Каталог
Новости
Издательства
КОРОТКО О НАС...
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Как упорядочить свой внутренний мир
Г. Макдональд 
 
   
Глава 14
Сектор 5

Отдых, который выше досуга
Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я сде-лаю субботний покой обязательной частью моей суетной повседневной жизни, чтобы найти отдых, который Бог пред-назначил для Себя и всего человечества.
Уильям Уилберфорс, призванный христианин, был чле-ном английского парламента в начале девятнадцатого сто-летия. Он известен как политик, который своими энергич-ными действиями сумел убедить парламент провести ис-торический билль, отменяющий рабство в Британской империи. Это был настоящий подвиг. Собственно говоря, это был, возможно, один из величайших и самых смелых ак-тов политической прозорливости в истории демократии.

Уилберфорсу понадобилось почти двадцать лет, чтобы создать коалицию законодателей, которые в конечном итоге приняли закон, запрещающий рабство. Для этого потребо-валось детально подтвердить документами несправедли-вость и жестокость рабства, убедить законодателей, не же-лающих идти против интересов большого бизнеса, а также выстоять против множества политических противников, которые с радостью увидели бы падение Уилберфорса.

Уилберфорс должен был обладать огромной духовной силой и огромным нравственным мужеством. Мы узнаем кое-что об источнике этой силы и мужества из случая, кото-рый произошел в 1801 году, за несколько лет до принятия закона против рабства.

Лорд Эддингтон привел свою партию к власти и в каче-стве нового премьер-министра начал формировать новый кабинет. Центральным вопросом дня в Англии был мир;
Наполеон терроризировал Европу, и дело было в том, смо-жет или нет Англия остаться в стороне от войны. По слу-хам, Уилберфорс был среди кандидатов на пост в кабинете министров, и он страстно желал получить это назначение, чтобы проводить политику мира. Гарт Лин, один из более поздних биографов Уилберфорса, рассказывает эту исто-рию так:

"Очень быстро мысль о возможном назначении буквально за-владела его вниманием. Несколько дней она безраздельно господ-ствовала в его сознании, вытеснив все остальное. По его собствен-ному признанию, у него были симптомы "повышения амбиций", и это обессиливало его душу".

Но в жизни Уилберфорса была выработана способность останавливаться и приводить себя в равновесие, и в этой особой ситуации такая установившаяся практика стала не-обходимой. Как говорит Лин, "воскресенье принесло лекар-ство". Потому что во внутреннем мире Уилберфорса при-шло время регулярного отдыха.

Лучше всего об этом рассказывает запись, сделанная христианским политиком в дневнике в конце недели бур-ных мечтаний и искушений, связанных с местом в кабинете министра: "Слава Богу за день отдыха и религиозных заня-тий, когда мирские вещи принимают свои истинные разме-ры. Рост честолюбия остановлен" (выделено мной).

Для Уилберфорса остановкой и обретением равновесия в суетной жизни было воскресенье (священный день отдох-новения); он пришел к пониманию истинного отдыха. Уил-берфорс обнаружил, что человек, регулярно уделяющий определенное время для воскресного отдохновения, скорее всего, всю жизнь будет сохранять истинное видение и избе-жит опустошения и крушения.

Не все в общественном мире Уилберфорса придержива-лись этого правила; "горение" на работе и бешеная деловая активность были в те дни, как и теперь, обычной нормой. Например, об Уильяме Питте Уилберфорс писал: "Бедный парень, он никогда не заставляет свой ум прерывать поли-тические размышления, самые безрассудные среди всех других, способные ожесточить и озлобить". О двух других политиках, которые покончили жизнь самоубийством, Уил-берфорс писал: "Будь у них спокойные воскресенья, верев-ки никогда не захлестнулись бы на их шеях, как это произо-шло от перенапряжения".

Мало порядка может быть во внутреннем мире человека, когда не оценивается по достоинству значение и необходи-мость истинного отдыха, перерыва, как назвал это Уилбер-форс, в современной суете. От начала истории это было ак-сиомой, которая лежала в основе здоровой жизни; это прин-цип, который совершенно неправильно понимается теми, кто всю жизнь вынужден гнаться за достижениями и приоб-ретениями.
Мы нуждаемся в отдыхе

У меня такое чувство, что мы - усталое поколение. До-казательствами этой усталости изобилуют статьи о пробле-мах здоровья, связанных с переутомлением и изнурением. "Горение" на работе - это современное понятие. Как бы упорно мы ни стремились работать в нашем конкурирую-щем мире, всегда кажется, что есть кто-то, кто готов вло-жить в работу на несколько часов больше, чем мы.

Самое странное, что усталость присуща людям, живу-щим в обществе, ориентированном на досуг. Мы действи-тельно имеем то, что называется индустрией развлечений, и она является одной из самых прибыльных в экономике. Це-лые компании, организации и сеть розничных магазинов занимаются обеспечением товаров, с помощью которых люди гонятся за развлечениями и приятным времяпрепровожде-нием.

По всей вероятности, сейчас у нас больше времени для досуга, чем было когда-нибудь раньше. Пятидневная рабо-чая неделя - сравнительно недавнее нововведение в исто-рии; мы ушли от фермы, где всегда было больше работы; мы можем позабыть о работе, если хочется, и устремиться к развлечениям свободного времени. Тогда почему же сегод-ня так много усталых людей, истощенных морально и физи-чески? Это действительно реальный факт нашей жизни или нам это только кажется? А может быть, современная форма изнурения является доказательством того, что мы не пони-маем больше истинного смысла отдыха, который отличает-ся от погони за развлечениями?

Существует библейский взгляд на отдых, который необ-ходимо раскрыть и исследовать. Фактически, Библия пока-зывает, что Сам Бог был первым "отдыхающим". "И почил в день седьмый..." Еще более ясный комментарий сделан Моисеем (Исх. 31:17): "В шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился".

Действительно ли Бог нуждался в отдыхе? Конечно, нет! Но почему Бог предпочел отдохнуть? Почему? Потому что Бог дал Своему творению определенный ритм жизни, где отдых чередуется с работой, и Сам соблюдал этот ритм как прецедент для всех остальных. Таким образом Он показал нам ключ к порядку в нашем внутреннем мире.

Этот отдых означал не наслаждение, а скорее необходи-мость для тех, кто хотел роста и развития. Поскольку мы не поняли, что отдых - это необходимость, мы извратили его значение, заменив отдых, впервые наглядно показанный Богом, тем, что называется праздностью и развлечениями. Они совсем не приносят с собой порядка во внутренний мир. Праздность и развлечения могут доставлять радость, но они являются для внутреннего мира человека тем же, чем волокнистый леденец для пищеварительной системы. Он обеспечивает моментальное облегчение, но его действие непродолжительно.
Я вовсе не критикую стремление к веселью, развлече-ниям, смеху или приятному времяпрепровождению. Но я считаю, что только это не восстановит душу так, как мы жаждем. Хотя развлечения могут обеспечить какой-то кратковременный отдых для тела, но они не удовлетворят глубокой потребности в отдыхе во внутреннем мире.

Несколько лет назад проводилась известная рекламная кампания, в ходе которой обещали, что рекламируемый препарат будет глубоко проникать в больные мышцы, об-легчая боль. Субботний отдых проникает до самых глубо-ких уровней утомления во внутреннем, духовном мире. Это утомление редко снимается каким-либо из современных развлечений.

Значение субботнего отдыха
Замыкание петли

Когда Бог отдыхал, Он посмотрел на Свою работу, пора-довался законченному виду и затем поразмышлял о значе-нии Своего труда. "И увидел Бог, что это хорошо". Здесь нам показан первый из трех принципов истинного отдыха. Бог осмыслил Свою работу и подтвердил ее завершение, показав тем самым, что и в нашей повседневной практике необходимо осуществлять оценку и посвящение.

