Каталог
Новости
Издательства
КОРОТКО О НАС...
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

   
Избранные от вечности 
Джон Макартур 
 
   


Часть 4. Избранные от вечности (Еф. 1:3–14)

Всевладычество Божье и спасение

Вступление

Еф. 1:3–14 звучит как победная песнь хвалы, исходящая из сердца Павла. Это не сухая богословская аргументация, а избыток Павлова пламенного сердца, славящего Бога. В греческом тексте Еф. 1:3 –14 составляет единое изречение. Дух Божий вдохновил Павла воспеть хвалу Богу Спасителю.

А. Текст

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, во благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».

Б. Божественные Лица

1. Отец
Ключ ко всему тексту — мысль о спасении, которое творит Бог, преследуя Свою цель по благоволению воли Своей и замыслу. Спасение творит Бог, а не человек, восхотевший или чем-то заслуживший. Добиться спасения путем религиозных жертвоприношений и добрых дел невозможно. Заслуга в спасении принадлежит Богу, и только Бог достоин хвалы и славы.

2. Сын
Бог творит спасение при посредстве Христа. Спасение пребывает во Христе (ст. 4, 7, 10–13) и совершается через Христа (ст. 5). Оно в Возлюбленном, который есть Христос (ст. 6). Оно было сокрыто в Нем (ст. 9). Хотя спасение есть всецело дело Отца, оно свершается через Христа.

3. Дух
Спасаемые запечатлены Святым Духом (ст. 13). Святой Дух есть Дух обетования и залог нашего наследия — гарант полного грядущего искупления удела Божия. Только избравший нас Бог Отец, искупивший нас Бог Сын и запечатлевший нас Бог Дух достойны безраздельной славы.

УРОК

I. Бог избрал нас (ст. 3, 4)

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви».

А. Утверждает Павел

В начале текста Павел утверждает, что достоин всякой хвалы и славы Бог, спасающий человека. Глагол «избрал» (греч. эклегоу) приводится в возвратном падеже и означает «избрать для себя». Павел утверждает, что Бог избрал нас для Себя — лично для Себя. Он избрал спасаемых прежде сотворения мира.

Б. Согласно Писанию

Писание утверждает истину о Божьем искупительном избрании:
1. Мф. 25:34: Иисус говорит: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Господь предуготовил и царство Свое, и обитателей его прежде сотворения мира. Мы спасены и знаем Господа Иисуса Христа постольку, поскольку Бог избрал нас.
2. Лк. 12:32: Иисус говорит ученикам: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство».
3. Ин. 6:44: Иисус провозглашает огромной толпе народа: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня».
4. Ин. 15:16: Иисус говорит ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…». В действительности не мы избрали Его, но Он избрал нас. Доподлинно, не мы избрали Христа, а Он избрал нас.
5. Деян. 9:15: Господь говорит об апостоле Павле: «...он есть Мой избранный сосуд…». Обращение Павла произошло самым неожиданным образом, когда он намеревался устроить гонения на христиан. Бог же обратил, преобразил и призвал его на апостольство, ибо избрал прежде сотворения мира.
6. Деян. 13:48: «…и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» [о слышавших проповедь Павла и Варнавы]. Бог дарует веру только тем, кого предопределил к спасению благоизволением воли Своей.
7. 2 Фес. 2:13: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала … избрал вас ко спасению». Павел не благодарит фессалоникийцев за то, что они решили уверовать. Они не были достаточно умны, мудры, одухотворены и прозорливы, дабы избрать Бога; это Бог избрал их от начала. Условием спасения с нашей стороны выступает вера, но даже такая вера есть плод избрания Божия.
8. 2 Тим. 1:9: Павел говорит о силе Бога: «Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен».
9. 1 Пет. 1:1, 2: Верующие являются «избранными, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа».
10. Отк. 13:8; 17:8: Имена верующих были записаны в книге жизни у Агнца прежде сотворения мира.

В. Чему вторит богословие

Должной хвалы, чести и славы за наше спасение достоин только Бог. Учение об избрании есть истина, наиболее смиряющая из всего того, чему учит Писание. Бог избрал людей, чтобы освятить их, дабы им пребывать с Ним во веки вечные. Вера наша от Бога. Вот как говорит об этом неизвестный поэт в гимне «Струн души моей Господь касается»: «В день скорби моей ищу Господа и узнаю — Он нашел меня, касаясь струн души моей, дабы я искал Его; не я нашел Тебя, о мой Спаситель, но Ты нашел меня».

II. Бог предопределил нас (ст. 5)

«Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей».

А. Утверждает Павел

Бог предопределил, избрал и предназначил нас к усыновлению. Воистину, мы — дети Божьи.

Б. Согласно Писанию

1. Ин. 1:12: «…тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».
2. Рим. 8:15: «Вы … приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“»
3. Гал. 3:26: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
4. Гал. 4:6, 7: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!“ Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа».
5. 1 Ин. 3:1: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими».

В. Чему вторит богословие

Божье избрание не зависело от того, что Бог увидел в нас. Он избрал нас «по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5). Бог избрал нас не потому, что был вынужден сделать это, но потому, что пожелал — Он благоволил избрать нас. Разве не сказал о том Сам Бог: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:10)?

III. Бог облагодатствовал нас (ст. 6)

«В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном».

А. Утверждает Павел

Божий выбор и наше предопределение стало в нашем бытии реальностью при посредстве благодати Божьей. Благодать есть благоволение, которого мы не заработали, это благословение, которого мы не заслужили, это благость, которой мы недостойны. Мы спасены милостью Божьей.

Б. Согласно Писанию

1. Еф. 2:8, 9: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Божья благодать не оставляет места для человеческой славы.
2. Деян. 15:11: «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся».
3. Деян. 18:27: «…и он [Павел], прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью». Человек способен верить лишь тогда, когда Бог по благоволению, милости и любви Своей дарует ему такую способность. Человек не заслужил, не заработал, недостоин Божьей благодати, тем не менее она дается ему.
4. Рим. 3:24. Мы обретаем оправдание «даром, по благодати Его».

В. Чему вторит богословие

Следующая фраза из ст. 6 в синодальном переводе Библии передана буквально: «...благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» 16 . Бог облагодатствовал нас во Христе Возлюбленном, избрав нас, и претворил в жизнь предопределение, сделав нас Своими чадами.

IV. Бог искупил нас (ст. 7а)

«В Котором мы имеем искупление Кровию Его».

А. Утверждает Павел

1. Откуда
Бог искупил нас из рабства греху — освободил от смерти, ада, сатаны, злых духов, а также необрезанной плоти и мира сего. Ничтожные и отчаявшиеся, поврежденные умом и увлеченные грехом, все мы были рабы недостойные, но Он по предопределению Своему выкупил нас у рабовладельца; предопределил же по избранию; избрал по любви; и возлюбил по благоволению воли Своей.

2. Как
В Рим. 6:23 говорится: «Ибо возмездие за грех — смерть». Христос искупил нас, пролив Свою кровь. Цена этой крови оказалась весьма высокой. Ему пришлось принять человеческий образ, явить Себя миру и умереть на кресте, пролив кровь в жертву за грех. Кровь Христа воистину драгоценна.

Б. Согласно Писанию

1. 1 Пет. 1:18, 19: «…не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца».
2. Откровение 5:9: О Христе говорится: «…достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени».

V. Бог помиловал нас (ст. 7b)

«...прощение грехов, по богатству благодати Его».

А. Утверждает Павел

Бог не только выкупил нас у сатаны, но и простил нам наши грехи — грехи прошлые, настоящие и будущие.

Б. Согласно Писанию

1. Мф. 26:28: Иисус сказал: «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Когда Бог прощает (греч. афиэйми — отослать насовсем), Он удаляет грехи наши так, как далеко восток от запада (Пс. 102:12), Он ввергает их в морскую пучину (Мих. 7:19) и не поминает (Ис. 43:25).
2. Мих. 7:18: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего?»
3. Рим. 8:1: «…нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».
4. Еф. 4:32: «…будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
5. Кол. 2:13: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи».
6. 1 Ин. 2:12: Апостол Иоанн сказал: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его».

В. Чему вторит богословие

Бог простил нас, явив преизобилующее богатство благодати. Благодати понадобилось много, ибо много было греха нашего. Притча о немилосердном слуге (Мф. 18:21–35) говорит, что долг наш неоплатный, он не поддается описанию. Мы обязаны спасением Богу, Которому благоугодно было сделать нас Своими чадами. Мы прощены, несмотря на наше недостоинство.

VI. Бог просветил нас (ст. 8 – 10)

«Во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом».

А. Утверждает Павел

Спасая, Бог просвещает нас. Он развернул перед нами панораму того, как на земле и небе все примирится во Христе для славы Его. Бог даровал нам мудрость в небесном и разумение в земном.

Б. Согласно Писанию

1. 1 Кор. 2:12: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога».
2. 1 Кор. 2:16: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».
3. 2 Кор. 4:3, 4: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».
4. 1 Ин. 2:27: «…помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас».

В. Чему вторит богословие

Богу почел за благо просветить нас. Когда бы не благоволение воли Его, мы пребывали бы во тьме, немощные участвовать в Его замысле.

VII. Бог обетовал нам (ст. 11, 12)

«В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа».

А. Утверждает Павел

Бог предопределил нам быть Его чадами, а чада Его непременно обретут у Него удел свой.

Б. Согласно Писанию

1. Рим. 8:18: «…нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас».
2. 1 Ин. 3:2: «…еще не открылось, что€ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
3. 1 Пет. 1:4: Мы призваны «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» для нас.
4. 2 Кор. 1:20: «Ибо все обетования Божии в Нем „да“».

