Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

   
Возрождение и развитие пятидесятничества в Украине и России ХХ века
 
   


Возрождение и развитие пятидесятничества в Украине и России ХХ века

Первые вести о крещении Духом Святым проникли в Россию через Норвегию, Швецию, Финляндию в Прибалтику1. Это была самая первая волна, шедшая из севера. Пасторы евангельских христиан А.Иванов, Н.Смородин приняли учение о крещении Духом Святым, а затем перекрещеные Андреем Уршаном, переехали в 1913 г. в С.-Петербург, где организовали общину "Евангельские христиане в духе апостолов". Потом расширили свое влияние в Новгородской, Витебской, Московской, Тверской и других губерниях, а также в Закавказье. К сожалению, это движение имело особенность, связанную с унитарианской концепцией познания Бога, принятую от последователей Ария, которые отрицали существование триединого Бога, а верили только в единого Иисуса Христа (в нем, по их мнению, воплощены и Отец, и Сын, и Дух Святой). В США это направление называют "Jesus Only" (только Иисус). Всех людей, которые были крещены во Имя Отца, Сына и Духа Святого, они перекрещивали во имя Иисуса. Называли себя "христиане веры евангельской в духе апостольском". В народе их называли единственниками, а впоследствии они именовались в зависимости от фамилий их руководителей - смородинцами и колосковцами2.
Дальнейший импульс пятидесятнического движения шел из Польши. В 1910 г. в Польше маленькая группа немцев испытала самостоятельное пятидесятническое возрождение. Она распространили свое влияние во все концы Польши, даже организовала церковь в г.Малопольске около Австрии. В Польше был учрежден Союз Непоколебимых Христиан.
Наиболее крупными на территории бывшего СССР в 20-30-х годах являлись следующие пятидесятнические направления3: Христиане Евангельской Веры (ХЕВ), Христиане Веры Евангельской (ХВЕ).

20-е годы. ХЕВ
Течение Христиан Евангельской Веры (пятидесятников-воронаевцев) берет свое начало из Одесской Церкви ХЕВ. В августе 1921 г. в Одессу прибыл Иван Ефимович Воронаев вместе с Василием Романовичем Колтовичем.
И.Е.Воронаев (Никита Петрович Черкасов) родился в Оренбургской области. До 22 лет исповедовал православие. Во время воинской службы в Ташкенте в 1907 г. покаялся и стал членом баптисткой Церкви. Вскоре И.Е.Воронаев стал способным проповедником, поглощенным миссионерской деятельностью среди русского народа. В 1912 г. ввиду угрозы смерти Воронаев со своей женой Екатериной и двумя маленькими детьми эмигрировал в США, прибыв в г.Сан-Франциско, штат Калифорния. Здесь он стал руководить маленькой русской церковью.
Через несколько лет его пригласили быть пастырем русско-баптисткой Церкви в г.Сиэтле, штат Вашингтон. Здесь он познакомился с пастырем пятидесятнического движения Вильямом, который позже стал генеральным суперинтендантом "Ассамблеи Бога". Они установили дружественные отношения и Вильям делал все возможное, чтобы объяснить Воронаеву учение о крещении Духом Святым, но тот не принял.
Через три года семья Воронаева переехала в Нью-Йорк. Здесь он встретился с гостеприимной семьей Сириц, которые начали свидетельствовать и убеждать его в необходимости крещения Духом Святым. Сначала он сопротивлялся этому учению, но когда его дочь Вера получила крещение и заговорила на иных языках во время посещения пятидесятнической группы вместе cо своей подругой Анной Сириц, Иван Ефимович почувствовал, что в этом переживании есть что-то важное. Воронаев заметил, что духовное крещение оказало положительное влияние на поведение дочери. Этот случай заставил его еще раз серьезно задуматься и Воронаев начал усиленно изучать Писание и молиться о получении обетования Отца Небесного. Вскоре Господь наполнил его благодатью Духа Святого, и он заговорил на иных языках.
Воронаев был отличным проповедником, хорошим служителем и способным администратором. Он был хорошо известен среди русских баптистов. И то, что он стал пятидесятником, всколыхнуло многих. Баптисты говорили: "Это невозможно, чтобы такой интеллигентный и образованный человек мог опуститься до того, чтобы говорить и молиться на языках фанатиков". Весть о крещении Воронаева Духом Святым быстро распространилась, и старейшины баптистских Церквей были сильно обеспокоены, так как пятидесятники в то время считались фанатиками. Стало совершенно очевидным то, что Воронаев больше не мог быть пастырем баптистской Церкви. Он сложил свои полномочия и в 1919г. организовал первую отдельную Церковь пятидесятников в Нью-Йорк. Воронаев взял в аренду зал пресвитерианской Церкви "Эмман" на 6-ой улице, и к нему примкнуло 19 человек из баптистской церкви, где он раннее был пастором, а также другие крещенные Духом Святым, которые до того времени еще не были организованы.
Господь начал их благословлять - все новые и новые люди приходили на служения и получали крещение Духом Святым. В их числе было много эмигрантов: украинцев, русских и поляков. Все эти события заставили многих баптистов более внимательно исследовать Писание. Воронаев не стеснялся дискуссировать на тему о крещении Духом Святым, ссылаясь на Писание. В результате таких встреч большое количество баптистов получали крещение Духом Святым со знамениями иных языков.
В течение нескольких лет открылись пятидесятнические русские, украинские и польские церкви в Бостоне, Филадельфии, Джеси-сити, Скрентоне и во многих других районах вдоль Восточного побережья США, а также в Канаде. И.Е.Воронаев радовался тому, что Бог делал среди славянских народов в Америке. В 1919 г. был проведен съезд славян: русских, украинцев, поляков, на котором И.Е.Воронаев был избран председателем союза. Воронаев также редактировал пятидесятнический журнал.
Однажды во время молитвенного служения в доме Анны Колтович, Воронаев неожиданно получил Божье откровение выехать в Россию, чтобы донести русскому и украинскому народам чудную весть о крещении Духом Святым. Отправляясь на миссионерскую работу, Воронаев знал, что их ожидают большие трудности, связанные с экономическими и политическими событиями в России. Но Божье поручение вселяло в него веру, что Бог сохранит их. После революции в 1917 году в России православную церковь постигли сильные гонения (это было связано в частности с тем, что православная церковь была официальной частью царского режима, против которого боролись большевики).
