Подобия
Подобие восьмое
Много есть родов избранных и кающихся во грехах, но по мере
покаяния все будут иметь награду в добрых делах своих
I. Пастырь показал мне заросли ивы, покрывшие поля и горы, в тень которых пришли
все призванные в имени Господа. И подле этой ивы стоял славный, весьма высокий
ангел,26 он большим серпом срезал с ивы ветки и раздавал их народу. После того
как все получили ветки, ангел положил серп, но дерево осталось таким же целым,
каким я видел его прежде. Очень я удивился этому, а пастырь сказал:
- Не дивись, что дерево осталось невредимо после того, как срезано было с него
столько веток. Подожди, что будет дальше, и станет понятным тебе, что все это
означает.
Ангел, раздававший ветки, потребовал их назад. Он подзывал людей, они подходили
в том же порядке, в каком получали, возвращали ветки. Ангел Господень принимал
их и рассматривал. От некоторых он получал сухие, как бы изъеденные молью ветки,
и тем он повелел встать отдельно; те, которые вернули ветки сухие, но не тронутые
молью, тоже встали отдельно. Особо встали и те, кто принес ветки полусухие и с
трещинами, и те, чьи ветки были наполовину сухие, наполовину зеленые. Некоторые
возвращали ветки на две трети сухими, а на треть - зелеными; а некоторые - наоборот:
на две трети зелеными и на треть - сухими. Ангел их также поставил отдельно. Иные
подавали ветки полностью зеленые, и только малая часть их, самая верхушка была
сухая, и они были потрескавшиеся. А в других ветках было совсем мало зеленого.
А у большинства людей были такие же зеленые ветки, какими они их и получили; ангел
весьма радовался им. Иные отдавали ветки зелеными и с молодыми побегами, ангел
принимал их также с большим удовольствием. У некоторых зеленые ветки были и с
новыми отростками, и с плодами на них. Мужи, возвращающие такие ветки, приходили
с очень довольным видом, и сам ангел был весьма весел, и пастырь тоже радовался.
II. Потом ангел Господа велел принести венцы. Принесены были венцы, словно сплетенные
из пальмовых листьев, и ангел надел их на тех мужей, ветки которых были с отростками
и плодами, и велел им идти в башню; и других мужей, ветки которых были зелены
и с побегами, но без плодов, послал туда же, дав им печать. На всех входивших
в башню была одежда, белая как снег. В ту же башню послал он и тех, которые возвратили
свои ветки такими же зелеными, как приняли, дав им печать и белую одежду. По окончании
этого он обратился к пастырю:
- Я пойду, а ты впусти их внутрь стен, на то место, какого каждый заслужил, но
прежде рассмотри внимательно их ветки; следи, чтобы кто-нибудь не миновал тебя;
если же кто пройдет мимо, я обличу их перед алтарем.
Он удалился, после чего пастырь сказал мне:
- Возьмем у них ветки и посадим их в землю, может быть, некоторые из них зазеленеют
снова.
Я удивился:
- Господин, каким образом могут снова зазеленеть ветки, которые уже засохли?
Он ответил мне:
- Это дерево - ива, и оно всегда любит жизнь: поэтому, если эти ветки будут посажены
и получат чуть-чуть влаги, очень многие из них опять зазеленеют. Попробую полью
их водою, и если какая из них сможет ожить, порадуюсь за нее; если же нет, по
крайней мере, видно будет, что я не был небрежен.
Потом пастырь приказал мне позвать их в том порядке, в каком они стояли; подошли
они и передали свои ветки. Получив их, пастырь каждую посадил по порядку. И, рассадивши,
так обильно поливал их водою, что вода полностью покрыла их. Полив, он сказал:
- Пойдем, а через несколько дней воротимся и посмотрим все ветки. Ибо Сотворивший
это дерево хочет, чтобы были живы все происшедшие от него ветки. А я надеюсь,
что после того, как эти ветки политы водою, очень многие из них оживут, напоенные
влагою.
