Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

   
Сидеть. Ходить. Противостать. 
Вочман Ни 
 
   


ХОДИТЬ

Мы старались ясно показать, что жизнь христианина не начинается тем, что мы "ходим", а тем, что мы "сидим". И как только мы нарушаем установленный Богом порядок, то последствие неизбежно окажется гибельным. Господь Иисус Христос все выполнил для нас, и теперь нам надо только лишь с доверием покоиться в Нем. Как только мы хотим сделать что-нибудь своими собственными силами, то мы, так сказать, сейчас же очутимся перед непреодолимой стеной. Только по мере того, как доверяем себя Господу, мы чувствуем себя движимыми Его силою. Мы никогда не сможем с достаточной силой подчеркнуть тот факт, что всякий истинный духовный опыт начинается покоем.
Но этим он не оканчивается. Хотя мы и начинаем жизнь христианина с того, что "сидим", но за этим всегда следует хождение. После того, как мы вполне реально займем положение "сидеть", и почерпнем необходимую силу из этого положения, тогда мы действительно можем начать "ходить". "Сидеть" описывает наше положение в небесах а "ходить" - это практическое выражение нашего небесного положения здесь, на земле. От нас, небесного народа, требуется, чтобы мы носили в себе отпечаток этого небесного характера в нашем земном хождении. И это открывает новые проблемы. Итак, что же говорит послание к Ефесянам по поводу нашего хождения? Мы увидим, что послание настаивает на двух вещах. И мы рассмотрим сейчас первую из них.
"Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью..."(4:1-2).
"Поэтому и говорю... чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего... а обновиться духом ума вашего" (4:17-23). "И живите (ходите) в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас... Богу" (5:2).
"Поступайте (ходите), как чада света... испытывайте, что благоугодно Богу" (5:8-10).
Выражение, переведенное на русском языке, как "поступайте" или "живите", а в иностранных переводах: "ведите себя" или "ходите", встречается в послании к Ефесянам 8 раз. В подлиннике это слово означает "вращаться", и употреблено апостолом как образное выражение, означающее "вести себя", "привести в порядок свое поведение". Этим апостол ставит перед нами вопрос христианского поведения, и вторая часть послания широко охватывает этот вопрос. Главным образом здесь рассматривается вопрос нашего поведения в отношении окружающих, взаимоотношения между верующими, между соседями, между мужем и женою, родителями и детьми, между работодателями и служащими обсуждаются здесь самым практическим образом.
"Поступайте... со всяким долготерпением, снисходя друг ко другу любовью" (4:1-2). "Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему" (4:25). "Гневаясь, не согрешайте" (4:26). "Не крадите" (4:25). "Всякое раздражение... со всякою злобою да будут удалены от вас" (4:31). "Будьте... добры... прощайте друг другу" (4:3). "Повинуйтесь друг другу" (5:21). "Не раздражайте" (6:4). "Повинуйтесь" (6:5). "Умеряйте строгость" (6:9).
Ничего нет более жизненного и практического, чем этот список повелений. Позвольте мне напомнить вам, что Господь Иисус начал учить народ такими же поучениями. Рассмотрим внимательно сказанное Им в Нагорной проповеди: "Вы слышали, что сказано: "око за око, зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати... и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и не праведных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари? А если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мтф.5:38-48).
"Но, - скажете вы, - я не могу выполнить этого. Эти требования невозможно выполнить". Может быть как и мой друг инженер, вы чувствуете, что вам сделали зло -может быть вас обидели очень, очень сильно - и вы не в состоянии простить. Вы были совершенно правы, и ваш враг был несправедлив в отношении вас. Любить - это идеал, но для вас это невыполнимо.

СОВЕРШЕНСТВО ОТЦА

С того дня, как Адам вкусил плод от дерева познания, человек стал самостоятельно решать, что является добром и что является злом. Природный человек установил свою собственную меру добра и зла, справедливости и несправедливости, и старается жить соответственно своим понятиям. Будучи христианами, конечно, мы живем иначе. Но в чем же заключается эта разница? После обращения новое представление о праведности развилось в нас, вследствие чего и мы тоже по справедливости заняты вопросом добра и зла. Но осознавали ли мы, что для нас исходная точка другая? Христос является для нас деревом жизни. Мы не начинаем с этического вопроса добра и зла. Мы начинаем с Господа Иисуса Христа. И все для нас является вопросом жизни.
