные конструкции, полноцветная широкоформатная печать и другие виды продукции представлены на сайте autopack.ru.
 
Предыдущая глава    Оглавление    Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека