Заповеди
Заповедь десятая
О духе уныния, помрачающем душу и препятствующем успеху молитвы
I. - Удаляй от себя всякую печаль, потому что она сестра сомнения и гнева.
- Каким образом, господин, - удивился я, - она сестра их? Мне кажется, печаль
- это одно, другое - гнев, и сомнение - само по себе.
И он ответил:
- Неразумен ты. Неужели не понимаешь, что печаль - самый злой из всех духов и
самый вредный для рабов Божиих? Она губит человека как ничто другое и изгоняет
из него Святого Духа - и опять спасает,
- Господин, не могу я постичь смысла этих притчей и не понимаю, каким образом
печаль может погубить и опять спасти.
- Слушай, - сказал он, - и разумей. Кто никогда не изыскивал истины и не исследовал
Божество, но только уверовал и потом предался разным языческим занятиям и другим
делам сего мира, тот не понимает притчей божественных, потому что помрачается
от таких дел, повреждается и загрубевает разумом. Как хорошие виноградные лозы,
оставленные без ухода, подавляются и заглушаются разными сорняками и терниями,
так и люди, которые только уверовали и вдались в дела этого мира, лишаются своего
смысла и, думая о богатствах, совершенно ничего не понимают, и разум их, занятый
мирской суетой, глух к Господу. Но те, которые живут в страхе Божием, тщательно
исследуют истину и божественное и сердцем обращены к Господу, они легко принимают
и разумеют все, что говорится им. Ибо, где обитает Господь, там много разума.
Поэтому прилепись к Господу, и все поймешь и уразумеешь.
II. Послушай теперь, неразумный, каким образом печаль изгоняет Духа Святого и
как опять спасает. Когда сомневающийся не обретает успеха в каком-либо деле из-за
своего сомнения, то печаль входит в сердце такого человека, омрачает Духа Святого
и изгоняет его. И когда охватывают человека гнев и сильное раздражение по какому-нибудь
поводу, то опять печаль входит в сердце, он скорбит о своем поступке, раскаивается,
что разгневался. Эта печаль кажется спасительною, потому что влечет раскаянье.
Но и в том и в другом случае печаль оскорбляет Святого Духа. Печаль, вызванная
сомнением или тем, что не удалось человеку его дело, - печаль неправедная. Печаль
же от досады на дурной поступок не плохая печаль, но и она оскорбляет Святого
Духа. Посему удаляй от себя печаль и не оскорбляй Святого Духа, в тебе живущего,
чтобы он не возроптал на тебя к Господу и не удалился от тебя. Ибо Дух Божий,
обитающий в этом теле, не терпит печали. Итак. Облекись ты в радость, которая
всегда имеет благодать пред Господом и угодна Ему, и утешайся ею. Всякий радующийся
человек совершает добро и помышляет о добре, презирая печаль. А человек печальный
всегда зол, во-первых, потому, что оскорбляет Святого Духа, который дан человеку
радостным; и, во-вторых, потому, что он творит беззаконие, не обращаясь к Господу
и не исповедуясь перед ним. Молитва печального человека никогда не достигает престола
Божия.
И я спросил его:
- Почему же, господин, молитва печального человека не восходит к престолу Господню?
- Потому, - ответил он, - что печаль пребывает в его сердце. Печаль, смешанная
с молитвою, не допускает молитву чистою взойти к престолу Божию. Как вино с добавлением
уксуса уже не имеет прежней приятности, так и печаль, примешанная к Святому Духу,
не имеет той же чистой молитвы. Посему очищайся от злой печали и будешь жить с
Богом, и все будут жить с Богом, если только отбросят от себя печаль и облекутся
в радость.
|