|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Как упорядочить свой внутренний
мир
|
Г. Макдональд
| ||
Глава 7
Памятка для неорганизованного:
Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я начну ликвидировать
"утечки времени" и распределять продуктивное время с учетом своих возможностей,
огра-ничений и приоритетов.
Чем больше я смотрел на полученные уроки, тем боль-ше осознавал, насколько важно приобрести контроль над временем как можно раньше в своей жизни. Формулируя свои мысли на бумаге, я обнаружил, что существует всего лишь несколько основных принципов, но до тех пор, пока ими не овладеешь, вопрос времени всегда будет большой и потенциально обескураживающей проблемой. Написанное мною в качестве подготовки к следующему разговору я ре-шил озаглавить так: "Законы упущенного времени Макдо-нальда". Законы упущенного времени Макдональдса Закон 1: я упускаю время, когда иду на поводу своих слабостей Так как в начале работы я не сумел четко определить суть своей миссии и не был достаточно безжалостным к своим слабостям, то вскоре обнаружил, что обычно трачу непомерно много времени на дела, к которым у меня нет особых способностей, в то время как задачи, которые я спо-собен выполнить безупречно и эффективно, остаются без внимания. Я знаю многих христианских лидеров, которые чисто-сердечно признают, что они потратили до 80% своего време-ни, делая то, в чем они были не самыми лучшими. Напри-мер, мой самый сильный дар - это умение проповедовать и учить, при этом я достаточно хороший администратор, но это, конечно, не лучшая стрела в моем пасторском колчане. Итак, почему я, когда был моложе, тратил почти 75% имевшегося в моем распоряжении времени, стараясь вы-полнять административные обязанности, и сравнительно мало времени уделял необходимым научным занятиям и подготовке хороших проповедей? Потому что упущенное время всегда направлено к соответствующей слабости чело-века. Я знал, что могу сделать неплохую проповедь при ми-нимальной подготовке, и не использовал свои способности в полную силу. Именно это происходит, когда человек не-дооценивает проблему и не принимает решительных мер. В конце концов я решился на крутые меры. Несколько чутких человек помогли мне увидеть истинное положение дел и показали, что я, по-видимому, напрасно растрачиваю свои способности. С их помощью я принял решение пере-дать руководство делами нашей конгрегации компетентному пастору-администратору. Сначала это было нелегко, по-тому что я все еще хотел сказать свое слово по каждому решению, выразить мнение по каждому вопросу. Мне при-шлось отступить и оставить все в его руках. Но это сработало! И когда я смог полностью положиться на нашего пасто-ра-администратора (что оказалось легко сделать), то полу-чил возможность направить огромное количество энергии на то, что, по воле Божьей, я, скорее всего, делаю хорошо. Я почти слышу, как кто-то говорит: "Прекрасно, когда есть деньги, чтобы нанять кого-то выполнить то, в чем я не силен". Возможно, что мои заметки лишь помогут осознать, почему мы чувствуем себя разбитыми, когда время, кажет-ся, ускользает от нас. Но я должен добавить, что помощь бу-дет более ощутимой, если мы на деле сможем найти созида-тельные пути, чтобы разделить наши задачи с другими. Во-первых, мы должны сесть и подумать: что каждый из нас умеет делать лучше других? Это применимо в доме, в кон-торе, в церкви.
Закон 2: я упускаю время под влиянием людей, доминирующих в моей жизни
Знаменитый "духовный закон" гласит, что "Бог любит нас и у Него есть план относительно нашей жизни". Чело-век, который не владеет своим временем, обнаруживает, что то же самое можно сказать о людях, способных оказывать влияние на нашу жизнь. Люди, подпадающие под этот закон, выясняют, что по-скольку сами они не определили бюджет своего времени, то другие вторгаются в их жизнь и определяют для них распи-сание и приоритеты. Будучи молодым пастором, я обнару-жил, что, поскольку мое время не было как следует органи-зовано, я находился во власти всякого, кто имел фантазию посетить меня, пригласить на чашку кофе или желал моего присутствия на заседании комитета. Мой календарь был не-организован, и я не мог сказать "нет". И потом, будучи мо-лодым человеком, я очень хотел угодить людям. Из-за недостатка организованности я не только был ли-шен возможности использовать свое время с большей поль-зой для себя, но и моя семья часто страдала от этого, на-прасно ожидая те прекрасные часы, которые я должен был уделять ей. И так это продолжалось: активные люди распо-ряжались моим временем лучше, чем я, потому что я не взял на себя инициативу и не распорядился своим време-нем прежде, чем они это сделали за меня. Закон 3: я упускаю время, уступая всем срочным требованиям Лучше всего говорит об этом Чарлз Хаммел в малень-кой, ставшей классической брошюре: всеми нами управляет тирания срочности. Те из нас, кто несет на себе обязанности руководителя, - в бизнесе, в доме или в церкви - постоян-но окружены событиями, взывающими к немедленному вниманию. Как-то летом, когда наш второй пастор и я - оба - были в отпуске, священник, ответственный за христианское обра-зование, ответил на звонок одного члена церкви, который хотел, чтобы я провел службу на похоронах его дальнего родственника. Когда ему сказали, что я уехал на месяц, он спросил о моем заместителе и был разочарован, узнав, что он тоже уехал. Ему предложили, чтобы службу провел ка-кой-нибудь другой пастор, но он отказался, сказав: "Нет, мне не подойдет кто-нибудь ниже рангом, чем номер два". Люди с подобным образом мыслей создают срочные, на-пряженные ситуации для руководителей. Каждый хочет привлечь внимание первого лица. Каждый комитет и прав-ление хотят, чтобы на заседаниях присутствовало первое лицо, даже если они не всегда собираются выслушать его мнение. Большинство людей в случае затруднения хотели бы получить немедленный отклик со стороны главного ру-ководителя. Как-то в субботу днем в нашем доме раздался телефон-ный звонок. Когда я ответил, на другом конце линии за-звучал встревоженный женский голос. "Мне надо срочно встретиться с вами", - сказала женщина. Я спросил ее имя и сразу понял, что никогда не встречался с ней раньше и что едва ли она посещала нашу церковь. "По какой причине мы должны встретиться прямо сей-час?" - спросил я. Это был важный вопрос, один из не-скольких, которые я научился задавать. Если бы это проис-ходило много лет тому назад, когда я был молодым, я бы не- медленно откликнулся на ее просьбу, учитывая слова о срочной необходимости, и, отменив все дела, назначил бы встречу через десять минут в моем офисе.
"Мой брак распадается", - ответила она.
Следующая ее реплика была незабываемой: "О, это про-должается в течение
пяти лет".
Она ответила: "Сегодня после полудня у меня свободное время, и я просто подумала, что было бы неплохо встре-титься с вами". Закон номер три, как правило, означал бы, что я уступил бы ее желанию видеть меня немедленно. Но к этому момен-ту моей жизни мое время по большей части было распреде-лено, поэтому я сказал: "Я не могу понять, почему вы ду-маете, что у вас срочная проблема. Сейчас я буду очень откровенным с вами. Завтра утром я должен прочитать про-поведь, и, откровенно говоря, моя голова целиком занята этой обязанностью. Поскольку вы живете со своей пробле-мой уже в течение нескольких лет и поскольку у вас было несколько дней, чтобы обдумать вашу ситуацию, я хочу предложить вам позвонить мне в понедельник утром, и мы сможем назначить время для встречи, когда мой ум будет в лучшем состоянии. Я хочу быть способным уделить вам максимум внимания. Но сегодня днем это сделать невоз-можно. Как вы находите мое предложение?" Она сочла это потрясающей идеей и поняла, почему я предложил подобный план. И она, и я закончили разговор вполне удовлетворенными. Она - зная, что все-таки пого-ворит со мной; я - потому что сберег время для наиболее важного в ту субботу дела. Казавшееся срочным дело не сломало бюджет моего времени. Не все, что громко кричит, является самым срочным.
В своей духовной автобиографии "Пока еще день" Эл-тон Трублад пишет:
Закон 4: я упускаю время, вкладывая его в то, что получает общественное одобрение Другими словами, мы склонны отдавать свое неучтенное время делам, которые могут принести скорейшие и наи-большие похвалы. Когда мы с моей женой были молодоженами, то обнару-жили, что могли бы получать много приглашений на бан-кеты и встречи разного рода, если бы умели петь соло или дуэтом. Было бы приятно слышать аплодисменты и приоб-ретать популярность. Но концерты не были нашим призва-нием. Им были проповедь и пасторские заботы. К сожале-нию, в молодых проповедниках не было большой нужды, и у нас появилось искушение делать именно то, чего от нас ожидали.
Нам пришлось сделать решающий выбор. Используем ли мы наше время на
то, чего от нас больше всего ждут дру-гие, или мы займемся серьезным делом
и обратим свое вни-мание к тому, что является самым важным: учиться быть
проповедником и советчиком? К счастью, мы решили избе-гать соблазна и избрали
второй путь. Это окупилось.
Таким образом, законы упущенного времени снова и снова возвращаются, чтобы преследовать неорганизованно-го человека, до тех пор пока он не примет решение взять инициативу в свои руки, прежде чем это сделает за него другой человек или иное событие.
Как вернуть время
Я должен знать свои ритмы максимальной эффективности Внимательное изучение своих привычек в работе приве-ло меня к важному открытию. Есть разные задачи, которые я лучше всего выполняю в определенные периоды времени и при определенных обстоятельствах. Например, в первые дни недели я неэффективно работаю над моей воскресной проповедью. Двухчасовая работа в понедельник почти ни-чего не дает, тогда как один час в четверг или в пятницу почти бесценен. Я просто лучше концентрируюсь. С другой стороны, лучше всего я общаюсь с людьми в начале недели когда напряжение предстоящей проповеди еще не завладе-ло мной. Я имею тенденцию снижать эффективность взаи-моотношений с людьми в конце недели, когда целиком за-нят предстоящей воскресной работой на кафедре. Я могу идти в своих наблюдениях дальше, к более мел-ким деталям. Работой за письменным столом мне лучше за-ниматься рано утром, когда у меня есть в достаточной мере никем не нарушаемое уединение. А мое лучшее "время для людей" - после полудня, когда я чувствую себя вниматель-ным и проницательным. Изучение своих ритмов научило меня откладывать заня-тия за письменным столом на конец недели и планировать время для работы с людьми и в комитетах, по возможности, на первую половину недели. Таким образом, мой бюджет времени отражает и использует ритмы моей жизни. Я также заметил, что я - утренний человек ("жаворо-нок"). Я встаю рано и несколько тревожусь, если не пошел спать вовремя предыдущей ночью. Поэтому для меня важ-но придерживаться установленного времени сна. Мы ис-пользовали этот принцип в жизни наших сыновей, когда они были детьми. Я не знаю, почему нам раньше не прихо-дило в голову, что и взрослым было бы разумным использо-вать определенное время для сна. И когда я наконец понял это, то постарался ложиться спать каждый вечер в одно и то же время. Прочитав специальную статью по этому вопросу, я на-чал экспериментировать, чтобы определить для себя необ-ходимую продолжительность сна. В процессе эксперимента автор советовал завести будильник на определенное время и вставать в это время в течение трех дней подряд. Затем перевести будильник на десять минут раньше на следую-щие три дня. Таким образом, переводя стрелку будильника каждые три дня на десять минут раньше, человек в итоге придет к точке естественной усталости, когда в течение всего последующего дня он не будет чувствовать себя дос-таточно отдохнувшим. Я постарался проделать это, выяс-нил, что мог вставать значительно раньше, чем предполагал, и это добавило почти целых два - весьма ценных - часа к моему дню. Итак, есть недельные ритмы, дневные и годовые. Я выяс-нил, например, что в определенные месяцы способен испы-тывать патологическое эмоциональное утомление, когда ка-кая-то часть меня хотела бы сбежать от людей и от ответ-ственности. Необходимо было справиться с этим. С другой стороны, были периоды в году, когда мне надо было быть сравнительно более сильным в качестве христи-анского руководителя, потому что многие вокруг меня ис-пытывали слишком сильную усталость и напряжение. Та-ким временем были февраль и март, когда все мы в Новой Англии боремся с последствиями долгой зимы и склонны к раздражительности и критицизму. Я научился готовить себя к тому, чтобы стать дополнительной, особой поддерж-кой другим людям в такие времена. А когда приходит весна и люди чувствуют себя возродившимися, тогда я могу поз-волить себе переживать мое собственное время слабости. Я выяснил также, что летние месяцы для меня - пре-красное время для дополнительного чтения и моей духов-ной подготовки к следующему году. А с января по март включительно по причинам, о которых я только что упомя-нул, большую часть времени я планирую проводить с людь-ми, так как мой список нуждающихся в совете резко увели-чивается. Все мои книги были прочитаны в летнее время; нет возможности сделать это зимой.
Зная свои ритмы, я не удивляюсь, когда чувствую себя внутренне опустошенным
после периода напряженных вы-ступлений и преподавания. Я не могу жить день
за днем за пределами эмоциональных границ, наступает момент, когда я должен
опуститься несколько ниже границы эмоциональ-ной нормы, чтобы восстановить
растраченные силы. Поэто-му разумно не принимать важные решения в понедельник,
после дня, когда были прочитаны несколько проповедей. И если день за днем
я испытываю сильное напряжение во вре-мя летних отпусков, для меня разумно
запланировать ко-роткое время отдыха, когда все закончится.
Хотя здесь не было ничего похожего на настоящее кру-шение в классическом смысле, я узнал из этого болезненно-го опыта, как важно постоянно следить за нагрузками и стрессами и знать, когда и как я выполняю определенные задачи наилучшим образом. Я не хотел, чтобы это произош-ло снова, и это не повторилось. Я был слишком напуган этим опытом, чтобы позволить себе когда-нибудь снова за-лезть в такие эмоциональные долги. Мне надо было на-учиться лучше, чем прежде, рассчитывать свое время.
Сейчас я могу оценить отрывок из письма, которое Уильям Бут, основатель
Армии спасения, получил однаж-ды, находясь в длительной поездке, от своей
жены. Она писала:
Помни, что длинная жизнь, наполненная постоянным, последо-вательным,
святым трудом принесет в два раза больше плодов, чем жизнь, сокращенная
и разрушенная судорожными и расточитель-ными усилиями; будь внимателен
и береги свои силы там, где уси-лия не являются необходимостью"13.
Много лет назад отец поделился со мной мудрой мыс-лью. Он сказал, что одним из самых больших испытаний че-ловеческого характера является момент выбора, когда сре-ди всех возможностей, встречающихся на жизненном пути, необходимо что-то выбрать, а от чего-то отказаться. "Твой выбор, - сказал он мне, - будет заключаться не в отделе-нии хорошего от плохого, а в том, чтобы выбрать самое луч-шее из всевозможного хорошего". Он был абсолютно прав. Мне действительно пришлось научиться (иногда с тяже-лым сердцем) говорить "нет" тому, что мне очень хотелось сделать, чтобы сказать "да" самому лучшему. Следование этому совету означало иногда необходи-мость отказаться от обедов и спортивных мероприятий в субботу вечером, чтобы чувствовать себя свежим духовно и (физически в воскресенье утром, или отказаться от каких-то выступлений, хотя на самом деле очень хотелось сказать "да". Иногда мне бывает трудно сделать такой выбор просто потому, что мне нравится получать одобрение от людей. Когда человек учится говорить "нет" чему-то хорошему, он рискует приобрести себе врагов и критиков: а кому надо иметь их больше, чем есть? Поэтому мне трудно говорить "нет". Я обнаружил, что большинство людей, чья жизнь связа-на с той или иной формой руководства, испытывает ту же проблему. Но если мы стоим перед необходимостью распо-рядиться временем, нам придется набраться мужества и сказать твердое, но вежливое "нет" возможностям, которые являются хорошими, но не самыми лучшими.
Этого требует, как и во времена служения нашего Госпо-да, суть нашей
миссии. Что мы призваны делать? Как луч-ше всего распорядиться своим временем?
Что является не-обходимым, без чего мы не можем идти вперед? Все осталь-ное
должно рассматриваться как подлежащее обсуждению:
"Не давайте слишком легко себя убедить, что Бог в действитель-ности
хочет, чтобы вы делали всякого рода работу, которую вы де-лать не обязаны.
Каждый должен исполнять свои долг "в том зва-нии, в котором призван" Богом.
Помните, что вера в добродетель-ные дела ради самих дел является типично
женской, типично американской и типично современной: поэтому три завесы
могут отделять вас от правильного взгляда! Может существовать такое же
пристрастие к работе, как к спиртным напиткам. То, что кажется рвением,
усердием, может оказаться всего лишь суетностью или даже попыткой ощутить
собственную значимость... Делая то, что не требует "его состояние и долг",
человек может стать менее способ-ным к исполнению своего истинного долга
и, таким образом, совер-шить несправедливость"14.
Этот последний принцип является наиболее важным;
Трудным путем я выяснил для себя, что основные эле-менты бюджета моего
времени должны быть записаны в ка-лендарь за восемь недель до наступления
даты. За восемь
Если сейчас август, то я уже начинаю составлять план на октябрь. А что я записываю в календарь? Те аспекты моего внутреннего мира, которые не подлежат обсуждению: мои духовные ученики, мои интеллектуальные ученики, мой субботний отдых, особые дружеские связи и, конечно, мои обязанности по отношению к семье. Затем в календарь за-носится второй ряд приоритетов: расписание основной ра-боты, к которой я призван, - работа над проповедью, а так-же записи по совершенствованию руководства и обучения. По мере возможности все это заносится в календарь за много, много недель до намеченного срока, потому что ког-да приближается это время, то я обнаруживаю вокруг себя людей, которым необходимо, как им кажется, немедленно встретиться со мной. Некоторые из них имеют обоснован-ные требования, и надо надеяться, что для них останется свободный промежуток времени. Но требования других будут нецелесообразными. Они будут претендовать на вечер, который я запланировал для своей семьи. Или им потребуется утренний час, зарезерви-рованный для занятий. Насколько лучше организован мой внутренний мир, если я допускаю, что работа течет, огибая приоритеты и попадая в свободную канавку, чем при дру-гом положении вещей. Однажды мне пришло в голову, что мои самые важные элементы бюджета времени имеют нечто общее. Они никог-да не начинают немедленно вопить, если их игнорируют. К примеру, я мог забросить свои духовные занятия и ни разу не слышал, чтобы Бог громко кричал об этом. Я прекрасно мог обходиться без этого какое-то время. И когда я не уде-лял время семье, Гейл и дети обычно все понимали и про-щали и часто были гораздо терпеливее, чем некоторые чле-ны церкви, требовавшие немедленного отклика и внима-ния. И когда я отодвигал научные занятия на задний план, то некоторое время это сходило мне с рук. Такими вещами можно было пренебрегать в течение какого-то времени без всяких неблагоприятных последствий, и поэтому они так часто отодвигались в сторону, когда я не составлял бюджет времени заранее; другие, менее важные дела находили способ вклиниваться и вытеснять их неделя за неделей. Пе-чально то, что если семьей, отдыхом и духовными занятия-ми пренебрегают слишком долго, то в конце концов насту-пает такой момент, когда избежать отрицательных послед-ствий уже невозможно.
Например, наш сын Марк в средней школе делал успехи в спорте, а наша
дочь Кристен обладала артистическими данными и занималась музыкой. Оба
они участвовали в спортивных играх и концертах. Было бы легко пропустить
эти мероприятия, если бы я не записывал их даты в свой ка-лендарь заранее,
за много недель. Мой секретарь, например, всегда хранил в офисе расписание
игр, в которых участвовал мой сын, и прекрасно знал, что на это время не
надо на-значать никаких дел.
А что для вас является первоочередным? Я думаю, что большинство из нас, жалующихся на свою неорганизован-ность, просто не знает ответа. В результате важные дела, ко-торые способны в огромной степени изменить эффектив-ность нашей жизни и деятельности, не могут попасть в рас-писание до тех пор, пока не становится слишком поздно. Последствия? Дезорганизация и утомление; несуществен-ные дела заполняют наше время, отодвигая на задний план все необходимое. И такое состояние в течение длительного времени просто мучительно.
На днях меня поймал один человек и спросил, не можем ли мы встретиться
в такой-то день за ранним завтраком. "Как рано?" - спросил я.
У меня действительно была назначена встреча на шесть часов в то утро.
На самом же деле она началась еще раньше. Это была встреча с Богом. Он
был первым в моем календаре в тот день, и там Он находится всегда. И это
не та встреча, которая может быть объектом компромисса. Напротив, если
человек хочет завладеть временем и держать его под контролем, то встреча
с Богом должна стать отправной точ-кой каждого организованного дня, организованной
жизни и организованного внутреннего мира.
|
|||
|
2001–2024 Электронная христианская библиотека