Видения
Видение второе
Призвание Гермы к проповеди о покаянии детям его и всем верующим
I.
Гуляя в окрестностях Кумских в то же примерно время, что и в прошлом
году, вспомнил я о прежнем видении, и снова вознес меня дух туда же, где прежде
было видение. Достигнув того места, я преклонил колена и начал молиться Господу
и прославлять имя Его за то, что Он удостоил меня и открыл мне прежние грехи мои.
И когда восстал я от молитвы, увидел пред собою ту старицу, которую видел прежде:
она гуляла и читала какую-то книгу.
- Можешь ли возвестить это избранникам Божиим? - спросила она меня. Я ответил:
- Госпожа, так много я не могу запомнить, но дай мне книгу, я перепишу.
- Возьми, - сказала она, - а потом возврати ее мне. Взяв книгу, я удалился в поле
и списал все буква в букву, не понимая смысла. И когда окончил я списывание книги,
вдруг забрали ее из рук моих, но кто это был - не увидел я.
II.
Спустя пятнадцать дней, в которые я постился и много молился Господу
открылся мне смысл написанного. Написано было следующее: "Дети твои, Герма,
отступили от Господа, хулили Его и в великом нечестии предали своих родителей;
и прослыли они предателями родителей;7 предавши их, они не исправились, но присоединили
к грехам своим распутство и нечестие скверны и таким образом исполнили меру неправд
своих. Объяви эти слова всем детям своим и жене своей, так как и она не воздержана
в речах своих и тем согрешает. Услышав же эти слова, она обуздает свой язык и
заслужит помилование. Она образумится после того, как передашь ей слова, которые
Господь повелел открыть тебе. Тогда отпустятся грехи, совершенные прежде, как
им, так и всем святым, если от всего сердца покаются они и удалят сомнения из
сердец своих. Ибо славою Своею поклялся Господь, что тот из избранных Его, кто
и в этот предопределенный день будет продолжать грешить, не получит спасения.
Ибо покаянию праведных положены сроки, и определены дни покаяния для всех святых,
но язычникам позволено каяться до самого последнего дня. Поэтому скажи настоятелям
Церкви, чтобы они совершали пути свои в истине, дабы могли получить обетования
со многою славою. И вы, праведники, стойте твердо и не будьте двоедушны, чтобы
переселение ваше было со святыми ангелами8. Блаженны те, кто претерпит наступающее
великое гонение и не отречется от своей жизни, ибо Сыном своим поклялся Господь,
что отрекающиеся от Господа губят свою жизнь. Это именно относится к тем, которые
отрекутся в предстоящие дни; к тем же, которые прежде отрекались, по великому
милосердию Он сделался милостивым.
III.
А ты. Герма, не помни неправды детей своих и не оставляй жены своей,
но позаботься о том, чтобы они освободились от прежних грехов. Они образумятся
правым учением, если ты не будешь держать зла на них. Ибо злопамятство приводит
к смерти, забвение зла - к жизни вечной. А ты, Герма, потерпел большие мирские
бедствия за преступления дома твоего, поскольку не обращал на них внимания как
на не касающиеся тебя нисколько и предался неправедным своим занятиям. Но то,
что не отступил ты от живого Бога, спасет тебя; простота твоя и великое воздержание
спасут тебя, если ты пребудешь в них; и всех спасут они, кто поступает так же.
Пребывающие в невинности и простоте будут сильны против всякого зла и обретут
жизнь вечную. Блаженны все делающие правду: они не погибнут вовек. Но скажешь:
вот приходит великое гонение. Если тебе так кажется, то опять отрекись. Господь
близок к обращающимся, как написали в книгах Гелдат и Модат, которые в пустыне
пророчествовали народу".
IV.
Во время сна моего, братия, один красивый юноша явился мне и спросил:
- Кто, ты думаешь, та старица, от которой получил ты книгу?
- Сивилла, - я ответил.
- Ошибаешься, - сказал он, - она не сивилла.
- Кто же она, господин?
- Она есть Церковь Божия.
Я спросил его, почему же она стара.
- Так как, - объяснил он, - сотворена она прежде всего, и для нее сотворен мир.
После того было мне видение в доме моем, и пришла та старица и спросила меня,
отдал ли я уже книгу предстоятелям Церкви. Я отвечал, что нет еще, и она сказала:
- Хорошо, потому что я добавлю еще несколько слов. Когда же исчерпаю все слова,
тогда пусть через тебя они дойдут до избранных. Для этого ты напишешь две книги
и одну отдашь Клименту, а другую - Гранте. Климент отошлет во внешние города,
ибо ему это предоставлено; Гранта же будет назидать вдов и сирот. А ты прочтешь
ее в этом городе вместе с пресвитерами, предстоятелями Церкви.
|