Ничто так не вредит нашему христианскому свидетельству, как наше усилие казаться праведными, требуя в то же время праведности от других. Мы всецело поглощены вопросом, что справедливо и что несправедливо. Желая оправдать наши поступки, мы спрашиваем себя: справедливо или несправедливо поступили с нами? Но у нас теперь должна быть другая мера. Все заключается для нас в том, что мы должны нести крест. Вы спросите меня: "Если кто-нибудь ударит меня по щеке, будет ли это справедливо?" На это я отвечу: "Нет, конечно нет!" Но сейчас весь вопрос в этом - "Хотите ли вы быть только справедливым?" - Для нас, христиан, нашим правилом жизни не может быть "добро и зло", но Крест. Принцип Креста - принцип нашего поведения. Слава и хвала нашему Богу, Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми. Для Него это вопрос милости, а не добра и зла. И это должно быть также и нашим правилом: "Прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вас" (Еф. 4:32). "Добро и зло", это принцип язычников и мытарей. Наша жизнь должна быть руководима принципом Креста и совершенством Отца: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мат. 5:48).
В южном Китае у одного верующего было поле, засеянное рисом. Поле находилось на скате холма, и во время засухи для его орошения надо было качать воду моторной помпой из текущего внизу ирригационного потока. Однажды ночью его сосед, у которого было два поля, расположенных выше, отклонил поднимающийся поток воды, направив его для орошения своих полей. На другой день наш брат по вере починил пробитую брешь и накачал воды для своего поля, но его сосед опять повторил свой маневр, и так продолжалось три или четыре раза. Тогда верующий обратился за советом к другим братьям. - "Я старался быть терпеливым и не воздавать злом за зло", - сказал он, - "Но разве это справедливо?" После совместной молитвы, один из братьев сказал: "Если мы будем стараться делать только то, что справедливо, то, безусловно, будем плохими христианами. Мы должны сделать что-то больше того, что только справедливо". Это произвело сильное впечатление на нашего брата, и на другое утро он сначала накачал воду для орошения полей своего соседа, а после обеда он накачал воду для своего поля. После этого его сосед перестал отклонять поток воды. Он был очень удивлен поступком верующего и начал искать причину, побудившую его так поступить. И вскоре после этого он тоже стал христианином.
Нет, мои братья и сестры, не будем защищать наши права. Не будем думать, что, пройдя одно поприще, мы сделали все, что было нужно сделать. Нашим принципом должно быть уподобление Господу Иисусу Христу. Мы не должны отстаивать свои права, мы не должны ничего ни требовать, ни просить. Мы должны только давать. Когда Господь Иисус умер на Кресте, то Он это сделал не для того, чтобы защищать наши "права". Это милосердие побудило Его пойти на Крест. Теперь мы Его дети, будем всегда стараться давать другим то, что им полагается и гораздо больше того, чем это требует справедливость.
Мы должны помнить, что часто бываем несправедливыми, часто ошибаемся и хорошо нам извлечь урок из сделанных нами ошибок, - всегда быть готовыми признать нашу вину и сделать гораздо больше того, что требует справедливость. Этого хочет Господь. Почему? - "Да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мтф. 5:45). Это практическое проявление нашего сыновнего положения. Это правда. Бог "предопределил усыновить нас себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей" (Еф. 1:5), но ошибочно думать, что мы уже сыновья, достигшие зрелости. Нагорная проповедь учит нас, дети достигают ответственности сына по мере того, как они проявляют те же чувства, как и их Отец. Мы призваны быть "совершенными" в любви, призваны проявлять Его милосердие. Апостол Павел нам тоже пишет об этом: "Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас" (Еф. 5:1-2).
Мы находимся перед призывом. Пятая глава Евангелия от Матфея устанавливает требования, которые нам могут показаться слишком высокими, которым мы не в состоянии следовать, и ап. Павел в этой части послания эти требования подкрепляет. Трудность состоит в том, что мы не находим в самих себе, в нашей природе, возможность следовать этим требованиям: ходить, "как прилично святым" (5:3). Итак, где же нам найти ответ на нашу трудность перед такими высокими Божьими требованиями?
Ответ на нашу трудность мы находим в словах ап. Павла, - "Божиею... действующею в нас силою" (Еф. 3:19-20). И в параллельном месте апостол говорит: "я подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол. 1:29).
Мы снова вернулись к первой части послания к Ефесянам. В чем же секрет силы, действующей в жизни христианина? Откуда же эта сила берется? На этот вопрос можно ответить одной фразой: секрет силы христианина - покой во Христе. Его сила исходит из положения, которое ему дал Бог. Все те, кто сидит, могут ходить, потому что по Божиему плану второе непосредственно следует за первым. Мы навсегда посажены во Христе, дабы могли постоянно ходить пред людьми. Если мы оставим хоть на одно мгновение наше место покоя во Христе, то сейчас же споткнемся, и наше свидетельство этому миру будет уничтожено. Но, пребудем во Христе, и наше положение в Нем дает нам силу ходить в этом мире достойно нашего Господа. Если мы захотели иллюстрировать такого рода "хождение", то, прежде всего, не будем представлять себе бегуна, бегущего на ристалище, но человека, сидящего в автомобиле или еще лучше, паралитика, следующего в машине скорой помощи. Что он делает? Он двигается вперед, но сидит. И потому что сидит, он продолжает продвигаться вперед. И то, что он двигается вперед, зависит от положения, которое он занимает в машине. Конечно, это только иллюстрация, далеко не совершенная, чтобы изобразить жизнь христианина, но все же она поможет нам понять, что наше хождение и наше поведение фундаментально зависит от нашего внутреннего покоя во Христе.
Это объясняет нам сказанное апостолом в этом послании. Он сначала научился "сидеть". Он пришел к этому месту покоя в Боге. Следовательно, его хождение не основано на его личных усилиях, но на могущественном Божьем действии в нем. В этом и состоит секрет его внутренней силы. Потому что апостол увидел себя сидящим "во Христе", его хождение перед людьми стало возможным благодаря Христу, пребывавшему в нем. Поэтому ап. Павел преклоняет колени перед Богом, молясь за верующих ефесян, чтобы "верою вселиться Христу в сердца их" (Еф.3:17).
Как идут мои часы? Начинают ли они идти сами по себе или их надо сначала завести? Конечно, часы идут потому, что сила извне пустила их в ход, и только тогда они будут выполнять ту работу, которая им предназначена. Также и для нас есть дела, которые Бог предназначил нам выполнять. "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2:10).
То, что внешне было выражено жизнью ап. Павла, было лишь проявлением внутреннего Божьего действия. Бог Сам действовал в апостоле Павле, и Он "действовал в нем могущественно". И это сделало возможным служение апостола. В своем послании к Филиппийцам он говорит: "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (2:12-13). То, что Бог производит в нас, будем проявлять внешне! В этом и есть весь секрет. Но сначала нужно дать возможность Богу "произвести в нас", иначе бесполезно пытаться проявить что-нибудь внешне. Мы часто пытаемся быть кроткими и смиренными, не зная, что значит предоставить Богу вложить в нас кротость и смирение Христово. Мы пытаемся проявить любовь и видим, что любви в нас нет, и мы просим Господа дать ее нам. И удивляемся тому, что Бог как будто не намерен нам ее давать.
Разрешите мне вернуться к примеру, уже упомянутому мною. Может быть, у вас есть брат, которого вы с трудом терпите, который доставляет вам постоянные огорчения. Когда вы его встречаете, он говорит или делает что-нибудь, что вызывает у вас раздражение. Это вас смущает. Вы говорите: "Я - христианин и должен его любить. Я хочу его любить. Поистине, я должен его любить". И вы молитесь: "Господи, умножь мою любовь к нему. Бог мой, дай мне любовь" Затем, приняв твердое решение владеть собою и, собрав всю силу воли, вы идете к этому брату с искренним желанием проявить свою любовь, о которой вы молитесь. Но, к сожалению, как только вы очутились в его присутствии, произошло что-то, что уничтожило ваши добрые намерения. В ответ вы не встретили с его стороны ничего, что могло бы вас поощрить, скорее наоборот; и сейчас же ваше старое раздражение вспыхнуло вновь. Отчего это происходит? Ошибка не в том, что вы просили у Бога дать вам любовь. Нет, но вы были не правы, желая получить любовь как отдельный дар. Ошибка в том, что вы хотели употребить Божий дар, чтобы сделать то, что по Своей великой любви, хотел сделать через вас Сам Бог. Вся разница в этом. О, если бы мы могли это понять.