Отношение к протестантским церквям баптистов и евангельских христиан было лучшим (они не участвовали в военных действиях). Всероссийский союз евангельских христиан (руководитель Проханов) после революции насчитывал около 500 000 христиан.
15 июля 1920 года семьи Воронаева и Заплишных, а также В.Р.Колтович отплыли из Нью-Йорка. По пути в Россию они остановились в Болгарии и начали там проповедовать Божью истину. Огонь Пятидесятницы быстро распространился по стране и в течение одного года они организовали 18 Церквей.
Во время поездки в Турцию, Воронаев познакомился с адвентистами седьмого дня, крещенными Духом Святым. Они перед причастием совершали омовение ног. От них он принял учение об омовении ног и в дальнейшем служении Воронаева эта доктрина получила свое дальнейшее развитие.
Семья Заплишных осталась трудиться в Болгарии, где за короткое время количество пятидесятников достигло 5 000 человек, а Воронаев отправился в Украину.
В августе 1921 года И.Е.Воронаев, В.Р.Колтович прибыли в Одессу. Их очень радостно приняли одесские баптисты и евангельские христиане. И.Е.Воронаев начал проповедовать среди баптистов, но как только он начал говорить о крещении Духом Святым и говорении на иных языках, сразу встретил как положительную, так и сильную отрицательную реакцию. Баптисты стали называть его еретиком и фанатиком. Все братства были предупреждены, что И.Е.Воронаев насаждает культ и проповедует ересь.
Бог же продолжал благословлять его служение, и в городе Одессе очень быстро была основана пятидесятническая Церковь. 12 ноября 1921г. в одном из зданий Сабанского переулка было официально проведено первое собрание ХЕВ.
В 1924г. в городе Одессе И.Е.Воронаев созвал 1-й областной съезд ХЕВ, на котором был основан "Одесский областной союз Христиан Евангельской Веры". В Правление вошли: И.Е.Воронаев - председатель, В.С. Павлов4 - заместитель, В.Р.Колтович - казначей, М.Н.Кац - секретарь и И.Ф.Долженков - член Правления.
К 1924 г. воронаевские общины появились почти во всех областях Украины5, а также в Ташкенте, на Урале и даже в Сибири.
2-4 сентября 1925 г. по инициативе И.Е.Воронаева был созван 2-й Одесский областной съезд ХЕВ. На нем присутствовали 36 делегатов от 24 церквей и 17 гостей. Съезд принял резолюцию о Вероучении, о молитвенных собраниях сестер, о праздновании христианских праздников, об отношении к другим церквям, о браке и разводах, о рукоположении и другие вопросы. На следующий год было избрано Правление областного союза в составе: И.Е.Воронаев - председатель, В.С.Павлов - заместитель, В.Р.Киселев - казначей и И.Ф.Долженков, Ф.Н.Сокуренко, И.С.Ротарюк - члены правления.
Съезд одобрил предложение об реорганизации Одесского областного союза ХЕВ во Всеукраинский Союз ХЕВ. Вскоре с необходимыми документами Воронаев и Алексюк прибыли в Харьков, который был в то время столицей Украины. После рассмотрения документов последовало разрешение правительства на проведение в 1926 г. Всеукраинского съезда ХЕВ и был зарегистрирован Всеукраинский союз ХЕВ. В 1926г. И.Е.Воронаев издает "Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры".
В 1925 г. руководитель общества трезвенников И.Н.Колосков посетил Одесскую Церковь ХЕВ. Когда в 1926г. И.Е.Воронаев и В.Р.Колтович посетили Москву, они предложили общине трезвенников проповедь о крещении Духом Святым. Результатом служения стало крещение почти всей общины Духом Святым.
1й Всеукраинский съезд состоялся в Одессе 21-23 сентября 1926 г. На этот съезд прибыли не только делегации из Украины, но и из многих общин Сибири, Кавказа, Урала, центральных районов России. Присутствовало 62 делегата, председательствовал И.Е.Воронаев. В отчетном докладе И.Е.Воронаева о проделанной за истекший год работе было отмечено, что Правление Союза, союзные благовестники и руководящие братья в общинах приложили много усилий для того, чтобы дело Божье шло успешно. На данный момент в Союз входило 250 общин, имеющих свыше 15 тысяч членов, а Одесская община увеличилась до 400 человек. Говорилось о большом пробуждении среди молокан и духоборов на Кавказе, а особенно в Крыму, где ревностно и плодотворно трудился союзный проповедник Г.И.Завальный. Значительный рост церквей наблюдался в Днепропетровской, Кировоградской, Херсонской, Николаевскoй, Каменец-Подольской и Винницкой областях. Церкви ХЕВ появлялись также на местах, где уже были общины евангельских христиан и баптистов.
На съезде И.Е.Воронаев совершил рукоположение духовных работников, среди которых были М.З.Быков, Н.В.Кузьменко, В.С.Павлов, Г.Г.Понурко, Д.И.Пономарчук, И.Н.Подлесный, М.В.Рюмшин. Председателем Всеукраинского союза ХЕВ избрали И.Е.Воронаева. В Правление Союза вошли: В.Р.Колтович (первый зам.председателя), М.А.Гальчук (второй зам.председателя), И.Н.Подлесный (секретарь), а также П.В.Кушнерева, В.С.Павлов и М.В.Рюмшин. На съезде был утвержден устав союза ХЕВ.
Для более планомерной работы все общины были поделены на 10 областных отделов, которые в свою очередь имели подотделы. Только на протяжении года после 1-го Всеукраинского съезда, было проведено 23 районных съезда6.
В мае 1927 г. братья Воронаев и Подлесный поехали в Москву для регистрации Всесоюзного союза ХЕВ. Братья посетили Московскую Церковь ХЕВ, которой руководил М.З.Быков, имели встречу с руководителями христиан в духе апостолов и вели переговоры с ними о возможности объединения в один Союз, но догматическое разногласие в вопросе о единстве Бога и его Триединстве оказалось препятствием неопредолимым.
7-12 октября 1927 г. состоялся 2-й Всеукраинский съезд ХЕВ, на который прибыли делегаты с Украины и, кроме того, присутствовали гости из Москвы, Урала, Закавказья, Сибири и Дальнего Востока.
Союзные проповедники рассказали съезду о своей работе, поделились успехами и поставили ряд вопросов, которые нуждались в решении. Было отмечено, что все еще остается острая нужда в организации по общинам курсов кройки и шитья, а также необходимо решить вопрос образования хоров, музыкальных кружков и оркестров. Съезд одобрил сообщение И.Е.Воронаева о том, что с целью евангелизации в Одессе открыты молитвенные дома в районе Привокзального рынка и на Таганке, где руководили братья Колтович и Рюмшин. На съезде, к сожалению, было отмечено, что не удалось получить разрешения на открытие Библейских и регентских курсов. На 2м Всеукраинском съезде в очередной раз возникла дискуссия об отношении к воинской повинности, и по этому вопросу была принята резолюция. Правление Союза ХЕВ было переизбрано в прежнем составе.
13 октября сразу же по завершении 2-го Всеукраинского съезда состоялся 1й Всесоюзный съезд Союза ХЕВ. На съезде присутствовало 53 делегата с правом решающего голоса. Cъезд заслушал доклады проповедников и руководящих общин о духовном состоянии на местах. Докладывали представитель от Ташкентской общины Ф.А.Фалеев, представитель от Брянской губернии Я.С.Артюхов, представитель от Всеукраинского Союза ХЕВ В.С.Павлов, представитель от Кубанской области П.С.Белинский, представитель от Московской губернии А.Е.Фролов, представитель от АМССР Ф.С.Беспалова и другие.
В Правление Союза были избраны: И.Е.Воронаев - председатель, В.С.Павлов - заместитель, Г.Г.Понурко - секретарь и казначей, членами Правления - М.З.Быкова, Ф.А.Фалеева, кандидатами - Д.И.Пономарчук, С.С.Клочков.
Фактическим заместителем И.Воронаева на протяжении всего его служения был В.Р.Колтович, в прошлом - проповедник баптисткой общины. В.Р.Колтович приложил много стараний для создания многочисленной общины в Одессе7 и систематически ездил по другим городам и областям. К 1927г. Одесская община насчитывала уже 500 членов, в Украине было более 350 церквей насчитывающих около 17 тысяч8 членов.
Когда пламя огня Духа Святого охватило всю Россию, начали сгущаться тучи. В 1929 г. было принято законодательство о свободе совести и религиозных объединениях, ограничивающее свободу совести. Правительство ограничило деятельность всех евангельских церквей.

20-е годы. ХВЕ
Движение Христиан Веры Евангельской в Украине распространялось, начиная с западноукраинских земель. В 1920г. из Америки возвратились в г.Кременец и окрестные села И.Геррис, И.Черский, П.Ильчук, Т.Нагорный и А.Антонюк9 (Западная Украина в то время входила в состав Польши). Они организовали ряд пятидесятнических общин на территории Тернопольской, Ровенской и Брестской областей. Духовный центр ХВЕ находился в г.Кременце, руководил им И.Геррис.
6 мая 1924 г. в г.Кременце состоялся первый съезд, на котором был организован Союз Евангельской христиан имени Святой Пятидесятницы, который возглавил А.Берхгольц. В 1929 г. на втором съезде вышеназваный союз был реоганизован в "Союз Христиан Веры Евангельской" с центром в г.Лодзи.
В 1929 г. в г.Данциге (нынешнем Гданске) открылся Западноукраинский филиал Восточноевропейской миссии. Руководил представительством Густав Шмидт. Миссия содействовала различным пятидесятническим церквям и союзам в Восточной Европе, в частности, союзу общин Христиан Веры Евангельской (руководитель А.Бергхольц).
Шмидт организовал первую пятидесятническую Библейскую школу в г.Данциге. Учрежденная в 1932 г. школа, в 1935 г. переросла в Библейский институт. Студентами первого набора стали христиане из России, Украины, Польши и Болгарии. За десятилетний период своего существования школа выпустила много благословенных проповедников и евангелистов, которые впоследствии стали организаторами пятидесятнических церквей в странах Восточной Европы, в т.ч. в Чехословакии, Югославии, Болгарии.
Густав Шмидт много трудился в западной части Украины, которая в то время входила в состав Польши. Именно здесь произошло мощное пятидесятническое пробуждение среди украинцев и было организовано много поместных церквей. Все они восприняли богословскую доктрину "Ассамблеи Божьей", в вероучении которой отсутствует учение об омовение ног.
Таким образом, западная часть Украины и Беларуси пережили пятидесятническое возрождение под влиянием деятельности Восточноевропейской миссии, учрежденной "Ассамблеей Божьей". С 1929г. эта миссия начала издавать ежемесячный журнал "Примиритель", редактором которого был Г.Шмидт.
19-20 мая 1929 г. в с.Старые Чолницы Луцкого уезда состоялся 1-й объединительный съезд, на котором был принят новый устав и новое название:"Союз Христиан Веры Евангельской в Польше". Председателем союза до начала второй мировой войны был А.Бергхольц. В середине 30-х у ХВЕ насчитывалось 500 общин, объединявших около 18-ти тыс.верующих.
С 1936 г. по инициативе руководства "Союза ХВЕ в Польше" в Кременце издавался ежемесячный украинский журнал "Евангельский голос" (редактор М.Вербицкий). Журнал издавался до 1939г. Накануне второй мировой войны секретарь "Союза ХВЕ в Польше" И.Зуб-Золотарев эмигрировал в Аргентину, где начал издавать в г.Буэнос-Айресе пятидесятнический журнал на русском языке "Христианский вестник".

30-е годы. ХЕВ И ХВЕ
В 1930 г. И.Е.Воронаев, В.Р.Колтович и многие другие братья были репрессированы. Их посадили в тюрьму, а затем сослали в Сибирь.
Позднее Иван Проханов, который руководил Союзом Евангельских Христиан, будучи в очередной поездке за границей, вынужден был остаться там, потому что остальное руководство было также репрессировано. Были репрессированы многие христиане. В.Р.Колтович и Рюмшин из уз не возвратились, как и многие другие братья, имена которых известны только Богу. Жена Воронаева была сослана в Среднюю Азию. В тюрьмах и ссылках в общей сложности она провела около 25 лет. В 1960 году Воронаева эмигрировала в США, куда раньше уехали ее дети. Дочь Вера была похоронена в Украине.
В течение десяти лет были сильные гонения всех христиан в Советском Союзе. Тюрьмы были переполнены благовестниками истины всех христианских конфессий.
По милости Божьей из уз возвратился один из членов Правления Союза Христиан Евангельской Веры, рукоположенных Воронаевым и Колтовичем брат В.С.Павлов. Н.И.Подлесный, освободившись из уз, остался некоторое время жить в Сибири.

40-е годы. Епископальная Церковь ХЕВ
С 1942 г. ХЕВ и ХВЕ на Украине, насколько это было возможно, начали объединяться и стали называться "Епископальной церковью ХЕВ", а руководящий орган: "Епископальная коллегия Церкви ХЕВ на Украине". Проведению общего съезда не позволяли военные условия, но духовные лидеры старались поддерживать общение.
С началом Второй мировой войны очень усугубилось положение в пятидесятнических общинах, где стало меньше братьев, которые, имея духовный и житейский опыт, держали церкви на правильном евангельском пути. В эти годы служители понимали, что крайне необходимо взять под контроль и пастырскую опеку все существующие пятидесятнические церкви и группы. Многие негативные явления в общинах имели неуклонную тенденцию к росту, поэтому поставленный Воронаевым старший пресвитер Г.Г.Понурко, один из немногих, кто остался на свободе, видел, что оставлять жизнь церквей на самотек - это значит позволить идти им к духовной катастрофе. Близким сотрудником и единомышленником Понурко стал в то время Афанасий Иванович Бидаш. Вскоре к ним присоединился пресвитер Карнаватской Церкви ХЕВ Филипп Шокало, а затем Д.И.Пономарчук.
В 1942 г. в Пятихатках сотоялся съезд, на котором присутствовали руководящие братья, проповедники и пресвитеры пятидесятнических общин. На этом съезде было провозглашено воссоздание союза ХЕВ в Украине и избран руководящий совет в следующем составе: Гаврил Понурко - председатель, Афанасий Бидаш - 1й заместитель, Дмитрий Пономарчук - 2й заместитель, Иван Поддубный - секретарь. Перед руководством союза были поставлены две главные задачи: организовать общины и группы в централизованное братство и повсеместно открыть молитвенные дома, вывести отдельные общины и группы из заблуждений и ересей. Также было принято решение об организации духовно-назидательных и воспитательных бесед в общинах, об открытии воскресных школ, организации кружков христианской молодежи, сестринских кружков и т.д.
В 1942-1943 гг. деятельность союза ХЕВ была восстановлена. Для официального представительства у первого руководителя пятидесятнического братства возникла необходимость именоваться в таком сане, который был привычным для немецких властей. Это послужило причиной принятия решения о возведении Г.Г.Понурко в сан епископа.
К концу войны были рукоположены на епископское служение А.Бидаш и И.Пономарчук. Была проведена большая работа по объединению разрозненных после репрессий пятидесятнических церквей в один союз. В процессе подготовки к Всеукраинскому съезду были проведены окружные и областные съезды. Благодаря активной деятельности союза ХЕВ возникло много новых общин. Если в 1942 году было около 200 общин воронаевского направления с общей численностью 5000 человек11, то на протяжении только одного 1943 года было учреждено еще 152 общины, которые объединяли 6600 верующих12. В 1943 г. состоялся еще один съезд в г.Александрии Кировоградской области.
Пресвитеров, проповедников и верующих съезд призывал "проявлять со своей стороны пламенную любовь Христову во всех сферах жизни к братьям и сестрам других объединений христиан и усилить повседневные молитвы, чтобы Господь открыл им свое Слово о крещении Духом Святым"13.
Одновременно тревогу съезда пятидесятников Днепропетровской области14 вызвало то, что в первые годы войны активизировали свою деятельность смородинцы, которые в 1942 году создали свой центр: "Церковь Христа Спасителя".
Впоследствии, в результате деятельности епископов А.И.Бидаша, И.А.Левчука, К.С.Кружко и других, которые считали, что пятидесятников правильнее согласно Библии (Деян.11:26; Фил.1:27) именовать "христианами веры евангельской", среди верующих направления ХЕВ-ХВЕ утвердилось именно вышеприведенное название.
А.И.Бидаш при участии других руководителей составил вероучение Церкви: "Вероучение - основание Ефес.2:20-21 - Церкви Христиан Веры Евангельской, находящейся в СССР".
В 1944 г. состоялся еще один съезд руководящих братьев в г.Днепропетровске, где на то время уже проживал Понурко. Медленно, постепенно, несмотря на ужасающе неблагоприятные обстоятельства, братство пятидесятников крепло, набирало силу, сложилась система служителей, были приспособлены для богослужений или реконструированы молитвенные дома. Весной 1945г. Понурко был вторично арестован и осужден. Оставшихся на свободе Д.И.Пономарчука и Н.В.Кузьменко пригласили в Москву, где к тому времени освобожденный из уз Я.И.Жидков учредил Всесоюзный Совет Евангельских Христиан и Баптистов (ВСЕХиБ).
В Москве руководителям пятидесятнического движения было предложено объединиться и влиться в созданный ВСЕХиБ. Разумеется, что за всем этим стояло жесткое давление Совета по делам религий СССР, который отказал в утверждении восстановленного в 1942 г. пятидесятниками союза ХЕВ. В ходе продолжительных бесед были выработаны вероученческие и организационные положения об объединении, которые носили предварительный, подготовительный характер.
В августе 1945 г. после длительных переговоров руководители ХЕВ А.И.Бидаш, Д.И.Пономарчук и ХВЕ И.К.Панько (Беларусь), С.И.Вашкевич подписали "Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами и баптистами в один союз", так называемое Августовское соглашение. Официально в Августовском соглашении ЕХБ признавали исполнение силой свыше как со знамением иных языков, так и без знамения иных языков.
В результате, за период с августа 1945 по январь 1960 года в общины ЕХБ влилось около 25 тысяч пятидесятников. Всего в ВСЕХиБ вошло около 300 пятидесятнических общин. Лидеры пятидестничества таким методом думали обеспечить для Церкви условия легального существования и возможности беспрепятственной проповеди крещения Духом Святым.
После подписания Августовского соглашения в церквях началась внутренняя борьба между пятидесятниками и баптистами, которые имели разные доктринальные основы. Запрещалась общая молитва на языках с исполнением Духом Святым, упразднилось омовение ног. Понурко, Пономарчук, Бут и ряд других лидеров призывали к неукоснительному исполнению соглашения.
Многие служители пятидесятнических церквей, которые не могли смириться с пренебрежением истины, решали вопрос об выходе из объединения с ЕХБ, чтобы создать независимый союз Христиан Веры Евангельской. В Киеве под руководством Бидаша Афанасия Ивановича, братья Белых Виктор Иванович и Левчук Иван Антонович созвали совещание служителей, несогласных с Августовским соглашением, и пришли к общему согласию молиться о Божьем водительстве. Бог утешал предстоящим успехом, но предупредил, что прежде ожидают узы, во время которых Церковь Христова укрепится верой умножающихся узников, которые в страданиях будут защищать истину. Руководство Церкви, сохраняя вероучение и церковную особенность, было вынуждено добровольно обречь себя на гонения.
В 1948 году в г.Днепродзержинске состоялось второе расширенное совещание служителей Христиан Веры Евангельской, вышедших из объединения ЕХБ. Было составлено заявление руководству ЕХБ и Советскому правительству, в котором, в частности, было сказано: "Мы, христиане Веры Евангельской, можем быть только отдельным союзом ХВЕ по нашему вероучению". В письме были изложены причины выхода из объединения.
В совещании принимали участие Бидаш Афанасий из г.Пятихатки, Шокало Филипп из г.Кривой Рог, Порфирий Ильчук из Ровенской области, Степан и Яков Федоровичи из г.Днепродзержинск, Цыганюк из г.Черновцы, Антон Никитчук из г.Здолбунов, Мисюра, Николай Дорунов из г.Днепродзержинска, Чухрий из Черновицкой области, Марин из России, а также Виктор Белых из г.Золотоноша, Иван Левчук из Киева и другие.
Сразу же по окончании съезда 16 участников были арестованы и отправлены в Днепропетровскую тюрьму, а затем - в Киевскую. Арестованных особым совещанием осудили к разным срокам заключения, обвинив в антисоветской деятельности. В числе осужденных были также А.И.Бидаш, П.Ильчук, В.И.Белых, И.А.Левчук.
В 1949 году только в Днепропетровской области вышло из объединения ВСЕХиБ более 38% от общего числа тех, которые вступили в него в августе 1945 г. Начались сильные преследования пятидесятников, вышедших из объединения баптистов, многие руководители церквей и искренние христиане были брошены за тюремную решетку и колючую проволоку исправительно-трудовых лагерей строгого режима.

50-е годы. Союз ХВЕ
В 1955-56 гг. вследствие положительных изменении в политике правительства СССР христиане, осужденные за религиозную деятельность, были освобождены из мест лишения свободы (часть священнослужителей освободившися из лагерей, продолжала отбывать срок в ссылках в Сибири). Вернувшиеся на свободу служители начали труд по восстановлению разрушенных церквей, рукоположению священнослужителей, освящению членов Церкви. После двух лет интенсивной работы к июню 1956 г. был восстановлен руководящий центр в г.Пятихатки. К июлю 1956 г. было доработано "Краткое вероучение ХЕВ".
В 1956 г. А.И.Бидаш рукоположил в г.Инте на пресвитерское служение В.И.Белых. В этом же году Бидаш возвратился на Украину. Его здоровье было подорванным вследствие двух заключений, которые он отбыл, находясь в тюрьме и в ссылке. В тюрьме А.И.Бидаш постоянно находился в камере для инвалидов, что очень отрицательно влияло на его здоровье.
В 1956 г. В.И.Белых вернулся в Украину, имея возможность свободно встречаться с руководством Церкви ХВЕ, епископами, служителями. Это был период, который позже назовут "оттепелью". После доклада Н.С.Хрущева "О перегибах в атеистической пропаганде" на ХХ съезде КПСС, отношение властей к религиозной деятельности стало более терпимым. Созрела необходимость созыва братского съезда. В процессе подготовки съезда руководители Церкви разъехались во многие области страны, где ознакомили общины с разработанным вероучением.
15-20 августа 1956 г. в Харькове состоялся съезд служителей ХВЕ. На этом съезде было утверждено "Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры, которые находятся в СССР", изданное Воронаевым и доработанное Бидашем и другими богословами. На съезде был провозглашён независимый нерегистрированный Союз Христиан Веры Евангельской. На съезде, где присутствовали представители многих областей страны, были намечены конкретные пути активизации деятельности союза ХВЕ, было принято специальное воззвание к верующим.
Обсудив благоприятные возможности развития Церкви, руководство Братства направило Письмо руководству СССР с просьбой дать свободу пятидесятникам согласно вероучению ХВЕ. Власти предложили объединиться с баптистами в один союз.
На встрече с руководством ЕХБ Правление союза ХВЕ не пришло к согласию с баптистами из-за отсутствия общего понимания в вопросах действия благодати Духа Святого (в частности, о пророчестве и т.д.). Участие во встрече принимали А.И.Бидаш, В.И.Белых, И.А.Левчук и другие руководящие братья.
Возник важный вопрос: как жить дальше? Дух Святой сказал: "Трудитесь - Я даю вам свободу". Правление братства продолжило свою работу. А.И.Бидаш и В.И.Белых проходили по городам и селам Украины, Молдовы основывая новые церкви, излагая вероучение ХВЕ, рукополагая священнослужителей.
В конце 1956 года, согласно решения Совета Епископов, в Черновцах В.И.Белыха рукоположили на епископское служение15. Через некоторое время на епископское служение рукоположили Ивана Антоновича Левчука, который на протяжении всей жизни был верным помощником В.И.Белыха в его ответственном служении.
Во время заседаний Совета Епископов была утверждена структура руководства Братства. Руководящими органами союза Церквей ХВЕ cтали Совет Епископов и Правление. Начальствующим епископом был избран А.И.Бидаш. Територрия СССР была разделена на 38 духовных регионов. Отдельными регионами выступали Беларусь, Армения, Молдова, Красноярский край, Краснодарский край, области России и Украины. В каждом регионе правление Церкви ХВЕ создавало региональные правления, утверждало епископов, старших пресвитеров.
Заседания Совета Епископов проходили преимущественно в г.Пятихатки, где жил председатель Правления союза ХВЕ Афанасий Иванович Бидаш и его жена, Варвара Яковлевна, которая была верной помощницей в ответственном служении. Он, по свидетельству служителей, был очень мудрым и в то же время очень кротким человеком. На судьбу этого мужественного человека выпало пережить 20 лет уз во имя Христа. Во время заседаний Совета Епископов постоянно дополнялось и утверждалось вероучение ХВЕ.
