КАЖДЕНИЕ
"Ибо мы Христово благоухание Богу..." (2 Кор. 2, 15)
Каждение или воскурение фимиама и благовоний черпает свое начало в глубокой древности.
Задолго еще до ветхозаветной эпохи каждение применялось у язычников. Один из историков
говорит: "Идольские капища фимиамом непрестанно курились..."
Тертулиан, известный духовный писатель и отец церкви, живший в третьем столетии
по Р. X., развивая мысль в защиту воскурения фимиама в жилищах верующих, в местах
богослужебных говорит: "Самый проницательный истукан Аполлонов, по свидетельству
Лукона, никаких не давал вопрошающих ответов, без благовонных пред ним курений..."
Воскурению фимиама отведено место и в ветхозаветном богослужении, но там курение
фимиама символизировало новозаветные молитвы верующих и благоухание духовной жизни
во Христе.
Применение же фимиама в христианской церкви решительно ничем не может быть оправдано.
Соблюдение ветхозаветного ритуала, являющегося только образами и прообразами новозаветных
истин, подтверждало бы тот факт, что нам, христианам, не знакомы еще ни молитвы
в Святом Духе, ни возрожденная жизнь, прообразами которых может быть воскурение
фимиама.
Некоторые деятели церкви желали предать ветхозаветным воскурениям "новозаветное"
значение". Вот что говорит один из них: "Особливо в дни великих праздников
частое каждение бывает, чтобы мы, обоняя беспрестанно сие священное благовоние,
живее ощущали в душах наших сладость и веселие, и, насыщаясь сих бессмертных воней,
самих себя творили благоуханием Богу..."
Ап. Павел говорит, что Бог дает верующему всегда "торжествовать во Христе
и благоухание познания о Себе распространяет нами на всяком месте. Ибо мы Христово
благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. Для одних запах смертоносный на смерть,
а для других запах живительный на жизнь" (2 Кор. 2, 14-16). Но такую жизнь
радости и веселия, благоухания и победы не могут создать прообразы Ветхого Завета.
Духовные реальности, духовные переживания и опыт создаются Духом Святым, живущим
в нас. Никакое каждение не может заменить собою Духа Святого.
Нашим каждением пред Богом является наше достойное хождение пред Ним. Апостол
Павел говорит: "Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви,
как и Христос возлюбил нас, и предал Себя за нас в приношение и жертву, в благоухание
приятное" (Еф. 5, 1-2).
Нашим курением пред Богом является жертвенная способность и готовность проявлять
любовь и всяческую заботливость к нуждающимся братьям. Ап. Павел, находясь в заточении
и получив помощь от Филиппийской церкви, писал: "Я получил все и избыточествую;
я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву
приятную, благоугодную Богу" (Филип. 4, 18).
Если мы живем и поступаем, как язычники, если Дух Святой не вселился в нас и не
очистил нас от всякой скверны, если Он еще не привел нас к подражанию Христу,
любви к Богу и любви к ближнему, то никакое каждение нас не спасет. Напротив,
Бог не благоволит к нашим курениям: "Не носите больше даров тщетных; курение
отвратительно для Меня; ...праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие -
и празднование!.. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои;
и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу... Омойтесь, очиститесь; удалите
злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро;
ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда
придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как
снег убелю; если будут красны, как пурпур - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь,
то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч
пожрет вас: ибо уста Господни говорят" (Ис. 1, 13-20).
"Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих
- как жертва вечерняя!" (Пс. 140, 2).
|