III. Я попросил:
- Господин, объясни мне, что означает это дерево; я недоумеваю, почему оно остается
целым: ведь срезано с него столько веток, но не видно, чтобы от него что-нибудь
убавилось.
- Слушай, - сказал он, - это большое дерево, покрывающее поля и горы и всю землю,
означает Закон Божий, данный всему миру; Закон этот есть Сын Божий, проповеданный
во всех концах земли. Люди, стоящие под сенью его, означают тех, которые услышали
проповедь и уверовали в Него. Величественный и сильный ангел есть Михаил, который
имеет власть над этим народом и управляет им: он насаждает Закон в сердцах верующих
и наблюдает за теми, которым дал Закон, соблюдают ли они его. У каждого есть ветки:
ветки означают также Закон Господа. Видишь, многие из них сделались негодными,
и ты узнаешь всех тех, которые не соблюли Закона, и увидишь место каждого из них.
- Почему же, господин, одних Он отослал в башню, а других здесь оставил, при тебе?
- Те, которые преступили Закон, от Него принятый, оставлены в моей власти, чтобы
покаялись в своих преступлениях; а которые удовлетворили Закону и его соблюли,
находятся под собственною Его властью.
- Кто же, господин, те, которые увенчаны и вошли в башню?
Он ответил:
- Это те, которые вели борьбу с дьяволом и победили его; те, которые, соблюдая
Закон, пострадали за него; другие, которые возвратили ветки зелеными и с отростками,
но без плодов, - это те, которые, хоть и потерпели мучение за тот Закон, но не
вкусили смерти и не отреклись от своего Закона; те же, которые возвратили ветки
зелеными, какими и взяли, суть кроткие и праведные, которые жили с чистым сердцем
и соблюли заповеди Божий. Остальное ты узнаешь тогда, когда пересмотрю ветки,
которые я посадил в землю и полил.
IV. Через несколько дней мы возвратились туда, и пастырь сел на месте того ангела,
а я стал подле него, и он велел мне подпоясаться полотенцем и помогать ему. Я
подпоясался чистым платом, сделанным из мешка. Видя, что я готов служить ему,
он сказал:
- Зови тех мужей, ветки которых посажены в землю, в том порядке, в каком каждый
их подавал.
И отправился я в поле, созвал всех, и они стали на свои места.
- Пусть каждый вынет свою ветку и подаст мне, - указал он.
Прежде всего подали те, у которых тогда были ветки сухие и гнилые. И так как они
опять оказались загнившими и сухими, то он повелел им встать отдельно. После подали
ветки те, у которых ранее они были сухие, но не гнилые. Одни из них подали ветки
зеленые, а другие - сухие и загнившие, как бы тронутые молью. Тем, которые подали
ветки зеленые, велел он стать отдельно; а тем, которые подали сухие и загнившие,
велел стать вместе с первыми. Потом подали те, чьи ветки были полузасохшие и с
трещинами; многие из них принесли ветки зеленые и без трещин; а некоторые - зеленые,
имеющие побеги и даже плоды - как те, которые увенчанные вошли в башню; другие
подали сухие и поврежденные, иные сухие, но не гнилые, а некоторые полусухие и
с трещинами, какими и прежде были. И всех их пастырь разделил на группы, повелел
каждой стать отдельно.
V. Потом принесли ветки те, у которых они были хотя зеленые, но с трещинами: все
они подали их теперь зелеными и стали на своем месте, и пастырь радовался за них,
что все они оправились и заживили свои трещины. Подали и те, которые прежде имели
ветки наполовину сухие; ветки некоторых их них оказались все зелеными, других
- полусухими, иных - сухими и поврежденными, а иных - зелеными и с отростками.
Потом подали те, у которых ветки на две трети были зеленые и на треть сухие; многие
из них подали ветки зеленые, многие полусухие, прочие же сухие и гнилые. Далее
подали те, у которых до того ветки на две трети были сухие, а на треть зеленые;
из них многие подали полусухие, некоторые сухие и гнилые, другие полусухие и с
трещинами, а иные зеленые. Потом подали те, у которых ветки были зелены, но немного
и сухи и с трещинами; из них некоторые возвратили ветки зеленые, другие же зеленые
и с побегами; и они отошли на свое место. Наконец, у тех, у которых в ветках было
немного зелени, а остальное засохло, ветки большею частью оказались зелеными,
с отростками и даже с плодом на них, а остальные были зеленые, этими ветками пастырь
весьма был доволен. И каждого он отправлял на свое место.
