VI. СОВЕТЫ ПРИСТУПАЮЩИМ К ЧТЕНИЮ БИБЛИИ
Вы приобрели Священное Писание. Открыли, как положено, на первой странице.
"В начале сотворил Бог небо и землю." Итак, шесть дней творения, повествование
об Адаме, Каин убивает Авеля, Потоп, проклятие Ноем Ханаана, Авраам, Иаков и двенадцать
его сыновей... О чем эта книга? О какихто древних событиях, подумает читающий
впервые. Хорошо, решает он, стану читать дальше. Книга Исход, Книга Левит... Ничего
не понятно! Хлебные приношения, жертвы за то, за другое... В Книге Числа какието
перечисления имен и родов. Чтение перестает вызывать интерес. Что мне до всего
этого? Читатель заглядывает в Евангелия - о, там поживее. Но непонятно, зачем
повторять одно и то же четыре раза?.. Послания Апостолов ведут беседы на малопонятные
для него богословские темы. Наконец, он выхватывает пару запоминающихся фраз из
Апокалипсиса и - ставит Книгу на полку. И уже не возвращается к ней. Иной читатель
испытывает даже разочарование - а ято думал...
Человек надеялся, что ему сразу откроются тайны мироздания, будет дан ответ
на все вопросы, касающиеся его жизни. Поэтому, когда он услышит о необходимости
регулярно читать Библию, вежливо промолчит, но в душе не согласится. "Читали...",
подумает он, пряча глаза.
Не смущайтесь, если вы испытывали подобные чувства. Через это прошли многие.
Главное понять, что Библия не просто еще одна книга в вашей библиотеке. К ней
надо подходить с иными мерками. Не будет пользы, если вы станете уподоблять Писание
обычному литературному произведению. Конечно, если до встречи с Книгой человек
читал лишь сентиментальные романы, то он неизбежно будет сравнивать Слово Божие
с одним из них. И увидит, что Библия не соответствует критериям его любимого жанра.
Она вообще ни на что не похожа, она - принципиально иная. Это и имеют в виду,
когда называют ее священной, ибо слово "священный" означает "иной",
"отделенный от других". Что же можно посоветовать тем, кто желает постичь
эту Книгу?
1. Прежде всего постарайтесь в результате прочтения определенного отрывка получить
ответ на два вопроса:
а) В чем выражается в данном эпизоде воля Бога?
б) Как мне применять в жизни знание о воле Бога, вынесенное из прочтения данного
отрывка или стиха?
Если вы научитесь различать волю Божию, тогда никто не сможет сбить вас с пути,
по которому вам надлежит идти. Даже если вы обнаружите, что весь мир устремляется
в другом направлении. Помните, что вы не остаетесь в меньшинстве, ибо один человек
плюс Бог - это всегда больше, чем все человечество.
2. Читайте с самого начала, то есть с Книги Бытие. Иногда советуют начинать
с Евангелий, и в этом тоже есть свой резон (скорее узнаем о земном пребывании
Господа и Его славном Воскресении). Но! Господь Бог не дал нам Библию, которая
начинается с Евангелий. Его Слово начинается с Книги Бытие. Уместно ли нам нарушать
этот порядок? А как же тогда быть с утверждением, что апостолы шли и проповедовали
всему миру, и так - просто - проповедовали?.. Давайте раскроем Деяния святых Апостолов,
внимательно ознакомимся с повествованием, и тогда мы увидим, что проповедь апостолов
о Христе была направлена к людям богобоязненным, почитающим Бога, к тем, которые
годами исследовали Писания и хорошо представляли себе, каков Вседержитель и что
Он требует от них:
а) Кто внимал проповеди апостолов в день Пятидесятницы? - "люди набожные"
(Деян.2:5);
б) Каков был Корнилий, которому проповедовал Петр? - "Благочестивый и
боящийся Бога" (Деян.10:2);
в) Что говорится о Лидии, которой Господь отверз сердце? - Это была женщина,
"чтущая Бога" (Деян.16:14).
Рассказывать этим людям о сотворении мира не было необходимости. Они уже знали
об этом из Писаний. И знали о том, Кто является его Творцом . И о том, что должно
придти Мессии. Тем не менее, апостолы часто начинают свои проповеди именно "с
самого начала". Надо было объяснить, что Иисус Христос и есть тот самый обетованный
Мессия.
У нас же другая ситуация. Многие вообще ничего не знают в этой области. Настоящие
язычники, со своими собственными представлениями о мироздании. Их понятия о Боге
или смутны, или ложны. Разве современный человек лучше своих исторических предшественников
понимает, что Христос есть Мессия? В головах многих и многих наших современников,
не утруждающих себя изучением Библии, понятие об Иисусе Сыне Божием, смешано с
разнообразнейшими "эзотерическими знаниями", рассуждениями о биополях
и энергии космоса. Обращаясь к таковым с проповедью Евангелия необходимо вести
разговор с самого начала - с повествования о БогеТворце. Во всей полноте показать
Его замысел спасения человека. А как поступают иные проповедники? Горя желанием
возвещать Христа, призывают к покаянию и говорят о Спасителе. Хорошо. Но кому
они Проповедуют спасение души? Тем, кто отрицает, что душа бессмертна? Призывают
ко Христу тех, кто не верит, что существует Бог - Творец неба и земли. Говорят
о вечном наказании тем, кто отрицает, что их ожидает Суд. В чем их ошибка? В непоследовательности,
в нарушении Божиего порядка. То же самое происходит и при чтении с конца. Господь
разворачивает перед нами Свой замысел во всем его величии, а мы пытаемся заглянуть
сразу в последнюю главу. Неудивительно, что те, кто не читал Ветхий Завет, мало
что понимают в Новом. Ибо Евангелия говорят о Боге, о Его народе, и о многом-многом
другом, понятном только после тщательного ознакомления с тем, о чем говорится
"в законе Моисеевом и в пророках и псалмах." Скажем так: каждый человек
должен получить знание о БогеТворце и увидеть в непослушании Адама и свое грехопадение,
услышать закон и придти к отчаянию, ибо закон невозможно исполнить, ожидать Мессию
и встретить Его в Евангелии от Матфея, узнать о Нем больше, продолжая читать Евангелия
от Марка, Луки и Инна. И так до конца сей Книги - до Откровения, где излагается
воля Божия относительно будущего всех людей - тех, кто принят Богом в Царство
Небесное, и тех, кого Он отверг.
3. Помните, что Библия не может себе противоречить. Ни один ее стих не противоречит
другому. Научитесь их согласовывать. Рекомендуем следующее правило: различайте
закон, данный на все времена, и частный случай. Если какоелибо место недостаточно
понятно, сопоставьте его с иными отрывками, говорящими на ту же тему.
4. Обратитесь к библейским комментариям. Лучше всего нескольких богословских
школ. Можно будет сравнить и выработать достаточно полное представление. Помните,
что слепое доверие к комулибо недопустимо в деле обретения истины. Высказывание
любого авторитета должно проверяться Словом Божиим.
5. [Только для тех, кто стремится знать Библию более основательно.] Научитесь
прочитывать слова на иврите и древнегреческом при помощи словаря. В крайнем случае
приобретите специальный библейский справочник с числами Стронга, в котором каждое
слово, упоминаемое в Библии, имеет свой числовой номер (сейчас уже разработаны
и подобные компьютерные программы). Это поможет вам понять, что именно сказано
в тексте Священного Писания. Если же это сверх ваших сил и возможностей, или у
вас не хватает решимости того пастуха, тогда в некоторой степени вам поможет знание
одногодвух современных языков - можно сравнить переводы русского и, скажем, английского
вариантов.
6. И последнее: не отчаивайтесь. Если вы действительно желаете постигать волю
Божию, вам поможет в этом благом деле лучший наставник и учитель - Святой Дух.
Он всегда помогает искренно желающим обрести истину.
|