В. Чему вторит богословие

Все обещанное Богом — мир, любовь, мудрость, жизнь вечная, радость и победа — принадлежит нам, ибо таково обетование Божье. Все это обещано нам не по праву, но благодатью Божьей. Вся слава в том принадлежит лишь Ему.

VIII. Бог запечатлел нас (ст. 13, 14)

«В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».

А. Утверждает Павел

Павел утверждает, что наследие наше обеспечено постольку, поскольку Бог запечатлел нас.

Б. Чему вторит богословие

В древности печать символизировала право собственности, залог, удостоверение и заключение сделки. Верующие запечатлены Святым Духом, а это значит, что Бог признал их Своими, даровал им наследство, удостоверил и исполнил всем, что угодно Ему. Мы ожидаем совершенного искупления, когда Святой Дух обитает в нас, будучи печатью и залогом нашего наследия (Рим. 8:23, 24).

Заключение

Только Бог достоин хвалы и славы в нашем спасении. По благоизволению воли Своей Он спас нас; мы со своей стороны уповаем на Христа (ст. 12) и веруем в Него (ст. 13). И за это хвалы и славы достоин лишь Бог (ст. 12). Только Бог подает нам силу уповать на Христа. Вера наша происходит от Него же (Еф. 2:8, 9). Бог, отверзая наше ухо к слышанию истины, подает нам возможность уверовать. Весь ход спасения приводится в действие Святым Духом, без чего никто не уповал бы и не веровал.

Иисус говорит, что все неверующие в Сына Божьего осуждены (Ин. 3:18). По благодати вседержавной Бог избрал к спасению возлюбленных Своих (Рим. 9:8–13). Он выбрал их из стремнины беспомощных людей, низвергающихся в ад. Такова усмиряющая истина; таковая подвигает нас к безмерной благодарности. Почему Бог избрал именно нас, а не других? Не по нашим делам, но дабы явить «богатство славы Своей» (Рим. 9:14–23). Поэтому с нашей стороны единственно верным ответом будет такой: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3).

Вопросы для повторения пройденного материала

1. Может ли спасти человека нечто иное, помимо вседержавного труда Божия?
2. Кто из Троичных Лиц трудится ныне над нашим спасением?
3. Почему к спасению избраны лишь некоторые (Еф. 1:4)?
4. Является ли Павел единственным библейским писателем, писавшим об избрании? Подтвердите ответ из Слова Божия.
5. Зависело ли Божье избрание к спасению от добрых дел человека? Ответ обоснуйте (Еф. 1:5).
6. Сколько Божьей благодати мы заслуживаем?
7. Откуда были искуплены христиане, когда Христос умер на кресте?
8. Припоминает ли Бог наши грехи, простив их нам?
9. Что такого происходит при спасении, что мы уразумеваем Бога и замысел Его (Еф. 1:8–10)?
10. На какой основе можно уповать на обретение наследия от Бога (Еф. 1:10–12)?
11. Христиане запечатлены Духом. Что это значит (Еф. 1:13, 14)?
12. Почему мы можем уповать и веровать во Христа (Еф. 1:12 — 13)?

Вопросы, помогающие понять основы учения глубже

1. В наш век настойчиво провозглашается гордость, культивируется тщеславие, пропагандируется самодовольство человека. Реклама назойливо твердит, что человек достоин всего лучшего: отдыха, машин, пищи, одежды — все большего «благоденствия». Подлинной причиной всех проблем человека часто считают отсутствие самолюбия. Между тем Библия свидетельствует, что «все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12). Писание, далекое от утверждения человеческой самоправедности, влагает слова эти в уста рассуждающего: «Все мы сделались как нечистый, и вся праведность наша как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64:6). Чтобы достойно хвалить и славить Бога, каждый христианин должен понимать, что спасение есть дело исключительной благодати Божьей. Отчего так?

2. Бог спасает человека. Здесь видится естество Божеское и естество человеческое. Иоанн говорит: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1), и мы понимаем, что речь идет о великой любви Бога и великом растлении человека. Томас Уотсон пишет: «Чтобы прославить Бога, вспомни, что Бог призвал тебя тогда, когда ты оскорблял Его; Бог не нуждался в тебе, ибо у Него есть мириады святых и ангелов, воспевающих Ему хвалу и славу, и все же Он призвал тебя. Итак, припомни же себя тем, каким ты был, прежде чем Он призвал тебя» 17 . Постижение учения об избрании порождает в сердце искреннюю благодарность к Богу. Как повлияла эта истина на вашу жизнь?


16 В англ. тексте Библии — «...grace, wherein he hath made us accepted in the beloved» — «...благодати Своей, которою Он сделал нас угодными в Возлюбленном». Синодальный перевод ближе к греческому тексту.

17 Т. Уотсон, A Body of Divinity [Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1978 reprint], p. 225

  Предыдущая глава     Оглавление   Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека