Глава 20
В послании к Колоссянам апостол наставляет
нас, что само начало веры является даром Божиим. Он говорит так: "Будьте
постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас,
чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я в
узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать" (Кол. 4, 2-4). Каким же
образом открывается дверь для слова, если не тем, что отверзается ум слушающего,
дабы он верил, а уверовав, принял то, что проповедуется как относящееся к устроению
спасительного учения? И чтобы с закрытым сердцем неверного не отвергал и не отталкивал
того, что ему говорится? Посему в послании к Коринфянам сказано: "В Ефесе
же я пробуду до Пятидесятницы, ибо для меня отверста великая и широкая дверь,
и противников много" (1 Кор. 16, 8-9). Что иное можно понимать под этим,
кроме того, что после его начальной проповеди Евангелия многие уверовали, а многие
стали противниками той же самой веры, по слову Господа: "Никто не приходит
ко Мне, если это не дано ему будет от Отца Моего" (Ин. 6, 66). И в другом
месте: "Вам дано знать тайны Царства Небесного, им же не дано" (Мат.
13, 11). Итак, дверь отверста у тех, которым дано; многие же противники относятся
к тем, которым не дано.
Также и во втором послании к Коринфянам апостол
говорит: "Придя в Троаду для благовестия о Христе, хотя мне и отверста была
дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего
Тита; но простившись с ними, я пошел в Македонию". С кем он попрощался, если
не с теми, кто уверовал, в сердцах которых была отверста дверь для благовестника?
Обратите внимание на то, что он добавляет после: "Но благодарение Богу, Который
всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет
нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь".
Вот почему благодарит храбрейший воин и непобедимый защитник благодати: потому
благодарит, что Христовым благоуханием являются апостолы для Бога - и в тех, кто
спасается по благодати Его, и в тех, кто погибает по суду Его. Но чтобы меньше
соблазнять тех, кто плохо разумеет сие, сам апостол наставляет, прибавляя о нас,
чтобы Бог отверз нам дверь для слова"? Не яснейшее ли доказательство того,
что и начало веры является даром Божиим? Ибо не просили бы Его в молитве, если
бы не верили, что Он его дарует. Сей дар небесной благодати сошел на ту торговку
багряницею, которой, как говорит Писание в Деяниях Апостольских, "Бог отверз
сердце внимать тому, что говорил Павел" (Деян. 16, 14). Потому что она так
была призвана, чтобы уверовать. Ибо в сердцах человеческих делает Бог, что хочет,
помогая ли, осуждая ли, чтобы также через них исполнилось то, чему предопределили
быть рука и совет Его (Там же 4, 28).
Итак, напрасно говорят, что к обсуждаемому
нами вопросу не относится также доказанное свидетельством книг Царей и Паралипоменон.
А именно: когда Бог хочет, чтобы произошло то, что не может произойти иначе, кроме
как по человеческому желанию, то сердца людей склоняются к желанию этого (1 Цар.
10, 26; 1 Пар. 12, 18). Причем склоняет их Тот, кто дивным образом производит
и желание и совершение (см. выше, в письме Илария, н. 7). Что значит ничего не
говорить и однако противоречить? Не то ли, что они не объяснили вам, почему им
так показалось, а вы предпочли умолчать об этом в вашем послании. Но каким может
быть это объяснение, не знаю. А может быть, их смущает, что мы показали, чтo Бог
произвел в человеческих сердцах и как привел волю тех, которых хотел привести,
к тому, чтобы царем был поставлен Саул или Давид? И они полагают, что данные примеры
потому не подходят к этому вопросу, что временно царствовать в нынешнем веке и
вечно царствовать с Богом - не одно и то же? И потому считают, что Бог приклоняет
сердца для овладения земным царством, а для овладения Царством Небесным Он не
приклоняет сердец, угодных Ему? Но я думаю, что ради Небесного Царства, а не ради
земного сказано: "Приклони сердце мое к откровениям твоим" (Пс. 118,
36). Или: "Господом направляются стопы человека, и Он желает путь его"
(Пс. 36, 23). Или: "Приготовляется воля Господом" (Прит. 8, по Септ.).
Или: "Да будет Господь наш с нами, как был с отцами нашими: да не оставляет
нас и не отвращает нас от Себя; да приклонит сердца наши к Себе, чтобы ходили
мы всеми путями Его" (3 Цар. 8, 57-58). Или: "Дам им сердце, чтобы познали
Меня, и уши слышащие" (Варух, 2, 31). Или: "Дам им сердце новое, и дух
новый вложу в них, и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях Моих, и суды
Мои соблюдать будете и творить" (Там же 36, 27). Пусть услышат они слова:
"От Господа направляются стопы мужа, смертный же как постигнет пути свои?"
(Прит. 20, 24). И еще: "Всякий кажется праведным самому себе, управляет же
сердцами Господь" (Там же 21, 2). И еще: "И уверовали все, предназначенные
к жизни вечной" (Деян. 13, 48). Пусть услышат сие и все остальное, о чем
не сказано и чем доказывается, что Бог также и для Царства Небесного, и для вечной
жизни готовит и обращает волю людей. Размыслите над тем, на что это будет похоже,
если поверим, будто для установления земных царств Бог воздействует на волю человеческую,
а для приобретения Царства Небесного не воздействует.
|