Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Бог, который слышит 
Бингем Хантер
 
   
Глава 9
С признательностью: Молитва наказанного ученика

Рыжие волосы Дага, прилипшие к побелевшему лбу, были мокрыми от пота. Его велосипед, рама которого была сделана из особого сплава, был в сравнительно неплохом состоянии. Но Даг..! С ужасом наблюдая за тем, как врач удаляет кусочки дорожного покрытия из рук и ног сына, я думал: "Но ведь я же молился о том, чтобы с ним ничего не случилось. Почему люди попадают в такие переделки?". Вскоре я нашел несколько довольно неплохих ответов.
Даг, съезжая с горы со скоростью примерно 45 километров в час, на повороте проехал через довольно глубокую лужу. С учетом того, что поверхность контакта шин велосипеда с дорогой составляет каких-нибудь 10-20 квадратных сантиметров, подобный трюк представляется абсолютно невозможным. Виной происшествия были законы физики, а именно сила трения, инерция и центростремительное ускорение. Сэр Исаак Ньютон "сделал" из Дага мокрое место!
Но, конечно же, на этом история не заканчивается. Это было хорошим уроком для моего сына. Из книг, пособий и разговоров с друзьями, побывавшими в подобных переделках, он знал о необходимости использования защитных приспособлений. Но лишь теперь Даг на самом деле осознал всю пользу перчаток и пластикового шлема. Никакие разговоры и книги не возымели на него такого действия, как это проишествие. Помимо этого, были и другие поразительные результаты. Боль помогла Дагу повзрослеть и стать более ответственным. Авария нанесла и другие раны и травмы. Буквально на глазах исчезла "агония", сопровождавшая до этого каждую тренировку велосипедной команды. Несколько недель спустя, когда его сестра упала и поранила обе коленки, он на руках нес ее восемь кварталов до дома. Росла его уверенность в себе. Теперь он на собственном опыте убедился в возможностях и ограничениях: как в своих собственных, так и своего велосипеда. А еще он кое-что узнал о случайностях жизни. Жизнь не всегда проходит так, как запланировано, и даже серьезная подготовка и прекрасное оборудование не могут помешать лужам появляться там, где не нужно.
Истина или последствия
Авария, в которую попал Даг, была одним из результатов того, как Бог сотворил мир. Падение было всего лишь следствием жестокой реальности, и подобные проишествия по своей природе являются морально нейтральными. Нет ничего доброго или злого в том, что шины + грязь + большая скорость = недостаточная сила трения и падение велосипеда. Но у христиан наблюдается тенденция превращать подобные следствия в наказание (если со мной случается нечто плохое - это Бог наказывает меня).
Я не согласен с тем, что травмы Дага были наказанием за слишком быстрый спуск с горы. Это было первое знакомство с грязью на повороте дороги в горах, а недостаток опыта не может рассматриваться ни как моральная вина, ни как заслуживающий возмездия грех. Но небесный Отец использовал это происшествие для того, чтобы дисциплинировать и научить Дага принципам, значительно превосходящим физические и гоночные законы. То же Он хочет сделать с любой ситуацией в нашей жизни. Поскольку Бог сотворил упорядоченную вселенную, существуют определенные принципы, объясняющие действие материального (физического) и нематериального (духовного) миров. Точно так же, как недостаточная сила трения приводит к скольжению колеса, нарушение морального закона Божьего приводит к возникновению чувства вины и осуждения перед Богом. Грех приводит и к другим последствиям. Например, грех суеты и гордыни - к неспособности в личном плане принимать правильные решения, в межличностном - к отделению от других людей, в теологическом - к безответности молитв. Принципы духовного мира так же неизменны, как те, которых придерживаются в физических лабораториях ученые, хотя об этом очень легко забыть из-за того, что их нельзя измерить линейкой или секундомером.
Писание учит нас принципам, которые Бог установил в духовном мире. Человеческий опыт только подтверждает их истинность. Но, как всем известно, нам частенько приходится учиться на своих ошибках. И Бог преподает нам многие из этих принципов во время наказания за допущенные промахи.
Наказание и молитва
Но какое это имеет отношение к молитве?
Во-первых, одним из основных факторов, влияющих на нашу готовность, желание и отношение в молитве, является признательность за те события, которые Бог допустил или ниспослал в нашу жизнь. Боль и молитва находятся в тесной взаимосвязи.
