Глава I
Приветствие Коринфским христианам и похвала благочестию их до раскола между ними.
Церковь Божия, находящаяся [1] в Риме, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, званным,
освященным по воле Божией чрез Господа нашего Иисуса Христа. Благодать вам и мир
от всемогущего Бога чрез Иисуса Христа да умножится.
Внезапные и одно за другим случившиеся с нами несчастия и бедствия были причиною
того, братья, что поздно, как думается нам, обратили мы внимание на спорные у
вас дела [2], возлюбленные, и на неприличный и чуждый избранникам Божиим, преступный
и нечестивый мятеж, который немногие дерзкое и высокомерные люди разожгли до такого
безумия, что почтенное, славное и для всех достолюбезное имя ваше подверглось
великому поруганию [3]. Ибо кто, побывавший у вас, не хвалил вашей, всеми добродетелями
исполненной и твердой, веры? не удивлялся вашему трезвенному и кроткому во Христе
благочестию? не превозносил вашей великой щедрости в гостеприимстве? не прославлял
вашего совершенного и верного знания? Во всем вы поступали нелицеприятно, ходили
в заповедях Божиих [4], повинуясь предводителям вашим, и, воздавая должную честь
старшим [5] между вами! Юношам внушили скромность и благопристойность; жен наставляли,
чтобы они все делали с не укоризненною, честною и чистою совестью, любя, как должно,
своих мужей, и учили их, чтобы они, не выступая из правила повиновения, пристойно
распоряжались домашними делами, и вели себя вполне целомудренно.
Глава II
Все вы были смиренны и чужды тщеславия, любили более подчиняться, нежели повелевать,
и давать нежели принимать. Довольствуясь тем, что Бог дал вам на путь земной жизни,
и тщательно внимая словам Его, вы хранили их в глубине сердца, и страдания Его
[1] были пред очами вашими. Таким образом всем был дарован глубокий и прекрасный
мир и ненасытимое стремление делать добро: и на всех было полное излияние Святого
Духа. Полные святых желаний, с искренним усердием и с благочестивым упованием,
вы простирали руки свои ко всемогущему Богу и умоляли Его быть милосердым, если
вы в чем невольно погрешили. День и ночь подвигом вашим было попечение о всем
братстве, чтобы число избранных Его спасалось в добродушии и единомыслии. Бы были
искренни, чистосердечны, и не помнили зла друг на друге. Всякий мятеж и всякое
разделение было вам противно. Вы плакали о проступках ближних; их недостатки считали
собственными. Не скучали делать добро, готовые на всякое дело доброе. Будучи украшены
такою добродетельною и почтенною жизнью, вы все совершали в страхе Господа: Его
повеления и заповеди были написаны на скрижалях сердца вашего.
Глава III
Печальное состоянию Коринфской Церкви вследствие возмущения, происшедшего из зависти.
Вся слава и широта [1] дана была вам, и исполнилось, что написано: "он ел
и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный" (Втор. 32,
15) [2] . А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение,
война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные
против славных, глупые против разумных, молодые против старших. Поэтому удалились
правда и мир, - так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не
ходит по правилам заповедей Его, и не ведет жизни, достойной Христа, но каждый
последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть,
чрез которую и смерть вошла в мир (Прем. 2, 24).
Глава IV
Много зла произошло от зависти и в древние времена.
Ибо так написано: "и было спустя несколько дней, приносил Каин от плодов
земли жертву Богу: и также Авель приносил от первородных овец и от туков, их;
и призрел Бог на Авеля и на дары Его; на Каина же и на жертвы его не посмотрел.
И весьма опечалился Каин. и опало лицо его. И сказал Бог Каину: что ты стал печален,
и отчего опало лицо твое? Не согрешил ли ты. если ты хотя правильно принес жертву,
по неправильно разделил? [1] Успокойся. К тебе обращение его [2] и ты будешь обладать
тем. И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле; и было в то время, как
они находились на поле, восстал Каин на Авеля брата своего и убил его" (Быт.
4, 3-8). Видите, братья, ревность и зависть произвели братоубийство. По причине
зависти отец наш Иаков убежал от лица Исава, брата своего (Быт. 27, 41 и сл.).
Зависть была причиною, что Иосиф гоним был на смерть и подвергся рабству (Быт.
37). Зависть принудила Моисея бежать от лица фараона, царя египетского, когда
услышал он от единоплеменника своего: "кто поставил тебя решителем или судьею
над нами? Не хочешь ли убить меня, как убил вчера египтянина?" (Исх. 2, 14).
За зависть Аарон и Мариам жили вне стана (Чис. 12, 14-15). Зависть Дафана и Авирона
живых низвела в ад за то, что они возмутились против Моисея, служителя Божия (Чис.
16, 33). По причине зависти Давид не только подвергся ненависти иноплеменных,
но был гоним и от Саула, царя израильского (1 Цар. 18, 8 и сл.).
Глава V
Не мало бедствий произошло от того же и в ближайшее время. Мученичество апостолов
Петра и Павла.
Но оставив древние примеры, перейдем к ближайшим подвижникам: возьмем достойные
примеры нашего поколения. По ревности и зависти величайшие и праведные столпы
Церкви подверглись гонению и смерти. Представим пред глазами нашими блаженных
апостолов. Петр от беззаконной зависти понес не одно, не два, но многие страдания,
и таким образом претерпевши мученичество, отошел в подобающее место славы. Павел,
по причине зависти, получил награду за терпение: он был в узах семь раз [1], был
изгоняем, побиваем камнями. Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел
благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границы
Запада [2], и мученически засвидетельствовал истину перед правителями. Так он
переселился из мира, и перешел в место святое, сделавшись величайшим образцом
терпения.
Глава VI
Продолжение. Многие другие мученики.
К этим мужам, свято провождавшим жизнь, присовокупилось великое множество избранных,
которые по причине зависти претерпели многие поругания и мучения, и оставили среди
нас прекрасный пример. Завистью были гонимы женщины как Данаиды и Дирки [1]; претерпевши
тяжкие и ужасные мучения, они прошли твердым путем веры, и, немощные телом, получили
славную награду. Зависть отлучала жен от мужей и извращала слова праотца нашего
Адама: "вот ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моей" (Быт.
2, 23). Зависть и раздор ниспровергли великие города и совершенно истребили великие
народы.
|