Заповеди
Заповедь пятая
О печали и терпении
I. - Будь великодушен и терпелив, - сказал пастырь, - и будешь господствовать
над всеми злыми делами и сотворишь всякую правду. Если будешь великодушен, то
Дух Святой, в тебе обитающий, останется чист и не омрачится от какого-либо злого
духа, но, ликуя, расширится, и вместе с сосудом, в котором обитает, будет радостно
служить Господу. Если же найдет какой-либо гнев, то Дух Святой, сущий в тебе,
тотчас же будет стеснен и постарается удалиться, ибо подавляется злым духом и,
оскорбляемый гневом, не имеет возможности служить Господу, как желает. Поэтому,
когда оба духа обитают вместе, плохо бывает человеку. Так, если взять немножко
полыни и положить в сосуд с медом, не весь ли мед испортится? И столько меда пропадает
от незначительного количества полыни, теряет сладость и уже не имеет приятности
для своего владельца, потому что делается горьким и негодным к употреблению. Но
если в мед не класть полынь, он останется сладок. Сам видишь, великодушие слаще
меда, и оно угодно Богу, и Господь обитает в нем, а гнев горек и неугоден. Итак,
если к великодушию примешивается гнев, то дух возмущается, и неприятна Богу молитва
его.
И я сказал ему:
- Желал бы я узнать, господин, действие гнева, чтобы уберечь себя от него.
- Если ты и твои домочадцы не будете удерживаться от него, то потеряете всякую
надежду спасения. Но воздерживайся от гнева, ибо я с тобою; и от него воздержатся
все, которые покаются от всего сердца своего, ибо я буду с ними и сохраню их.
Все такие принимаются святейшим ангелом21 в число праведных.
II. Послушай теперь и о действии гнева, как он вреден и как губит рабов Божиих
и отвращает их от правды. Он не может вредить людям, исполненным веры, потому
что с ними пребывает Сила Божия; совращает же сомневающихся и не имеющих веры.
Как скоро он увидит таких людей спокойными - проникает в сердце их, и муж или
жена сердятся друг на друга по каким-нибудь житейским делам: или из-за пищи, или
пустого слова, или какого приятеля, или долга, или из-за подобных мелочных вещей.
Все это глупо, пусто и неприлично рабам Божиим. Но великодушие твердо и мужественно,
имеет крепкую силу и пребывает в великой широте, весело и беззаботно радуясь,
и прославляет Господа во всякое время - чуждое всякой горечи, всегда мирное и
кроткое. Это великодушие живет с имеющими полную веру. А гнев безрассуден, пуст
и легкомыслен. От безрассудства рождается огорчение, от огорчения раздражение,
от раздражения гнев, от гнева же неистовство. Неистовство, происшедшее от стольких
зол, есть великий и неискупимый грех. И когда все это находится в одном сосуде,
где обитает и Дух Святой, то сосуд не вмещает их в себе, но переполняется: добрый
дух не может жить вместе со злым духом, а удаляется от такого человека и ищет
себе пристанища в кротости и тишине. Когда он отступит от человека, в котором
обитал, человек, исполненный духами злыми, делается чужд Святого Духа и закрыт
для благой мысли. Так бывает со всеми гневливыми. Итак, ты удаляйся гнева, но
облекись в великодушие и противься всякому огорчению - и будешь в чистоте и святости,
любезной Богу. Смотри поэтому, чтобы как-нибудь не пренебречь тебе этой заповедью,
ибо если соблюдешь эту заповедь, то можешь исполнить и прочие мои заповеди, которые
хочу тебе преподать. Итак, теперь утверждайся в этих заповедях, чтобы тебе жить
с Богом, - равно и все, кто соблюдет их, будут жить с Богом.
|