Во -вторых, точно так же, как послушание помогает нам молиться по воле Божьей, непослушание мешает нам в этом. А поскольку Бог печется о нас и хочет отвечать на наши молитвы, Ему часто приходится использовать наказание для возвращения нас на путь послушания. Его наказание можно сравнить с дорожными знаками и железными заграждениями вдоль края дороги. Наказание помогает нам избежать серьезных духовных аварий и мешает съехать в кювет с узкого пути (послушания), ведущего к жизни и общению с Богом.
Таким образом, молитва напрямую связана с наказанием. Но сегодня практически невозможно найти человека, который правильно понимал бы наказание Божье. Большинство людей рассматривает его как кару или следствие каких-либо неправильных действий. Но даже после пяти минут, проведенных в изучении этого слова по Симфонии и Библейскому словарю, становится ясно, что слово "наказание" как в еврейском, так и в греческом языках означает обучение, а не кару. Более чем в девяноста процентах случаев это слово означает "учить", "показывать", "готовить", "указывать", "разъяснять" или "обличать". В Библии не написано, что такое обучение кажется нам удобным или веселым, но оно необходимо и универсально во всей семье Божьей. А поскольку наказание - это нечто такое, из чего верующий не "вырастает" на этой стороне небес, христиане, рассматривающие наказание как кару, твердо убеждены в том, что Бог в большинстве случаев зол и недоволен тем, что они делают, а ведь никому не хочется разговаривать с тем, кто всегда злится на него. Вот поэтому мы перестаем разговаривать с Богом.
Ориентироваться на цель
Каждый раз, смотря по телевизору Олимпийские игры, я невольно задумываюсь о том, сколько лет упорных и изнурительных тренировок потребовалось этим спортсменам для того, чтобы так отточить свое мастерство. Эти люди являются живым примером того, о чем говорил Павел в 1 Кор. 9:24-27: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. Спортсмены от всего отказываются, зная, что цель ("венец") того стоит. Они понимают, что тренер, составляющий план тренировок, стремится помочь им полностью раскрыть свой потенциал и достичь заветной цели.
Христиане тоже бегут, и их награда - подобие Христу. И во время подготовки нам нужно сосредоточиться не на самой гонке или подготовке, но на цели (быть подобными Христу). Да- лее, нам необходимо помнить о том, что Тренер старается для нас (Рим. 8:31) и что Он запланировал нашу жизнь так, чтобы мы могли выйти победителями (Рим. 8:29; Флп. 3:14). Жесткая дисциплина, как отмечает Павел, бывает болезненной. Всякий спортсмен знает, что без боли нет победы. То же относится и к христианской жизни, но спортсмену подчиниться дисциплине (наказанию) гораздо легче, чем христианину. Цель спортсмена видима, путь к ней понятен, а достижения измеримы. В жизни же верующего дело может обстоять совершенно иначе.
Сделав "стремление к счастью" своей личной целью, с одной стороны, и национальным правом, с другой, христиане на западе ждут от жизни лишь счастья, мира и спокойствия. А те, кто ставят эту цель под вопросом, считаются умственно ненормальными и быстренько изолируются за чистые, белые стены: с глаз долой - из сердца вон. Но Павел говорил: "Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим. 8:18). Он считает стадания вполне нормальным явлением. Петр пишет, что Бог призвал людей к страданиям (1 Пет. 2:21). Но при этом поразительное большинство христиан считает, что Божье наказание - физические и моральные страдания, трудности, гонения, скорбь, несчастье и т. д. - предназначается для кого угодно, но только не для нас. Если кто-то встает на пути нашего стремления к счастью, мы впадаем в депрессию и начинаем думать, что Бог отвернулся от нас. Если трудности не проходят, то в глубине нашей души нарастает уверенность в том, что молитва "не помогает": мы умоляли Бога забрать нашу боль... но Он этого не сделал.
Однако мера любви Божьей не обратно пропорциональна страданиям, бедам и гонениям, которые нам приходится претерпевать. Сила молитвы не измеряется тем, скольких страданий нам удалось избежать при помощи слезных прошений.
Принятие наказания способствует духовному росту, стимулирует желание молиться и прославлять Бога. Но сегодня помнить об этом становится все труднее из-за того, что изменился сам взгляд на жизнь. Дж. Б. Филлипс, автор одного из переводов Библии, описывает отличие взглядов новозаветных руководителей от современных устоев: Для авторов (новозаветных посланий) эта жизнь была лишь временной случайностью. Она была лишь прелюдией к вечной жизни с Самим Богом. Для этих людей мир сей был лишь частью, а по причине совокупных результатов человеческого греха - крайне извращенной частью необъятного мира, сотворенного Богом, как видимого, так и невидимого. И они воспитали себя и пытались воспитать других людей так, чтобы не быть зараженными этим миром, не отдавать ему свое сердце и не соображаться с его ценностями, но помнить, что они - лишь временные странники и что права их гражданства находятся в невидимом мире Реальности. Сегодня, когда все внимание уделяется тому, чтобы добиться чего-то в этой жизни, а христианство серьезно рассматривается только со стороны его социальной значимости, лишь немногие разделяют их точку зрения".