Это положительная сторона вопроса. А отрицательная? Как мы можем контролировать все эти чувства: злопамятность, и эти горькие мысли, эти горькие осуждения, которые продолжают подниматься в нас при малейшем подстрекательстве? Я хотел бы обратить ваше внимание на почти что пассивное требование заповеди: "Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас" (Еф. 4:31). В ответ на эти слова вы вероятно скажете: "Это слишком трудно! Как я могу возвыситься до того, чтобы выполнить это "всякое", то есть до того, что во мне не останется и следа от всего этого?" На это я вам отвечу: конечно, вы этого не можете, но Господь может. И разве из слов апостола не видно, что Господь поистине хочет выполнить все это в нас? Сила Его Креста вполне достаточна, чтобы умертвить и похоронить все то, что исходит от нашей ветхой природы, и наша ответственность не состоит в том, чтобы бороться со всем этим, но чтобы довериться Господу и предоставить Его Кресту выполнить Его творчество в нас.
Вспомним еще раз, что ваше место покоя - во Христе. Останьтесь в этом положении и дайте возможность Господу удалить из вас "всякое" злое чувство. Бог даровал нам Христа. Мы не можем ничего получить вне Христа. Святой Дух послан, чтобы проявить в нас Христа, а не для того, чтобы произвести в нас что-нибудь отдельно вне Христа. Да даст нам Бог "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке... чтобы уразуметь (познать)… любовь Христову" (Еф. 3:16 и 19). Сначала Бог утверждает в нас, и затем только мы это проявляем внешне.
Вспомним замечательные слова из 1Кор. 1:30. Бог не только вложил нас "во Христа Иисуса", но Господь Иисус "сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением". Это одно из самых драгоценных заявлений Священного Писания. Он "сделался для нас...". Если мы этому верим, с уверенностью, что Бог уже снабдил нас всем, то это включает все, что нам нужно. Потому что Господь Иисус Духом Святым в нас Сам сделался для нас всем тем, в чем мы нуждаемся. Мы привыкли видеть святость - как дар, смирение - как милость, любовь - как дар, который надо просить у Бога. Но Христос от Бога Сам является для нас всем тем, в чем мы когда либо можем нуждаться.
Со мной часто бывало раньше, что в момент нужды я думал о Христе, как об отдельной Личности. Тогда я еще не отождествлял Его таким практическим образом со всем тем, в чем так сильно нуждался. В течение двух лет я ощупью бродил в этой темноте, стараясь приобрести добродетели, сознавая их необходимыми в жизни христианина. Но, несмотря на все усилия, я ничего не мог достичь. Но вот однажды - это было в 1933 году - меня озарил свет с неба и я увидел, что Христос мне дан Богом, чтобы проявиться во мне во всей Своей полноте. О, какая разница! Какими пустыми показались мне мои прежние попытки! До тех пор, пока мы видим наши добродетели не связанные со Христом, они - мертвые. Но как только мы все это поймем, то это будет для нас началом новой жизни. С этого момента наша святость будет читаться с большой буквы "С", любовь - с большой буквы "Л". Господь Иисус в нас Сам отвечает на все Божий требования.
Вернемся теперь к этому брату, с которым так трудно ладить. Но на этот раз до встречи с ним скажем Богу: "Господи, я наконец ясно понял, что сам по себе я никак не могу любить, но я знаю, что во мне есть жизнь, жизнь Твоего Сына, и закон этой жизни - любовь. Эта жизнь не может не любить его". Вам не надо делать никакого усилия. Доверьтесь Господу. Положитесь на Его жизнь. Смело идите к этому брату и говорите с ним, и вот здесь произойдет нечто удивительное! Совершенно бессознательно (и я хочу подчеркнуть это слово "бессознательно", так как вы осознаете это позже) вы будете с удовольствием разговаривать с ним, и без всякого принуждения вы будете любить его, и так же непринужденно вы признаете его своим братом. В истинном общении вы будете свободно беседовать с ним, а расставшись с ним, вы с удивлением скажете: "Сознательно я не сделал никакого усилия, а между тем не почувствовал никакого раздражения. Поистине, Господь был со мною, и Его любовь победила!"
Действие Его жизни в нас проявляется - в подлинном смысле этого слова -непосредственно, то есть без всякого усилия с нашей стороны. Самое главное: нам не надо "стараться", а надо "довериться" - мы должны зависеть не от наших собственных сил, a от Его силы. И обилие Его жизни показывает, что мы подлинно "во Христе". Из источника жизни воды бьют ключом.
В наши дни многие из детей Божиих заставляют себя поступать по-христиански. Жизнь многих христиан сегодня имеет только лишь внешний вид. Внешне они живут "духовной" жизнью, говорят "духовным" языком, перенимают "духовные" манеры, но все это они делают сами. И само это усилие, которое им приходится применять, должно показать им, что у них чего-то недостает. Они принуждают себя воздерживаться, чтобы не есть или не говорить, или не делать то или другое, и как трудно им это дается! Точно такую же трудность испытываем мы, китайцы, когда нам приходится говорить на чужом языке. Несмотря на наши старания, это не получается естественно, и нам приходится делать усилие. Но когда мы говорим на нашем родном языке, то тогда ничего нет более легкого, и мы можем говорить, даже не думая. Из источника все течет естественно. И сама эта непосредственность наших слов показывает всем, кем мы являемся.
Наша жизнь - это жизнь Христа, переданная нам Святым Духом, пребывающем в нас, и закон этой жизни - закон естественный. Когда мы это поймем, то прекратим всякое усилие и отбросим все показное. Ничто так не вредит жизни христианина, как его собственная деятельность. И самый благословенный момент, - когда мы оставляем наши внешние усилия, и наш образ действий становится естественным. Тогда наши слова, наши молитвы, сама наша жизнь - все это становится свободным и непосредственным выражением жизни, которая в нас. Познали ли мы, как благ Господь? Так и в нас Он также неизменно благ! Велико ли Его могущество? Так и в нас оно также велико! Слава Богу нашему, Его жизнь в нас также могущественна. И в жизни тех, кто дерзает доверять Слову Божию, Его Божественная жизнь проявляется с такой же мощной силой, как она проявлялась всегда и во все времена.
Что Господь хотел дать нам понять, говоря: "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф. 5:20). Затем, начиная с этого заявления, мы видим, как Господь этим частым повторением слов: "Вы слышали, что сказано древним... а Я говорю вам..." подчеркнул разницу, существующую между требованиями Закона Моисея и Своими собственными, такими высокими требованиями. Но так как люди уже веками пытались исполнить требования закона и не смогли, то как же мог Господь еще сильнее повысить эти требования? Господь никогда бы этого не сделал, если бы не имел ввиду Свою собственную жизнь в нас, Он не побоялся предъявить Самому Себе самые строгие требования. Поистине, мы можем найти утешение, читая закон Царствия, изложенный в 5-й, 6-й и 7-й главах Евангелия от Матфея, так как в них мы видим абсолютное доверие Господа к Своей жизни, которую Он дал Своим детям. Эти три главы показывают нам, как высоко ставит Бог Свою жизнь, которую Он дал нам. Его высокие требования, предъявленные нам, показывают Его абсолютное доверие к тем ресурсам, которые Он вложил в нас для выполнения Своих требований.
Находимся ли мы перед каким-нибудь затруднением? Стоит ли перед нами вопрос добра и зла? Вопрос, что хорошо и что плохо? Нам не надо прибегать к нашей мудрости, нам не надо обращаться к дереву познания. У нас есть Христос, "Который сделался для нас премудростью от Бога". Закон Духа жизни во Христе Иисусе постоянно передает нам Свое суждение о том, что хорошо и что плохо, также и необходимое расположение духа, чтобы ответить на вставшую перед нами трудность.
Обстоятельства все более и более будут способствовать тому, чтобы наше чувство христианской справедливости было задето, и чтобы через это испытание было видно, как мы будем реагировать на это. Нам надо усвоить принцип Креста - мы теперь больше не руководствуемся правилами ветхого человека, но нового, - нам надо научиться "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости" (Еф. 4:22-24). - "Господи, я ничего не должен защищать, у меня ничего нет своего. Все, что я имею, я имею по Твоей милости, и все принадлежит Тебе!" Я знаю одну христианку, старую японку, которая была потревожена вором, забравшимся к ней в дом. В своей простой, но живой вере в Господа она приготовила еду забравшемуся к ней человеку и затем отдала ему все ключи. Такое поведение этой верующей женщины смутило его, и Бог затронул его сердце через свидетельство сестры, и этот человек стал нашим братом во Христе.
