Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

   
Почему баптисты не протестанты 
Вернон Ч. ЛАЙОНС 
 
   


ПОЧЕМУ БАПТИСТЫ НЕ ПРОТЕСТАНТЫ

Baptist International Evangelistic Ministries

В нашей стране людей делят на три религиозных группы. Если ты не еврей и не римо-католик, то автоматически протестант. Следовательно, баптистов обычно называют "протестантами". Однако это не соответствует фактам. Баптисты никогда не были протестантами.
Началом Протестантской Реформации, как правило, считается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к двери церкви Виттенбергского замка в Германии. Но это было только одним из ряда событий, приведших к открытому разрыву протестантов с Римом. Другим событием огромной важности, но часто пренебрегаемым, бил Второй Сейм (или Собор) в Шпейере 25 апреля 1529 года. Это был Римско-католический Собор, одной из целей которого было - остановить прогресс лютеран и других, не подчиняющихся Папе группировок. Некоторые лютеранские князья предстали перед этим Сеймом с официальным протестом против вопросов, в которых Сейм шёл вразрез со Словом Божиим, т. е. тем, как они его понимали. Протест был подписан Саксонским курфюрстом Иоанном, маркграфом Георгом Бранденбургским, ландграфом Филиппом Гессенским, графом Вольфгангом Ангальским и представителями четырнадцати имперских городов. Протест должен был оградить их от решений Сейма, он был защитной мерой. Прославленный церковный историк Филипп Шааф делает такое, достойное внимания, замечание: "На основании этого протеста и воззвания лютеран начали называть протестантами" ("История Христианской Церкви", том VII, стр. 692). Те же факты есть в Католической Энциклопедии (том XII, стр. 495).
Эти лютеранские лидеры (и несколько реформатских) которые подавали протест на знаменитом Шпейерском Сейме, говорили от своего имени, а не от имени баптистов. О баптистах же они сами говорили, что "все анабаптисты и перекрещенцы, мужчины или женщины зрелого возраста, подлежат суду и казни огнём, мечом и другими средствами, как подобает таким лицам; без предварительного следствия перед духовными судьями". Следовательно, баптисты не были причастны к этому протесту, и не могут носить название "протестант". Я продолжу объяснение, почему баптисты не протестанты, приводя следующие основные причины.

Исторически баптисты не протестанты
Протестантизм начался в шестнадцатом веке. В это движение входят лютеране, реформаты и другие, кто был когда-то римо-католиком, и оставил Римско-Католическую веру, чтобы основать свои церкви или деноминации. Баптисты же никогда не покидали Римско-Католической церкви, как это сделали Лютер, Кальвин и Цвингли. Они не покидали её, потому что никогда не были в ней. Их существование не началось Реформацией, но имело место за сотни лет до неё.
Баптисты не пытаются проследить своё историческое прошлое до времён Апостолов. Они только утверждают, что во все периоды церковной истории бывали группы, которые держались тех же доктрин, каких сегодня держатся баптисты. Эти группы могли быть или не быть связанными между собою, и были известны под различными названиями. Например, были монтанисты (150 г. Н.Э.), новацианцы (240 г. Н.Э.), донатисты (305 г. Н.Э.), павликиане (650 г. Н.Э.), альбигойцы (1022 г. Н.Э.), вальденсы (1170 г. Н.Э.), а название "анабаптисты" было известным до времён Протестантской Реформации. Полная историческая информация опровергает взгляд о том, что пока не появился Мартин Лютер со своим протестом, существовала только одна религиозная группа - Римско-Католическая церковь. Всякий, кто утверждает это, просто не исследовал все доступные данные.
Теперь я хотел бы привести одно не баптистское свидетельство о древности баптистского народа. Кардинал Гостий (1504-1579) был римо-католическим прелатом, посвятившим свою жизнь исследованию и подавлению некатолических групп. Папа Павел IV назначил его одним из папских председателей знаменитого Трентского Собора. Гостий энергично исполнял работу контрреформации. Если уж кто знал в послереформаторский период историю некатолических групп, то этим человеком был Гостий. Кардинал Гостий говорит: "Если бы баптистов не мучили и не отсекали ножом в прошедшие 1200 лет, их набралось бы больше, чем реформаторов" (Letters Apud Opera, стр. 112-113). Заметьте, что этот осведомлённый католический учёный говорит не только о различных гонениях, которым подвергались баптисты, но и ясно отличает их от реформаторов, и датирует их бытность не менее чем 1200 годами до Протестантской Реформации.
Из этого свидетельства явствует, что если баптисты жестоко преследовались протестантскими реформаторами и их последователями, они никак не могли быть протестантами. Несчётные тысячи баптистов потеряли своё имущество, земли и жизнь в этом гонении. Конрад Гребель умер в тюрьме в 1526 году. Феликс Манц был утоплен властями в Цюрихе в 1527 году. Известный баптистский лидер Бальтхаузер Хубмайер был сожжён на костре в Вене 10 марта 1528 года. Спустя три дня его жену сбросили в Дунай с моста с камнем на шее. Все факты обильно подтверждают, что исторически баптисты не протестанты.

Догматически баптисты не протестанты
Точка зрения, что баптисты разделяют общее учение с протестантскими группами, основана на неправильном представлении фактов. Между ними существуют разительные различия. Мы приведём шесть из них.
(1) Баптисты верят всем сердцем, что для жизни и благочестия достаточно только Божьего Слова. Мы читаем: "Всё Писание богодухновенно и полезно для научения..." (2 Тим. 3:16). Различные протестантские деноминации имеют кредо и катехизисы и целый ассортимент доктринальных мерил и стандартов. Баптисты держатся только Библии.
(2) Баптисты верят, что Христос - Глава Церкви, как и Писание говорит: "...Христос Глава Церкви..." (Еф. 5:23). Над баптистскими церквами нет земного надзирателя. Баптисты не имеют деноминации в смысле организации, которая управляет поместными общинами. Каждая поместная церковь автономна и ответственна только перед Христом, который есть её Глава.
(3) Баптисты верят всем сердцем в свободную церковь и свободное государство. Христос ясно учил, что у церкви и государства есть свои сферы, когда говорил: "...итак отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу" (Матф. 22:21). Баптисты энергично противятся всякому союзу между государством и церковью, и верят, что управляемая государством церковь - жалкая пародия христианства и прямое уклонение от Писания. Все протестантские реформаторы навязали своим последователям государственные церкви! Сегодня американцы наслаждаются отделением церкви от государства только благодаря неусыпной активности баптистов с первых дней нашей истории.
(4) Баптисты твёрдо верят в индивидуальную отчётность перед Богом, потому что Писание ясно учит: "Итак каждый из вас за себя даст отчёт Богу" (Рим. 14:12). Священник не может отвечать за тебя. Церковь не может отвечать за тебя перед Богом. Крёстные родители не могут отвечать за тебя. Никто не спасается тем, во что верят его родители. Никто не спасается на основании отождествления с какой-то религией. Он ответит за себя Богу. Как правило, протестанты не держатся этого, основанного на Писании, учения.
(5) Баптисты всегда держались крещения по вере. Никто из протестантских реформаторов не придерживался этого учения. В Писании вера и покаяние всегда предшествуют крещению. В день Пятидесятницы Пётр ясно сказал народу: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас..." (Д. Ап. 2:38). Из этого явствует, что если младенцы не способны каяться, крещения младенцев нет и не должно бить. Нельзя крестить неверующих. В учении о крещении реформаторы последовали за Римом. Баптисты же твёрдо стояли в этом вопросе на учении Христа и Его Апостолов.
(6) Основываясь на Писании, баптисты всегда держались возрождённого членства церкви, то есть такого членства, которое состоит только из людей, имеющих достоверное свидетельство веры в Иисуса Христа. В Апостольской церкви только уверовавшие, только принявшие Слово Божие и покаявшиеся во грехах, допускались к крещению и принимались в члены церкви (Д. Ап. 2:41). В Апостольской церкви не было автоматического, обрядового членства, и сегодня нет такого членства в баптистских церквах.
Из обзора этих простых тезисов становится ещё более ясно, что баптисты не протестанты.

Баптисты не протестанты на практике
Несколько простых наблюдений указывают на то, что баптисты коренным образом отличаются от протестантов по целому ряду аспектов. Протестантские группы ссылаются на своего основателя. Лютеране указывают на Мартина Лютера, реформаты - на Жана Кальвина. Пресвитериане были основаны Джоном Ноксом, методисты открыто признают Джона Весли своим основателем. А кто основал баптистские церкви? Этот исторический вопрос заслуживает серьёзного исследования. Невозможно найти человека, который основал баптистские церкви. Если бы нам и пришлось назвать основателя из людей, мы назвали бы Петра, Павла, Иакова и Иоанна.
Мы отличаемся от протестантов местом своего рождения. Лютеране родились в Германии, реформаты в Швейцарии и Голландии, пресвитериане в Шотландии, епископалы в Англии, но баптистам нужно назвать своим местом рождения Палестину.
К тому же символ веры баптистов - это не Аугсбургское Исповедание, не Каноны Дорта или Вестминстерское Исповедание, но простое Слово Божие. Поэтому невозможно отождествлять баптистов с протестантами.
Баптистов никогда не связывали с протестантами и никогда не отождествляли с Римско-Католической церковью. На протяжении лет до и после Реформации они сохраняли свою идентичность и оставались верными Писанию. Настоящие баптисты держатся простого учения Христа и Апостолов. За эти данные Богом доктрины они готовы были умирать. Баптист шестнадцатого века Ганц Денк сказал: "Вера означает послушание Слову Божьему, будь то на жизнь или на смерть". Для многих это обернулось смертью.
Во время Реформации в Роттенбурге за менее чем десять лет было казнено 900 баптистов. Эти казни бывали часто свирепыми и жестокими. Приговор одному баптисту, Михаилу Сетелеру, звучал так: "Михаил Сетелер будет отдан палачу, который отведёт его на место экзекуции и отрежет ему язык. Затем он бросит его в повозку, и будет дважды рвать его тело горячими щипцами; затем он приведёт его к воротам города, и там опять будет терзать его тело тем же образом". Так умер Михаил Сетелер в Роттенбурге 21 мая 1527 года. Его жена и другие женщины были утоплены, а нескольким мужчинам отсекли головы.
Баптисты не протестанты, но держатся предписаний и дела Христа и Апостолов. Баптисты верят, что чистое Слово Божие достаточно авторитетно во всех вопросах. Баптисты отвергают все человеческие предания и обряды, которые возникли со времени Апостолов.


Смотрите так же



2001–2024 Электронная христианская библиотека