VI. Пересмотрев все ветки, сказал мне пастырь:
- Я говорил тебе, что дерево это любит жизнь. Видишь, многие покаялись и получили
спасение.
- Вижу, господин.
- Знай же, - продолжал он, - велики и славны благость и милость Господа, который
дал дух, способный покаяться.
- Почему же, господин, - спросил я, - не все покаялись?
Он ответил:
- Господь дал покаяние тем, чьи сердца, он видел, будут чисты и кто будет служить
Ему усердно и праведно. А тем, у которых чувствовал лукавство, и неправду, и притворное
к Нему обращение, не дал покаяния, чтобы они снова не осквернили имени Его.
- Теперь, господин, объясни мне, что означает каждый из тех, кто возвратил ветки,
и где его место, чтобы узнали об этом уверовавшие, которые получили печать, но
сокрушили ее и не сохранили в целости и, дабы, познав дела свои, покаялись и,
приняв от тебя печать, воздали славу Господу, что подвигся Он к ним своею милостью,
и послал тебя для обновления душ их.
- Слушай, - сказал он. - У кого ветки найдены сухими и гнилыми, как бы поврежденными
тлею, - это суть отступники и предатели Церкви, которые во грехах своих хулили
Господа и постыдились имени Его, на них призванного: все они умерли для Бога.
И ты видишь, что никто из них не покаялся, и они презрели слова Божий, которые
я заповедал тебе; от этих людей отступила жизнь. Равным образом недалеко от них
те, которые возвратили ветки сухими, хотя не гнилыми, ибо они были лицемеры, вводили
чуждые учения и совращали рабов Божиих, особенно тех, которые согрешили, не дозволяя
им возвращаться к покаянию, но внушая им вредные мысли. Они имеют надежду покаяния;
и ты видишь, что многие из них уже покаялись после того, как я возвестил им мои
заповеди, и еще покаются. Те, которые не покаются, потеряли жизнь свою; те же,
которые покаялись, сделались добрыми и местопребыванием их стали первые стены,
а некоторые вошли даже внутрь башни. Итак, видишь, покаяние грешников несет в
себе жизнь, а нераскаянность - смерть.
VII. Послушай и о тех, которые вернули ветки полусухие и с трещинами, - говорил
пастырь далее. - Те, у которых ветки были только полусухие, - это сомневающиеся:
они ни живы, ни мертвы; а те, которые подали ветки полусухие и с трещинами, -
это сомневающиеся и вместе с тем злоязычные, которые поносят отсутствующих, никогда
не живут в мире, но постоянно находятся в раздоре. Впрочем, и им есть покаяние.
Видишь, и из них некоторые покаялись. Из них немедленно покаявшиеся найдут себе
место в башне, а те, которые позднее покаялись, будут обитать на стенах. Те же,
которые не покаялись, но остались при своих делах, обретут погибель. Те, которые
подали ветки зеленые, но с трещинами, всегда были верными и добрыми, хотя имеют
между собою зависть и соперничество о первенстве и достоинстве: только глупы люди,
спорящие между собою о первенстве. Впрочем, они были добры в других отношениях,
послушались моих заповедей, исправились и скоро покаялись, потому и место их в
башне. Если же кто-нибудь из них возвратится к раздору, будет изгнан из башни
и погубит жизнь свою. Ибо жизнь званных Богом состоит в соблюдении заповедей Господа,
в этом жизнь, а не в первенстве или каком-либо достоинстве. Чрез терпение и смирение
духа люди получат жизнь от Господа, а пренебрегающие Законом приобретут себе смерть.
VIII. Те, у которых ветки наполовину сухи, наполовину зелены, - это привязанные
к мирским занятиям и отчуждавшиеся от общения со святыми, и потому половина их
жива, половина мертва. И из них многие, послушавши заповедей моих, покаялись и
получили место в башне; некоторые же вовсе отпали. Для них нет покаяния, потому
что они хулили Господа, и наконец отвергли Его, и за это нечестие они потеряли
жизнь свою. Но многие из них двоедушествовали: этим еще есть покаяние, и если
вскоре покаются, будут иметь жилище в башне; если позднее - будут обитать на стенах;
если же совсем не покаются - потеряют жизнь свою. Те, у которых ветки на две трети
были зелены, а на треть сухие, означают тех, которые, будучи различным образом
совращены, отреклись от Господа; из них многие покаялись и уже получили место
в башне; а иные навсегда отпали от Бога и совсем потеряли жизнь. А некоторые из
них двоедушествовали и возбуждали раздоры: им еще есть покаяние, если вскоре покаются
и откажутся от своих удовольствий; если же останутся при своих делах, то приготовят
себе смерть.
IX. Подавшие свои ветки на две трети сухими, а на треть зелеными суть верные,
но, обогатившись и обретя славу среди язычников, они впали в большую гордость,
стали высокомерными, оставили истину и не имели общения с праведными, но жили
вместе с язычниками, и эта жизнь казалась им приятнее; от Бога, впрочем, они не
отпали и сохраняли веру, только не творили дела веры. Многие из них уже покаялись
и стали обитать в башне. Другие, живя с язычниками и набравшись надменного тщеславия
у них, совершенно отошли от Бога, предавшись делам язычников: такие люди причислились
к язычникам. Некоторые же из них начали колебаться, не надеясь спастись по делам,
ими совершаемым; другие пришли в сомнение и стали возбуждать несогласия. И тем
и другим еще есть покаяние, но покаяние их должно быть немедленным, чтобы осталось
для них место в башне. А тем, которые не раскаются, пребывая в своих удовольствиях,
скоро предстоит смерть.
X. Те, которые подали ветки зеленые, за исключением их сухих верхушек, и с трещинами,
те всегда были добрыми, верными и славными у Бога, но согрешили несколько раз
по причине небольших удовольствий и мелких несогласий, которые имели между собою.
Услышав слова мои, очень многие тотчас покаялись, и место их стало в башне. Некоторые
из них пришли в сомнение, а некоторые, сверх того, произвели большой раздор. Для
таких есть надежда покаяния, потому что всегда были добрыми и едва ли кто из них
умрет. Те же, которые подали сухие ветки с зелеными верхушками, они только уверовали
в Бога, но творили беззаконие; впрочем, они никогда не отступали от Бога, но всегда
охотно носили Его имя и с любовью принимали рабов Божиих в дома свои. Услышав
о покаянии, они немедленно покаялись и делают всякую добродетель и правду. Некоторые
из них претерпели смерть, а другие охотно перенесли несчастия, помня о делах своих,
- всем таковым место будет в башне.
XI. Окончив объяснение всех веток, он повелел мне:
- Пойди и скажи всем, чтобы покаялись и жили для Бога, потому что Господь, по
Своему милосердию, послал меня дать всем покаяние, даже и тем, которые по делам
своим не заслуживают спасения. Но терпелив Господь и хочет, чтобы спаслись призванные
Его Сыном.
- Я надеюсь, господин, - ответил я, - что все услышавшие это покаются. Ибо я убежден,
что всякий обратится к покаянию, познавши дела свои и убоявшись Бога.
- Все те, которые от всего сердца покаются и очистятся от всех неправедных дел,
о которых говорилось прежде, и не приумножат еще чем-либо свои преступления, получат
от Господа прощение прежних грехов своих, если не усомнятся в этих заповедях моих
и будут жить с Богом. И ты ходи в этих заповедях и будешь жить с Богом; и все,
кто только будет верно исполнять их, будут жить с Богом. Показав мне все это,
он пообещал:
- Остальное я покажу тебе спустя несколько дней.
|