Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

   
Два принципа поведения
Вочман Ни 
 
   

ДВА ПРИНЦИПА ПОВЕДЕНИЯ


2 Кор. 5:7: Мф. 17:3, 5, 8: I Кор. 4:3, 4; Быт. 2:8,9. 16, 17

Бог сотворил человека, и Тот, Кто сотворил человека, предусмотрел средства к существованию человека, которого Он сотворил. Существование человека происходит от Бога, и намерение Божье состояло в том, чтобы человек зависел от Него в своей жизни на всем ее протяжении. Данную Им жизнь Он намеревался питать, снабжая ее Сам посредством подходящей пиши.
"И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пиши, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Быт. 2:8, 9). Через эти два дерева Бог показал нам в образах два разных пути, которыми люди могут проводить свои дни на земле: поведением одних управляет принцип знания добра и зла, в то время как другими управляет принцип жизни.
Давайте уделим некоторое время рассмотрению этих двух различных принципов в том, как они влияют на жизнь детей Божьих, и отметим с самого начала, что, хотя в основном христианами управляет один из принципов, не все поступки одного и того же христианина неизменно управляются одним и тем же принципом.

В ЧЕМ СОСТОИТ ПРИНЦИП ДОБРА И ЗЛА?

Если наше поведение управляется принципом добра и зла, тогда всякий раз, когда нам нужно принять какое-либо решение, мы сперва выясняем: правильно это или неправильно. Будет ли то, что мы делаем, добром или злом? Многие христиане колеблются, прежде чем сделать что-либо, и без конца прокручивают эти вопросы в своем уме. Они стремятся поступать правильно; они желают избегать всякого зла; они хотят жить, придерживаясь того, что они считают христианством; поэтому они скрупулезно взвешивают все свои действия. Они тщательно изучают каждую ситуацию, с которой сталкиваются, и до тех пор пока они не убеждены, что определенный порядок действий правилен, они не сделают ни шагу вперед. Они стремятся поступать так, как приличествует христианину, так что они все время начеку, чтобы отличить правильное от неправильного и делать только то, что они считают правильным.
Но Слово Божье говорит: "А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь". Поступать в соответствии с кажущимися высокими стандартами, отвергая все плохое и выбирая только хорошее, - это не христианство. Это житие под законом: это действовать в соответствии с Ветхим, а не с Новым Заветом. Поступать подобным образом - значит сообразовываться с религиозными и этическими стандартами; все это много ниже христианских стандартов.

ХРИСТИАНСТВО ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ЖИЗНИ

Что такое христианство? Христианство это вопрос жизни. Если вы христианин, то вы обладаете новой жизнью; и, когда вам предстоит принять решение, как вам поступить, вы не спрашиваете себя: "Будет ли правильным поступить так?" Но вы спрашиваете: "Если я поступлю так, как это повлияет на мою внутреннюю жизнь? Как эта новая жизнь во мне прореагирует на это?" Поразительно, что цель столь многих христиан - это просто сообразование с внешним стандартом, хотя то, что дал нам Бог посредством нового рождения, это не множество новых правил и предписаний, с которыми мы обязаны сообразовываться. Он не привел нас к новому Синаю и не дал нам нового свода заповедей с их "Ты должен" и "Ты не должен". Христианство не требует, чтобы мы исследовали правильность или неправильность того или иного образа действий, но чтобы мы проверяли, как реагирует божественная жизнь на любой предложенный путь. Будучи христианином, вы обладаете теперь жизнью Христа, и именно реакцию Его жизни вы должны принимать во внимание. Если, когда вы обдумываете какой-либо шаг, происходит подъем жизни внутри, вас в пользу этого шага; если есть положительная реакция со стороны внутренней жизни; если есть "помазание" внутри (1 Ин. 2:20, 27), тогда вы с уверенностью можете следовать предложенным курсом. Внутренняя жизнь указала это. Но, если в то время когда вы обдумываете определенный шаг, внутренняя жизнь начинает чахнуть, вы можете точно знать, что от шага, который вы обдумывали, следует воздержаться, каким бы похвальным он ни казался.
Осознаете ли вы, что поведение многих нехристиан управляется принципом правильного и неправильного? В чем христианин отличается от нехристианина, если один и тот же принцип управляет обоими? Слово Божье ясно показывает нам, что христианином управляет жизнь Христа, а не внешние этические нормы. Есть внутри христианина нечто жизненное, что откликается на то, что от Бога, и восстает против того, что не от Него; поэтому мы должны принимать во внимание нашу внутреннюю реакцию. Когда живой источник внутри нас бьет ключом в ответ на какое-либо предложение, мы должны следовать ему, но, когда он ослабевает, мы должны отвергнуть идею. Ни в коем случае не должны нами управлять ни внешние установки, ни доводы, ни наши собственные, ни других людей. Другие могут одобрить определенный шаг, и мы сами, взвесив все за и против, тоже сочтем его правильным; но что об этом говорит внутренняя жизнь?

ПРЕВОСХОДЯЩИЙ СТАНДАРТ, ПРИСУЩИЙ ЖИЗНИ

Осознав, что определяющий фактор во всем христианском поведении - это жизнь, мы знаем, что мы должны не только избегать всего, что есть зло, но также всего, что внешне добро. Христианское поведение - это только то, что происходит из христианской жизни; следовательно, мы не можем соглашаться на любое дело, которое не вытекает из жизни. Помните, что говорит Слово Божье: "А от дерева познания добра и зла. не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь". Заметьте, что "добро и зло" поставлены здесь вместе, а противопоставлена "добру и злу" - "жизнь". Стандарт жизни - это превосходящий стандарт.
В начале своей христианской жизни я усердно старался избегать всего, что есть зло, и сознательно настраивал себя делать добро.
И, казалось, я делал блестящие успехи. В то время моим соработником был человек, старше меня на два года, и у нас всегда возникали разногласия. Споры, возникавшие между нами, касались не наших личных дел: предметом наших разногласий были общественные вопросы, и спорили мы тоже на людях. Обычно я рассуждал так: "Если эту работу он думает сделать так-то и так-то, я буду возражать, потому что это неправильно". Но как бы я ни возражал, он отказывался уступить. У меня был один довод - правильно или неправильно, и у него был один довод - то, что он был старше. Я приводил множество аргументов в свою пользу, но все без толку - он неизменно возражал, что он на два года старше. Сколько бы неопровержимых доказательств я ни выдвигал, чтобы доказать, что он был неправ, а я прав, он приводил все то же неизменное свидетельство, чтобы оправдать любой принятый им образ действии, - он на два года старше меня. Что тут было возразить? Так что последнее слово всегда оставалось за ним. Внешне ему удавалось . отстоять свою позицию, но внутренне я никогда не уступал. Я возмущался его неразумностью и упорно держался своей точки зрения, что он был неправ, а я прав. Однажды я пришел со своей обидой к одной пожилой сестре в Господе, богатой духовным опытом. Я изложил свое дело, привел аргументы и попросил ее рассудить нас. Кто из нас прав: он или я? - вот что меня интересовало. Похоже, она не обратила внимание на то, кто был прав в этой ситуации, и, глядя мне прямо в глаза, просто тихо ответила: "Ты бы лучше делал, как он говорит". Я был совершенно не удовлетворен ее ответом и подумал про себя: "Если я прав, почему не признать, что я прав? Если я неправ, почему не сказать мне, что я неправ? К чему советовать мне делать то, что он говорит?" Поэтому я спросил: "Но почему?" "Потому что в Господе младшие должны подчиняться старшим", - ответила она. "И даже если в Господе младший прав, а старший неправ, ему что, все равно нужно подчиняться?" - вскипел я. Я тогда еще был студентом и имел слабое понятие о дисциплине, и дал волю своему раздражению. Она просто улыбнулась и повторила; "Ты бы лучше делал, как он говорит".
Позднее должна была состояться служба крещения, и ответственность за нее была возложена на троих - меня, брата, который был старше меня на два года, и брата, который был старше его на семь лет. "Вот теперь посмотрим, что произойдет, - подумал я. - Мне всегда приходилось делать то, что ты, как старший, говорил мне делать; будешь ли ты всегда делать то, что скажет тебе этот брат, который старше тебя на семь лет". Мы втроем обсуждали работу вместе, но он не принимал ни одно из предложений, которые вносил брат старше, чем он: везде он настаивал на своем собственном пути. В конце концов, он подвел черту под разговором таким замечанием: "Оставьте всё мне; я вполне могу справиться один". "Что это за логика? - подумал я. - Ты настаиваешь на том, чтобы я всегда подчинялся тебе, потому что ты старше, но себя ты не утруждаешь подчинением старшему". Тотчас я разыскал ту самую пожилую сестру, изложил ей суть дела и потребовал ее заключения по этому делу. Я сказал так: "Меня раздражает то, что у этого брата не существует ни правильного, ни неправильного". Она поднялась и спросила: "Неужели до сегодняшнего дня ты так и не увидел, что есть жизнь Христа? Последние месяцы ты постоянно утверждаешь, что ты прав, а твой брат неправ. Разве ты не знаешь значение Креста?" Так как я задавался лишь одним вопросом - правильно или неправильно, она использовала против меня мои же доводы: "Неужели это правильно поступать так, как ты поступал? Неужели это правильно говорить так, как ты говорил? Неужели это правильно с твоей стороны - приходить ко мне и докладывать обо всем этом? Возможно, ты действовал разумно и правильно; но, если так, как насчет внутренних показаний? Разве жизнь внутри тебя не протестует против твоего собственного поведения?" Мне пришлось признать, что даже когда я был прав по человеческим стандартам, внутренняя жизнь объявляла меня неправым.
Христианский стандарт не только выносит свой вердикт тому, что не является добром, но также тому, что является только внешней добродетелью. Многое правильно в соответствии с человеческими стандартами, но божественный стандарт объявляет это неправильным потому, что в этом отсутствует божественная жизнь. В тот самый день, о котором я только что говорил, я впервые увидел, что если я намереваюсь жить в присутствии Божьем, то все мое поведение должно управляться принципом жизни, а не принципом правильного или неправильного. С того дня я стал все более ясно видеть, что в отношении любого образа действий, даже если другие объявляли его правильным и любая сторона дела указывала на то, что оно правильно, я все равно должен быть очень восприимчивым к реакциям жизни Христа внутри меня. Крепнет или слабеет внутренняя жизнь по мере нашего продвижения одобренным курсом? Подтверждает ли внутреннее "помазание" правильность этого образа действий, или же отсутствие "помазания" указывает, что в божественном одобрении отказано? Божий путь становится известен нам не посредством внешних указателей, а посредством внутренних показаний. Дорогу христианина обозначают именно мир и радость в духе.
Как-то раз я приехал в один город. Там же гостил один брат, который относился к этому месту крайне критически. Он знал, что это место может многое предложить в духовном смысле, но о том, что там делалось, он отзывался весьма неодобрительно и постоянно делал сравнения в пользу того места, из которого он приехал. В течение тех двух-трех месяцев, что мы провели там, он критиковал больше, чем кто бы то ни было. Однажды он зашел так далеко, что я сказал ему: "Так почему же ты все еще здесь? Собрал бы чемодан и уехал". "Вот в чем причина, - ответил он, указывая на свое сердце. - Как только я собираюсь уехать, я теряю покой в сердце. Один раз я и в самом деле уехал, но через две недели мне пришлось попроситься обратно". "Брат, - сказал я, - разве ты не видишь эти две различные линии поведения: ту, что определяется жизнью, и ту, что определяется правильным и неправильным?" "О, - ответил он, - не раз и не два, но много раз я пытался уехать отсюда, и каждый раз я испытывал одно и то же: как только я собираюсь уехать, внутри возникает запрет. Даже если здесь многое делается неправильно, уезжать было бы тоже неправильно". Этот брат увидел, что если в том месте можно было получить большую духовную помощь, то единственно возможный для него путь был остаться там и познавать Бога.

ВНЕШНЕЕ НЕ ВЛИЯЕТ НА РЕШЕНИЕ

Одно из наиболее неправильных представлений у детей Божьих заключается в том, что действия определяются правильным или неправильным. Они делают то, что их глаза видят правильным; они делают то, что их происхождение подсказывает им как правильное; они делают то, что годы их опыта указывают им как правильное. Для христианина каждое решение должно основываться на внутренней жизни, а это нечто полностью отличающееся от всего остального. Я жажду, чтобы все вы смогли увидеть, что христианин должен приходить лишь к такому решению, которое диктуется жизнью. Если жизнь внутри вас возрастает, чтобы сделать что-то, то вы вправе это делать; если жизнь внутри сокращается по мере вашего продвижения, то вы должны немедленно дать отбой.
Я вспоминаю свою поездку в одно место, где братья работали действительно успешно. Бог поистине использовал их. Если бы вы спросили: "Была ли их работа совершенной?", то мне пришлось бы ответить: "Нет, улучшить можно было многое". В великом смирении они попросили меня указать, что, на мой взгляд, неверно, и я указал им это. Но изменений не произошло. Обеспокоило ли это меня? Ничуть. Я лишь мог указать внешние вопросы, которые следовало привести в порядок, я не мог видеть, что Бог делал внутренне, и с моей стороны было бы глупо касаться этого. Я не осмелился советовать Богу, что делать в их жизни.
В другом месте, которое я посещал, братья не благовествовали. Они обсуждали этот вопрос со мной и спросили, не думаю ли я, что они обязаны это делать. "С точки зрения учения, - ответил я, - вы определенно обязаны". Они признали, что чувствовали то же самое, но удивительно было то, что Бог не снабжал их жизнью, чтобы делать это. При таких обстоятельствах" если мы знаем Бога, мы можем только молча стоять в стороне, потому что наш путь определяется лишь Его жизнью, а не правильным или неправильным. Братья и сестры, различие между этими двумя принципами жизни огромно. Так много людей все еще спрашивают: "Правильно ли, если я сделаю так? Не будет ли неправильным, если я сделаю это?" Единственный вопрос, который христианин должен задавать, таков: "Повышается или понижается божественная жизнь внутри меня, когда я предполагаю сделать это?" Курс, которым я следую, каждый раз должна определять реакция божественной жизни внутри меня. Это дело сердца.

"ЕГО СЛУШАЙТЕ"

На горе Преображения присутствовал Моисей, представляющий закон; и присутствовал Илия, представляющий пророков. Там был как стандарт закона, так и стандарт пророков; но эти двое, которые имели право говорить в течение всей ветхозаветной диспенсации, были принуждены Богом молчать.
"Сей есть Сьгн Мой Возлюбленный, - сказал Он. - Его слушайте". Сегодня стандартом для христианина не являются ,ни закон, ни пророки: им является Христос, тот Христос, который обитает внутри нас. Следовательно, вопрос не в том: "Прав я или неправ?", но: "Не протестует ли против этого божественная жизнь во мне?". Мы часто будем убеждаться, что то, что мы сами одобряем, жизнь внутри нас не одобряет, Когда это так, мы не можем делать то, что мы думали было бы правильным.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОВЛЕТВОРЕНА

Мне приходит на память история о двух братьях, которые вдвоем обрабатывали рисовые поля. Их поля находились на полпути к вершине горы; поля соседей были ниже по склону. Во время большой жары они весь день поднимали воду, а ночью спали. Как-то ночью, когда они спали, крестьяне с полей ниже по склону горы проделали отверстие в оросительном канале, окружающем поля братьев, и спустили всю воду вниз на свои собственные поля. Наутро братья увидели, что произошло, но не сказали ничего. Снова они наполнили желоба водой, и снова на следующую ночь вся вода была спущена. Все же ни одного слова протеста не было произнесено, когда на рассвете нового дня братья обнаружили, какую подлую шутку сыграли с ними те самые крестьяне. Разве они не были христианами? Разве христиане не обязаны быть терпеливыми? Одно и то же повторялось семь ночей подряд, и семь дней подряд эти два брата молча страдали от несправедливости. Можно было бы подумать, что христиане, которые позволяли относиться так к себе день за днем и не произносили ни слова упрека, определенно должны были переполняться радостью. Как ни странно, они отнюдь не были счастливы, и их несчастье беспокоило их до .такой степени, что они рассказали обо всем брату, находившемуся в служении Господу. Изложив свое дело, они спросили его: "Как же так вышло, что, страдая от такой несправедливости целую неделю, мы все еще несчастливы?" Этот брат обладал некоторым опытом, и он ответил: "Вы несчастливы, потому что не прошли всего. Сперва вы должны оросить поля тех крестьян, а затем свое собственное. Возвращайтесь, испробуйте это и посмотрите, найдут ли покой ваши сердца". Они согласились и ушли. На следующее утро они встали как никогда рано и первым делом оросили поля тех крестьян, которые столь упорно лишали их поля воды. И эта удивительная вещь произошла - чем больше они трудились на земле своих преследователей, тем счастливей они становились. К тому времени, как они закончили поливать свою собственную землю, их сердца пребывали в совершенном покое. Когда братья повторили это в течение двух или трех дней, крестьяне пришли извиниться и добавили: "Если это христианство, то мы хотим услышать о нем побольше".
Здесь мы видим различие между принципом правильного и неправильного и принципом жизни. Эти два брата были крайне терпеливыми: разве не было это правильным? Они трудились на сильной жаре, чтобы оросить свои рисовые поля и без слова недовольства терпели, когда другие крали их воду: разве не было это очень хорошо? Чего же тогда недоставало, что у них не было покоя сердца? Они сделали то, что было правильным; они сделали то, что было хорошим; они сделали все, что мог бы потребовать от них человек; но Бог не был удовлетворен. Они не имели покоя сердца, потому что не удовлетворили требования Его жизни. Когда они сообразовались с Его стандартом, радость и покой наполнили их сердца. Требования божественной жизни должны быть удовлетворены; поэтому мы не смеем хоть чуть-чуть не дотянуть до Божьего удовлетворения.
Что есть Нагорная проповедь? Чему учат нас в главах 5-7 Евангелия от Матфея? Разве не тому, что мы не смеем удовлетворяться ничем меньше того, что отвечает требованиям той жизни, которую Бог поместил внутрь нас? Нагорная проповедь учит не тому, что, если мы делаем правильное, тогда все в порядке. Человек мог бы сказать: "Если кто-нибудь бьет тебя по одной щеке, зачем подставлять другую? Если вы можете перенести такое оскорбление без ответа, то вы определенно достигли высшей степени терпения". Но Бог говорит по-другому. Если, когда вас ударяют по одной щеке, вы только и делаете, что кланяетесь и уходите, то вы обнаружите, что внутренняя жизнь не будет удовлетворена. Внутреннего удовлетворения не будет до тех пор, пока вы не подставите обидчику другую щеку. Сделав так, вы докажете, что внутри нет чувства обиды. Таков путь жизни.
Многие люди говорят, что Евангелие от Матфея 5-7 - это слишком сложно; это выше нас. Я допускаю, что это так. Это абсолютно невозможно. Но дело тут вот в чем - у вас есть внутренняя жизнь, и эта жизнь указывает вам, что, пока вы не будете поступать так, как требует Нагорная проповедь, вы не обретете покоя. Весь вопрос заключается в этом, ступаете ли вы по пути жизни или по пути добра и зла?

ВНУТРИ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛНАЯ ЖИЗНЬ

Иногда какой-нибудь брат действует очень неразумно. Вы чувствуете, что его действия требуют энергичного увещевания или даже серьезного порицания; поэтому однажды вы собираетесь идти к нему домой. Да, вам нужно устроить ему выговор; только это будет правильным; он был очень неправ. Вы подходите к двери; вы поднимаете руку к звонку; и только вы собрались позвонить, как ваша рука бессильно опускается- Но, спрашиваете вы, разве не будет правильным поговорить с ним? Вопрос не в том, будет ли правильным поговорить с ним, но позволяет ли вам сделать это божественная жизнь внутри вас. Вы можете увещевать этого брата, а он вежливо выслушает ваше увещевание и пообещает делать то, что говорит Бог, но чем больше вы увещеваете его, тем больше гаснет жизнь внутри вас. Когда вы возвращаетесь домой, вам приходится признать: "Я поступил неправильно".
Однажды я встретил нуждающегося брата. Он был крайне беден, и никакой перспективы получения помощи откуда-либо у него не было, поэтому я решил, что я определенно должен что-то сделать для него. Как раз в то время у меня самого не было сверхизобилия, и, чтобы помочь ему, мне пришлось пожертвовать многим. Я должен был бы исполниться радостью, когда я расставался со столь нужными мне деньгами, но все было наоборот. Я чувствовал отсутствие жизни, и голос внутри меня сказал:
"Ты действовал не в жизни; ты действовал, основываясь лишь на природной доброте, и откликнулся на человеческую нужду. Бог не просил тебя об этом". Когда я добрался до дома, мне пришлось исповедовать свой грех и просить у Него прощения.

НАШИ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ УПРАВЛЯТЬСЯ ЖИЗНЬЮ

Братья и сестры, позвольте мне повторить, что все наше поведение должно определяться не добром или злом, но жизнью внутри. Если вы действуете отдельно от требований этой жизни, то даже если делаемое вами - добро, вы все равно получите божественный упрек. Нам необходимо различать жизнь и смерть. Если то, что я сделал, подрывает мою внутреннюю жизнь, то как бы добр ни был поступок, мне придется признать свой грех перед Богом и искать Его прощения. В Первом послании к Коринфянам 4:4 Павел сказал: "Ибо, хотя я ничего не знаю за собой, но тем не менее оправдываюсь; судия же мне Господь". Легко видеть различие между добром и злом, но Павел не руководствовался добром и злом. Даже когда он не подозревал за собой ничего неправильного, он все же не осмеливался утверждать, что с ним все в порядке; он сознавал, что его судьей был Господь. Именно Господь будет судить нас на судилище, но сейчас Его жизнь находится в нас и направляет нас. Поэтому Павел во Втором послании к Коринфянам 5:7 сказал: "Мы ходим верою, а не видением". Мы приходим к решениям, основываясь не на внешнем стандарте, стандарте закона, но основываясь на внутренней жизни. То, что Господь Иисус Христос обитает внутри верующего, - это факт, и Он постоянно выражает Себя в нас; поэтому мы должны стать чувствительными к Его жизни и научиться различать, что говорит эта жизнь. Когда наша жизнь будет управляться уже не принципом добра и зла, но лишь принципом жизни, в нас произойдет великая перемена.




2001–2024 Электронная христианская библиотека