Каталог
Новости
Издательства
КОРОТКО О НАС...
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

 
Как упорядочить свой внутренний мир
Г. Макдональд 
 
   
Глава 3
 Сектор 1

Мотивация

Пойманный в золотой клетке
Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я осознаю всю тщетность, ничтожность попыток с моей сто-роны действовать согласно схемам и образцам, сформи-рованным моим беспорядочным прошлым, и начну согла-совывать свои поступки с Богом.
Двенадцать человек, последовавших за Иисусом Хрис-том и в конечном счете основавших Его церковь, были странной группой людей. Среди них нет никого, кого бы я выбрал, чтобы поручить им деятельность, связанную с мис-сией Христа (может быть, за исключением Иоанна, кото-рый, по моему мнению, неагрессивен и располагает к себе). Нет, я бы их не выбрал. Но Иисус призвал их, и вам извес-тен результат.

Откровенно говоря, мне больше по вкусу некоторые из тех добровольцев, что были отвергнуты Иисусом. Они были энергичны, способны были видеть доброе. Они, казалось, искрились энтузиазмом. И Он отверг их! Почему?

Возможно, Иисус, с Его необыкновенной способностью постигать суть вещей, заглянул во внутренний мир этих лю-дей и увидел опасные признаки. Возможно, он увидел за-гнанных людей, вынужденных действовать в стремлении проявить себя. Может быть, именно то, что мне нравится в них, и было проблемой: они хотели управлять ситуацией, чтобы самим решать, где им начинать и куда идти.

Возможно (это всего лишь предположение), если бы они поехали за границу, то в их планах обнаружилось бы значи-тельно больше, чем казалось вначале. Очень может быть, что у них имелись собственные планы и проекты, цели и за-дачи. А Иисус Христос не совершал могущественной рабо-ты во внутреннем мире людей, настолько занятых своими устремлениями. Он никогда этого не делал. Похоже, что Он предпочитает работать с людьми, призванными Им. Вот по-чему Библия совсем не знает добровольцев, а только при-званных.

В исследовании внутренней, духовной, области человека надо с чего-то начинать, и я решил начать с того, с чего, оче-видно, начал Христос, - с различения призванных и дей-ствующих по принуждению (загнанных). Каким-то образом Он разделял людей на основе их склонности к принужде-нию или готовности быть призванными. Он рассматривал их мотивы, основу их духовной энергии, а также их ожида-ния: какое вознаграждение они хотели получить. Он призы-вал тех, кто был привлечен Им, и избегал тех, кто был за-гнан обстоятельствами и хотел использовать Его.

Как вы можете узнать загнанного человека? Сегодня это сделать сравнительно нетрудно. В загнанных (принуждае-мых) людях легко обнаружить признаки стресса. Ищите симптомы стресса и вы, возможно, найдете загнанных муж-чин и женщин.

Современный мир уделяет большое внимание вопросу напряжения, стресса. Стресс является темой книг, исследо-ваний и предметом разговора в приемной врача фактически каждый раз, когда кто-либо чувствует боли в груди или рас-стройство желудка. Многие делают на этом целую карьеру. Ученые измеряют напряжение в лабораториях, подвергая всевозможные материалы воздействию различных видов давления, температур и вибрации. Инженеры контролиру-ют его в системах и двигателях автомобилей и самолетов, испытывая их в различных экстремальных условиях на протяжении тысяч миль. Давление в человеческом организме тщательно контролируется, когда люди находятся в кос-мосе, в барокамере на дне океана или когда подвергаются медицинскому обследованию в больничной лаборатории. Один мой знакомый разработал чувствительный измери-тельный прибор, который реагирует на волновое излучение мозга и может показать исследователю момент, когда объ-ект его исследований перенапряжен.

В последнее десятилетие стало слишком очевидным, что многие люди в нашем обществе находятся в состоянии по-стоянного и разрушительного стресса, так как их жизнь до-стигла такого темпа, что оставляет совсем мало времени на восстановительный отдых и уединение. Недавно журнал "Тайм" сообщил:

"За последние 30 лет врачи и работники здравоохранения при-шли к осознанию того, насколько большими потерями оборачивает-ся стресс для благополучия нации. Согласно сведениям Американс-кой академии домашних врачей, две трети посещений приемной до-машнего доктора вызваны симптомами, связанными со стрессом. В то же время руководители промышленности встревожены тем, что эти симптомы являются причиной потери рабочего времени, они увеличивают расходы предприятий на медицину и снижают произ-водительность труда"7.

Далее в статье сказано, что последствия стресса обходят-ся американскому бизнесу в сумму от 50 до 75 млрд. долла-ров ежегодно, что составляет более 750 долларов на каждо-го американского рабочего. Стресс, говорится в "Тайм", - "это главная причина, прямая или косвенная, коронарных болезней сердца, рака, болезней легких, травм в результате несчастных случаев, циррозов печени и самоубийств". И это только начало.

Что стоит за всем этим? "Тайм" цитирует д-ра Джоэла Элкса из Луисвиллского университета: "Сам наш образ жизни - то, как мы живем, - является основной причиной заболеваний в наше время".

Все мы прекрасно знаем, что существует разновидность стресса, которая является полезной, т. к. выявляет лучших исполнителей, спортсменов или руководителей. Но вни-мание, уделяемое в настоящее время этой проблеме, по большей части сконцентрировано на тех видах стресса, ко-торые скорее уменьшают способности человека, чем уве-личивают их.
Увлекательное научное исследование по вопросу стресса было проведено доктором Томасом Холмсом. Холмс извес-тен тем, что разработал свою знаменитую Систему оценки социальной адаптации или, как она известна большинству из нас, Стрессовую таблицу Холмса. "Стрессовая таблица Холмса" - это простой способ измерения, показывающий величину вероятного напряжения, испытываемого челове-ком, а также его близкие возможные опасные физические и психические последствия.

После проведения определенных исследований Холмс и его сотрудники присвоили определенное количество очков различным событиям, которые происходят с человеком в течение жизни. Каждое очко было названо "изменяющей жизнь" единицей. Если в течение года сумма единиц соста-вит более 200, то, по предположению Холмса, это может служить предостережением о возможном инфаркте, эмоци-ональном стрессе или об общем ухудшении здоровья. На-пример, смерть супруга обладает наибольшим количеством "изменяющих жизнь" единиц - 100. Увольнение с работы дает 47 очков, в то время как приобретение нового члена се-мьи - 39. Не все вызывающие стресс события, перечислен-ные Холмсом, являются негативными. Даже положитель-ные и счастливые события, такие, как Рождество (12 очков) или отпуск (13), вызывают стресс.

По собственному опыту я знаю, что нет ничего необыч-ного в том, чтобы встретить человека, у которого общая сумма очков значительно превышает 200 единиц. Напри-мер, однажды в мой офис пришел пастор для встречи со мной. Он сказал, что общая сумма очков у него - 324; у него критически высокое кровяное давление; он страдает от постоянных болей в желудке, боится язвы желудка и плохо спит по ночам. В другой раз, завтракая с одним молодым руководителем, я узнаю от него, что до недавнего времени его честолюбивым желанием было накопить до 35 лет миллион долларов. Когда он определил свое нынешнее состоя-ние по Стрессовой таблице Холмса, то пришел в ужас, обна-ружив, что общая сумма равняется 412 единицам. Что об-щего между этими двумя людьми, один из которых принад-лежит к миру бизнеса, а другой - к религиозному миру?

Оба они относятся к тем людям, которых я называю принужденными (загнанными) людьми. И их принуждение, гонка, оплачивается слишком дорого; общая сумма очков - это просто выраженная в цифрах констатация факта. Я ис-пользую слово "загнанные", потому что оно характеризует не только состояние, в котором они гонятся за жизнью, но и их неспособность посмотреть правде в глаза, чтобы трез-во оценить ситуацию и увидеть, что они делают с собой. Возможно, они вынуждены преследовать цели и задачи, не всегда понимая, зачем им это нужно, или не сознавая, во что в действительности это обойдется их разуму, телу и, конечно, их сердцу. Под сердцем я имею в виду то, что на-писано в Прит. 4:23, - тот источник, который дает энергию для жизни.

Есть много загнанных людей, совершающих очень хоро-шие поступки. Загнанные люди - не обязательно плохие, хотя последствия их загнанности могут давать печальные результаты. На самом деле загнанные люди часто приносят огромную пользу своей деятельностью. Они основывают организации, предоставляют работу и дают людям другие возможности для реализации их способностей, часто они бывают умны и предлагают пути и методы действий, кото-рые приносят пользу многим. Но тем не менее они действу-ют по принуждению, и это вызывает беспокойство, неволь-но возникает вопрос, способны ли они выдержать такой темп без угрозы для самих себя?

Можно ли по каким-то признакам определить загнанных (принужденных) людей? Да, конечно. Есть много симпто-мов, показывающих, что человек загнан. Среди них чаше всего я встречаю следующие:

1. Загнанный человек обычно может быть удовлетворен только достижением результата. Где-то в процессе взрос-ления этот человек обнаруживает, что он может быть доволен собой и своим миром, лишь накапливая достижения. Такое отношение к жизни и к себе чаще всего является ре-зультатом формирующего влияния в раннем возрасте; ро-дители или влиятельные наставники такого ребенка пока-зывали свое одобрение только тогда, когда он полностью за-канчивал какое-то дело. Никакой оценки не давалось, пока задание не было выполнено. Поэтому единственным путем завоевания любви и доверия был путь достижений.

В подобных обстоятельствах иногда формируется пси-хология стремления к достижениям, она овладевает серд-цем человека, и он приходит к мнению, что если в результа-те одного свершения он получил хорошее отношение и высокую оценку со стороны других, то несколько последу-ющих достижений приведут к изобилию хорошего отноше-ния и одобрения.

Поэтому загнанный человек начинает искать способы накопления все большего и большего количества достиже-ний. Вскоре его можно будет увидеть делающим два или три дела одновременно, и это приносит ему какое-то стран-ное удовольствие. В конце концов он попадает в разряд лю-дей, которые всегда читают книги и посещают семинары, где им обещают помочь использовать время еще более эф-фективно. Почему? Потому что так они могут сделать еще больше, что, в свою очередь, обеспечит большее признание.

Такие люди воспринимают жизнь только с точки зрения конечных результатов. По существу, они невысоко ценят процесс, ведущий к результатам. Такой человек предпочел бы лететь из Нью-Йорка в Лос-Анджелес на сверхзвуковом самолете, потому что путешествовать со скоростью назем-ного транспорта и видеть холмы Пенсильвании, золотые поля пшеницы Айовы и Небраски, устрашающие Скалис-тые горы и пустыни Юты и Невады было бы, по его мне-нию, пустой тратой времени. По прибытии в Лос-Анджелес, после быстрого двухчасового путешествия такой загнанный человек был бы до крайности раздражен четырехминутной задержкой при высадке. Прибытие - это все для ориенти-рованного на достижения человека, путешествие для него ничего не значит.

2. Загнанный человек озабочен внешней символикой до-стижений. Обычно он осознает значение власти в целом и старается сосредоточить ее в своих руках. Это значит, что он придает значение внешним признакам статуса, для него очень важны звания, размер и расположение офиса, поло-жение в табели о рангах организации и особые привилегии.

В состоянии загнанности всегда присутствует забота о собственной известности. Загнанный человек спрашивает себя: кто знает о том, что я делаю? Как мне лучше обеспе-чить связи с "великими" моего общества? Эти вопросы час-то заботят загнанного человека.

3. Загнанный человек обычно охвачен необузданным стремлением к расширению своей деятельности. Загнанные люди хотят быть частью растущего и все более процветаю-щего дела. Обычно они все время находятся в движении, в поисках больших и лучших возможностей и нечасто нахо-дят время, чтобы оценить современные достижения.

Английский проповедник Чарлз Сперджен, живший в XIX веке, однажды сказал:
"Человек, достигший успеха, подвергается нажиму со стороны других людей, и это заставляет его крепко держаться за свои завое-вания с помощью плотских методов и практических действий, и ру-ководствуется он при этом повелительными требованиями непре-рывной экспансии.

Но моим разумом и волей успех может владеть лишь до тех пор, пока я не вспомню, что Бог есть Тот, Кто на самом деле совершает работу, что Он может продолжать делать это без меня и способен справиться с ней в любой момент, когда захочет отказаться от моей помощи"8.
Действие этого плачевного принципа можно обнаружить в жизни людей, которые находятся в погоне за карьерой. Но вы можете увидеть его действие и в жизни тех, кто трудится в сфере духовной деятельности, поскольку существует та-кое понятие, как духовно загнанный человек, всегда неудов-летворенный самим собой или тем, как он реализует себя в религиозной работе, и, конечно, это означает, что и к окру-жающим он относится подобным же образом. Он редко бывает удовлетворен результатами работы равных по положе-нию или подчиненных. Он живет в состоянии постоянного беспокойства и тревоги, в поисках более эффективных ме-тодов, больших результатов, более сильных духовных пере-живаний. Обычно нет никакой надежды на то, что он когда-нибудь будет доволен собой или кем-нибудь еще.

4. Загнанные люди не слишком заботятся о честности. Они настолько озабочены своим благополучием и достиже-ниями, что у них нет времени остановиться и спросить, по-спевает ли их внутреннее "я" за темпом внешней деятель-ности. Обычно внутреннее "я" остается далеко позади, про-пасть все растет, а крушение личности проявляется в нечестности. Подобные люди часто становятся все более лживыми; они обманывают не только других, но и самих себя. Упорно стараясь пробиться вперед, они лгут себе от-носительно истинных мотивов своей деятельности; ценнос-ти и нравственные принципы дискредитируются. Кратчай-ший путь к успеху становится стилем их жизни. Поскольку цель для них слишком важна, они постепенно соскальзыва-ют к бесчестности и в этическом плане. Загнанные люди становятся пугающе прагматичными.

5. Загнанные люди часто не умеют ладить с другими людьми; качества, необходимые для общения, либо слабо развиты в них, либо отсутствуют вообще. Они не отлича-ются умением ладить с другими. Это не значит, что они ро-дились неспособными поддерживать хорошие отношения, но планы для них важнее, чем люди. Так как их взгляд все-гда обращен к целям и задачам, они редко обращают внима-ние на людей вокруг себя до тех пор, пока те не понадобятся им для выполнения одной из задач. А других, которые, по их мнению, не могут быть им полезны, они рассматривают как препятствие или как конкурентов, от которых нужно избавиться.

За таким человеком обычно тянется "хвост тел". Там, где люди однажды прославляли его за ярко выраженное умение вести за собой, вскоре возникают все возрастающие разочарование и враждебность, становится ясно, что за-гнанный человек очень мало обращает внимания на здоровье и профессиональный и духовный рост окружающих. Для такого человека существует лишь план, который не об-суждается, и этот план господствует над всем остальным. Коллеги и подчиненные из окружения загнанного человека постепенно уходят один за другим, опустошенные и лишен-ные иллюзий, понимая, что их просто использовали. Скорее всего, мы могли бы сказать о таком человеке: "Работать с ним ужасно, но он всегда добивается своего".

В этом-то и загвоздка. Он добивается своего, но на пути к своей цели может разрушать людей. Непривлекательное зрелище. Однако ирония, которой нельзя пренебречь, со-стоит в том, что почти в каждой крупной организации, ре-лигиозной или светской, людей такого сорта можно обнару-жить на ключевых позициях. Да, они несут с собой семена катастрофы, но они часто незаменимы, когда надо действо-вать.

6. Загнанные люди имеют сильную тенденцию к соревно-ванию. Они рассматривают каждую попытку как игру, кото-рую можно выиграть или проиграть. И конечно, загнанный человек постоянно стремится выигрывать, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей. Чем больше он загнан, с тем большим счетом ему надо выиграть. Выигрыш дает то, в чем загнанный человек отчаянно нуждается, - доказатель-ство его правоты, ценности и значимости. И следовательно, он склонен рассматривать других как конкурентов или вра-гов, которых надо победить - возможно, даже унизить - по ходу дела.

7. Загнанный человек, часто обладает вулканической си-лой гнева, который может извергнулся в любой момент, когда он почувствует сопротивление или нелояльность по отношению к себе. Этот гнев может быть вызван или несо-гласием людей, или в момент, когда предлагается альтерна-тивное решение проблемы, или даже лишь при намеке на критику.

Гнев необязательно может проявляться в виде физиче-ского насилия. Он может приобрести форму словесной гру-бости, например, сквернословия или унизительных оскорб-лений. Гнев может проявиться в карательных действиях, таких, как увольнение людей, оскорбление на глазах у рав-ных по положению или просто как отказ в каких-то приви-легиях - привязанности, деньгах или товарищеских отно-шениях.

Мой близкий Друг рассказал, что как-то он находился в офисе вместе с другими работавшими там коллегами, когда начальник канцелярии, женщина, проработавшая в компа-нии 15 лет, подала заявление на недельный отпуск, чтобы побыть с больным ребенком. Хозяин отказался удовлетво-рить ее просьбу, и она совершила ошибку, ответив слезами на его отказ. Он повернулся и, увидев ее слезы, прорычал:
"Очистите стол и убирайтесь отсюда; я в вас больше не нуж-даюсь". Когда она ушла, он повернулся к шокированным зрителям и сказал: "Давайте проясним одну вещь: все вы на-ходитесь здесь только для того, чтобы делать для меня день-ги. И если вам это не нравится, убирайтесь прямо сейчас!"

Печально, что многие хорошие люди, окружающие за-гнанного человека, покорно смиряются под ударами его гнева, хотя это ужасно оскорбляет их. Они оправдывают это тем, что руководитель добивается результатов, что он бла-гословлен Богом, или считают, что никто не может спорить с победителем. Иногда гнев и его жестокие последствия принимают просто потому, что ни у кого нет ни мужества, ни способности противостоять загнанному человеку.

Недавно один человек, работающий в правлении круп-ной христианской организации, рассказал мне о стычке с исполнительным директором, который в порыве гнева ужасно сквернословил и был невероятно груб. Когда я спросил, почему члены правления мирились с подобным, ничем не оправданным поведением, он сказал: "Мы были под таким впечатлением от того, как, казалось, Бог исполь-зовал его для общественного служения, что с трудом могли противостоять ему".

Стоит ли еще что-нибудь говорить о загнанном человеке, который теперь кажется совершенно несимпатичным? Еще лишь следующее:

8. Загнанные люди, как правило, сверх меры заняты. Они обычно слишком заняты, чтобы заниматься простыми отношениями в семье или с друзьями; они не способны под-держивать нормальные взаимоотношения даже с самим со-бой, не говоря уже о Боге. Так как загнанные люди редко удовлетворяются достигнутым, они используют каждую свободную минуту, чтобы посещать больше собраний, изу-чать больше материалов, начинать новые программы. Они действуют, исходя из правила, что такая репутация в бизне-се является показателем успеха и повышает их личную зна-чимость, поэтому они пытаются произвести впечатление на людей, демонстрируя свою загруженность. Они могут во всеуслышание сожалеть о своем положении, постоянно се-туя на то, что находятся в "ловушке" обязанностей, громко выражая свое желание как-то освободиться от всего, с чем им приходится мириться. Но только попробуйте предло-жить выход!

Правда состоит в том, что любой выход из создавшегося положения - это худшее, что могло бы произойти с ними. Они действительно не знали бы, что делать с собой, если бы внезапно у них стало меньше дел. Занятость для загнанного человека становится привычкой, образом жизни и мышле-ния. Они находят удовольствие в том, чтобы жаловаться и искать сочувствия, но, вероятно, не хотели бы ничего изме-нить. Скажите только об этом загнанному человеку, и вы вызовете его гнев.

Вот таков загнанный человек - не слишком привлека-тельная картина. Что часто беспокоит меня, когда я смотрю на этот портрет, так это тот факт, что нашим миром по боль-шей части правят загнанные люди. Мы создали систему, ко-торая покоится на их спинах. И там, где это на самом деле так: в бизнесе, в церквах и в домах, - там часто растет число людей, принесенных в жертву ради достижений и накопле-ния.

Пасторы, которые являются загнанными людьми, извес-тны тем, что увольняют множество помощников и подавля-ют лидеров, стремясь единолично возглавлять свои органи-зации, - самые крупные, самые лучшие и самые известные. Есть деловые люди, которые в церкви декларируют свою христианскую веру и имеют репутацию милосердных, но в то же время у себя в офисе они безжалостно подгоняют лю-дей и выжимают из них все силы, чтобы самим получать удовлетворение от побед, приобретений или создания репу-тации.

Недавно один бизнесменов стал христианином благодаря моему хорошему другу. Вскоре после того как он сделал вы-бор следовать за Иисусом Христом, он написал ему длин-ное письмо и описал ситуацию, в которую попал в результа-те своей загнанности. Я попросил разрешения частично ис-пользовать это письмо, потому что оно живо иллюстрирует загнанного человека. Он писал:
"Несколько лет назад я пережил момент полного крушения в жизни. Хотя у меня была замечательная жена и три прекрасных сына, в моей карьере все шло плохо. У меня было совсем мало дру-зей, у старшего сына начались неприятности - он стал хуже успе-вать в школе, я страдал от депрессии, отношения в семье были на-пряженными и несчастливыми. В это время я получил возможность поехать за океан для работы в иностранной компании. Эта перспек-тива была настолько прекрасной в финансовом и профессиональ-ном отношении, что я поставил ее на первое место в своей жизни, пренебрегая другими ценностями. Я сделал много неверных (т. е. грешных) поступков, чтобы продвинуться вперед в карьере и благо-состоянии. Я оправдывал все тем, что это будет хорошо для моей се-мьи (больше денег и т. д.) - в результате я лгал самому себе и своей семье и поступал неправильно во многих отношениях.
Конечно, это было невыносимо для моей жены, и она с семьей вернулась в США. Но я все еще был слеп к своим внутренним про-блемам. Мое преуспевание, моя зарплата, моя карьера - это было на первом плане. Я был пойман в золотую клетку... (Выделено мной.)

Хотя снаружи все шло прекрасно, на самом же деле я все терял. Казалось, я потерял свои способности размышлять и принимать ре-шения. Я постоянно оценивал альтернативы, рассматривая различ-ные возможности, всегда стараясь использовать то, что приведет к максимальному успеху и выигрышу в карьере, но результаты были плачевными. В своем сердце я чувствовал, что где-то допустил ужасную ошибку. Я пошел в церковь, но то, что там говорилось, не достигало меня. Я был слишком занят своим собственным миром.

После ужасного случая с моей семьей несколько недель назад я совершенно отбросил свой прежний образ мыслей и на девять дней переехал в гостиницу, чтобы решить, что делать. Чем больше я ду-мал, тем больше беспокоился. Я начал осознавать, насколько глу-пым я был на самом деле, насколько темна была моя жизнь. И что было еще хуже, я не видел выхода из создавшегося положения. Единственным моим решением было убежать и спрятаться, начать все снова в другом месте, обрубить все связи".
Эта тяжелая повесть о человеке "на дне", к счастью, име-ет счастливый конец. Его переживания во время девяти-дневного пребывания в гостинице открыли ему любовь Бога и Его способность вызывать драматическое изменение жизни. И загнанный человек превратился в то, что в следу-ющей главе мы назовем призванным человеком. Он выбрал-ся из своей золотой клетки.

В Библии немногие люди представляют собой настолько типичный пример загнанного человека, как Саул, первый царь Израиля. Его история, в отличие от предыдущей, за-кончившейся благополучно, имела печальный конец, пото-му что Саул так никогда и не выбрался из золотой клетки. Все, что он делал, лишь обременяло его непосильным гне-том. И это привело его к гибели.

То, как Библия представляет Саула, должно послужить для нас достаточным предупреждением. У этого человека были некоторые уязвимые стороны, которые необходимо было обратить к внутреннему миру, в противном случае это могло привести к потере контроля над собой.

"Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бсхорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина, человек знатный. У него был сын, имя его Саул, молодой и краси-вый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа" (1 Цар. 9:1-2).
У Саула было три ничем не заслуженных качества в на-чале его общественной жизни, которые потенциально могли стать достоинствами или помехами. Все зависело от его вы-бора. А выбор, в свою очередь, зависел от повседневного со-стояния его внутреннего мира.

Три? Первое - богатство; второе - привлекательная внешность; и третье - крупное и физически хорошо разви-тое тело. Все эти характерные черты весьма ценились людь-ми внешнего мира. Иными словами, Саул с первого взгляда производил впечатление незаурядного человека, он казался лучшим, чем кто-либо из окружающих. Все три внешних признака привлекали внимание и давали ему быстрые пре-имущества. (Каждый раз, когда я думаю о природных даро-ваниях Саула, я вспоминаю, как несколько лет тому назад один президент банка сказал мне: "Макдональд, вы могли бы далеко пойти в мире бизнеса, если бы были примерно на шесть дюймов выше ростом".) И что наиболее важно, они наделяли его своего рода харизмой (исключительной ода-ренностью), что дало ему возможность рано добиться успе-ха, даже без необходимости развивать мудрость сердца или духовные качества. Он просто был быстр на старте.

Из текста Библии, где рассказывается история Саула, мы узнаем и о некоторых других качествах этого человека, которые могли способствовать его успеху или стать частью его полного поражения. Например, его умение владеть сло-вом. Когда у него появлялся шанс говорить перед множе-ством народа, он был красноречив. Другими словами, для человека были созданы все условия, чтобы сосредоточить в своих руках власть и иметь признание, без необходимости развить сначала сильный внутренний мир. И именно в этом заключалась опасность.

Когда Саул стал царем Израиля, он слишком быстро до-стиг больших успехов. Очевидно, это лишило его представ-ления о том, что и в его жизни существуют какие-то грани-цы. Он слишком мало времени размышлял о нуждах дру-гих, о взаимоотношениях с Богом и о своих обязанностях по отношению к людям, которыми он правил. Начали появ-ляться признаки загнанного человека.

Саул стал занятым, беспокойным человеком; он видел миры, которые, по его мнению, надо было завоевать. Накануне битвы с филистимлянами, главными врагами израиль-тян в то время, он с нетерпением ждал в Галгале пророка Самуила, который должен был принести необходимые жер-твы. Но святой человек не появился в назначенное время, и это вызвало раздражение Саула. Он решил, что его времен-ные планы нарушаются и ему надо действовать. Какие меры он надумал принять? Он решил сам принести жертву. И именно так он и поступил.

Каков же был результат? Довольно серьезное нарушение завета с Богом. Приносить жертвы могли только пророки, такие, как Самуил, а не цари, такие, как Саул. Но Саул за-был об этом, так как считал себя слишком значительным человеком.

С этого момента Саул обнаружил, что его жизнь покати-лась по наклонной плоскости. "Но теперь не устоять цар-ствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему" (1 Цар. 13:14). Именно так кончают загнанные люди.

Саул, лишенный благословений и помощи от Бога, кото-рые он имел до настоящего момента, все больше превра-щался в загнанного человека. Вскоре он начал тратить всю свою энергию на то, чтобы удержать трон, состязаясь с юным Давидом, поразившим воображение народа Израиля.

Писание дает нам несколько примеров, когда гнев Саула достигал устрашающей силы; в такие моменты он был спо-собен и к насилию, и к жалости к себе, парализующей его волю. К концу своей жизни он стал человеком, не способ-ным владеть собой, видевшим врагов за каждым кустом. Почему? Потому что с самого начала Саул был загнанным человеком и потому что он никогда не стремился упорядо-чить свой внутренний мир,

Мне интересно, какую сумму очков набрал бы Саул по Стрессовой таблице Томаса Холмса? Я подозреваю, что ко-личество единиц у него было бы на уровне жертв инсультов и инфарктов. Но Саул так и не разобрался в своей загнанно-сти, ни через некое подобие стрессовой таблицы, ни просто обратившись к своему внутреннему миру, чтобы услышать упреки, исходящие от Бога. Думаю, Саул не смог бы долго находиться среди двенадцати учеников, выбранных Иису-сом. Его собственное принуждение было намного сильнее. То, что понуждало его ухватиться за власть и не выпускать ее, что заставляло его набрасываться на своих ближайших сторонников и что вызвало последовательный ряд неразум-ных поступков, это в конце концов привело его к унизи-тельной смерти. Он был классическим примером загнанно-го человека.

Когда мы обнаруживаем в самих себе эту загнанность, мы должны проводить работу в своем внутреннем мире. Если внутренний мир полон неразрешенных понуждений, мы не сможем различить голос Христа, когда Он призовет нас. Слишком велики будут шум и боль, вызванные стрессом.

К сожалению, наше общество изобилует саулами, муж-чинами и женщинами, пойманными в золотую клетку, по-нуждаемыми копить, добиваться известности или стре-миться к свершениям. Наши церкви, к сожалению, тоже полны такими загнанными людьми. Многие церкви превра-тились в высохшие фонтаны. Вместо того чтобы быть ис-точниками жизненной энергии, которая побуждает людей расти и наслаждаться на путях Божьих, они становятся ис-точниками стресса. Внутренний мир загнанного человека расстроен; его клетка может быть щедро позолочена, но это ловушка; внутри нее нет ничего долговечного.
 

Предыдущая глава    Оглавление   Следующая глава



2001–2022 Электронная христианская библиотека