Глава 21
Многое мы сказали, и, может быть, давно смогли
убедить в том, в чем хотели, и еще продолжаем говорить, обращаясь к столь славным
умам, словно к тупицам, для которых и слишком многого недостаточно. Но да простят,
ибо новый вопрос подтолкнул нас к этому. Ибо, доказав достаточными свидетельствами
в прежних сочинениях, что даром Божиим является также и вера, я обнаружил, что
мне могли бы возразить по поводу этих свидетельств. Дескать, прирост веры есть
дар Божий; начало же веры, которым мы сперва веруем во Христа, происходит от самого
человека и не есть дар Божий; но Бог требует сего, чтобы, когда это предшествует,
остальные дары Божии были получены словно за эту заслугу. И так ни один из них
не дается даром - и в то же время в них проповедуется благодать Божия, которая
не бывает заслуженной. Вы видите, сколь абсурдно сие, и сего ради мы воспряли,
насколько могли, чтобы показать, что и само начало веры является даром Божиим.
И если мы делали это дольше, чем, возможно, желали те, ради которых это делали,
то мы готовы к упрекам. Но пусть признают, что, хотя за много большее время, чем
они хотели бы, и с большей скукой и однообразием для разумеющих, мы все таки исполнили
то, что задумали, то есть научили тому, что даже начало веры, как и воздержание,
терпение, праведность, благочестие и остальное, о чем с ними нет никаких разногласий,
является даром Божиим. Итак, здесь да будет конец этой книги, чтобы не раздражала
ее чрезвычайная пространность.
|