Разработчики систем высокой технологии используют выражение "замкнуть петлю", чтобы описать завершение фазы в электрической цепи. Они, кроме того, используют это выражение, когда хотят сказать, что работа закончена или что каждый участник проекта информирован или про-консультирован.

Поэтому вы могли бы сказать, что в день седьмой Бог за-мкнул петлю Своей первичной созидательной деятельнос-ти. Он замкнул ее, отдыхая и оглядываясь назад, чтобы обо-зреть то, что было совершено.

Тогда отдых, в первую очередь, - это время, чтобы огля-нуться назад, замкнуть петлю. Мы смотрим на свою работу и задаем себе вопросы типа: "В чем смысл моей работы?", "Для кого я сделал эту работу?", "Насколько хорошо сдела-на работа?", "Почему я это делал?", "Какого результата я ждал, и что я получил?"

Иными словами, отдых, установленный Богом, был предназначен прежде всего для того, чтобы мы могли дать толкование нашей работе, облечь ее смыслом, удостове-риться, что мы знаем, кому она, собственно говоря, посвя-щена.

Брат Лоренс был поваром в монастыре. Он научился об-лекать смыслом практически каждое свое действие в тече-ние дня. Обратите внимание на его способность видеть не только значение, но и цель, назначение своего труда:

"Я переворачиваю свой маленький омлет на сковороде ради любви к Богу. Когда он приготовлен, если у меня нет дела, я прости-раюсь на полу и поклоняюсь моему Богу, Который дал мне эту бла-годать, позволив приготовить его, после чего я поднимаюсь более счастливым, чем король. Если мне нечего больше делать, достаточ-но подобранной соломинки ради любви к Богу. Люди ищут спосо-бов научиться любить Бога. Они надеются добиться этого, уж не знаю, каким множеством разных действий. Они разными способами стараются пребывать в Его присутствии. Не короче и не прямее ли будет путь, если делать все ради любви к Богу, использовать каждое дело, которое суждено сделать в жизни, чтобы показать Ему эту лю-бовь, и постоянно хранить Его присутствие в себе, общаясь с Ним в своем сердце? В этом нет ничего сложного. Надо только приняться за это искренне и просто".

Я уверен, что большинству из нас необходимы такие пе-риоды времени. Самому простому рабочему необходимо твердо знать, что его работа что-то значит, имеет смысл и что ее ценят. Мы все страстно жаждем иметь такую уверен-ность, но не понимаем, что для ее обретения необходимо затратить время. Начинается деловая деятельность, уста-навливается бешеный ритм, и мы откладываем наши поис-ки смысла и толкования; и скоро мы привыкаем обходиться без этого. Мы теряем из виду вопрос: "Для чего все это?" Мы начинаем довольствоваться тем, что оцениваем значение нашей работы путем простого подсчета сумм в платеж-ной ведомости. Не многие понимают, насколько сухим и бесплодным это оставляет наш внутренний мир.

Один человек, который мне очень нравится, недавно был уволен своей компанией после двадцати двух лет службы. Экономическая ситуация вынудила произвести сокраще-ние штатов, и его должность сочли не нужной для выжива-ния компании. Его уволили!

Мой друг был убежден, что в течение нескольких дней он найдет работу в другой компании, работающей в той же области. В конце концов, как он сказал мне, у него было множество связей, выгодная характеристика и большой опыт работы. Он сказал, что не беспокоится за свое буду-щее.

Но минуло несколько месяцев без предложений. "Свя-зи" иссякли; никто не откликался на его запросы или резю-ме. Он дошел до того, что сидел дома в ожидании телефон-ного звонка.

Однажды, после многих месяцев неопределенности, он сказал мне: "Все это заставило меня крепко подумать. Я от-дал себя своей карьере на долгие годы, и посмотри, что она мне принесла. Во всяком случае, не ясно, для чего все это было? Старина, мои глаза открылись!"

Открылись на что? Мой друг - прекрасный христианин. Но его глаза, по его собственному признанию, были закры-ты на значимость его карьеры. В конце концов он понял, что многие годы работал, не задаваясь очень важными вопроса-ми: что значит эта работа для него, в чем ее смысл и каких результатов он ждет от нее. Он никогда не размышлял о своей работе в контексте библейского отдыха.