Есть много христиан, которые обладают полным познанием истины, но их жизнь находится в противоречии учению. Они хорошо знают содержание первых трех глав послания к Ефесянам, но не проводят в жизнь, сказанного нам в следующих за ними (4,5 и 6) главах. Лучше бы было им не знать учения, чем зная его, жить в противоречии этому учению. Бог требует от нас что-либо? Так будем полагаться на Него, чтобы иметь силы выполнять Его требования. Да поможет нам Господь уразуметь, что принцип жизни христианина заключается в том, чтобы перейти границу того, что только лишь справедливость, и делать то, что угодно нашему Господу.

ДОРОЖИТЕ ВРЕМЕНЕМ

Но нам остается еще добавить кое-что к тому, что уже было сказано по поводу нашего христианского хождения. Это слово "ходить", разумеется, имеет еще и другое значение. Во-первых, оно имеет отношение к нашему поведению или к тому, какими мы должны быть сами, но оно содержит в себе еще и понятия о прогрессе. "Ходить" - это "продвигаться вперед", "продолжать приближаться", и мы рассмотрим сейчас этот вопрос нашего продвижения вперед, продвижения к цели.
"Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божья" (Еф. 5:15-17).
Мы отметим, что в этом отрывке есть связь между понятием о времени и разницей, существующей между мудростью и неразумием. "ПОСТУПАЙТЕ... как мудрые, дорожа временем... Не будьте нерассудительны". Это имеет важное значение. И я хочу напомнить вам еще два других отрывка, в которых это также поставлено вместе: "Тогда подобно будет Царствие Небесное десяти девам... Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные взявши светильники, не взяли с собою масла... Но в полночь раздался крик: "вот, жених идет, выходите навстречу ему". Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали …светильники наши гаснут… Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы" (Мат25:1-13). "И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах… Они девственники. Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства, они непорочны… (Отк. 14:1-5).
В Писании есть много мест, удостоверяющих нас в том, что Бог доведет до конца всякое, начатое Им дело. Наш Спаситель - Спаситель совершенный. И никакой христианин к концу не будет "наполовину спасен". Всякого человека, верующего в Него, Бог сделает совершенным. Вместе с апостолом Павлом и мы "уверены в том, что начавший в нас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа" (Фил. 1:6). Божьему могуществу нет границ. Он силен "соблюсти вас… и поставить перед славою Своею непорочными в радости" (Иуд.24). "Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2Тим. 1:12). И Он "действующей в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем" (Еф. 3:20).
Однако, когда мы рассматриваем этот вопрос с личной точки зрения, - его практического применения в нашей жизни на этой земле, - тогда мы видим важное значение времени. В 14-ой главе Откровения есть первенцы (ст.4) и жатва (ст.15). Какая разница между первыми плодами и жатвой? Конечно, разница не в качестве, потому что весь собранный урожай одинаковый. Разница между ними заключается только лишь во времени их созревания, во времени их зрелости. Некоторые плоды созревают раньше других, и таким образом становятся "первыми плодами" или "первенцами".
Мои родной город в провинции Фукьен славится своими апельсинами. Я бы даже сказал (вероятно, с предвзятым мнением), что нигде во всем мире нет им подобных. Когда вы смотрите на холмы во время их созревания, то вся роща кажется зеленой. Но если всмотреться более внимательно, то вы увидите разбросанные здесь и там золотистые пятна уже созревших апельсин. Красивая картина - видеть эти золотистые пятна, разбросанные на темно-зеленом фоне деревьев. Позже весь урожай созреет и вся роща станет золотистой, но вначале снимают только первые плоды. Их осторожно снимают с ветки рукою, они очень ценятся на рынке. Их цена иногда втрое превышает стоимость остального урожая.
