Комментарии к "Пастырю" Гермы
1.
Под двоедушием подразумевается совмещение веры в Иисуса Христа и его
учения, с одной стороны, и стремление к мирским благам - с другой.
2.
Святые - то есть все истинно верующие.
3.
То есть снова закрылись.
4.
Возможно, Герма был разорен из-за расточительности своих домашних (предположительно,
он занимался торговлей).
5.
"Книга жизни", согласно представлениям христиан, - список
праведников, которым даровано вечное блаженство. Упомянута в Послании апостола
Павла к Филиппийцам (4:3); Павел говорит о людях, благовествовавших вместе с ним,
имена которых записаны в "Книге жизни". В Откровении Иоанна (20:15)
сказано, что во время Страшного суда тот, чье имя не внесено в "Книгу жизни",
будет брошен в огненное озеро.
6.
Кумы - город в Италии; по римским преданиям, там некогда жила сивилла
(пророчица) Кумская, чьи предсказания имели широкое хождение в Риме.
7.
Возможно, дети Гермы отреклись от принадлежности к христианам (обычно
римские власти в качестве подтверждения отречения требовали поклониться статуе
императора и хулить Христа) и даже донесли на родителей.
8.
Речь идет, по-видимому, о том, что души верующих переселяются в рай
при помощи ангелов.
9.
Эти имена, по всей вероятности, были знакомы читателям "Пастыря";
возможно, Климент - один из руководителей римской христианской общины конца I
- начала II вв. С его именем связаны два послания христианам Коринфа. Кто такая
Гранта - неизвестно. Во времена Гермы женщины могли стать дьяконисами, может быть,
дьяконисой была и Гранта.
10.
Имеются в виду преследования христиан при императоре Нероне, который
обвинил их в поджоге Рима во время грандиозного пожара 64 г. Христиан подвергали
изощренным пыткам и казням.
11.
То есть ко дню Второго Пришествия Христа и Страшного суда.
12.
То есть через крещение.
13
. Во II в. среди христиан усилились сомнения в реальности скорого наступления
Страшного суда.
14.
Имеются в виду ветхозаветные пророки и праведники, которые провозвестили,
согласно христианским верованиям, приход на землю Иисуса.
15.
Стадий - греческая мера длины, равная примерно 186 м.
16.
Значение имени не ясно, оно встречается только в этом произведении.
17.
В греческом тексте этот пролог отнесен к Книге первой. Видения (видение
пятое).
18.
Не вполне ясно, кого автор подразумевает под достопоклоняемым ангелом.
Некоторые исследователи считают, что это - Христос, другие относят это словосочетание
к архангелу Михаилу.
19
. То есть поклоняется идолам, совершает жертвоприношения.
20.
Покаяние во время таинства крещения.
21.
Святейший ангел - возможно, Иисус Христос или архангел Михаил.
22.
Здесь содержится намек на существование в христианстве тайных учений,
к которым относились и различные учения гностиков.
23.
Другой - не Христос, а Антихрист, противостоятель Христа.
24.
В этой теологической концепции Сын Божий одновременно выступает как
раб Божий, а Дух Святой отождествляется с Сыном, то есть тоже как бы с порождением
Бога-Творца, что не соответствует Символу веры, согласно которому Дух Святой проистекает
(а не порождается) от Отца (в учении Православной Церкви) или от Отца и Сына (в
Католической Церкви).
25.
Речь идет о вхождении Духа Святого в человека Иисуса и воссоединении
человеческой и божественной природы Иисуса; эта идея была близка первым христианам
из иудеев, которые считали Иисуса человеком, сыном земных родителей, на которого
во время крещения сошел Дух Святой. Христианские неортодоксальные группы, разделявшие
Христа и Иисуса, только первого считали Сыном или Разумом Божиим.
26.
Высокий ангел - архангел Михаил, попечению которого они вверены.
|