Работа без отдыха порождает беспокойного человека. Работа, которая продолжается месяц за месяцем без настоя-щей остановки, чтобы поинтересоваться ее смыслом и це-лью, может увеличить банковский счет и укрепить профес-сиональную репутацию, но она истощит внутренний мир, лишив его жизненных сил и радости. Как это важно - регу-лярно замыкать петлю нашей деятельности.
 

Возвращение к вечным истинам

Существует второй путь, которым библейский отдых восстанавливает порядок во внутреннем мире. Истинный отдых - это умение регулярно делать передышку в повсе-дневных делах, чтобы разобраться, какими истинами мы ру-ководствуемся в своей жизни и деятельности.

Ежедневно мы должны выполнять огромное количество дел, и все они требуют от нас преданности и сил. Нас толка-ют и тянут в тысячу разных направлений, просят принять решения и дать оценки, вложить наши средства и наше вре-мя. Какими критериями мы руководствуемся, принимая эти решения?

Бог заповедал Своему народу уделять один день каждую неделю для того, чтобы заниматься только этим вопросом. Действительно, Он побудил людей выделить несколько праздничных дней в году, чтобы вспоминать и прославлять главные темы вечной истины и божественной деятельности. Вы могли бы назвать это повторной проверкой духа.

Видеть истину, которая является главной в жизни, весь-ма необходимо, при этом человек должен помнить, что, со-гласно Иеремии, сердце лукаво. Во все времена мы не защи-щены от искажения истины, от заблуждения, что истинное в действительности ложно и что ложное в действительнос-ти правдиво. Помните слова автора гимна:
Склонный к блужданиям, Господи, я чувствую это;

Склонный оставить Бога, Которого я люблю... (Роберт Робинсон)

Гимн отражает неумолимый внутренний дрейф, кото-рый необходимо регулярно контролировать, соизмеряя наши мысли и оценки с вечными истинами, которые были открыты в Священном Писании и могущественных деяни-ях Бога.
Иудейский теолог Абрахам Джошуа Хешель рассматри-вал традицию отдыха субботнего и писал:

"Суббота предназначена праздновать скорее время, чем про-странство. Шесть дней в неделю мы живем, подчиняясь тирании вещей, принадлежащих пространству; в субботу мы стараемся настро-иться на святость во времени. Это день, когда мы призваны разде-лить то, что вечно во времени, обратиться от результатов творения к тайне творения; от мира творения к сотворению мира"42.

Мы должны спросить себя, происходит ли это в нашем собственном внутреннем мире?
Ставни нашего дома в Ныо-Гемпшире расширяются и сжимаются в соответствии с предельными температурами. В результате гвозди кое-где перестают держать и их прихо-дится снова приколачивать, чтобы закрепить. Именно такое "повторное заколачивание" производится во время истин-ного отдыха, и не важно, происходит ли это в уединении спокойного дня или среди членов общины во время служе-ния живому Богу.

Одна из величайших радостей от повторения традици-онных символов веры христианской церкви состоит в том, что это дает нам возможность вновь подтвердить главные истины Божьего откровения. Когда мы говорим: "Верую...". то начинаем приколачивать обратно гвозди наших убежде-ний и приверженностей. И мы отделяем эти верования от того, во что мы предпочитаем не верить.
То же самое происходит, когда мы поем прекрасные ста-рые гимны или молимся определенными молитвами. Гвоз-ди приколачиваются обратно, и возвращается порядок на-шему дрейфующему духу в нашем внутреннем мире. По-вторное подтверждение происходит в этот особый день отдыха, если мы используем время в уединении для чтения, созерцания и размышления.

Моя жена показала мне как-то запись в своем дневнике на эту тему:
"Прекрасный День Господень. Подробно читала о субботе. Чувствую все сильнее и сильнее, что я не в полной мере исполняла Бо-жью заповедь об отдыхе.

