ГЛАВА III
Что есть Иерархия, и какая цель Иерархии?
§1
Иерархия, по моему мнению, есть священный чин, знание
и деятельность, по возможности, уподобляющаяся Божественной красоте, и при озарении,
сообщаемом ей свыше, направляющаяся к возможному Богоподражанию. Божественная
красота, как простая, как благая, как начало всякого совершенства, хотя и совершенно
чужда всякого разнообразия, сообщает свет свой каждому по достоинству, и тех,
которые делаются причастниками ее, совершенствует чрез Божественное тайнодействие,
сообразно своей неизменяемости
§2
Итак, цель Иерархии есть возможное уподобление Богу
и соединение с Ним. Имея Бога Наставником во всяком священном ведении и деятельности
и постоянно взирая на Божественную Его красоту, она, по возможности, отпечатлевает
в себе образ Его, и своих причастников творит Божественными подобиями, яснейшими
и чистейшими зерцалами, приемлющими в себя лучи светоначального и Богоначального
света так, что, исполняясь священным сиянием, им сообщаемым, они сами наконец,
сообразно с Божественным установлением, обильно сообщают оное низшим себя. Ибо
тем, которые совершают священные тайны, или тем, над которыми они свято совершаются,
совсем неприлично делать что-нибудь противное священным установлениям своего начальства;
да они и не должны так поступать, если хотят удостоиться Божественного онаго осияния,
достойно взирать на него и преобразоваться, по мере приемлемости каждой из умных
Сил. Итак, кто говорит о Иерархии, тот указывает на некоторое священное учреждение,
- образ Божественной красоты, учреждение, существующее между чинами и знаниями
Иерархическими для совершения таинств своего просвещения и для возможного уподобления
своему началу. Ибо совершенство каждого из принадлежащих к Иерархии состоит в
том, чтобы стремиться, по возможности, к Богоподражанию, и, что всего важнее,
соделаться, как говорит Писание, споспешниками Богу, и по возможности обнаруживать
в себе Божественную деятельность; так как чин Иерархии требует, чтобы одни очищались,
другие очищали; одни просвещались, другие просвещали; одни совершенствовались,
другие совершенствовали, каждый, сколько ему возможно, подражая Богу. Потому что
Божественное блаженство, говоря по человечески, хотя чуждо всякого разнообразия,
впрочем, будучи исполнено вечного света, есть совершенно, и не требует никакого
усовершенствования; оно очищает, просвещает и совершенствует, или лучше, само
есть священное очищение, просвещение и совершенство, превосходящее всякое очищение
и всякий свет, пресовершенное само в себе совершенство, и хотя есть причина всякого
священного чина, впрочем несравненно выше всего священного.
§3
Итак, очищаемые, по моему мнению, должны соделываться
совершенно чистыми, и чуждыми всякой разнообразной примеси; просвещаемые должны
исполняться Божественным светом, дабы возвыситься чистейшими очами ума до созерцательного
состояния и силы; наконец совершенствуемые, возвышаясь над несовершенным, должны
соделываться участниками в усовершающем познании созерцаемых тайн. А очищающие,
так как совершенно чистые, должны уделять другим от собственной чистоты; просвещающие,
как тончайшие умы, способные принимать свет и сообщать его, и, совершенно полные
священного сияния, должны повсюду обильно изливать свет на достойных его; наконец
совершенствующие, как способнейшие сообщать совершенство, должны совершенствуемых
посвящать в священнейшее познание созерцаемых тайн. Таким образом каждый чин Иерархии,
по мере своих сил, принимает участие в делах Божественных, совершая благодатию
и силою, дарованною от Бога, то, что находится в Божестве естественно и вышеестественно
и совершается непостижимо, и что наконец открыто для того, чтобы умы боголюбивые
подражали тому.
|