Все должны достичь зрелости таким или иным образом. Но Агнец ищет первых плодов, ищет "первенцев". Притча называет "мудрыми" не тех, кто сделал что-то лучше других, но тех, кто поступил хорошо, сделав это раньше других. Заметим, что другие тоже были девы - "неразумные", вне всякого сомнения, но не "ложные". Вместе с мудрыми они вышли навстречу Жениху. Они имели масло, светильники их горели. Но они не предусмотрели Его позднего возвращения, и когда их светильники начали гаснуть, то у них не оказалось запаса масла в сосудах. И мудрые не имели достаточно, чтобы поделиться с ними. Некоторых верующих смущают слова, сказанные Господом неразумным девам: "не знаю вас". Как мог Господь, думают они, сказать им это, если они подлинно были Его дети, "обрученные... Христу чистою девою" (2Кор. 11:2). Но мы должны распознать в этом главную суть поучения этой притчи, определенно указывающую нам на великое преимущество служить Господу в будущем, которое Eго дети могут упустить, если не будут к этому приготовлены заранее. Нам сказано, что неразумные пришли к двери, говоря: "Господи, Господи, отвори нам". Что это была за дверь? Несомненно, это не дверь спасения. Но если бы они были погибшими, то не смогли бы прийти и стучать в дверь, находящуюся на небе. Очевидно, Господь употребил это выражение "Я не знаю вас", не в прямом смысле, а в переносном, - как мы это видим в нижеприведенном случае. В Шанхае, за неосторожное управление автомобилем был задержан сын судьи. Когда он явился на суд, то на судейском месте увидел своего отца. Во всем мире судебная процедура приблизительно одна и та же, и провинившегося спросили: "Ваше имя? Ваш адрес? Ваша профессия?" И так далее. Удивленный сын, повернувшись к отцу, сказал: "Отец, разве Вы меня не знаете?" Но отец, стукнув по столу, строго ответил: "Молодой человек, я вас не знаю. Как ваше имя? Ваш адрес?..." Конечно, отец не хотел этим сказать, что он его не знает, но с этого места и в этот момент он его не знал. Несмотря на то, что он оставался сыном своего отца, молодой человек должен был пройти через всю судебную процедуру и уплатить полагающийся по закону штраф.
Да, все десять дев имели масло в своих светильниках. Неразумные отличились от мудрых только тем, что у них не было запаса масла в сосудах. Будучи подлинными христианами, они имели жизнь Христа и свидетельствовали окружающим их людям, но их свидетельство не было постоянным, так как они жили со дня на день, по импульсу момента. Они имели Духа, но не были, так сказать, "исполнены Духом". Несомненно, в конце концов, все десять дев будут иметь масло в достаточном количестве. Но вся разница в том, что мудрые будут его иметь в нужный момент, тогда как неразумные - хотя они тоже будут иметь его позже - упустят ту цель, к которой они были предназначены. Все заключается в вопросе времени, и это хочет нам дать понять Господь, когда в конце этой притчи, Он увещевает Своих учеников не довольствоваться только положением учеников, но быть учениками бодрствующими. "Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом" (Еф. 5:18). В 25-ой главе Евангелия от Матфея речь идет не о первоначальном принятии Господа Иисуса как Спасителя, ни даже о сошествии Духа Святого на Его служителей для духовных даров. Нет, здесь идет речь о запасе в сосудах для того, чтобы свет мог поддерживаться, - как бы долго не длилось ожидание, - посредством постоянной и чудной помощи Духа, пребывающего в нас (ибо в притче есть светильник и сосуд, а в действительности это мы являемся и светильником и сосудом). Какой христианин может жить вечно в небесах, если он не познает этой внутренней полноты? Безусловно, ни одна из дев не сможет обойтись без этого! Поэтому Господь заботился о том, чтобы мы уже сейчас познали эту полноту. "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа..." (Матф. 25:13).
"Исполняйтесь (в подлиннике: "плерусфе"), - это не обычное выражение, употребляемое в связи с Духом Святым. Оно означает: "дайте возможность постоянно наполнять себя". Это не внезапное исполнение, как в день Пятидесятницы, но состояние, в котором мы должны пребывать постоянно. И это не внешнее проявление, а внутреннее переживание. Это не вопрос даров и внешнего проявления, но личное присутствие и деятельность Святого Духа в нашем духе. Это гарантия, что свет, который в сосуде, будет светить далеко за полночь, если это будет нужно.
