Глава 17
Итак, уразумеем призвание, коим становятся
избранными: не те, кто избирается, потому что уверовал, но кто избирается, чтобы
уверовать. Ибо сие призвание Господь достаточно открывает, когда говорит: "Не
вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Ин. 15, 16). Ведь если были избраны потому,
что уверовали, то сами бы прежде избрали, веруя в Него, дабы заслужить быть избранными.
Все это совершенно отнимает Сказавший: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал".
Ведь и сами они без сомнения избрали Его, когда уверовали в Него. Посему не по
какой другой причине Он сказал: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал",
- кроме как потому, что не они избрали Его, чтобы Он избрал их, а Он избрал их,
чтобы они избрали Его. Ибо милосердие Его предварило их (Пс. 58, 11) по благодати,
а не по долгу. Итак, избрал Он их от мира, когда здесь жил во плоти, - но тех,
кто уже был избран в Нем прежде создания мира. Такова непоколебимая истина предопределения
и благодати. Ибо почему апостол говорит: "Он избрал нас в Нем прежде создания
мира" (Еф. 1, 4)? Может быть, это сказано потому, что Бог предузнал их веру,
а не потому, что собирался сделать их верующими? Но Сын выступает против этого
предузнания, когда говорит: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал". В
этом случае Бог скорее предузнал, что они Его изберут, чтобы заслужить быть избранными
Им. Итак, они были избраны до сотворения мира тем предопределением, которым Бог
предузнал Свои будущие дела; избраны же были от мира тем призванием, коим Бог
исполнил то, что предопределил. Ибо кого предопределил, тех и призвал, и тем именно
призванием, которое согласно с намерением. Итак, не иных, а тех, которых предопределил,
их же самих и призвал; не иных, а тех, которых так призвал, их же и оправдал;
не иных, а тех, которых предопределил, призвал и оправдал, - их же и прославил
(Рим. 8, 30) с той целью, которая в свою очередь не имеет цели. Итак, избрал Бог
верных - но так, чтобы они стали верными, а не потому, что уже были таковыми.
Апостол Иаков говорит: "Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою
и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его" (Иак. 2, 5)? Итак,
избирая, Он творит людей богатыми верою и наследниками Царствия. Правильно говорится,
что Он избрал в них то, что Сам сотворил, для чего и избрал их. Я спрашиваю: кто,
слыша слова Господни: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал", - дерзнет
сказать, что люди веруют, дабы быть избранными? Ведь они скорее избираются, чтобы
веровать, чтобы, вопреки истине, не оказались прежде избравшими Христа те, которым
Христос говорит: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал"!
|