Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Бог, который слышит 
Бингем Хантер
 
   
Глава 7
Отец: Молитва как образ жизни

Раскрыв глаза наша пятилетняя дочь сбивчиво рассказала, что соседская кошка поймала в нашем дворе птенца, и теперь окровавленные перышки валяются на газоне рядом с песочницей. Я сидел в своем кабинете в здании семинарии, созерцал вид за окном и разглагольствовал о смысле жизни: "Знаешь, дорогая, иногда одному животному приходится умереть, чтобы другое могло жить".
Это мудрое высказывание немного оживило Хиллари, и она провозгласила: "Ну, я думаю, все будет нормально. Это была всего лишь птичка-папа".
Всякий раз, когда появляется искушение почувствовать себя бесполезным и ненужным в роли отца, я заставляю себя задуматься о роли Бога Отца. При описании Бога Библия использует образы как отца, так и матери, при этом образ отца занимает главенствующее место. Может быть, в те дни отцам не менее нашего требовалась дополнительная поддержка.
Бог как Отец
В обоих заветах Библия утверждает, что Бог как Творец есть естественный Отец всех людей. Пророки израильские писали: "Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей" (Ис. 64:8); "Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?" (Мал. 2:10). Гораздо более известны слова Павла из главы 17 книги Деяний: "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли... Сам давая всему жизнь и дыхание и все... Ибо мы Им живем и движемся и существуем... "мы Его и род" (ст. 24-28). Всякий человек на земле берет свое начало в Боге. Он - Отец всех нас. Но Он также Отец в несколько ином смысле слова. Думая о Боге как об Отце, мы сразу же обращаемся к своему духовному рождению через веру во Христа: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чада- ми Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин. 1:12-13). Павел утверждает, что одним из признаков духовного рождения от Бога верой является способность в молитве называть Бога Отцом: "А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (Гал. 4:6). "Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий" (Рим. 8:15-16). Но что означает "Авва"?
Самое важное слово молитвы
"Авва" в переводе с арамейского языка буквально означает "дорогой папочка". Именно так обращались маленькие дети к своему отцу. Раввины говорили, что ребенка можно отнимать груди, когда он начинает говорить "авва" и "имма", что по-русски означает "папочка" и "мамочка". Таким образом, "авва" указывает на близкие семейные отношения. Это слово говори- ли в основном малыши, хотя сохранились свидетельства того, что им пользовались даже взрослые сыновья и дочери, точно так же, как сегодня мы используем слова "папочка" и "папа". Единственный другой пример употребления этого слова в Новом Завете находится в Мк. 14:36. В Гефсиманском саду Иисус называл Бога "Авва, Отче". Уже само по себе присутствие арамейского слова в греческом тексте Нового Завета довольно любопытно. Несмотря на то, что Иисус довольно часто учил на арамейском языке, евангелисты перевели практически все Его слова на греческий язык. Даже в ранних христианских рукописях слово "авва" встречается лишь при цитировании приведенных выше отрывков.
Тщательные исследования, проведенные известными библейскими учеными Дж. Джеремаясом и У. Маршелом, показали, что во всей литературе древнего иудаизма нет ни одного обращения к Богу с использованием слова "авва". Его называли "Господь Всемогущий", "Святой Бог", "Владыка мира" и т.п., но "авва" - слишком личное, слишком интимное, чтобы им можно было пользоваться в данном случае. Господь высок и превознесен. Нет равного Ему. К Богу следовало подходить с почтением и страхом. Назвать Его "папочкой" было бы неслыханным богохульством. Но именно так все время молился Иисус.
Ученые уверены в том, что если бы у нас была возможность услышать молитвы Господа Иисуса, то слово "авва" часто встречалось бы в них. При переводе Его слов на греческий язык евангелисты воспользовались различными формами слов "Отец" и "Мой Отец". Если Иисус действительно молился так, в чем сомневаться не приходится, то нам следует понимать "авва" как выражение уникального сыновства, принадлежащего Ему как Сыну Божьему. От Него вполне логично ожидать такого рода обращения к Богу Отцу. Но самое удивительное заключается в том, что Он передал эту привилегию рядовым мужчинам и женщинам. То, что Иисус дал христианам право обращения к Богу как к "Авва", подтверждается словами молитвы "Отче наш" (Лк. 11:1-2). Когда ученики попросили Иисуса научить их молиться так, как не умел никто другой, Он начал с простого слова "Отче". В греческом варианте используется слово "pater", являющееся прямым эквивалентом арамейского "авва". Иисус передал Своим ученикам привилегию, доселе принадлежавшую одному Ему! Однако для большинства христиан слова "дорогой Отец" не представляют ничего особенного. Многие читатели, подобно мне, выросли в среде, где к Богу принято обращаться как к "Отцу" с самых ранних дней христианской жизни. Необходимо время от времени вспоминать о том, что привилегия настолько близкого общения с Богом не была дана даже величайшим ветхозаветным святым. Иудейские фарисеи-раввины растянули рамки Закона, но ни один из них не осмеливался обращаться к Богу "Авва". Фамильярность с Богом - дело не шуточное. Фарисеи даже попытались убить Иисуса за то, что Тот "Отцом моим называл Бога" (Ин. 5:18). Но одно из чудес спасения через смерть Иисуса - "усыновление" в семье Божьей для всякого верующего (Еф. 1:5). Христиане сделались "наследниками Божьими, сонаследниками Христу" (Рим. 8:17) и теперь могут бесстрашно приближаться к Богу как к Отцу.
Взаимоотношения "Авва"
"Авва" представляет сущность новых взаимоотношений с Богом, открытых Иисусом для всякого, кто уверует в имя Его. Со стороны Отца "Авва" подразумевает:
(1) Его милость, сострадание и любовь к ребенку;
(2) Его личную заинтересованность в жизни ребенка и искреннюю заботу о нем;
(3) Его готовность удовлетворять потребности ребенка и защищать его;
(4) использование Его знания и мудрости для водительства ребенка.
На устах ребенка "Авва" означает:
(1) чистую готовность любить, почитать и уважать Отца;
(2) осознание зависимости от Отца;
(3) чувство уверенности в мудрости Отца и доверие Его целостности и способностям;
(4) готовность исполнять желания и волю Отца, а также полное принятие права и ответственности Отца наказывать и воспитывать ребенка.
Короче говоря, "Авва" содержит в себе сущность личных взаимоотношений с Богом.
Лучше всего раскрывает наши взаимоотношения с Богом на уровне Отец - ребенок библейское учение о родительской заботе. Но использование этих отрывков имеет тенденцию создавать в нашем представлении образы домашних переживаний. Поэтому необходимо помнить о том, что Бог - совершен ный - Отец. В Нем собраны все позитивные черты, распределенные Им между земными отцами и матерями. Будучи совершенным родителем, Он действует - или не действует - исключительно в наших интересах. Он не строит взаимоотношения с детьми на основе Своих личных потребностей или неуравновешенности Своего характера. Его действия не могут быть направлены на то, чтобы разочаровать или подвести нас. Он наказывает нас, любя, исключительно для нашего блага, в Его действиях отсутствуют раздражение и гнев. Но само по себе знание того, что это правда, еще не означает, что мы это чувствуем. На земле нет совершенного отца. Многие из нас допустили очень серьезные ошибки, пагубно сказавшиеся на наших детях. Некоторым верующим может потребоваться довольно много времени, прежде чем полностью исчезнут отрицательные эмоции, связанные со словом "отец". Если вы относитесь к числу таких детей, попросите Бога помочь вам простить своих земных родителей. Без этого вы не сможете принять Бога как совершенного небесного Отца. Я говорю все это потому, что оставшаяся часть главы будет посвящена вопросу послушания. Иоанн писал, что заповеди небесного Отца не тяжки, потому что дети слушаются Его в знак своей любви (1 Ин. 5:3). Но само повиновение может превратиться в тяжкое бремя, если в детстве вас приучили думать, что повиновение родителям является неотъемлемым компонентом завоевания любви или избежания наказания. Но как можно любить человека, способного в любой момент обидеть вас или отвернуться от вас? Не таков наш небесный Отец. "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:5), и Тот же Самый Дух освобождает нас от рабства страху и помогает познать Бога как "Авва, Отче" (Рим. 5:5; 8:15).
Основа христианского послушания
Как всемогущий Господь, Бог имеет право ожидать от нас безоговорочного соблюдения Его повелений. Далее мы рассмотрим три положения учения о послушании, которым уделяется особое внимание в Новом Завете.
Послушание показывает Богу, что мы любим Его. В каждом человеке существует врожденная религиозность. У большинства людей это выражается в подсознательной уверенности, что любовь и преданность Богу лучше всего выражать соблюдением религиозных ритуалов хвалы и поклонения. Нам кажется, что так или иначе священнодействия "достучатся" до Бога гораздо более эффективно, чем послушание в повседневной жизни. Но Бог на это смотрит по-другому. Он спрашивает: Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15:22, курсив автора). Иисус выражает эту идею в Ин. 14:15, 23-24: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди... Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое... Не любящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца". В этом отрывке Иисус утверждает, что Его учение пришло от Отца. И любой, кто читает Евангелия, очень быстро убеждается в том, что Его учение, в первую очередь, касается отношений и действий во всех сферах жизни. Следовательно, молитва типа "Отче, я люблю Тебя. Спасибо, что Ты любишь меня" вряд ли будет угодна Ему без действительного послушания Его Слову. "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его" (1 Ин. 5:3).
Далее, послушание доказывает миру, что мы - дети Божьи. Соседи очень много узнают о нашей семье, наблюдая за поведением детей. То же касается и семьи Божьей. Посторонние составляют мнение об Отце и Его детях на основании поведения сыновей и дочерей Божьих. Таким образом, христианское послушание означает отождествление со Христом. Об этом пишет Павел: Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть не укоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире (Флп. 2:14-15). Павел следовал принципу, взятому из учения Иисуса: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35). Большинство рассматривает послушание как дело чисто семейное, как отношения между Отцом и детьми. Но приведенные выше отрывки указывают на то, что на карту поставлены слава Божья и целостность всей семьи. Послушание напрямую связано с репутацией Евангелия. Оно является неотъемлемой составляющей благовестия и прославления Бога: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16). Наше послушание помогает другим людям воз- носить хвалу и благодарения Богу.
И, наконец, послушание - средство, при помощи которого Бог обещает сделать нашу молитву более эффективной. Иисус учил о взаимосвязи христианского послушания и молитвы: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Ин. 15:7). Пребывание во Христе часто объясняют в крайне таинственных выражениях. Но пребывание в Боге - не что-то мистическое, скорее, это морально этическое понятие, что прекрасно видно при прочтении 1 Послания Иоанна: "Мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним... И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том" (1 Ин. 3:21-24).
Бог не станет поощрять непослушание ответами на молитвы. Но связь между послушанием и ответом на самом деле гораздо более сложна. Может сложиться впечатление, что за ответ на молитву нам приходится расплачиваться валютой, именуемой послушанием. Такого рода ситуация ("quid pro quo" - "ты мне, я тебе") кажется довольно привлекательной, потому что превращает молитву и повиновение в механическую систему, которой можно пользоваться для получения личной выгоды. Бог превращается в автомат с газированной водой, в который нужно бросать "монетки" повиновения. Лишь после этого мы получаем "стакан" ответов на молитву. Но такая модель фундаментально ошибочна. Твари Божьи, даже те, которых Он очень возлюбил, искупил и которым дал право называть Его "Авва", не могут заставить или вынудить Его пойти на желаемые действия. Об этом говорится в самой старой книге Библии, в книге Иова, отрывок из которой процитировал Павел: "Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?" (Рим. 11:35). Глина не может повелевать рукой Горшечника. В противоположность концепции "автомата с газированной водой" Бог использует послушание для обучения нас молитве по воле Его. Об этом мне еще не доводилось читать ни в одной книге. Но в главах 14-16 Евангелия от Иоанна Иисус указывает на тесную связь между послушанием и молитвой. Основная мысль со- держится в следующих стихах: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам... Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:21-23). Соблюдение слов Иисуса стимулирует развитие общения с Ним и с Отцом. Посредством Святого Духа Иисус и Отец строят в послушном верующем "обитель": "А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам" (1 Ин. 3:24). Дух действует в послушном верующем, чтобы явить миру Иисуса. Христос говорил об этой работе Духа на примере других концепций. Он говорил, что Дух "научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14:26); Он "будет свидетельствовать о Мне" (15:26) и "наставит вас на всякую истину" (16:13). То, что это имеет такое непосредственное отношение к росту в понимании Отца, как и Иисуса, прекрасно видно в 16:14-15
"Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам".
Наше послушание угодно Богу и создает в нас среду любви, в которой Дух способствует развитию понимания и общения с Господом Иисусом и Его Отцом. Чем лучше мы Их узнаем, тем больше смотрим на мир глазами Бога. А начиная смотреть на происходящее с точки зрения Бога, мы обретаем способность молиться по воле Его. Послушание приводит в действие принципы поведения, угождающие Богу и способствующие нашему развитию. А это, в свою очередь, переходит в способность принимать верные решения в новых стуациях и неизведанных сферах.
Родители закладывают в своих детей моральные ценности. Согласно Пр. 22:6, родители должны воспитывать детей в начале их жизненного пути, т. е. учить их поступать разумно и правильно, и, когда ребенок станет взрослым, он не отойдет от пути истинного.
Цикл "молитва - послушание"
Жизнь по воле Божьей учит смотреть на происходящее с точки зрения Его воли, а это, в свою очередь, помогает молиться по воле Его. Взаимосвязь молитвы и послушания может быть показана на примере замкнутого цикла.
Молиться по воле Божьей
Поступать по воле Божьей
Такой процесс имеет две особые черты. Во-первых, этот цикл влияет на работу множества других аспектов нашей христианской жизни. В сердце каждого человека постоянно происходит великое множество духовных процессов, и каждый из нас постоянно вступает в контакт с братьями и сестрами во Христе. Во-вторых, данный цикл не является методом добычи ответов на молитву. Это не "система". Наше послушание не гарантирует автоматический ответ на молитву. Но этот цикл помогает понять, как можно увеличить эффективность молитвы.
Авторы Писания подразумевают наличие такого процесса. Один из примеров - Пс. 36:4: "Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего". Автор подразумевает, что утешающийся (в некоторых переводах - "наслаждающийся") Господом сокроет Слово Его в своем сердце, будет размышлять над ним и стремиться соблюдать Его заповеди (Пс. 118:11; 14-15). Утешение Господом делает Божьи желания желаниями нашего сердца. Процесс "молитва - послушание" разъясняет, почему Бог отвечает на молитвы тех, кто утешается Им. Наиболее яркий пример тому - Иисус. Его жизнь являет собой чудное сочетание послушания и молитвы. Иисус сказал: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня" (Ин. 11:41-42), Ранее Он утверждал: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин. 4:34). Слова Иисуса показывают связь между любовью, послушанием и молитвой: "Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам... Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Ин. 14:31; 15:7, 10). Далее взаимосвязь между молитвой и послушанием показана в Евр. 5:'7-8: "Он во дни плоти Своей... принес молитвы и моления... и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию".
Эта взаимосвязь имеет практическое значение. Во-первых, эффективность молитвы подразумевает регулярное чтение, заучивание и размышление над Словом Божьим. Я лично не вижу никакой перспективы стать так называемым молитвенным воином для человека, не уделяющего времени чтению и изучению Писания, Библия - единственный богодухновенный путеводитель по воле и мышлению Бога. А обучение молитве, в конечном итоге, сводится к обучению мыслить по -Божьи и понимать Его волю. Читайте Книгу.
Во-вторых, сейчас уже не возникает никаких сомнений в том, что молитва праведника может многое (Иак. 5:16), потому что сам праведник послушен Слову Божьему. Без послушания не может быть эффективной молитвы.
И, наконец, процитированные отрывки о послушании делают невозможным взгляд на молитву как на способ избежать работы. Дети Божьи не имеют права ожидать от Бога того, что Он призвал исполнять их самих. Молитва и послушание едины. А поскольку эффективная молитва основывается на послушании, она не может быть его заменителем. Бог, как правило, начинает действовать в ответ на молитву, когда видит, что ситуация находится вне контроля послушного ребенка. Весь смысл этой главы сводится к простому, но очень прямому вопросу Иисуса: "Что вы зовете Меня: "Господи! Господи!" и не делаете того, что Я говорю?" (Лк. 6:46). 

Вопросы для размышления и обсуждения
1. Находите ли вы приемлемой мысль о Боге как об "Авва", вашем "дорогом Отце"? Почему?
2. Что подразумевает в вашей повседневной жизни концепция об отцовстве Бога?
3. Как отношение к земным родителям сказывается на отношении к Богу?
4. Как вы относитесь к утверждению о том, что послушание Слову Божьему помогает христианину молиться по воле Божьей?
5. Понимаете ли вы процесс "молитва - послушание"? Как ваш личный опыт подтверждает или опровергает его?
6. Как бы вы ответили на вопрос Иисуса в Лк. 6:46?
 

Предыдущая глава    Оглавление    Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека