Каталог
Новости
Издательства
КОРОТКО О НАС...
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Лидерство
Билл Макрей
 
   
Глава 4
  Давать указание

Вероятно, вы слышали выражение "он родился лидером!". Действительно, люди рождаются с определенными дарованиями (талантами) и способностями. Они могут родиться с большим потенциалом вести за собой, но они не рождаются лидерами. Искусство быть хорошим лидером приобретается, как и любое другое мастерство в жизни, огромной работой и опытом.

Никто не рождается великим врачом, адвокатом или проповедником. Человек может быть призван к чему-то, и иметь определенные способности, но для того, чтобы иметь успех, он должен пройти подготовку и приобрести опыт. В то же время, есть много чрезвычайно квалифицированных врачей, адвокатов и проповедников, не достигших успеха на своем поприще. То же касается лидерства. Кроме даров и подготовки, существуют другие факторы, которые определяют успех лидера. Один из важнейших факторов - способность руководить, то есть правильно давать указания.
Лидерство и управление

Преуспевающий лидер должен понимать разницу между лидером и администратором. Лидер дает направление. Давать направление и делать распоряжения - две разные вещи. Давать направление - значит на основе видения устанавливать курс. Делать распоряжения - значит управлять в рамках принятого курса. Управление - важная часть лидерства, но администратор еще не обязательно лидер. Администратор может не быть тем, от кого исходит видение и определение курса, в таком случае он обязательно тот, кто вносит порядок в план. В то же время, лидер может не быть хорошим администратором, но он должен иметь хорошего администратора, чтобы достичь желаемых результатов. Идеальная ситуация - когда лидер может делать и то, и другое, но иногда нужна комбинация даров, чтобы исполнить необходимое.

Если бы я был владельцем предприятия, но не собирался управлять им сам, я нашел бы хорошего администратора, способного реализовать мое видение. Я не стал бы искать предпринимателя, потому что, наняв человека с видением для управления моим бизнесом, спустя короткое время предприятие перестанет быть моим. Мне нужен человек, который бы следил за порядком ч следовал структуре и курсу, исходящим от меня. В таком случае один человек обладает видением и задает курс, а другой - принимает  указание и реализует видение.

Итак, мы установили, что лидер имеет видение и задает курс. Способность правильно давать направление в соответствии с видением, очень существенна для хорошего лидерства. Без этого лидер никогда не продвинется. У него может возникнуть план, но если он не способен дать правильную команду для его исполнения, план не осуществится. Возможно, он сможет отстаивать свою позицию какое-то время, но жизненный принцип говорит, что если отсутствует постоянный, стабильный прогресс - наступает упадок.

Другой принцип, который стоит запомнить, - намного легче приобретать, нежели сохранять; и поскольку сохранить нелегко, добиться прогресса еще сложнее. Если лидер поднялся на определенную позицию, то для ее сохранения он должен продолжать двигаться вперед, к осуществлению своего видения до конца.
Видение

Из чего состоит видение? Библия говорит нам в Притчах (29:18): "Без откровения свыше народ необуздан". Очевидно, видение обладает чрезвычайной важностью. Слово "откровение" или видение применяется в разных случаях, особенно в Библии. В Деяниях, когда речь идет о Петре (10:17), в Библии используется понятие видения: что Петр молился на крыше дома, у него было видение. Он видел в духовной сфере. Но в Притчах говорится о другом роде видения. Здесь не сказано, что если у народа нет божественных видений и видения духовной сферы, то он необуздан.

Видение, о котором идет речь в Притчах, подразумевает цель. курс, другими словами, оно провозглашает смысл существования.

Давать указание
 

Народ должен иметь видение, иначе он не выживет. Поместная церковь должна иметь видение, иначе она поколеблется. Видение - это то, что дал Церкви Иисус. Он принес это великое видение и вложил его в своих последователей.

Лидер должен начинать с видения. Одной из его самых больших целей является приобретение видения, цели, курса. Он должен первым уловить цель жизни, чтобы потом вложить ее в последователей, которые, в свою очередь, реализуют видение.

В Притчах используется интересное для нашей темы слово "необуздан". Мы не должны предвзято читать Библию. Нам необходимо изучать и исследовать значения слов. Здесь в слове необуздан подразумевается недостаток контроля и дисциплины. Писание говорит, что без видения люди теряют дисциплину и делают, что хотят.

Что происходит с лошадью, когда на ней нет уздечки? Она делает все, что пожелает. Но когда на нее надевается узда, ею можно управлять в любом направлении по желанию ездока. Многие годы я занимался верховой ездой, и я никогда не одену на лошадь седло и не сяду в него, если прежде не надену на нее уздечку. И всем остальным я советую делать так же. Я стремлюсь контролировать свой курс.

То же самое касается людей. Если у лидера отсутствует видение, люди не смогут совершить то, что он от них хочет, потому что они будут неконтролируемы. Ответственность лидерства - сохранять порядок, что очень сложно сделать без видения свыше. Это возможно, но не принесет успех. Существуют определенные методы контроля и поддержания некоторого порядка па протяжении ограниченного времени. Но если у людей нет общей цели, то есть причины для того, чтобы оставаться в группе: если общая связь, удерживающая их вместе, отсутствует - они дрейфуют к собственным интересам, они станут необузданными.

Видение дает цель, сохраняет нашу целенаправленность и ориентирует нас, показывая, куда мы идем. Видение также помогает нам понимать нашу цель и то, к чему мы стремимся. Видение обязательно для всех типов лидерства.

Духовное лидерство

Если врач имеет медицинскую практику, он должен иметь видение для нее. Он не может просто плыть по течению. Он должен знать, к чему идет, и выработать свои намерения. Он должен определить цель своих намерений и то, что собирается достичь на основе их. При отсутствии видения он будет просто плыть по течению, а потом постепенно придет упадок.

Аналогично обстоит дело с поместной церковью. Недостаток видения - одна из причин, по которым значительное количество поместных христианских церквей в Америке никогда не насчитывает более ста членов. Среднее количество членов в тысячах американских церквей - сто человек. Большинство церквей никогда не поднимается выше этой планки, и только маленький процент переваливает за отметку в двести членов. Церкви, в которых количество членов насчитывает пятьсот и больше человек, составляют менее одного процента.

Многие большие церкви, или меги -церкви, с членством в четыре, пять или десять тысяч человек - церкви мертвых списков. Вот что я имею в виду: в этих церквях могут числиться десять тысяч членов, но только две тысячи посещают церковь. Их списки не проверялись лет сто. Существует крохотный процент церквей, где активное членство составляет несколько тысяч. Причина, по которой мы не имеем больше церквей такого размера, прямо связана с отсутствием видения, вызванным недостатками в лидерстве.
Пастор-наемник

Церковь способна достичь наибольшего потенциала в обществе с увеличением своего роста. Большинство церквей не растут из-за принципиальных ошибок в лидерстве, потому что их пасторы наемники. Слово "наемник" означает человека, исполняющего свои обязанности за плату. (Не делайте поспешных выводов, пока я не нарисую полную картину.) В большинстве случаев именно пастор, делает себя наемником, а не церковь принуждает к этому.

Что я имею в виду? В преобладающем большинстве церквей Америки пастор остается в церкви один или два года. Если пастор пробудет в церкви пять лет, это большое исключение. Поэтому в церкви нет полноценного лидерства из-за того, что она часто их меняет. У пастора едва хватает времени, чтобы узнать людей, не говоря уже о том, чтобы получить видение для церкви. А если он его и получает, то комитет, правление или паства помешают его выполнению.

Слово Божье не дает нам детальных указаний, шаг за шагом, к правильному управлению церковью, и мы имеем только принципы и общий план. Поэтому у нас существует несколько разных форм церковного правления. Наиболее распространенной является форма, где церковью управляет паства: в баптистских церквях, в церкви Христа и в Ассамблее Божьей. Кто бы ни был в управляющем органе: пастор, паства или правление, он является главой или верховной властью в этой церкви.

Существует форма правления, где паства, а не пастор или даже правление, является лидером. На практике церковью обычно управляет правление дьяконов или, чаще всего, председатель правления дьяконов. Но группа людей не бывает лидером, и поэтому дело всегда сводится к одному человеку, пользующемуся наибольшим влиянием. Именно так работает лидерство. Разные формы церковного правления - это просто использование разных методов для обретения единственного лидера.

Если вы будете изучать Библию, вы узнаете, что именно так всегда действует Бог. Всякий раз, когда Он хотел что-нибудь сделать, Он никогда не искал для этого комитет. Он всегда находил мужчину или женщину, чтобы исполнить то, что хотел. Когда Бог хотел заключить завет и отделить Себе народ. Он нашел человека - Авраама. Когда Бог хотел осудить мир и спасти остаток. Он нашел человека - Ноя. Когда Бог хотел освободить израильтян. Он не обратился к старейшинам. Он нашел Моисея. Вы можете проследить ту же модель и далее: когда Он привел народ Израиля в обетованную землю. Он назначил судей, мужчин и женщин, когда Он хотел говорить к народу. Он помазывал пророков.

Когда Иисус утвердил Церковь, Он не изменил этой модели. Он не сказал, что мы построим пашу Церковь. Нет. Он сказал: "Я построю Мою Церковь". При решении любого вопроса должен быть кто-то главный, кто несет наибольшую ответственность. Следовательно, кто-то должен обладать самой высокой властью не ради диктата и господства над всеми, но ради достижения цели.

Авторитарное лидерство - другая система церковного управления, примером которой является католическая церковь. Правящая сила в католической церкви берет начало от Папы, за которым стоят епископы, кардиналы и священники. При таком правлении паства абсолютно не имеет права на высказывания относительно происходящего в церкви и права голоса при выборе своего священника пли курса церкви. Это иерархический тип церковного правления епископская форма правления, во главе которой стоит архиепископ, кем является Папа римский.

Затем существует пасторская форма церковного правления, что означает, что пастор возглавляет церковь. Всему есть исключения, но в основном церкви, обладающие наибольшим видением, достигают значительных результатов, и церкви, которые оставляют своего пастора на продолжительное время, оказывают наибольшее влияние на общественность.

Церковь может осуществить свою цель при любой форме церковного правления. Однако большинству из них это не удается, потому что пастор не может реализовать свое видение при правлении комитета, правлении дьяконов или паствы. Он должен преодолевать слишком многие факторы: либо кто-то из паствы сердит на него, либо кто-то в правлении не согласен с ним. Иногда он, разочаровавшись, уходит. В чем бы ни были причины, если пастора делают наемником - ничего не достигается.

Случаются и замечательные исключения. Все формы церковного правления могут работать, поэтому Бог и не дал нам конкретной. В каждом обществе свои особенности. Все, что требуется от людей: поступать по Слову Божьему, ходить в любви и следовать за Духом.

Вопрос доверия 
Один из величайших мужей Божьих в США, да и во всем мире, был пастором большой деноминационной церкви в Далласе, штат Техас, более сорока лет. Сейчас активное членство этой церкви достигает нескольких тысяч. Эта церковь оказала величайшее влияние на Соединенные Штаты. Ее пастор был человеком видения и цели, который смог выполнить свою роль лидера с уверенностью, которую его люди вложили в него. Члены церкви, узнав его характер, его непорочность, и убедившись, что он достоин доверия, в течение всех лет его служения посвятили и подчинили себя ему как своему пастору. Это произошло не стихийно. Обычно лидеру требуется как минимум пять лет, чтобы действительно стать пастором своей церкви, потому что для установления отношений, на основе которых надо вести, требуется время.

В этой церкви пастор действовал под "зонтом" лидеров деноминации. При такой форме правления пастору позволялось использовать очень мало естественной власти. Например, у него не было власти для одобрения бюджета и приобретения земли. Паства представляла верховную власть, голосуя за все. Но именно этот пастор все же был тем человеком, кто управлял церковью в Далласе. Все одобряли то, что одобрял он. Почему? Потому что они доверяли ему. Такое, как правило, бывает, если пастор пробыл с церковью достаточно времени, чтобы завоевать доверие и уважение людей.

Бывало и другое, когда лидер злоупотреблял доверием людей. Ни один лидер не вправе ожидать, что кто-то слепо последует за ним, если он неправильно выбрал курс. Ни один пастор не может находиться в такой позиции, в которой его действия не нуждались бы в проверке Словом Божьим. В Первом послании Коринфянам (11:1) Павел говорит: "Будьте подражателями мне, как я Христу". Он не сказал: "Подражайте мне, потому что я - великий апостол с великими откровениями. Я знаю, как поступать правильно, и вы Должны следовать за мной". Наоборот, он убеждал их истиной и ободрял следовать за ним, как он следовал за Христом. Павел утверждал свое лидерство месяцами и годами испытанных действий.

Это не входит в Божий план, чтобы пасторы переезжали с Церкви в церковь, оставляя людей в постоянной сумятице, препятствующей прогрессу. Пасторы-скитальцы нарушают все известные принципы лидерства, включая первый - нести видение. Видение в церкви, да и в мирских делах, например, в бизнесе может исходить только от главы. Видение никогда не приходит из низов, просачиваясь вверх, оно всегда сходит сверху вниз. Видение не дается церковному телу. правлению или комитету, примера этому вы не найдете нигде в Библии. Бог дал видение избавления Израиля не народу, фактически, израильтяне даже не хотели следовать  видению, которое Он дал Моисею. Они были постоянно ропщущей, недовольной толпой, несмотря на то, что имели лидера с видением. Все же Моисею понадобилось сорок лет, чтобы перевести их на другой берег реки, где они должны были оказаться через несколько недель после выхода из Египта.

Бог дал нам апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей. Именно пастора Он призвал возглавлять поместную церковь, именно этому человеку Он дает курс и видение. В ответственность лидера, в данном случае - пастора, входит пребывание с Богом в молитве, чтобы получать видение и направление для своего служения. Затем в его обязанности входит вкладывать видение в паству - последователей, единомышленников пастора для того, чтобы вместе они смогли выполнить свою часть в построении Царства Божьего.
 

Предыдущая глава    Оглавление    Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека