КАНОНИЗАЦИЯ
"Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены
лицемерия и беззакония" (Мтф. 23, 28)
Переходя от одного заблуждения к другому, церковь не задумалась присвоить себе
право причислять своих членов к лику святых угодников Божиих.
Начиная с 880 года и до настоящего времени, как в западной, так и восточной церкви,
умершие деятели церкви "сопричисляются к лику святых". Этим святым приписывается
право принимать Божеские почести, поклонение, молитвы и ходатайства за людей пред
Богом. Сопричисленным служат молебны, акафисты и т. п. В честь "причисленных
к лику святых" устанавливаются праздники, пишутся иконы, воздвигаются статуи
и даже храмы, изготовляются хоругви и т. д. Места, где жили угодники, вещи, которыми
они пользовались, объявляются "святыми", а иногда и "чудотворными".
Эта церковная практика не имеет в Св. Писании решительно никакого основания.
Царство Божие не заслуживается ни праведностью, ни изнурениями плоти, ни молитвами,
ни добрыми делами, ни мученической смертью. Спасение обретается верою в искупительную
жертву Иисуса Христа. Спасение дается даром, по благодати Господней. Всякий, кто
уверовал, оставил греховную жизнь, принял Христа Иисуса, как своего Спасителя
- "перешел от смерти в жизнь" (Иоан. 5, 24). Истинный христианин не
нуждается в человеческой канонизации, ибо "имя его записано в книгу жизни",
на небесах. (Лук. 10, 20; Откр. 13, 8). Человеку необращенному и невозрожденному
никакая канонизация не поможет. Такой человек может говорить языками человеческими
и ангельскими, обладать даром пророчества, знать все тайны, иметь всякое познание
и всю веру, творить чудеса и многое другое и, вместе с тем, не иметь духа любви,
Духа Христова в сердце своем, не иметь самого главного - уверенности в спасении
души. К нему относятся слова ап. Павла: "кто Духа Христова не имеет, тот
и не Его" (Римл. 8, 9).
Без Духа Святого, обитающего в сердце человека, человек не может спастись, сколько
бы раз он ни был канонизирован, миропомазан или крещен.
Бог принимает в свое Царство не "канонизированных святых", а кающихся
грешников, вне всякой зависимости от их земной репутации.
Какую бы скверную аттестацию не выдали нам люди, Христос говорит: "Приходящего
ко Мне Я не изгоню вон" (Иоан. 6, 37).
Мария Магдалина была блудницей, но Господь принял ее, изгнал из нее семь злых
духов и сделал ее Своим чадом. Разбойнику на кресте, которого не канонизировала
ни одна церковь, Христос говорит: "Ныне будешь со Мною в раю" (Лук.
23, 43).
Бог спасает кающегося грешника не в силу его святости, не в угоду людям, не ради
общественного одобрения и признания, а на основании веры кающегося грешника в
очищающую силу Голгофской Крови, пролитой во искупление грехов.
Нигде в Св. Писании мы не встречаем ни одного случая, где Бог давал бы право кому-либо
решать: кто из людей заслуживает спасения, а кто - погибели. Христос сказал, что
даже "Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Иоан. 5, 22). Ап.
Павел пишет: "Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он,
или падает?" (Римл. 14, 4). Ап. Иаков спрашивает: "А ты кто, который
судишь другого?" (Иак. 4, 12).
Имея пред собою такие ясные указания Св. Писания, мы видим, что церковь не имеет
права выносить окончательного приговора даже к живому члену ее, тем менее имеет
право судить о степени святости умерших, канонизировать их и поощрять воздавание
им Божеских почестей. Воистину "человек смотрит на лице, а Господь смотрит
на сердце" (1 Царств. 16, 7).
Если бы мысли и пути Божий не были выше мыслей и путей человеческих, если бы люди
не ошибались в своих суждениях о человеке, Христос никогда не сказал бы: "Горе
вам, когда все люди будут говорит о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками
отцы их" (Лука 6, 26). Истинные пророки всегда были и будут "ненавидимы
всеми народами за Имя Мое" (Мтф. 10, 22).
Один глубоковерующий христианин, чающий пришествия Господня, и по благодати Божией
имеющий уверенность в своем спасении, сказал: "Три вещи поразят меня, когда
я войду в Царство Небесное:
Первое - я не увижу там многих, кого я сейчас рассчитываю непременно там встретить.
Второе - там я увижу многих, спасение которых мне всегда представлялось сомнительным.
И, наконец, я буду чрезвычайно удивлен, что я сам очутился там. Ибо только там
мне откроется полнота моей вины пред Богом и глубина всепрощения Божьего..."
Для более полного знакомства с вопросом о канонизации необходимо прочитать места
Св. Писания, которые подтверждают следующие положения:
Чудеса не являются доказательством человеческой святости (Мтф. 7, 21-23; 1 Кор.
13, 1-3; Деян. 8, 9-И; 16, 16-19;. Откр. 13, 13-14).
Аскетизм не может служить основой нашего спасения (1 Кор. 13, 1-3; Кол. 2, 23
и 18; 1 Кор. 8, 8; Иоан. 3, 6, 6, 63, 8,15; Римл. 8, 8; Евр. 9, 9-14; Екл. 4,
5).
Молитв, милостыни и добрых дел недостаточно для спасения (Деян. 10, 1-6; Иоан.
6, 29; Римл. 3, 20 и 28; 11, 6; Гал. 2, 16; Еф. 2, 8-10; 2 Тим. 1, 9; Тит. 3,
5).
Канонизация противоречит не только духу, но и букве Св. Писания (Мтф. 18, 1-3;
Мк. 10, 35-45; Мтф. 23, 8-12 и 27-31).
"Святыми" Св. Писание называет всех, верующих в Иисуса Христа (1 Фес.
4, 7; Римл. 1, 7, 12; 12, 1 и 13; 16 2 и 15; 2 Кор. 13, 12; Еф. 1, 1 и 15; 2,
19; 3, 8; 5, 3 и 27; 6, 18; Фил. 1, 1-4, 21; Кол. 1, 2; 12 и 22; 1 Фес. 5, 26;
Тит. 2, 3; Евр. 3, 1). "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой
никто не увидят Господа" (Евр. 12, 14).
"Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не
знаете самих себя, что Иисус Христос в Вас? Разве только вы не то, чем должны
быть" (2 Кор. 13, 5).
|