И, кроме того, это не является вопросом только лишь личным. Как нам это определенно указывает следующий стих, это переживание мы разделяем в обоюдной зависимости с другими христианами: "Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах наших Господу" (Еф. 5:19). Быть "исполненным Духом" означает, как говорит нам этот стих, не только "воспевать в сердцах наших Господу", но и назидать друг друга "псалмами и славословиями и песнопениями духовными". Может быть, некоторые из нас считают, что петь соло легко, но гораздо труднее в такт и в гармонии с хором, а иногда даже и дуэтом. Однако, призыв к единству в Духе занимает центральное место во второй части послания к Ефесянам. "Старайтесь сохранить единство Духа в союзе мира". - "Но истинною любовью все возрастали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4:3 и 15-16). Полнота Духа дана нам, чтобы мы вместе пели "новую песнь перед престолом" (Отк. 14:3).
Но, чтобы не удаляться от мысли, которую мы хотим подчеркнуть, позвольте мне повторить, что разница между мудростью и неразумием зависит только лишь от одного пункта: если мудры, то мы будем искать полноты немедля, а если неразумны, то мы будем откладывать эту необходимость на будущее время. Те из нас, кто имеет детей, знают, какие разные по характеру бывают они. Одни слушаются немедленно, другие же будут надеяться, что, оттянув время, им удастся избежать необходимости подчиниться повелению. Если вы настолько слабохарактерны, чтобы позволить вашему ребенку ускользнуть, прибегнув к такой увертке, от исполнения своей обязанности, то в таком случае действительно будет мудрым тот, кто выгадал время. Но если ваше слово твердо и вашим приказаниям нельзя пренебречь, и, в конечном счете, оно должно быть выполнено, то тогда, несомненно, будет мудрым тот, кто послушается немедленно.
Не будем заблуждаться по поводу ненарушимости Божией воли! Если бы можно было пренебречь Словом Божиим, то тогда, может быть, не так уж было бы неразумно стараться ускользнуть от исполнения Его повелений. Но если Бог есть Бог неизменный, если Его воля ненарушима, то будем разумны, будем дорожить временем. Будем стараться превыше всего о том, чтобы иметь запас масла в наших сосудах, чтобы нам "исполниться всею полнотою Божиею" (Еф. 3:19).
В притче нет ответа на все наши вопросы. Каким путем неразумные приобрели масло? Об этом нам не сказано. Нам не сказано какие меры предпримет Бог, чтобы все Его дети достигли зрелости. Но не это должно занимать нас. Мы имеем в виду сейчас "первые плоды". Мы призываемся бежать вперед, а не размышлять о том, что будет с нами, если мы этого не сделаем.
Мудрые из нас те, кто дорожит временем. Так же, как мое самопишущее перо наполненное чернилами и готовое для пользования, так и мудрые, сотрудничая с Господом, дают Богу то, что Ему нужно - орудие, всегда готовое для употребления.
Посмотрим на ап. Павла. Он всегда горел жгучей страстью. Он понимал, что для нас Божье намерение связано с моментом "устроения полноты времен..." (Еф. 1:10). Он был одним из тех, "которые ранее уповали на Христа" (Еф. 1:12), основываясь на спасении, которое полностью должно быть явлено "в грядущих веках" (2:7). И, имея все это в виду, что он делает? Он ходит. И не только ходит, а бежит. "И потому и бегу не так, как на неверное" (1Кор. 9:26). "Стремлюсь (бегу) к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Фил. 3:14).
Когда души духовно прозревают и начинают ходить с Господом, то я часто с сердечным сожалением думаю: "О, если бы они это увидели на пять лет раньше!" - Ведь время так коротко! И даже тогда, когда мы продвинемся вперед, то и тогда нам нужно торопиться. Будем помнить, что вопрос сейчас не в том, что можем получить мы, а что должен иметь Господь. Господу нужны сегодня готовые орудия. Почему? "Потому что дни лукавы" (5:6). Положение среди христианского мира отчаянное. О, если бы мы смогли это осознать!
Господу, может быть, придется действовать очень строго в отношении нас. Ап. Павел должен был признать, что он был "как некий изверг". И чтобы достичь того духовного уровня, в котором он находится, он должен был пройти через тяжелые переживания...
Может быть, Бог будет вынужден действовать в нас с быстротою и провести нас через великие духовные переживания в очень короткий срок. Он должен это сделать. Да просветит Господь очи сердец наших, дабы мы познали, в чем состоит "надежда призвания Его (Еф. 1:18), и чтобы мы ходили, - нет, - бежали, как познавшие "что есть воля Божия" (5,17). Господь любит души, пришедшие в отчаяние от самих себя, но желающие следовать за Ним.

  Предыдущая глава     Оглавление   Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека