Письмо 26. Абсолютное доверие есть самая короткая дорога к Богу.
Не сомневаюсь, что Бог постоянно обходится с Вами как с одним из его друзей, то
есть испытаниями, страданиями и унижениями. Пути и средства Божии привлечь души
к Себе, выполняют Его замысел намного быстрее и точнее, чем все усилия человека;
это потому, что они уничтожают самолюбие в самом ее корне, где со всеми нашими
болями мы не смогли бы обнаружить его. Бог знает все его направления и нападает
на него в самых сильных местах.
Если бы мы имели силу и веру, достаточные чтобы вверить себя полностью Богу и
следовать за Ним просто и везде, где Он ни повел бы нас, нам не нужно никакого
великого усилия разума, чтобы достигнуть совершенства. Но поскольку мы столь слабы
в вере, то требовать знания без доверия Богу, значит удлинять нашу дорогу и задержать
наши духовные дела. Откажитесь от себя настолько абсолютно, насколько возможно
и вручите себя Богу, продолжая поступать так до последнего дыхания, Он никогда
не покинет вас.
Письмо 27. Время искушения и бедствия - не время изобретать решения.
Ваше чрезмерное бедствие подобно летней жаре, которую нужно перенести. Ничто не
производит на вас никакого впечатления и вам кажется, что у вас наиболее существенный
случай по отношению к остальным, наиболее мнимым ситуациям; это обычный результат
большого страдания. Бог допускает вам, несмотря на ваши превосходные способности,
оказаться слепым к тому, что лежит непосредственно перед вами и думать, что вы
видите ясно, что не существует вообще ничего. Бог будет прославлен в вашем сердце,
если вы будете преданны в уступании Его планам. Но ничто не будет более неразумным,
чем принятие решений в беде, которое явно сопровождается неспособностью делать
что-нибудь по-Божьи.
Когда вы находитесь в покое, то делайте в духе то, что вы чувствуете самым близким
к воле Божией о вас. Возвращайтесь постепенно к преданности, простоте и забвению
о себе. Общайтесь, слушайте Бога и будьте глухи к себе. Тогда делайте все, что
у вас на сердце, поскольку я не имею никакого опасения, что такой дух разрешит
вам сделать какой-либо неправильный шаг. Но предположим, что мы нормальны, когда
находимся в самой агонии беды и под влиянием сильного искушения самолюбия, тогда
можно гарантировать наше заблуждение. Спросите любого опытного советника и он
скажет вам, что вы не должны делать каких-то решений, пока вы не вступили в мир
и не возвратились к мирному общению. Вы узнаете от него, что самый верный путь
к самообману, это доверять себе в страдании, в котором наша природа столь неблагоразумна
и раздражена.
Вы скажете, что я желаю помешать вам делать то, что вы должны делать, запрещая
вам выполнить это в тот момент, когда вы способны к этому. Бог запрещает! Я не
желаю ни разрешать, ни препятствовать: мое единственное желание - так посоветовать
вам, чтобы вы не оказались требующими у Бога. Теперь столь же ясно, как день,
что вы впали бы в это, если приняли совет от руки самолюбия, уязвленному действовать
поспешно и раздраженному до отчаяния. Изменили бы вы что-нибудь, чтобы удовлетворить
свое самолюбие, когда Бог не желает этого? Бог запрещает! Ждите же тогда, пока
не придете в состояние, располагающему принять совет. Чтобы наслаждаться истинными
преимуществами просвещения, мы должны быть одинаково готовы к каждой альтернативе
и не должны иметь чего-либо, что мы с радостью не расположены сразу пожертвовать
ради Него.
Письмо 28. Кто имеет любовь, имеет все.
Я со вчерашнего дня думал часто о том, что вы написали мне и моя уверенность возрастает
о том, что Бог поддержит вас. Хотя вы не испытываете никакого великого удовольствия
в благочестивых упражнениях, вы не должны забывать быть преданными в них, насколько
ваше здоровье позволит это. Выздоравливающий имеет небольшой аппетит, но он должен
есть, чтобы поддерживать жизнь.
Было бы вам очень уместно, если вы могли бы иногда провести несколько минут в
Христианской беседе с кем-то из вашей семьи, если вы можете доверять ему, чем
в выборе руководствоваться совершенной свободой ваших впечатлений настоящего времени.
Бог не призывает вас какими-то оживленными эмоциями и я сердечно радуюсь этому
и тому, что вы останетесь верным; ибо верность без поддержки восхищениями гораздо
более чиста и безопасна, чем верность, сопровождаемая теми чуткими чувствами,
которые могут укорениться исключительно в воображении. Немного чтения и размышления
каждый день, будут средствами бесчувственно дающими вам свет и силу для всех жертв,
которые Бог требует от вас. Любите Его и все остальное будет в порядке; ибо все
остальное придет с любовью. Я не прошу от вас любви кроткой и эмоциональный, а
только той, что склонена к взаимной любви и той, что, несмотря на все порочные
желания вашего сердца, вы предпочитаете Бога прежде самого себя и всего мира.
Письмо 29. Слабость предпочтительнее силе, и практика лучше знания.
Мне говорят, мой дорогой дитя в нашем Господе, что вы страдаете от болезни. Я
страдаю с вами, поскольку я люблю вас нежно; но я не могу ничего, как только поцеловать
руку, которая бьет вас, и я молюсь о вас, чтобы и вы целовали ее любяще вместе
со мной. Вы прежде злоупотребляли вашим здоровьем и удовольствиями, исходящими
из него; эта слабость и ей сопутствующие боли - естественное последствие такого
пути.
Молю Бога только о том, чтобы Он смирил ваш дух даже больше, чем Он смиряет ваше
тело, и в то время, пока Он утешает тело по вашей нужде, Он полностью сокрушил
дух. О как мы сильны, когда мы начинаем чувствовать, что мы всего лишь слабость
и немощь! Тогда мы всегда готовы верить, что мы ошибаемся и исправляться, исповедывая
это; наши умы всегда открыты к просвещению от других; тогда мы не важничаем в
ничтожествах и говорим наиболее решительные вещи с простотой и уважением к другим;
тогда мы не возражаем, когда нас осуждают и подчиняемся без колебания осуждению
первого посетителя. В то же самое время мы никого не судим без абсолютной необходимости;
мы говорим только с теми, кто желают этого, упоминая несовершенства, которые мы,
как нам кажется, обнаруживаем, без догматики и скорее чтобы удовлетворить их истинные
желания, чем от желания оказаться теми, которым нужно верить или создавать репутацию
мудрости.
Молю Бога, чтобы Он сохранил вас верным Его благодати и чтобы Он, Кто начал в
вас доброе дело, исполнил его до дня Иисуса Христа. (Фил.1:6) Мы должны терпеть
себя с терпением и без лести и оставаться в непрерывном подчинении всем средствам
преодоления наших мыслей и внутренних отвращений; так мы станем более уступчивыми
к впечатлениям от благодати в практике Евангелия. Но пусть это дело выполняется
спокойно и мирно и пусть оно не будет слишком нетерпеливым, как если бы оно могло
исполниться в один день. Будем рассуждать меньше, а делать больше. Если мы не
осторожны, то приобретение знаний так займет эту жизнь, что нам потребуется другая,
чтобы претворить наши приобретения в практику. Мы находимся в опасности веры в
себя как достигших совершенства по нашему знанию пути; но все наши красивые теории
далеки от того, чтобы помочь нам в смерти нашего "я" и только служат
питанию жизни Адама в нас тайным восхищением и доверием своей просвещенности.
Оставьте же всякое доверие своей собственной силе и своему знанию пути, и вы сделаете
великий шаг к совершенству. Смирение и недоверие к себе с откровенной непосредственностью,
является фундаментальными добродетелями для Вас.
Письмо 30. Остерегайтесь гордости рассуждения; истинный путь к знанию -
любовь.
Ваш разум также очень занят внешними вещами, и еще хуже, спором о вашей способности
действовать с частой мыслью о Боге. Я всегда боюсь вашей чрезмерной склонности
рассуждать; это препятствие к размышлению и тишине, в которых Он открывает Себя.
Будьте смирены, просты, и искренне кратки с людьми; будьте обращены, тихи и свободны
от рассуждений перед Богом. Люди, которые прежде имели большое влияние на вас,
были бесконечно сухи, рассудительны, критичны и оппозиционно настроенными в отношении
истинной внутренней жизни. Однако если немного послушать их, то вы услышите только
бесконечные рассуждения и опасное любопытство, которое бесчувственно тянуло бы
вас от Благодати и погружало бы в глубины Плоти. Привычки к закосневанию легко
восстановимы; и изменения, заставляющие нас возвращаться к нашему первоначальному
положению, труднее постижимы, потому что они естественны для нас. Не доверяйте
же им; и остерегайтесь начал, которые, фактически, включают конец.
Теперь уже четвертый месяц как у меня свободное время для изучения; но я очень
счастлив быть независимым от него и не цепляться за что-то, когда Провидение забрало
бы это. Может быть наступающей зимой будет время для моей библиотеки, но я войду
в нее тогда, храня одну ногу на пороге, готовый оставить ее на малейшем намеке
свыше. Разум должен поститься также, как и тело. Я не имею никакого желания писать
или говорить, быть обсуждаемым или рассуждать, или же убеждать кого-то. Я проживаю
каждый день достаточно сухо и неинтересно, с некоторыми внешними неудобствами,
которые окружают меня; но я развлекаюсь всякий раз, когда имею возможность, если
нуждаюсь в отдыхе. Те, кто делают альманахи на меня, и боятся меня, печально обмануты.
Да благословит их Бог! Я далек от такой глупости беспокойства себя ради раздражения
их. Я сказал бы им, как и Авраам сказал Лоту: не вся ли земля перед тобой? Если
ты - на восток, то я - на запад. (Быт.13:9)
Блажен тот, кто истинно свободен! Лишь Сын Божий один может сделать нас свободными;
но Он может это только, используя каждое обязательство в нас; и как это достигается?
Тем мечом, который разделяет мужа и жену, отца и сына, брата и сестру. Мир тогда
не имеет больше места; но, пока он представляет что-то для нас, наша свобода -
всего лишь слово, и мы также легко пойманы как птица, чья нога попала в сеть.
Человек кажется свободным; но нить невидима; и он может летать только на ее длину,
и он - заключенный. Вы видите мораль. То, чем я хотел бы, чтобы Вы обладали, более
ценно, чем все, чего вы боитесь потерять. Будьте верны в том, что вы знаете, чтобы
вам было поручено больше. Не доверяйте своему интеллекту, который так часто вводил
вас в заблуждение. Мой собственный был таким обманщиком, так что я больше не рассчитываю
на него. Будьте просты и тверды в вашей простоте. "Образ этого мира проходит."
(1Кор.7:31) Мы исчезнем с ним, если мы подражаем ему в тщеславии; но истина Божия
пребывает вовек и мы будем жить с ней, если она одна занимает наше внимание.
Снова я предупреждаю вас остерегаться философов и великих мыслителей. Они будут
всегда ловушкой для вас и принесут вам больше вреда, чем вы им добра. Они коснеют
и чахнут в обсуждении внешних пустяков и никогда не достигают познания истины.
Их любопытство - жадная духовная алчность. Они подобны тем завоевателям, которые
разоряют мир, не обладая им. Соломон после глубокого переживания этого, свидетельствует
о тщеславии их исследований.
Мы никогда не должны учиться знаниям, но учиться по Провидению; и мы должны делать
это, когда идем на рынок покупать пищу, необходимую на каждый день. Также, мы
должны учиться в духе молитвы. Бог является в то же самое время и Истиной и Любовью.
Мы можем знать истину только по мере нашей любви; когда мы любим что-то, мы понимаем
это хорошо. Если мы не любим Любовь, мы не знаем Любви. Тот, кто любит много и
остается смиренным и непритязательным в своем неведении, есть возлюбленный Истины;
он знает то, что философы не только не знают, но и не желают знать. Обрели бы
вы то знание, что сбережено для младенцев и простых, но которое сокрыто от мудрых
и благоразумных. (Мф.11:25)
|