В 1957 году КГБ начал предупреждать о возможных новых преследованиях. Власти говорили, что общины ХВЕ не могут быть зарегистрированы, и, таким образом, Церковь была поставлена вне закона. В справочниках и словарях пятидесятников называли психически больными людьми. "Иные языки" языки квалифицировались как изуверский обряд, приводящий к расстройству психики, которое наступает под действием "усиленных молитв".
В 60-х годах власти все-таки предложили регистрацию, но только тем общинам ХВЕ, которые откажутся от "изуверских обрядов". Была объявлена возможность автономной регистрации при городских и районных Советах народных депутатов. Началась усиленная работа КГБ, направленная на регистрацию всех поместных церквей ХВЕ. Начались деления в братстве. Некоторые церкви шли на компромисс с властями, другие продолжали бороться. Положение в братстве усложнилось. Много Церквей все таки воспользовались возможностью иметь легальный статус и продолжали в особых условиях вести борьбу против вмешательства властей в дела церковного устройства.
В то время действовало законодательство "О религиозных объединениях", вышедшее в 1929 г., которое запрещало благотворительность, молодежные служения, воспитание детей в Церкви, в воскресных школах. Проповедь Слова Божьего разрешалась только в рамках Молитвенных домов. Закон предусматривал образование специальных комиссий для надсмотра за религиозной деятельностью. Все это ущемляло свободу вероисповедания, и верующие не могли согласиться с таким положением.
Преследования, гонения, показные суды, приписываемая Церкви антисоветская деятельность, штрафы, узы, ссылки, антирелигиозная пропаганда, сопровождаемая клеветой, были нацелены против нерегистрированного cоюза ХВЕ.
В 1957 г. в г.Пятихатки во время заседания Совета Епископов, когда дорабатывалось вероучение ХВЕ, сотрудники КГБ "переписали" священнослужителей и сурово предупредили Правление союза о возможном аресте руководства. В скором времени И.А.Бидаш и И.А.Левчук были репрессированы. В этот период В.И.Белых находился в Винницкой области и продолжал работу по устройству и объединению церквей области.
Осенью 1958 г. В.И.Белых был арестован и после суда в мае 1959 г. был отправлен на Воркуту, а некоторое время спустя - в мордовские лагеря.

60-70-е годы. Союз ХВЕ и автономные церкви
В период, когда руководство союза ХВЕ находилось в тюрьмах, в ссылках, труд продолжали священнослужители, которые находились на свободе.
К началу 1961 года cвыше тысячи общин ХВЕ насчитывали более 200 тысяч верующих.
В 1968 году была разрешена автономная регистрация при условии отказа от "изуверских обрядов" (так именовали крещение Духом Святым со знамением иных языков). Началась снова внутренняя борьба в братстве. Некоторые продолжали бороться, другие сдавались на те условия, которые были предложены властями и это повлекло деление в союзе ХВЕ. В борьбе КГБ против союза ХВЕ применялись клевета, штрафы, суды. Церковь ХВЕ была как "прах всеми попираемый". Это была массированная атака, чтобы заставить Церковь отступить от своего вероучения и привлечь служителей к сотрудничеству с уполномоченными по делам религиозных культов и, таким образом, с КГБ. Цена легализации была слишком высока, и многие пятидесятники, как и другие деноминации, предпочли лучше страдать за Христа, за чистоту своих убеждений. Священнослужение в нерегистрированных церквях приравнивалось к тяжкому уголовному преступлению.
В 1969 г. были освобождены А.И.Бидаш, Е.С.Миронец, М.Ф.Гордиенко и другие ведущие братья. В.И.Белых должен был отбыть еще 5 лет ссылки в Красноярском крае.
В 1976 г. Белых, освободившись из ссылки, поселился в г.Дубоссары (Молдова) и продолжил труд в Правлении союза Церквей ХВЕ.
В конце 70-х годов в г.Таллин началось сильное пробуждение, которое достигло многих церквей ХВЕ. Это движение было неоднозначно воспринято в руководстве союза ХВЕ, некоторые служители воспротивились. В своем большинстве руководство союза не могло согласиться с этим мнением, признавая что в этом, так называемом "таллинском движении", было действие благодати Божьей. Восприятие и оценка этого движения повлекла за собой дополнительные ответвления в братстве.

80-90-е годы. ОЦ ХВЕ и Союз ХВЕП
До конца 80-х годов Церковь ХВЕ, несмотря на нелегальное положение, продолжала возрастать в Божьей благодати.
В 1986 г. по официальным государственным данным насчитывалось 843 пятидесятнических общины. Американская энциклопедия "The Encyclopedia of Religion" N.Y.,1987) приводит данные о наличии в СССР 650 тыс. пятидесятников.
Конец 80-х годов характеризуется началом большой волны эмиграции из Советского Союза. Тысячи пятидесятников, эмигрировавших в Германию, создали Союз Церквей ХВЕ, возглавляемый Советом Епископов. Сотни тысяч пятидесятников из разных объединений, эмигрировав в США, объединились в Церкви служащих Богу по вероучению ХВЕ.
В конце 80-х годов, в период так называемой государственной перестройки, когда все шире и шире открывались ворота свободы для проповеди Евангелия, служители Церкви, находившиеся в составе ВСЕХБ заявили о своем выходе из союза христиан-баптистов и желании создать независимое объединение пятидесятников, крещенных Духом Святым.
Пришедшая свобода открыла для движения ХВЕ глубокое внутреннее противоречие, которое обнаружилось в психологии верующих, как наследство, которое они вынесли из трагического прошлого, пережив нечеловеческие репрессии. Потому часть церквей предпочла даже при демократическом законодательстве оставаться незарегистрированными.
13-17 мая 1992 г. в Москве, во время конференции, которую проводило объединение пятидесятников "Церковь Бога" под председательством Карла Ричардсона, произошло важное событие - провозглашено единство нерегистрированого братства и сняты последние разногласия, имевшиеся в некоторых регионах. Епископы Виктор Белых и Иван Федотов, лидеры нерегистрированного братства, дали обещание пред Господом вместе трудиться для единства Церкви ХВЕ.
В начале 90-х годов окончательно сформировались два основные направления ХВЕ (регистрированные и нерегистрированные), которые провели свои учредительные и объединительные съезды, на которых были сформированы правления и закрепились названия Союз ХВЕ(п), а в дальнейшем МА ХВЕ (Международная Ассамблея) ХВЕ и ОЦ ХВЕ (Объединенная Церковь ХВЕ).
В этот период пятидесятнические объединения Америки, Германии, Швеции и других стран проводили обширные конференции, участие в которых принимали представители основных направлений ХВЕ. На одном из таких форумов был провозглашен союз мира и дух единства и принято решение, что основное призвание Церкви - спасать грешников - необходимо совершать уже в сложившихся союзах. В процессе подготовки к 1-й Всемирной конференции славянских церквей ХВЕ, которая состоялась в г.Киев 26-29 августа 1996 г., были окончательно устранены всякие разногласия между сложившимися объединениями ХВЕ, как в руководстве, так и на местах.
1-2 августа 1992 г. в г.Москва состоялся Первый съезд Церквей ХВЕ. На нем выработали наименование союза: "Объединенная Церковь Христиан Веры Евангельской". Начальствующим епископом ОЦ ХВЕ был избран В.И.Белых, заместителем - епископ И.П.Федотов, а также сформировано и утверждено Правление ОЦ ХВЕ независимых государств бывшего Союза ССР.
В последующий период на республиканских съездах были сформированы и утверждены Правления ОЦ ХВЕ независимых государств бывшего СССР.
8-10 августа 1997 г. в г.Малоярославец проходил Второй съезд епископов и начальствующих пресвитеров ОЦ ХВЕ. На съезде присутствовали около 200 делегатов. На нем была утверждена структура управления Объединенной Церковью Христиан Веры Евангельской и были продлены полномочия начальствующих епископов В.И.Белых и И.П.Федотова. Был принят устав единого образования, основанного на Слове Божьем и утвержден состав Исполнительного Совета ОЦ ХВЕ, возглавляемый начальствующими епископами В.И.Белых и И.П.Федотовым.
19-20 ноября 1999 г. в Рыбнице (Молдова) состоялся Третий съезд епископов и начальствующих пресвитеров ОЦ ХВЕ. Участие в работе съезда приняли 110 делегатов. Съезд утвердил структуру управления ОЦХВЕ: Правление Совета Епископов, Исполнительный Совет Правления, Секретариат Правления Совета Епископов.
В Правление Совета Епископов были избраны начальствующие епископы и их заместители от ОЦ ХВЕ республик и регионов: Виктор Белых (нач. епископ), Иван Федотов (зам.нач.епископа), Степан Костюк (зам. нач. епископа России), Владимир Мурашкин (зам.нач.епископа России), Георгий Бабий (нач.епископ Украины), Петр Новорок (зам. нач.епископа Украины), Петр Борщ (нач.епископ Молдовы), Михаил Чиж (епископ, зав.уч.частью Рыбницкого Библейского колледжа), Виктор Башура (нач.епископ Беларуси), Мамикон Казарьян (нач. епископ Армении), Cтепан Козицкий (епископ, Россия), Виктор Алтухов (епископ, Латвия), Борис Шутов (епископ, Эстония).
В Исполнительный Совет Правления Совета Епископов были избраны: Георгий Бабий (ОЦ ХВЕ Украины), Степан Костюк (ОЦ ХВЕ России), Виктор Башура (ОЦ ХВЕ Беларуси).
В Секретариат Правления Совета Епископов были избраны: Николай Усач (редактор журнала "Слово Христианина", г.Винница), Михаил Чиж (епископ, г.Кишинев).
В каждом отдельном государстве и регионе бывшего Советского Союза Церкви ХВЕ, входящие в ОЦ ХВЕ, имеют свои Объединения Церквей ХВЕ, находящиеся на территории данного государства, а также имеют свои избранные на Съездах Служителей Правления, возглавляемые Советами Епископов.
Координационные связи во всей ОЦ ХВЕ осуществляются Правлением Совета Епископов ОЦ ХВЕ через Исполнительный Совет и Секретариат Правления ОЦ ХВЕ.
За десять лет небывалой свободы Церкви Христиан Веры Евангельской в разных объединениях, во всех независимых государствах бывшего Союза, весьма и весьма умножились. Многолетние посевы скорбей и гонений дали прекрасные всходы. Посылаемые церквями евангелисты охватили проповедью все отдаленные места обширных миссионерских полей России, Украины, других стран.
После своего рождения в Иерусалиме на протяжении двух тысяч лет Церковь Христа пережила много испытаний, преследований, инквизиций, духовно ослабевала и уклонялась от первоапостольского служения, но умерший за нее на Голгофе Христос, Своим могуществом вел ее к возрождению и усовершенствованию, и теперь готовит ее к восхищению. "Ей, гряди Господи Иисусе"!!!

Примечания:
1 Известно, что в 1910 г. в Эстонии уже были благословенные пятидесятнические общины и Томас Баррат из Норвегии проповедовал о крещении Духом Святым в С.-Петербурге.
2 "Евангельские христиане в духе апостолов" или "евангельские христиане-единобожцы", они же "единственники" или "иисусовцы". В Прибалтике, особенно в Эстонии, по имени первого организатора этого объединения американца Андрея Уршана их часто называют "уршанистами", а на западе Украины и Беларуси по имени другого организатора - "смородинцами". Первые общины единственников были созданы в Хельсинки и Выборге. Идейным вождем евангельских христиан в духе апостолов был А.И.Иванов, его ближайшим сподвижником - Н.П.Смородин. Центром их деятельности стал С.-Петербург. В 30-х годах после смерти А.И.Иванова единобожцев возглавил Н.П.Смородин, и какого-нибудь значительного влияния на формирование вероисповедания не внес. Он впоследствии перебрался в Польшу, где при его непосредственном участии возникли данные общины в западных областях Украины и Беларуси, особенно на Волыни. В 1947 г. Н.П.Смородин, Н.И.Шишков, Е.Рудницкий провели официальную беседу с руководителями ВСЕХБ, после чего часть общин единобожцев вошла в ВСЕХБ, а часть воздержалась. В США имеется родственная "Объединенная пятидесятническая церковь, международная" с центром в Хэлзвуде, штат Миссури.
3 Считается что с 1922 г. начало определяться движение сионистов в селах Шмырки и Сергеевка Хмельницкой области. Формирование началось при содействии пятидесятницы воронаевского направления Пелагии Коченковой, активным организатором и проповедником был Леонтий Мельник. Особое ударение в учении сионисты делают об "обетованной земле" на горе Сион. "Сионист означает, что Господь, наш Иисус Христос дал новый закон и завет своим ученикам... на горе Сион. Я тот закон принял всем серцем и душою, и стремлюсь туда, на гору Сион, в святой город Иерусалим. Там моя отчизна, и поэтому я называю себя сионистом"(А.Дякун). Сионисты признавали необходимость для "истинных детей Божьих" выхода в "Палестину" на гору Сион, где надо ожидать второго пришествия Христа, а затем принять участие в его тысячелетнем царстве. В 1945 г. сионисты во ВСЕХБ не вошли, а существовали самостоятельным объединением.
4 Василий Степанович Павлов уверовал в Господа в 17 лет. Когда его призвали на воинскую службу - он отказался взять в руки оружие по своим убеждениям. Его провели перед развернутым в строй полком и избили розгами до смерти, но Бог возвратил его к жизни. Во время этой страшной экзекуции, стоявший рядом священник повторял: "Отрекись! Отрекись от веры!" В.С.Павлов оставался тверд в своем уповании. Даже когда суд приговорил его к смертной казни через повешение, он не отрекся. Вместо смертной казни его заковали в кандалы. В 1917 г. его освободили от кандалов и он с семьей приехал в Раздельнянский район Одесской области, где начал проектировать и строить новое село. В новом селе Надежда была организована первая Церковь ХЕВ, где Павлов был пресвитером и разъездным проповедником. Был арестован в 1932г. Осужден на 10 лет лагерей. Через четыре года жена ездила проведать мужа. После возвращения жену осудили на восемь лет. Из уз Павлов вернулся в 1946г. Он был измучен и парализован. Умер в 1948г.
5 О том, как возникла церковь в селе Воскресенка свидетельствует Д.С.Кравец из г.Пологи Запорожской области: "Пробуждение в нашей местности началось в 1923-24гг. Двадцать пять человек согласились усиленно молиться о получении Святого Духа. Затем верующие продали часть своего имущества и направили четырех братьев нa север, юг, запад и восток узнать, как верующие получают Духа Святого. Двое братьев вернулись ни с чем; третий во время путешествия в Бердянском районе встретил сирян. Один из сирян изложил свои взгляды на крещение Духом Святым. Четвертый брат встретился лично с И.Е.Воронаевым и пережил крещение Духом Святым. Так в селе Воскресенка образовалась церковь... Но верующие в ней были подобны малым детям, не имеющим правильного воспитания, и поэтому вскоре впали в гордость и другие искушения. Одни дерзали воскрешать мертвых, другие пророчествовали от собственного духа. Для наведения порядка в Воскресенку приезжали И.Е.Воронаев, Г.Г.Понурко и Д.И.Пономарчук. Однако многие встретили их укорами: "Что нам человеки, мы слушаем Самого Бога". Но Дух Божий действовал, так что все верующие в конце концов пришли к согласию и приняли добрые советы братьев".
6 Доклад о деятельности Правления всеукраинского совета ХЕВ за отчетный год с 24.09.1926 по 01.10.1928, ротапринт, стр.3.
8 Доклад на 2 Всеукраинском съезде. Стенографическое издание, стр.3.
9 Миссионеров-реэмигрантов поддерживали объединения, которые в 20-е годы образовались на базе украинских пятидесятнических общин, рассеяных по американским и канадским провинциям. Среди них влиятельные: "Первая украинская Церковь Св.Пятидесятницы" в Нью-Йорке, "Русско-украинский союз евангельских христиан Св.Пятидесятницы" Филадельфии, "Союз евангельских христиан Св.Пятидесятницы Северной Америки и Канады". Эти союзы ставили своей целью всяческую поддержку миссионерской деятельности в СССР.
В 1917 г. члены украинских Питсбургской и Кливлендской Церквей организовали "Товариство несення євангельської помочі на Україну". Рядом с "Ассамблеей Бога" на территории Западной Украины мисионерсий труд вела "Церковь Бога". Их усилиями была создана многочисленая община в Кременце. В средине 30-х годов здесь организовался центр "Собрание христиан Церкви Бога". Комитет возглавил Д.Герасевич, брат И.Герриса.
10 Пятидесятнический журнал "Путь веры", издававшийся в 30-40-х годах в США, в Нью-Йорке имел подзаголовок "Орган Всеобщего русско-славянского движения христиан евангельской веры".
11 Протокол №1 областного собора (съезда) Епископальной Церкви ХЕВ в г.Пятихатки 1 ноября 1942 г., машинопись, стр.4.
12 Протокол Днепропетровского областного собора Епископальной Церкви ХЕВ на Украине, Камянск, 1-2 сентября 1943, машинопись, стр.5-6.
13 Протокол №1 областного собора (съезда) Епископальной Церкви ХЕВ в г.Пятихатки 1 ноября 1942 г., машинопись, стр.11.
14 Протокол Днепропетровского областного собора Епископальной Церкви ХЕВ на Украине, Камянск, 1-2 сентября 1943, машинопись, стр.7.
15 Преемственность рукоположения (священства):
1). И.Е.Воронаев рукоположил Г.Г.Понурка, который был секретарем Правления Всесоюзного Совета ХЕВ;
2). Епископы Г.Г.Понурко и М.С.Бут рукоположили А.И.Бидаша и Д.И.Пономарчука на епископское служение;
3). А.И.Бидаш и Воробец в 1956 г. рукоположили В.И.Белыха на епископское служение, затем был рукоположен И.А.Левчук;
4). В.И.Белых и И.А.Левчук рукоположили И.Славика и многих современных епископов ХВЕ;
5). Члены Правления Совета Епископов ХВЕ М.И.Иванов и П.С.Егоренков в 1972г. рукоположили И.П.Федотова на епископское служение.

Рекомендуем! На сайте "Монастыри и храмы Киева" можно ознакомиться с описанием самого большого в Украине и самого высокого в Европе Кафедрального собора в честь Воскресения Христова. На территории собора так же располагается духовно-просветительский центр, который охватыват площадь свыше 21 тыс. кв.м, в котором размещаются: конференц-зал на 1000 человек, множество, музеев и даже кинотеатр.



2001–2024 Электронная христианская библиотека