ПОКЛОНЕНИЕ МОЩАМ
"Ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Быт. 3, 19)
Со смертью первомученика Стефана церковь христианская вступила в долгий период
страшных гонений. Не было христианской общины, верующие которой не засвидетельствовали
бы истинности Св. Писания и своей преданности Иисусу Христу мученической смертью
некоторых членов.
Имена мучеников заносились руководящими братьями в списки поместных церквей, в
некоторых общинах эти списки оглашались при совершении Вечери Господней, как примеры
непоколебимой верности учению Христа.
В известные дни, главным образом в дни годовщин, верующие собирались у могил мучеников,
чтобы послушать сказания очевидцев об их мученической кончине. В ту пору никому
еще не приходила мысль обращаться в молитве к умерщвленным членам общины и просить
их ходатайства пред Богом.
В представлении тогдашних христиан подобная молитва могла бы исходить только из
уст язычника, не знающего истины, а воздавание Божеских почестей "останкам
мучеников" (мощам) показалось бы кощунственным. Но в конце четвертого века
в церковь начинает мало-помалу проникать поклонение этим именно "останкам".
Переход от уважения к останкам к поклонению им был лишь делом времени. Переход
этот становится тем более понятным, если взять во внимание то духовное состояние
церкви, в котором последняя находилась - с пониженным знанием Слова Божия, пошатнувшейся
нравственностью, ослабевшей верой в невидимое, уступившей место поклонению и боготворению
"видимого", фетишизму.
Антоний Египетский и Афанасий Великий, столпы церкви четвертого века, строго осуждали
это опасное, языческое направление в церкви. Чтобы предотвратить темные массы
от такой опасности, они приказывали замуровать в стены храмов все сохранившиеся
до того времени останки мучеников и ни в коем случае не допускать поклонения им.
Однако, второй Пикейский собор (787 г.) наперекор Св. Писанию и отцам церкви поклонение
останкам мучеников утвердил, и с тех пор этот языческий культ поклонения мощам
вошел в практику как восточной, так и западной церквей, обогащая казну тех, у
кого мощи эти имелись.
Позже, когда умерщвление за веру во Христа было явлением редким, мощи мучеников
расчленялись и продавались за большие деньги и не только церквям и монастырям,
но и частным лицам.
Торговля мощами достигла таких извращенных форм и чудовищных размеров, что четвертый
Латеранский (название площади в Риме, где находится церковь св. Иоанна; под ее
сводами собирались пять вселенских соборов. Здесь и поныне коронуются папы) собор
в 1215 году, чтобы прекратить соблазн в церкви, вынес постановление, в силу которого
открытие новых мощей и торговля ими не допускалась, иначе как с разрешения самого
папы.
Вспомним, попутно, что у нас в России Богослужение (с таинством евхаристии) может
совершаться только при наличии в храме частицы мощей, являющейся неотъемлемой
принадлежностью "антиминса". Седьмым Вселенским собором было возбранено
даже самое существование храма, если таковой не имел в себе антимипса. Антимипс,
в свою очередь, не может быть освящаем, если не зашита в него частица мощей.
Нужно ли приводить места Священного Писания, чтобы убедиться в неосновательности
поклонения мощам? Оно противоречит не только букве и духу Св. Писания, но и здравому
смыслу.
Вот несколько мест Св. Писания, которые могут вывести любого человека из его самого
долголетнего и упорного заблуждения: 1 Петра 1, 24; Иоан. 3, 6; Деян. 2, 31 и
29; Римл. 7, 18; 1 Кор. 7, 18; 1, 20; 15, 50; 2 Кор. 5, 1 и 16; Евр. 13, 7; Иер.
17, 9.
|