Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Бог, который слышит 
Бингем Хантер
 
   
Глава 5
Дух: Как разговаривать с невидимым Богом?

Открыв глаза и не увидев ничего, кроме тьмы, испуганный Билли позвал маму. Та немедленно ответила: "Не бойся, Билли. Бог всегда с нами, даже если Его и не видно".
"Я знаю. Только мне хотелось бы, чтобы здесь был настоящий человек с кожей", - вздохнул Билли.
Обращаясь к Богу в молитве, я каждый раз чувствую себя, как Билли. Мы знаем, что Бог есть Дух (Ин. 4:24) и что Он обитает в неприступном сиянии. Никто никогда Его не видел и не может увидеть (1 Тим. 6:16). А поскольку у духа нет плоти и костей, то по Своей природе Бог не обладает кожей (Лк. 24:39), как настоящие люди, с которыми я ежедневно разговариваю. Даже бестелесные слова, несущиеся ко мне из трубки телефона, радиоприемника или магнитофона, принадлежат настоящим людям с настоящей кожей. И даже компьютер, насмехающийся надо мной, когда я в очередной раз проигрываю ему в шахматы, был запрограммирован самым настоящим человеком, на которого можно посмотреть. Но Бог не такой. Он невидим. И это на разных людей влияет по-разному.
Разговор с Богом, Которого не видно
Во-первых, если мы чего-то не видим, то в нашем представлении оно остается абстрактным. Как правило, пониманию предшествует процесс визуализации (даже мысленной). Именно поэтому "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". А поскольку Бога увидеть нельзя, Он в нашем представлении остается абстракцией, высшим Нечто, Которое, как мы слышали, где-то существует, но Которое даже представить затруднительно. Поэтому кто-то называет Бога "Высшим Духом", "Вселенской Силой" и т. д. Вы можете с благоговением думать об этой вселенской формации - точно так же, как многие думают об электричестве, - но с ней нельзя поговорить, как с настоящим человеком.
Во-вторых, поскольку Бог, будучи Духом, невидим, он может превратиться в объект страха. Невидимое кажется непонятным, а непонятное - пугающим. Люди, видевшие духов (или считающие себя таковыми), рассказывают о сковывающем душу страхе. Об этом также говорится в Писании. О страхе Божьем сказано: "Человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33:20). Не только во встрече с невидимым Духом за- ложен потенциальный страх; все, кому казалось, что они виде- ли Его, пережили дикий ужас. Духовное состояние Бога может вызвать беспокойство, мешающее нормальной молитве.
В-третьих, для того, чтобы как-то оправдать разговор с невидимым Богом, большинство из нас представляют себе Бога как некую личность - возможно, чуть побольше, повозвышенней или постарше, но, в принципе, как обычное человеческое существо. Иногда мы в этом вопросе заходим слишком далеко, и это может привести к тому, что человек забывает о Его божественности и считает Бога равным себе, простым отражением своих собственных переживаний и желаний. Это может способствовать молитве, но кому в таком случае мы молимся: Богу или плоду своего воображения?
В-четвертых, мы молимся невидимому Богу в группе видимых людей. Мы задумываемся о том, какое впечатление наши молитвы производят на этих людей. Из-за этого у нас появляется тенденция молиться видимой группе людей, а не невидимому Богу. Мы также задумываемся о том, как составить слова таким образом, чтобы произвести впечатление на Бога, словно бы Он находится в группе людей, с которыми мы молимся. Но, даже молясь наедине, мы часто спрашиваем себя: "Искренен ли я? Понимает ли Он, о чем я говорю? Видит ли, что я уже на краю отчаяния? Может быть, лучше встать на колени?". Каждый человек старается хоть как-то увязать истину о том, что "Бог есть Дух" с более привычной материальной действительностью мира.
Личностность Бога
В Библии действительно написано, что "Бог есть Дух", но там ни слова не говорится о том, что Он - чисто абстрактный Дух. Согласно Библии, Бог личностей. Например, у Него есть собственное имя. Сочетание еврейских букв ЯГВЕ принято произносить как "Иегова". ЯГВЕ - выражение вечности и действенно- гораздо присутствия Божьего и Его заботы о Своем народе (Исх. 3:14-15; 20:2). Имя Бога в Библии встречается гораздо чаще, чем мы предполагаем, потому что переводчики вместо него использовали слова "Бог" и "Господь". (Например, в Новом американском стандартном переводе ЯГВЕ 315 раз переводится как "Бог", 6399 - как "Господь" и 111 раз - как "Господень". Практически то же наблюдается и во всех остальных переводах). Но слова "Бог" и "Господь" по определению безличны и почти не выражают динамику взаимоотношений, являющихся основанием для библейской молитвы. Если бы я сказал, что Бога зовут Витя, меня назвали бы богохульником. Имя "Витя" что-то значит для вас, потому что вы знаете кого-то с таким именем, а это знание содержит в себе данные о его характере, личности и по- ведении. Нам почему-то кажется, что мы не можем знать Господа Бога так, как знаем этого Витю. Бог и открыл нам Свое имя для того, чтобы в нашем понимании понятие "Бог" ассоциировалось с живой, высшей Личностью, с Которой возможно по- настоящему общаться. Иегова - это не мертвый идол и не космическое нечто.
Писание также говорит, что Бог может направлять курс жизни на основании рационального использования личностного интеллекта. У Него есть воля, и Он может действовать. Бог способен искать, открывать и создавать. Далее, во всех Его делах видны совершенные моральные качества. У Бога есть чистые эмоции, такие как любовь и праведный гнев. Он знает и радость, и печаль. И в Ветхом, и в Новом Заветах Библия описывает Его, как Отца детей, с которыми Он хочет делиться Собой при помощи личных взаимоотношений, общения и взаимной откровенности. Все это описывает Его как настоящую личность.
Но некоторые люди выступают против того, чтобы считать Бога личностным. Библия в отношении Бога не использует существительное "личность". Сама идея личностности, если с ней обращаться неосторожно, может лишить понятие "Бог" божественности. В связи с тем, что слово "личность", как правило, относится к тварному человеческому существу, а не к Творцу, может быть, лучше будет сказать, что в Боге есть личность. При этом антропоморфический и антропопатический язык Писания, используемый в отношении Бога, указывает на наличие определенной аналогии между человеческим существом и Высшим Существом. Откуда у нас появилась так называемая "личностность"? Нет, не из теплой молекулярной "кашицы", как утверждают некоторые, но от Самого личностного Бога. Человеческая "личностность" - это один из аспектов творения по образу и подобию Божьему. Она отражает межличностную любовь и общение, отличающие Бога - Отца, Сына и Святого Духа - в вечности.
Однако последнее слово по поводу высшей личностности Бога принадлежит Ему Самому. Бог, осознавая естественную ограниченность человека в понимании Его духовной природы, решил не скрывать Себя от людей. Он "побывал в нашей шкуре" и показал Себя в личности Господа Иисуса. Это прекрасно увидел апостол Иоанн: "И Слово стало плотью и обитало с нами" (Ин. 1:14); "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1:18); "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9). А для того, чтобы мы совсем не сомневались в личностном проявлении Бога в Иисусе, Павел добавляет: "Который (Иисус) есть образ Бога невидимого... Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота (Божия)" (Кол. 1:15, 19). Это подтверждает и автор Послания к Евреям: "Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его" (1:3). Хотя бы полчаса почитав любое из Евангелий - от Матфея, Марка, Луки или Иоанна, - вы увидите, что автор стремится привести вас к вере в то, что Иисус (а следовательно, Его вечный Бог и Отец) был полноценной личностью. Личностность Бога говорит о том, что знание о Нем отличается от знания Его. От этой истины отталкивается большая часть библейского учения о молитве. Но мы забываем о ней. Для нас молитва превратилась в процесс сбора информации о Боге и практику отработанной техники. Но молитва - это взаимное общение между двумя личностями. Писание намного меньше внимания уделяет тому, как, когда и что вы говорите, чем тому, насколько хорошо вы знаете Того, Кому молитесь. Большая часть библейских замечаний по поводу молитвы становится понятной лишь в свете Божьей личностности. В этой главе мне хотелось бы рассмотреть некоторые из них и внести практические предложения по поводу молитвы.
Молитва личностному Богу
В известной Нагорной проповеди Господь сказал: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного... И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы по- казаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже полу- чают награду свою (Мф. 6:1, 5).
Иисус описывает человека, молящегося на людях для того, чтобы те увидели и услышали это и назвали его праведным. (Возможно, что именно это имеется в виду в Лк. 20:47: "лицемерно долго молятся"). Слова Иисуса являются прямым предостережением от духовного поведения, которое должно произвести впечатление на окружающих. Это также можно рассматривать как еще одно заверение о том, что милостыню должны подавать от чистого сердца. Но в самую первую очередь Иисус подчеркивает то, что Богу, как и любому личностному существу, не нравится, когда люди используют Его для достижения своих эгоистичных целей. Бог - это не ступенька на служебной лестнице, но Личность, Которой не нравится, что Ее имя используют для самовозвеличивания. Иисусу претит лицемерие. Религиозное актерство - внешний симптом очень опасного внутреннего заболевания: безличностного взгляда на природу Бога.
Во всей главе 6 Евангелия от Матфея говорится о том, что Богу не нравится безразличное отношение к Его сердцу. Естественно, Он не станет приветствовать такое отношение, давая ответы на молитвы. В действительности эти слова даже не могут считаться молитвами; они направлены на несколько иную аудиторию. Лесть - награда подобных молитв, которые не отражают Божью цель, общение и рост в нашем понимании Его. В таком контексте следующий стих вытекает сам собой.
Наедине с Богом
"Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:6).
Бог дает подобное указание, потому что все мы стремимся завоевать одобрение окружающих и семя лицемерия лежит в сердце каждого человека. Но намного важнее то, что две личности могут познать и действительно понять друг друга, лишь проводя время наедине, вдали от давления жизни в общем и ожиданий людей в частности. По мере развития взаимоотношений желание проводить время наедине друг с другом появляется само собой. Вам знакомы жених и невеста, желающие проводить все время на виду у людей? Молитва в группе сама по себе не содержит ничего плохого, и это видно из того, что Иисус посещал синагоги. Нет ничего плохого и в том, чтобы возносить личные молитвы к Богу на виду у людей, как это следует из молитв Самого Иисуса в Евангелии от Иоанна (см. Лк. 4:16; Ин. 6:11; 11:41-42; 12:27-28 и 17). Но все это не может заменить время наедине с Богом.
Природа личностности такова, что мы редко способны от- крыть свое сердце на виду у всех, и часто этого вообще не следует делать. Но в лице Бога у нас есть Кто-то (иногда единственный), Кто действительно учитывает столько наши интересы, потому что любовь Его бесконечна. Кому еще можно открыться? Как писал Иаков: "Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам" (Иак. 4:8).
Именно на этом основывается библейская концепция о тайной молитве. Ежедневная уединенная молитва веками отличала духовно искренних людей. Например, про Даниила говорили: "Он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его" (Дан. 6:10). Хотя этот обычай и бытовал среди религиозных иудеев тех дней, для Даниила уединенная молитва была не просто обрядом. Привычка может легко стать духовно бесплодной. Стимулирующая среда и режим могут быть полезными в разных аспектах, хотя в том случае, когда на первое место выступают время, место или порядок, форма заменяет саму функцию. Но при стабильно развивающихся взаимоотношениях с Богом случайная невозможность побыть с Богом наедине не должна "убивать весь мой день". Иисус хотел, чтобы мы шли в свою комнату и закрывали дверь для того, чтобы зависеть не от составляющих элементов уединенной молитвы, но от Самого Бога. Однако невозможно переоценить важность уединения с Богом. Постепенное развитие взаимоотношений с Ним, возможное только при регулярном общении, закладывает основание межличностной стабильности общения с Ним, что помогает нам в момент кризиса прийти к Нему, обрести необходимую силу для правильного понимания жизни - Его понимания и одержать победу.
Вставать или нет
Христианам часто приходится слышать, что вставать нужно каждое утро непременно в 6 часов утра и молиться, по крайней мере, тридцать минут. "Иисус вставал с утра пораньше, и вы тоже должны", - говорят нам. Для пущей уверенности используют еще какой-нибудь исторический пример: "В преддверии тяжелого дня Мартин Лютер специально вставал еще на час раньше, чтобы помолиться подольше". Но если у вас нет привычки молиться ранним утром, то все это вместо того, чтобы воодушевлять, только вгоняет вас в депрессию. Таким людям я хочу также сказать, что Мартин Лютер и спать ложился с петухами, а Иисус молился не только утром, но и днем, вечером и ночью. Бог не отвечает на молитвы по особому лишь потому, что они возненесены к Нему с 6:00 до 6:30. Молитесь, когда это наиболее удобно для вас. Выберите то время, которого будете ждать с нетерпением, а не с ужасом. Сначала молитесь столько, сколько считаете нужным. Может быть, это будет гораздо больше, чем вы предполагали, но даже если это всего лишь пять минут, все равно неплохое начало. И не чувствуйте себя виноватым из-за того, что еще не стали великим молитвенным воином. Солдатами не рождаются - ими становятся; для этого требуются время и опыт. Прошли долгие годы серьезной духовной подготовки и монастырского опыта, прежде чем Лютер смог развить свои прославленные молитвенные привычки. Со временем будет увеличиваться и ваше желание молиться. Те, кто вкушают, познают, что Господь благ. В один прекрасный день вы увидите, какой заряд бодрости дает молитва, и скажете вместе с псалмопевцем: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому" (Пс. 41:2-3).
Помните также, что Богу, как и любому уважающему себя существу, не нравится, когда Его собеседник засыпает. Это также подчеркивал апостол Павел: "Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней" (Кол. 4:2). Петр добавляет: "Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1 Пет. 4:7). Для того, чтобы эффективно общаться, необходимо думать; нет ничего удивительного в том, что нам следует уделять побольше внимания организации своего времени. Общение с Богом строится на тех же принципах.
Многим помогает молитва вслух даже в одиночестве, а использование заметок, списков или молитвенных календарей облегчает задачу запоминания. Пост стимулирует умственную деятельность некоторых людей, поэтому они едят после молитвы. А тем, у кого содержание сахара в крови не соответствует норме, лучше молиться после еды. Одним удобнее молиться в пижаме, а другим - в костюме. Если вам легче всего следовать заповеди Павла во благодати воспевать в сердце Господу (Кол. 3:16) под душем, то и прославляйте Его в ванной, где никто не нарушает вашего общения с Богом.
Смысл этих советов в том, чтобы найти наиболее удобное время, выяснить, что лучше всего помогает сконцентрироваться, и начать молиться.
"Но я совсем не знаю, о чем говорить"
Это довольно распространенное чувство. Если вас попросили вести группу людей в коллективном поклонении, обратитесь за помощью к близкому другу или поищите дельных советов в Псалтыре. Используйте заметки или план и не извиняйтесь за это. Нет ничего плохого в чтении молитвы, даже если эта молитва была написана кем-то другим. Главное, чтобы она исходила из вашего сердца. Ведь не зря же Бог включил в Святое Писание столько примеров молитвы. Молитесь на языке, понятном для тех, кто попросил вас вести собрание. Нет ничего страшного, если ваши молитвы не будут произнесены на "духовном" языке Синодального перевода. В библейские времена не молились на языке XV века. Писание написано языком повседневной жизни: эта речь была слышна на рынках, рыбацких пристанях и за семейным столом. Писание не использует какой-то особый "духовный" словарь. Греко-говорящих христиан в Новом Завете не заставляли молиться по-еврейски или по- арамейски. Те языки и идиомы принадлежали иному времени, иной стране и иной культуре.
Посмотрите молитву Иисуса "Отче Наш" в Мф. 6:9-13 и Лк. 11:2-4: она немногословна и проста. В обществе молитесь с уважением и почтением. Слова поклонения, чести и уважения всегда к лицу, но, как чумы, избегайте показухи и занудства. Будьте самим собой. В конце концов, молиться попросили именно вас, а не кого-то другого. Но, даже когда вы молитесь в одиночестве, нет ничего зазорного в использовании заметок или чтении молитв. Не все сразу могут молиться спонтанно, к тому же я сомневаюсь в том, что импровизированная болтовня лучше выписанных соображений. Если у вас ничего не выходит, просто скажите Богу: "Я хочу быть с Тобой наедине, но не могу придумать, о чем поговорить". Откройте Библию и прочитайте какую-нибудь молитву Давида из книги Псалмов. Может быть, его слова помогут вам подобрать свои. Бог знает, в каком состоянии вы находитесь, знает все ваши беспокойства, страхи, знает, что ждет вас впереди. Влюбленным необязательно все время разговаривать друг с другом. Более того, беспрерывная болтовня может быть признаком неуверенности в отношениях. А если уж вы все-таки отважились молиться, но постоянно путаетесь в словах и мыслях, не волнуйтесь. Только Богу можно сказать: "Ты понимаешь, о чем я говорю", и быть на сто процентов уверенным, что Он действительно понимает. Даже при всем своем духовном опыте Павел признавал: "Мы не знаем, о чем молиться, как должно". Но сразу же добавлял: "Но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными... Он ходатайствует за святых по воле Божией" (Рим. 8:26-27). Даже Сам Иисус однажды молился: "Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать?" (Ин. 12:27). И сейчас Иисус ближе к Отцу, чем кто-либо другой: "Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим. 8:34). Бог восполняет нашу неадекватность с помощью ходатайства Иисуса и Святого Духа.
"Как узнать, что Бог разговаривает со мной?"
Этот вопрос в книгах о молитве, как правило, опускается. Простого ответа на него нет. Бог говорил с людьми множеством способов, и тем, кто пишут книги о молитве, не следует ни ограничивать, ни предсказывать каналы общения Бога с людьми. Бог говорил с Моисеем (Исх. 3:4-5), Самуилом (1 Цар. 3:1-2) и Илией (3 Цар. 19:13-14), и они слышали Его. Даже сегодня некоторые христиане говорят, что слышали Его голос. Другие во время молитвы слышат "внутренний" голос Божий. Бог также отвечает на молитвы через сны (Деян. 16:9). Иногда в ответ на молитвы Он посылает ангелов (Дан. 9:20-23; Деян. 27:23), а некоторым людям - видения (Деян. 9:11-15; 10:2-7). В отдельных случаях Божий ответ на молитву должен донести третий человек (4 Цар. 20:2-7; Деян. 9:10), а иногда Бог посылает к человеку ангела (Деян. 12:5-11). Тем не менее, большинство христиан не знакомо с подобными проявлениями ответов на молитвы. Многие их так никогда и не испытают. Именно поэтому нам нужно уметь распознавать голос Божий. Приняв слово от Господа, обязательно будьте честным с самим собой и оцените свое физическое, эмоциональное и душевное состояние. Сон, вызванный несварением желудка, вряд ли от Бога. Далее, всякое откровение Бога соответствует Его Слову. Он не будет противоречить Самому Себе. Если вам требуется помощь, обратитесь к старейшинам или пастору. Если это слово не находит поддержки у Тела Христова, внимательно изучите его и подождите с принятием каких-либо радикальных мер. Не бегите сломя голову. Каждый год полиция задерживает десятки людей с бомбами и пистолетами, кричащими: "Бог велел мне сделать это". Как правило, ответ на молитвы не представляет собой что- то неординарное. Молитва - это не билет в кино. На каждого человека, слышавшего голос Божий или видевшего ангела, приходятся тысячи тех, кто получает ответы через самые обычные каналы.
Бог может ответить на молитву во время чтения Библии. Он напомнит вам отрывок из Писания, относящийся к вашей конкретной ситуации или содержащий в себе общие принципы, которые могут пригодиться вам в ближайшее время. Но для этого сначала требуется хотя бы прочитать, а то и заучить данное место из Писания. Лишь тогда Дух Святой сможет напомнить его вам. Бог чаще всего говорит через Свое Слово. Некоторые встают с колен, уверенные, что выбранный ими план действий соответствует плану Божьему, другие считают, что нужно подыскать иной путь. Просящий видит, что его действия согласуются с общими принципами Писания. После молитвы ответ можно увидеть при личном или совместном изучении Библии. Голос Бога можно услышать в словах пастора, старейшины или учите- ля воскресной школы, в разговоре с другом или коллегой. При- звав имя Господне, Авраам получил прямой укор от Бога из уст языческого царя (Быт. 20:1-18).
Часто верующие говорят, что в ответ на молитву они получили "мир". Многие христиане именно так обретают уверенность в том, что их молитва услышана. Но в нашем обществе слово "мир" утратило свое истинное значение. Если вы чувствуете "мир" по поводу того, что Бог сделает то, что вы могли сделать, но не сделали, то правильнее было бы назвать это чувство страхом или ленью. Если этот "мир" означает, что мы не за- хотели тщательно обдумывать ситуацию, а просто передали ее Богу, то это больше напоминает безответственность. А если этот "мир" заключается в том, что вы не стали обсуждать проблему со своим братом, то более подходящим словом будет гордыня или эгоизм,. Лично мне само по себе ощущение "мира" кажется слишком не надежным, когда дело доходит до определения воли Божьей.
Бог также отвечает на молитвы посредством изменения обстоятельств. В подобных случаях Его ответ больше напоминает поступок, чем водительство, обличение или умиротворение. Но бывает и так, что Бог оставляет обстоятельства такими, какие они есть. В этом случае бывает трудно решить, как относиться к ситуации. Если возможность утрачена, то, скорее всего, ответ Божий был отрицательным. А если у Него все еще есть возможность действовать в будущем, то мы даже не знаем, следует ли продолжать молиться. Вот здесь уже важно наличие или отсутствие мира. Павел, будучи уверен, что Бог хотел видеть его в Риме, долго молился, чтобы Господь открыл двери. И, хотя ему постоянно что-то мешало, а все планы срывались (Рим. 1:10-13), он не сдавался. Очевидно, что желание идти туда осталось, а указаний, что идти туда не следует, не было. Позже Павел попросил римских верующих согласиться с ним в молитвах о том, чтобы "в радости, если Богу угодно, придти к вам" (Рим. 15:31-33). Многие недели спустя, находясь под стрижей в Иерусалиме, он получил подтверждение от Бога (Деян. 23:11), но так и не узнал, в какой форме это произойдет. До своего отплытия в Италию он еще два года провел в кесарийской темнице и снова получил подтверждение о том, что направится в Рим (Деян. 27:23). Но за этим последовали двухнедельный шторм, кораблекрушение и трехмесячная зимовка на острове. Лишь через два с половиной года Павел добрался до места назначения. Это прекрасный пример настойчивой молитвы.
Павел также пишет о многочисленных прошениях к Богу удалить "жало" (2 Кор. 12:7-10). Бог ответил, что не желает удалять слабость. Похоже, что на этом молитвы Павла по такому поводу закончились. На этот раз у него был мир и достаточно благодати, чтобы пережить страдания. Однажды Моисею было запрещено продолжать молиться об отвращении суда Божьего и разрешении войти в Ханаан. "Полно тебе, впредь не говори Мне более об этом" (Втор. 3:26; см. также Иер. 7:16). Трудно утверждать, что у Моисея был мир, но он знал, что должен перестать молиться.
Если у Бога все еще остается возможность действовать, и Он не велит вам остановиться, то продолжайте молиться. Ваше отношение должно соответствовать отношению Давида: "Кто знает, не помилует ли меня Господь" (2 Цар. 12:22). Но не пытайтесь утомить Бога (Мф. 6:7), словно Он - раздражительный и удалившийся на покой друг (Лк. 11:5-7) или нечестивый, но за- пуганный судья (Лк. 18:1-6). Настоятельно приступайте к престолу благодати. Дети Божьи полностью зависимы от любящего небесного Отца в своих прошениях: "Кто мне на небе?" (Пс. 73:25). Размышление о реальной Божьей личности мешает настойчивости и долготерпению исходить из чистого сердца и не превращаться в механическую технику манипуляции.
Личностность Бога также объясняет, почему ответы на молитвы не всегда приходят немедленно. Большинство из нас рассматривает ответы как цели, а молитву - как средство. Но Бог это видит по-другому. Благодаря совершенству Своей личности Бог не чувствует себя одиноким или забытым, когда мы не разговариваем с Ним. Ему не требуются наши советы и мнения по поводу того, как управлять вселенной. Но при этом относящиеся к молитве библейские заповеди предполагают, что Он хочет, чтобы мы молились. Ему нравится, когда мы разговариваем с Ним. Божья цель - развитие взаимоотношений с нами, а ответы на молитвы - всего лишь средство, с помощью которого Он открывается нам и помогает лучше понять и Его, и самих себя.
Поскольку мы склонны больше времени уделять прошению, а не благодарению, может получиться так, что немедленные ответы на молитвы будут способствовать обезличиванию нашего понимания Бога и мешать развитию взаимоотношений. Позвольте привести пример. Мой сын Даг за несколько последних месяцев много рассказывал мне о преимуществах рамы, цепи, тормозов и переключателя скоростей десятискоростного велосипеда, обладателем которого в один прекрасный день надеялся стать. Получив этот велосипед, он стал проводить гораздо больше времени, катаясь на нем и хвастаясь друзьям, а не обсуждая его со мной. Если бы я купил ему этот велосипед сразу после того, как он упомянул об этом в первый раз, то весь процесс, за время которого мы намного больше узнали друг о друге, чем о самом велосипеде, сократился бы до пяти минут.
Бог может попросить вас подождать ответа не только потому, что любит вас и знает, что для вас лучше всего, но и потому, что вы Ему нравитесь как личность и общение с вами доставляет Ему огромное наслаждение
"А как быть, если Бог вообще не отвечает?"
А как быть, если Бог вообще не отвечает на молитвы? Молитесь и пользуйтесь тем интеллектом, который дал вам Бог. Исследуйте сложившееся положение в свете Писания и общего знания, обратитесь за советом к другим верующим, оцените свои способности, навыки и дары, постарайтесь увидеть, как каждый из возможных вариантов скажется на вас. Обсудите с Богом в молитве имеющиеся данные, попросите Его помочь вам и принимайте решение. Верьте, что Бог направит пути ваши. С Его Словом в голове, Духом в сердце и желанием угождать Ему вы можете выбрать наилучший план действий, и именно это окажется Божьим ответом на молитву. "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" - вот как эта идея выражается в Пр. 16:9. Может быть, Бог отвечает вам: "А ты что думаешь? И когда ты собираешься сделать что-нибудь по этому поводу?". Слишком много христиан используют молитву как освященную отговорку для оправдания промедления или пассивности. Большинство людей с удовольствием молится о чем-то, но не хочет предпринимать по этому поводу никаких действий. Мы должны быть готовы и молиться, и действовать. Взаимоотношения Иисуса с Богом характеризовала личная ответственность. И мы должны следовать этому примеру, ответственно служа Богу, даже когда в молитве просим Его дать нам что-то. Но Бог не станет делать за нас то, что мы можем сделать сами. Он уже дал нам способности. Нам хочется молиться: "Господи, если Ты любишь меня, помоги!" Но в ответ мы слышим: "Люблю и поэтому не помогу. Но Я помогу тебе сделать это". Понимание личностности Бога, Который есть Дух, является основанием всего того, что можно сказать о молитве. Личностность Бога делает молитву добровольным межличностным общением, а не принудительным механическим манипулированием и эксплуатацией. Желание молиться может появиться у человека лишь тогда, когда он поймет, что Бог и есть то самое сокровище на небесах, которое мы так долго искали. "Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6:21).

Вопросы для размышления и обсуждения
1. Как вы думаете, можно ли называть Бога личностью? Ответ поясните.
2. Как избежать молитвы окружающим, а не Богу? Как помочь другому человеку удобнее почувствовать себя при молитве вслух на молитвенном собрании?
3. Вам нравится молиться? Почему? Как вы думаете, Богу нравится, когда вы молитесь? Ответ поясните.
4. Соответствует ли Библии заявление о том, что молитва является скорее средством для развития взаимоотношений с Богом, чем средством для по- лучения от Него чего-то желаемого? Почему об этом очень трудно помнить в тех случаях, когда Бог не отвечает на ваши молитвы?
5. Какие практические предложения особенно помогли вам в личной молитвенной жизни? Почему?
6. Согласны ли вы с мнением автора по поводу ощущения мира после молитвы.
 

Предыдущая глава    Оглавление   Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека