НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ
"Ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех" (1 Цар. 12, 13)
В 1870 году папа Пий IX созвал в Риме вселенский собор католического духовенства.
Несмотря на возражения 110 епископов (всех участвовавших на соборе было 750),
собор провозгласил новый и ни с чем не сравнимый по своей циничности догмат о
папской непогрешимости. Большинство епископов решило, что всякое папское учение,
изложенное папою по догматическим и нравственным вопросам, является "непреложной
истиной", что папа, как учитель церкви, "непогрешим" и не нуждается
в содействии даже самой церкви. Постановление это заканчивалось следующими словами:
"Если кто из людей, не дай Бог, посмеет противоречить сему нашему решению,
да будет человек этот проклят!".
Из постановления епископов мы узнаем, что папа непогрешим в известных обстоятельствах
и при решении различных церковных вопросов. Папа остается грешником в его ежедневной
жизни и беседах. Он может допустить грех и может ошибаться во всем и в любой мере,
но когда папа сидит на троне и обращается с речью к кардиналам, он является уже
человеком свободным от каких бы то ни было заблуждений. Другими словами, папа
может оказаться мирским, себялюбивым человеком, он может быть неверующим, клятвопреступником,
кощунником и даже убийцей, он может допускать в частной жизни самые грубые грехи,
на какие только способна падшая человеческая натура, но в суждениях о догматах
церкви - он, папа, является человеком "совершенным".
Папа может не иметь любви, веры, морали, но если папа говорит о них - его суждения
должны рассматриваться как суждения непогрешимые, исходящие от непогрешимого руководителя
стада Христова.
По догмату "непогрешимости" папы - грех и святость, Христос и сатана,
свет и тьма должны уживаться в одном и том же сердце. Такая странная возможность
соединения в одном лице столь противоположных свойств говорит о несостоятельности
этого догмата. На самом деле погрешимость пап обнаруживается уже тем, что некоторые
папы были осуждены как еретики, другие папы ссорились между собою, расходились
во взглядах по одному и тому же вопросу веры или управления церковью, отменяли
решения прежде бывших "непогрешимых" пап, проклинали друг друга, предавая
анафеме. Когда "непогрешимый" папа Николай V-й умер, в его библиотеке
были найдены богатейшие античные рукописи, но не оказалось ни Библии, ни Евангелия.
Поверит ли кто, чтобы Христос способен был установить этот страшный догмат?
Имел ли Христос в виду, чтобы Церковь Его принимала за "непогрешимых"
пап таких людей, как папа Бенедикт IX, Иоанн XXIII, Александр Борджа, Лев Х и
им подобные?
Вряд ли надо приводить какие-либо тексты Св. Писания для подтверждения абсурдности
и всей кощунственности подобного догмата.
Сам ап. Петр не был облечен такого рода "полномочиями". Даже Христос
не брал на себя функций, принадлежащих Духу Святому, сказав: "Когда же приидет
Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Иоан. 16, 13).
Один Бог беспорочен, свят, всезнающ и непогрешим. Один Христос-непогрешим, и поэтому
имел право сказать людям: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" (Иоан.
8, 46). "Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю"
(Иоан. 8, 28). "Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня, одного,
ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно" (Иоан. 8, 29).
"Один Дух Святой - непогрешимый Наставник верующего и Руководитель, его духовной
жизни", "ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий" (Рим.
8, 14).
|