Но именно к этому отношению нас ведет наказание Божье. "Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2 Кор. 4:18). Процесс взросления меняет ваш взгляд на жизнь, но не делает вас стойкими к боли. И труднее всего принять то, что с наказанием за- частую приходит боль.
Наказание: Божий мегафон или кнут?
Бог использует наказание - особенно страдания - для того, чтобы привлечь наше внимание и изменить направление, в ко- тором мы движемся. Подобная перегруппировка ценностей и отношений - вопрос жизни и смерти: вечной жизни или веч- ной смерти. Для неверующих на первом месте стоит обретение спасения через веру во Христа; для верующих - жизнь, соответствующая уже обретенной вечной жизни (послушание). Наказание Господне служит для того, чтобы люди становились духовными детьми Божьими и жили, как подобает таковым.
К. С. Льюис убедительно объяснил причины, по которым наказание должно быть болезненным. В книге "Страдания" он пишет: Человек и не подумает ломать свою волю, если у него все в порядке. И ошибка, и грех - зло скрытое; чем они грубее, тем их жертва меньше о них подозревает... Мы можем не заметить наших грехов, глупостей... но страдания не заметить нельзя. Господь говорит с нами тихо, доставляя нам радость, беседует с нами голосом совести и кричит, допуская страдания. Страдания - мегафон Божий. Если плохой человек счастлив, нет ни малейшей надежды, что он заметит зазор между собой и Законом.
Мне не нравится, что говорит Льюис. Но я убежден в его правоте. Человеческая история подтверждает то, что мы ставим под вопрос свою самодостаточность лишь перед лицом необходимости обратиться к небесам. Мы начинаем серьезно относиться к состоянию своих отношений с Богом лишь после того, как кто-то положил нас на лопатки в моральном или физическом смысле слова. Я достаточно много раз тянул на себя двери, на которых огромными буквами было написано "ОТ СЕБЯ", чтобы отрицать, что иногда только болезненный удар в лицо может привлечь мое внимание.
Но если наказание Божье справедливо, спросим мы, то почему же хорошие люди так часто испытывают сильную боль, а злодеям хоть бы что? Скажите, кому придется хуже в следующей ситуации? Два человека плыли по реке в лодках. Одна лодка напоролась на скрытые подводные камни, а ее пассажир выбрался на берег мокрый, израненный и измученный, потеряв все, что у него было. В это время вторая лодка продолжала плавание и в конце пути разбилась о камни водопада. Если Бог останавливает вас с помощью болезненного наказания и сводит с пути, который, в конечном итоге, убьет или вас, или ваших близких, то вам следует быть благодарными за то, что Бог заботится о вас, чтобы предотвратить трагедию. А то, что Он позволяет другим беспрепятственно течь к концу, о котором знает Он один, вряд ли может быть основанием для обвинения Его в несправедливости. Нам необходимо избавиться от предрассудка о том, что наказание Божье является карой за наше поведение. Бог наказывает с любовью, а не с осуждением. 
Если бы каждый раз, когда мы грешим, Он отвечал осуждением, то нам пришлось бы тяжко: "Страшно впасть в руки Бога живого!" (Евр. 10:31). Однако большинство из нас продолжает плакаться, как Иов: "Я прав, но Бог лишил меня суда... Нет пользы для человека в благоугождении Богу" (Иов 34:5,9). Поэтому, подобно Иову, мы не сможем понять смысл наказания до тех пор, пока не выслушаем ответ Господа: Вот в этом ты не прав, отвечаю тебе; потому что Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, Чтобы ответственность человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, Чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, - И жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и выказываются кости его, которых не было видно. И душа его приближается к могиле и жизнь его - к смерти. Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы по- казать человеку прямой путь его, - Бог умилосердится над ним и скажет: "освободи его от могилы; Я нашел умилостивление". Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. Будет молиться Богу, и Он - милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он будет смотреть на людей и говорить: "грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет". Вот, все это делает Бог два, три раза с человеком, Чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых (Иов. 33:12-30).