Это правило, которое не ограничивает, а освобождает. Потому что Он создал меня так, что я нуждаюсь в отдыхе. И физически, я интеллектуально мы освобождаемся для лучших поступков, если живем в пределах Его "плановой спецификации". И это день напоминания нам, кто есть Бог. Каждый седьмой день мне необходимо возвращаться к неизменному Центру.

Дон Стефенсон отметил сегодня, что для него и других воскре-сенье это именно тот день, который позволяет прийти назад, к само-му краю, и получить поддержку, чтобы вернуться в "болото".

Я предполагаю, что нам необходимо задавать трудные вопросы и о себе, и о нашей церкви, чтобы понять, бывает или нет в действительности такой отдых, который снова утверждает в истине. Христиане и их церкви могут так увлечься выполнением своих планов - возможно, пресле-дующих весьма благие цели, - что отдых-богослужение, так необходимый внутреннему миру, будет исключен из их жизни.

Таким образом, отдых не только дает возможность огля-нуться назад, чтобы осмыслить свою работу и пройденный путь, но и помогает оживить нашу веру и подтвердить наши обязательства перед Христом. Это прекрасная настройка наших внутренних навигационных приборов, чтобы можно было находить свою дорогу в мире в течение следующей не-дели.

Определение своей задачи

Если первые два значения отдыха были сосредоточены па прошлом и настоящем, это концентрируется на буду-щем. Когда мы отдыхаем в библейском смысле, мы под-тверждаем наше намерение стремиться к завтрашнему дню, центром которого является Христос. Мы тщательно обду-мываем, куда мы направимся в течение будущей недели, месяца или года и определяем наши намерения и привер-женности.

Генерал Джордж Пэттон требовал, чтобы его подчинен-ные знали и могли четко объяснить, в чем конкретно заклю-чалась текущая задача. "В чем состоит ваша задача?" - час-то спрашивал он. Это было самой важной информацией, с которой солдат мог идти в бой. Основываясь на этом зна-нии, он мог принимать свои решения и выполнять намечен-ное. Именно это происходит во время библейского отдыха.

Я пристально смотрю на свою задачу. И это научило меня делать небольшой перерыв даже в моих духовных дисцип-линах каждое утро, чтобы задать вопрос: "В чем заключает-ся моя задача сегодня?" Если мы не задаем себе этот вопрос регулярно, то остаемся незастрахованными от ошибок в суждениях и не в состоянии выбрать правильное направ-ление.

Иисус часто уходил в поисках уединения. В то время как другие были убаюканы отдыхом сна, Иисус использовал от-дых, который давал силу и поддержку для выполнения сле-дующего этапа Его миссии. Неудивительно, что каждую схватку Он встречал со свежими силами и преисполненный мудрости. Неудивительно, что Он обладал достаточным му-жеством, чтобы не отвечать борьбой на борьбу, не защищать Себя. Его дух всегда был спокоен, Его внутренний мир - упорядочен. Без такого отдыха наш внутренний мир всегда будет находиться в напряжении и беспорядке.
Необходимо найти время для отдыха

Одним из известных викариев англиканской церкви был Чарлз Симеон, из церкви Святой Троицы в Кембридже. Он проповедовал с ее кафедры более пятидесяти лет, и люди толпились в храме, стоя в боковых приделах, чтобы слы-шать его.

Симеон был членом совета Королевского колледжа и жил в квартире, выходящей окнами во двор комплекса зда-ний колледжа. Его жилище на третьем этаже обеспечивало ему особый выход на крышу, где он часто совершал прогул-ку, отдыхая физически и одновременно разговаривая с Бо-гом. Эта плоская крыша получила известность как площад-ка для прогулок Симеона.

Занятой и известный человек, Симеон контактировал со студентами в колледжах Кембриджа, с большой общиной и с церковными и миссионерскими лидерами по всему миру. Он написал буквально тысячи писем, издал пятьдесят книг своих проповедей и стал одним из основателей нескольких крупных миссионерских организаций. Но, несмотря на свою занятость, он всегда находил время для отдыха, кото-рого требовал его внутренний мир.

Хью Хопкинс, биограф Симеона, приводит следующую запись из его дневника:

"Я провел этот день гак же, как и в течение последних 43 лет, как день уничижения; с каждым годом моей жизни потребность в таком времени все возрастает".
Хопкинс пишет: "Самоуничижение для Чарлза Симеона состояло не в преумень-шении даров, данных ему Богом, не в притворном признании себя незначительным человеком, не в преувеличении своих грехов, кото-рые он очень хорошо осознавал, а в том, что он сознательно приво-дил себя в непосредственную близость к Богу, размышляя о Его ве-личии и славе, восхваляя милость Его прощения и чудо Его любви. Именно это уничижало его - не столько его собственная грехов-ность, сколько невероятная Божья любовь".
Симеон всю жизнь жил эффективно, несмотря на огром-ное напряжение, которое он испытывал во внешнем мире. Я не сомневаюсь, что секрет его выносливости - в обду-манном и дисциплинированном исполнении субботнего от-дыха.

Для иудея день субботний был самым важным из всех дней. День, выделенный особо, предназначенный для по-клонения Богу. Закон запрещал любую работу, позволяя только какие-либо празднества, такие, как те, что мы уже рассматривали. Христиане имеют слабое представление о том, насколько особым днем была суббота для благочести-вых иудеев. Нам было бы неплохо послушать, что они дума-ли об этом. В израильской брошюре для туристов приво-дятся слова одного раввина о субботе:  "Сделайте субботу вечным памятником познания и освящения Бога - и в центре вашей занятой общественной жизни, и в мирном убежище вашего домашнего очага. В течение шести дней возделы-вайте землю и правьте ею... Но седьмой - это суббота Господа Бога... 

Потому позвольте [человеку] осознать, что Создатель в дале-ком прошлом есть живой Бог сегодня, [что Он] наблюдает за каж-дым человеком и каждым человеческим достижением, чтобы ви-деть, как человек использует или портит мир, данный ему на время, и силы, дарованные ему, и что Он есть единственный зодчий, Кото-рому каждый человек должен представить отчет о своих трудах ,за неделю".

Важно то, что за этими утверждениями стоит осознание иудеями особого темна дня субботнего. Повседневные дела должны прекратиться; работа должна остановиться. Даже хозяйка дома в благочестивой иудейской семье должна воз-держаться от приготовления пищи и домашней работы. Пища готовится до начала субботы, так, чтобы и хозяйка могла радоваться плодам особого дня отдыха. Это сильно отличается от того невероятного, заполненного до предела, напряженного дня, который многие евангельские христиа-не склонны считать своим "днем отдохновения".

Суббота - это первый среди всех дней. В нашей христи-анской традиции мы предпочли сделать этот день не седь-мым, как у иудеев, а первым днем недели, в признание вос-кресения Христа. Но совершив этот выбор, что мы сделали с нашим днем - этим временем, которое Бог дал нам как особый дар?

Мирянин, с которым я совершаю богослужение каждую неделю, сказал мне после одного особенно длинного дня ра-боты в церкви: "Я определенно рад, что в педеле существует только один день отдыха, я бы сгорел, если бы нам приходи-лось переживать каждые семь дней два "дня отдыха", по-добных этому".

Его юмор содержит серьезное обвинение в адрес многих христианских лидеров, которые превратили воскресенье в день волнений, возможно, для некоторых - это самый на-пряженный день недели.

Но день субботний - это не просто день. Это принцип отдыха в системе трех измерений, уже упомянутых мной. Давайте посмотрим, что может произойти, если мы изберем покой отдыха субботнего вместо развлечений светско-го досуга.

Во-первых, субботний отдых предусматривает участие в богослужении с христианской семьей. В таком богослуже-нии осуществляются все три аспекта, способствующие от-дыху нашего внутреннего мира: взгляд назад, вверх и впе-ред. Для человека, призванного ходить перед Богом, такое богослужение не может быть предметом сделки.

Меня неизменно трогает описание субботних занятий Иисуса: "И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу" (Лк. 4:16, выделено мной). Христос никогда не избегал от-крытого богослужения Отцу.

Но, во-вторых, день субботний подразумевает сознатель-ное принятие человеком этого периода отдыха и спокойст-вия в своей личной жизни. Суббота означает отдых, прино-сящий покой во внутренний мир. Как Христос усмирил бурю, успокоил одержимого, дал здоровье отчаявшейся больной женщине и вдохнул жизнь в умершего друга, так Он хочет внести покой в опустошенный внутренний мир человека, который всю неделю находился на рыночной пло-щади, Но есть условие. Мы должны принять этот покой как дар и потратить время на то, чтобы получить его.

Очень долго для меня и моей жены воскресенье было чем угодно, но только не субботним отдыхом. Прошло мно-го лет христианского взросления, прежде чем я понял, что лишаю себя возможности восстанавливать свои силы. Дело было в том, что я нуждался в субботнем отдыхе для своего внутреннего мира и не получал его. Когда я смотрел на свои воскресенья, то и подумать не мог о том, что когда-нибудь буду радоваться восстановительному дару дня субботнего. Как мог я надеяться на восстановление сил, читая по три утренних воскресных проповеди и часто вечернюю пропо-ведь и при этом в течение всего дня общаясь с членами сво-ей общины? Редко мы с Гейл, заканчивая воскресенье, не находились на грани изнурения. Вот уж действительно "день отдыха"!
Что делать? Несколько лет назад община церкви Благо-дати была настолько милосердна, что дала мне четырехме-сячный субботний отпуск. Вместо того чтобы поехать на за-нятия в университет, я предпочел отправиться в Нью-Гемп-шир, где мы строили Пис Ледж. Замечательным опытом этих четырех месяцев были тишина и покой, открытые нами по воскресеньям.

Хотя я с огромным удовольствием занимался строитель-ством Пис Ледж, я пообещал себе, что не буду работать в День Господень. Поэтому, когда наступило воскресенье, мы провели несколько ранних утренних часов в чтении, раз-мышлениях и молитве. А потом мы пошли в местную цер-ковь, где смогли участвовать в богослужении. Мы не знали многих людей, но старались целиком посвятить себя бого-служению и извлечь из молитв, гимнов и проповеди пищу для своей души. В это время мы укреплялись в наших убеж-дениях, благодарили Бога за благословения и готовили себя к будущей неделе, в течение которой нам необходимо было приложить старания, чтобы отражать славу Господню.

Наше воскресное послеобеденное время в течение четы-рех месяцев было тихими часами прогулок в лесу, задушев-ных разговоров и исследований, когда мы оценивали наши духовные занятия и духовный прогресс. Для нас это был необыкновенно спокойный субботний опыт; до этого я ни-когда не знал ничего подобного.

Мы уже привыкли к дню субботнему, когда вернулись из нашего "субботнего" отпуска. Но внезапно все вернулось к проповедям, советам и планированию. Обычная воскрес-ная деятельность. Мы чувствовали себя ограбленными! И тогда мы решили, что наша суббота будет в другой день не-дели. Мы не собирались терять дар Божий! По воскресень-ям мы старались помочь другим радоваться их дню суббот-нему, а свой день покоя, как правило, переносили на какое-то другое время. И это было прекрасно.

Днем субботним для нас с Гейл стал четверг. Чтобы это стало возможным, мы определили этот день недели для от-дыха в нашем внутреннем мире. Это означало, но возможности, полное прекращение контактов с нашей общиной, мы даже откладывали повседневные дела по дому, если нам удавалось. Мы поняли: чтобы стать полезными тем, с кем мы связаны в служении, нашим детям и общине, нам при-дется ревностно охранять эту возможность духовного вос-становления.

Здесь нет установленных законов - скорее свободное принятие дара. Откровенно говоря, я считаю, что некото-рые уничтожили радость дня субботнего, подобно фарисе-ям, окружив его предписаниями и установлениями. Это не суббота. День субботний был создан для нас и дан нам Бо-гом. Целью этого дня является поклонение Богу и духовное восстановление, и мы должны это делать во что бы то ни
стало.

Важно сказать, что, когда наши дети были маленькими и требовали постоянного внимания, нам не так легко давался субботний отдых. Но, как часто замечает это Гейл, мы при-носим гораздо больше пользы другим людям, удаляясь от них ради отдыха. Потому что, когда мы возвращаемся, у нас есть что им предложить, и, по всей вероятности, Бог не смог бы нам ничего дать в другой обстановке.

Конечно, невозможно выделить каждый четверг для дня субботнего. Но если нам это удается, то результаты потря-сающи. Наш внутренний мир действительно существенно преображается. Самым поразительным открытием было то, что я чувствовал себя не только отдохнувшим, но и способ-ным использовать время остальных дней намного эффек-тивнее.

К моему великому удивлению, наведение порядка в моем внутреннем мире, благодаря должному соблюдению дня субботнего, дало мне возможность в последующие дни укрепить мой внешний мир, наполнив его большей мудрос-тью и здравым смыслом.

Я считаю, что для отдыха субботнего можно выделить какой-то день недели, но это может происходить и в любое время, большими и малыми дозами, когда мы уделяем час или больше для близости с Богом. Все мы нуждаемся в "прогулке Симеона".
Но спешу подчеркнуть, что отдых субботний должен быть четко определен в бюджете нашего времени. Мы от-дыхаем не потому, что наша работа сделана; мы отдыхаем потому, что Бог повелел это и мы нуждаемся в таком от-дыхе.

На это следует обратить внимание, потому что наш со-временный взгляд на отдых и досуг отрицает этот принцип. Большинство из нас думает об отдыхе, как о чем-то таком, что мы делаем после завершения работы. Но на самом деле суббота - это то, что должно быть до начала трудов. Если мы предположим, что отдых возможен только после окон-чания работы, тогда многие из нас попадут в беду, так как есть профессии, где работа никогда не заканчивается. И от-части поэтому некоторые из нас редко отдыхают; делая свою нескончаемую работу, мы не можем и подумать о том, чтобы потратить время на субботний покой и восстанов-ление.

Мне пришлось научиться проводить субботний отдых без чувства вины. Я смог осознать, что нет ничего плохого в том, чтобы отложить работу и воспользоваться Божьим да-ром особого времени. Таким образом, дни субботние стали регулярной частью нашего расписания. Они планируются заранее, за недели, вместе с другими приоритетами. И если кто-то предлагает ужин, игру в мяч или заседание комитета в день, отведенный для реорганизации нашего внутреннего мира, моя жена и я просто говорим: "Извините, этот день у нас уже занят. Это для нас день субботний".

Именно дисциплина такого рода дала Уильяму Уилбер-форсу силы преодолеть истощающий напор честолюбия, который столько дней обессиливал его внутренний мир. Придя к дню отдыха, он проскользнул обратно в тот центр, где Бог все полностью контролировал. Он увидел происхо-дящее в истинном свете; "честолюбие прекратило рост".

Интересно, если бы Уилберфорс не имел той субботней остановки, которая дала ему возможность привести себя в равновесие и посмотреть в лицо своей честолюбивой нату-ре, смог бы он выполнить свое предназначение и вывести Англию из рабства? Вероятно, нет. Вам придется поверить, что благодаря дню субботнему он увидел, что отклонился от своего подлинного назначения, и получил силу, чтобы снова встать на правильный путь. Так как он вернулся в свою колею, великое историческое событие - отмена рабст-ва - стало возможным.

Миру и церкви нужны истинно отдохнувшие христиане:
христиане, которые регулярно восстанавливают свои ду-ховные ресурсы благодаря истинному субботнему отдыху, а не просто развлечениям или свободному времени. Когда благочестивый отдых станет возможен, вы увидите, какими стойкими и жизнерадостными могут быть в действительно-сти христиане.
 

Предыдущая глава    Оглавление     Следующая глава



2001–2021 Электронная христианская библиотека