ГЛАВА XII
Почему наши Священноначальники называются Ангелами?
§1
Ревностные исследователи изречений Божественных
спрашивают еще о том: если низшие существа не участвуют в совершенствах существ
высших, то почему Священноначальник наш в Писании называется Ангелом Господа Вседержителя
(Малах. II, 7. Апок. II)?
§2
Это не противоречит, как я думаю, тому, что прежде
сказано нами. Ибо мы говорим, что последние существа не достигают только до высшей
и полной степени совершенств с существами первыми; но отчасти и сколько возможно,
они имеют сии совершенства, по причине общения с единым Верховным Существом, Которое
устрояет и соединяет их все. Так напр. чин святых Херувимов обладает высочайшею
мудростию и ведением; и чины существ низших их также имеют мудрость и ведение,
хотя обладают сими совершенствами только отчасти и в низшей степени, сколько возможно
для них. Конечно, вообще всем Богоподобным, умным существам, дано обладать мудростию
и ведением, но в высшей и первой, или второй и низшей степени, иметь сии совершенства
не всем вообще принадлежит, но определено каждому по мере сил его. То же самое,
и притом нисколько не погрешая, можно сказать и обо всех Божественных Умах. Ибо
как высшие существа вполне имеют святые совершенства, принадлежащие существам
низшим, так, наоборот, и низшие существа, хотя имеют совершенства высших, впрочем
не в равной степени, но в низшей. Итак, по моему мнению, не неприлично Богословие
называет Священноначальника нашего Ангелом. Ибо Священноначальник, сколько ему
возможно, обладает свойством поучать, принадлежащим Ангелам, и сколько возможно
человеку, возвещает другим волю Божественную, подобно Ангелам.
§3
Далее увидишь еще и то, что Богословие небесные
и высшие Существа, равно как Боголюбивейших и священных мужей наших, называет
даже богами (Быт. XXXII, 1. Псал. LXXXI, 6. Исход. VII, 1). Хотя непостижимое
Божество, по высочайшей своей природе, превосходит и превышает все прочие существа;
хотя ничто из существующего, собственно и вполне, не может назваться Ему подобным:
впрочем, если какое-либо существо духовное и разумное будет, сколько возможно,
искать теснейшего единения с Божеством, и, сколько возможно, будет непрестанно
стремиться к Божественному озарению Его, то и само, по своему посильному, если
можно так сказать, Богоподражанию, соделается достойным Божественного наименования.
|