Трудно назвать карой освобождение души из могилы. С точки зрения теологии, кара - заслуженная реакция святого Бога на грех и виновность Своего творения. На самом же деле, наказанным можно назвать лишь того, кто отверг спасительную благодать Божью и умер в неверии. На суде перед Богом ему воздается за содеянное в прошлом. Одним словом, кара - это ад.
С другой стороны, наказание Божье - это проявление любви (а не гнева) святого Творца. Большей частью оно связано с нашим грехом, но бывают и такие случаи, когда наказание нельзя назвать результатом морального падения. И тогда Бог, допуская страдания, вполне может стремиться развить в человеке духовную зрелость. Наказание Божье ориентировано на будущее, на духовную жизнь и ее развитие. Бог наказывает и обличает всех людей, потому что не хочет, чтобы они погибли и испытали ужас могилы; Он хочет, чтобы все пришли к познанию духовной истины.
Но наиболее полное свое проявление наказание получает в семейной обстановке. Оно выражает заботу родителей и их стремление воспитать и привить ценности и черты, крайне не- обходимые ребенку. Именно об этом думает Бог, наказывая верующих - Своих духовных детей. В свете отцовской любви Божьей намного правильнее использовать слово "наказание", чем "кара".
Бог никогда не карает Своих духовных детей. Как написано в Ис. 53, Христос понес наши "раны". Наказывая согрешивших верующих, Бог не злится на них. Его обида, праведный гнев, суд были полностью и совершенно излиты на Голгофском кресте. Страдание никогда не бывает искуплением греха. Бог наказывает нас, но делает это не в гневе, не в ярости, но в любви и сострадании. Это, конечно, не смягчает боль наказания Божьего, но помогает нам пережить его.
Переставая разговаривать с Богом во время наказания и боли, мы только ухудшаем и свое собственное, и Его положение. Вопреки тому, что часто кажется, Бог, когда нам больно, стоит совсем рядом. Он говорит: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Отк. 3:20). Он не говорит: "Иди, и не возвращайся, пока не исправишься". Во Христе Он уже исправил нас.
Наказание Божье - верный признак того, что Бог любит и ценит нас. К. С. Льюис пишет: Церковь - невеста Христова, и Он так ее любит, что не терпит на ней ни пятна, ни порока (Еф. 5:27). Уподобление это хорошо тем, что такая любовь по самой своей природе требует совершенства любимой... Когда мы любим женщину, нам далеко не безразлично, чиста она или грязна, честна или порочна... А разве женщина сочтет признаком любви то, что мужчина не знает и не хочет знать, хороша ли она хотя бы с виду?.. Требуя, чтобы Он был доволен нами такими, какие мы есть, мы требуем, в сущности, чтобы Он перестал быть Богом; но Он - Бог. Его любви противно и невыносимо многое в нас, и, поскольку Он все же нас любит, Он должен сделать нас достойными Своей любви.
А тот, кто так сильно любит вас, не уйдет, если вы захотите перестать разговаривать с ним, когда вам больно, но, оставаясь в духовном затворничестве, вы упустите великое благословение. Даже если это и наказание за грех, Он все равно хочет поговорить с вами. Попытайтесь услышать Его голос и снова открыть дверь для общения. Попытайтесь понять, чего в этой борьбе хочет добиться Бог.
Зачем наказывать?
Бог наказывает нас по нескольким причинам. Одну из них мы уже рассмотрели: Бог наказывает с целью обучения послушанию. И, как мы уже видели при рассмотрении цикла "молитва - послушание", эти два элемента находятся в прямой зависимости. Наша молитвенная жизнь приносит плод, когда мы находимся в послушании. А во время молитвы мы возрастаем в познании Бога, что, в свою очередь, помогает нам слушаться Его, и т. д.
Затем Бог наказывает с целью развития в нас благих личностных черт характера. Павел пишет: "Но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда" (Рим. 5:3-4). Автор Послания к Евреям говорит: "Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности" (Евр. 12:10-11). А Иаков просит нас: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак. 1:2-4). Бог стремится взрастить нас духовно, чтобы мы полностью преобразились в подобие Христу. Далее, наказание Господне предназначено для стимулирования нашей плодотворности. В Ин. 15:1 Иисус называет Отца "Виноградарем" и описывает Его заботу о послушных верующих как "очищение": "всякую (лозу), приносящую плод, очищает" (15:2). Старые стебли срезаются с плодородной лозы не только потому, что они плохие или зараженные. Дело в том, что принесение плода напрямую связано с новым ростом. Для этого и очищают виноградные лозы (и христиан). Таким образом, ваше дело может развалиться не потому, что в вашем сердце есть грех или вы не справились с управлением, но потому, что Бог хочет, чтобы вы занялись чем-то другим. В таких случаях вы можете или молиться: "Почему, почему Ты забрал то, над чем я трудился всю свою жизнь?", или принять предложение для нового роста и плодотворности и сказать: "Бог, это больно. Ты знаешь, скольких усилий мне это стоило. Но чем, по Твоему разумению, я должен заниматься сейчас? По- кажи путь, по которому мне следует идти". Подобное очищение также освящает наши мотивы послушания. Иногда жизнь может протекать так прекрасно, - например, потому, что мы стремимся поступать морально чисто, - что мы начинаем наслаждаться ею больше, чем послушанием Слову Божьему. Мы служим Богу с неправильными мотивами: нас интересуют исключительно Его благословения.
Зачастую через наказание мы учимся еще больше зависеть от Бога. Когда все идет хорошо, мы склонны забывать Его, а наслаждаясь успехом, часто считаем, что сами добились всего этого в своей жизни. Во 2 Кор. 12:7 Павел говорит о страданиях, которые были посланы, "дабы я не превозносился".
Кроме того, посредством наказания Бог доказывает искренность нашей веры. Нет, Он не пытается выяснить, насколько мы верны Ему. Наоборот, Бог хочет посредством испытаний, трудностей или искушений всем показать то, что Он уже видит в нас. Бог с очевидной гордостью отца сказал дьяволу: "Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла" (Иов 1:8). Как вы знаете, далее дьявол получил разрешение забрать семью, богатство и здоровье Иова. Но Иов достойно встретил искушение похулить Бога и умереть: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (2:10). В результате этого его имя вошло в историю как имя человека, говорившего о Боге только хорошее и истинное, несмотря на все неприятности, которые Господь наслал на него (4:7-11). Он выдержал испытание... и Бог знал это с самого начала. Далее, через наказание мы познаем духовную истину. В Евр. 5:8 говорится, что Иисус получил знания через Свои страдания, а из книги Иова видно, что и его страдание не прошло впустую. В самом начале истории израильского народа Господь сказал через Моисея: И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет... Он смирял тебя, томил тебя голо- дом, и питал тебя манною.., дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа... И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего (Втор. 8:2-3, 5). И, наконец, во время наказания Бог открывает и Свою, и нашу славу. Согласно словам Иисуса, Лазарь умер, а его сестры прошли через жестокие страдания скорби, "да прославится через нее Сын Божий" (Ин. 11:4). Человек (неверующий!) родился слепым, чтобы "на нем явились дела Божий" (Ин. 9:3). О том же говорит Петр, обращаясь к христианам, испытывающим гонения со стороны язычников: "И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что зло- словят вас, как злодеев, увидев добрые дела ваши, прославили Бога" (1 Пет. 2:12).
Этот вид наказания, скорее всего, будет наиболее тяжким, потому что без особого откровения свыше человек, переживающий страдания, может оставаться в полном неведении о происходящем. Мы существуем для славы Божьей, а не для собственного удовольствия. Человечество не стоит в центре всего существующего, а Бог не появился на свет ради нас. Мы даже не существуем ради самих себя. Мы существуем ради Бога и Его славы. Но мы получили обетование, что, когда Господь прославится через нас, мы сами познаем счастье и радость. Вот что написал Петр: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас (1 Пет. 4:12-14). А кто может не увидеть предвкушения в словах Павла: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем... Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4:8-9, 17).
Следовательно, у нас есть основательные причины для того, чтобы утешаться надеждою; в скорби быть терпеливыми, в молитве постоянными (Рим. 12:12).

Вопросы для размышления и обсуждения
1. Вспомните один из примеров наказания Божьего в своей жизни. Чему вы через него научились?
2. Автор утверждает, что наказание - это не то же, что кара и осуждение. Подтверждает ли Писание подобную точку зрения?
3. Почему необходимо, чтобы наказание исходило от того, кто любит нас?
4. Автор считает, что принцип "без боли нет победы" имеет прямое отношение к нашей духовной жизни. Каковы ваши соображения по этому поводу? Обязательно ли человеку испытывать боль, чтобы быть святым?
5. Являются ли страдания частью нормальной христианской жизни? На каких отрывках из Писания и примерах из жизни вы основываетесь в своем ответе?
6. Казалось ли вам когда-нибудь, что Бог на вас рассердился? Когда и почему?
7. Почему христианам трудно принять, что наказание Господне является признаком Божьей любви?
 

Предыдущая глава    Оглавление    Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека