.
Каталог
АВТОРЫ
НОВОЕ
СПРАВКА
ПОИСК
 
Предупреждение
Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для свидетельства и распространения библейского учения.
Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия владельца авторских прав НЕ  ДОПУСКАЕТСЯ !!!
Если вы желаете приобрести данный материал, то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.
   
Песах - Христос в еврейской Пасхе 
М. Розен 
 
   

ПЕСАХ

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ АХИЛАТ МАЦА.

 
   

Песах - от слова пасах, означающего "пропустил", "миновал".
В течение 210 лет наши предки были рабами в Египте, где египтяне "горькой сделали их жизнь, заставляя тяжко трудиться над глиной и кирпичами и принуждая к любой работе в поле". Наших предков принуждали к каторжной работе, разбивавшей их тело и дух.
Молитвы и плач евреев вознеслись к Богy, и Он послал Моше-рабейну, "учителя нашего", и брата его Агарона к фараону, царю Египта. От имени народа Израиля они потребовали от фараона отпустить еврейский народ из Египта.
Однако фараон отказался. и тогда Всевышний поразил его и весь Египет тяжелыми карами. вершиной которых была "казнь первенцев". Перед этой казнью фараон был предупрежден, что если он снова - в последний раз - откажется отпустить сынов Израиля, то в эту ночь умрет старший сын в каждой египетской семье.
Страшное бедствие, постигшее Египет сломило в конце копцов упорство фараона. Днем 15 нисана еврейский народ вышел из Египта, направляясь в обещанную ему Всевышним Страну Израиля. Они так торопились уйти, что приготовленное ими тесто не успело скваситься, и из пего пекли пресные лепешки - мацу. Поэтому в течение семи дней Песаха мы едим вместо хлеба и любых других мучных изделий только мацу. Все, что приготовляется из теста, которое может скиснуть, - это хамец, и его нельзя есть в Песах. Дом очищают от любых остатков хамеца. которые накопились в течение года. В последнюю ночь перед праздником глава семейства проверяет весь дом, не осталось ли где-нибудь хамеца. В руке он держит зажженную свечу и при ее свете внимательно осматривает все уголки и щели, в которых может оказаться хамец. На следующее утро мы берем остатки хлеба, печенья и т. п. и сжигаем всё это. Так мы исполняем заповедь биур хамец, "уничтожение квашенного теста".

При наступлении праздника, сразу после возвращения из синагоги мы устраиваем Седер. Это - большая семейная трапеза, в ходе которой мы едим особые кушанья. напоминающие о событиях освобождения из Египта и читаем Гагаду - рассказ об исходе из Египта.
Все члены семьи садятся вокруг стола, облокотившись на подушки подобно знатным. свободным людям. Дети задают отцу "Четыре вопроса", выражающие их удивление необычной обстановкой Седера. Папа начинает читать Гагаду, в которой есть ответы на эти вопросы.
После первой части Гагады - рассказов и восхваления Всевышнего - вся семья приступает к праздничной трапезе. Сначала едят мацу - в память о том тесте, которое не успело скваситься в ночь, когда наши предки ушли из Египта.
Затем мы едим марор - горькие овощи, вкус которых олицетворяет всю горечь жизни наших предков, порабощенных в Египте.
По обычаю, дети прячут афикоман - кусок мацы, сохраняемый до конца трапезы. Когда приходит время съесть его, папа начинает искать его и не находит! А дети не торопятся вернуть его - пока не приходится родителям пообещать им в обмен на афикоман купить какие-нибудь подарки.

Мессианское толкование праздника:

М. Розен.
ХРИСТОС В ЕВРЕЙСКОЙ ПАСХЕ

ПАСХА — НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР, ДАННЫЙ БОГОМ
Искупление Израиля Господом должно было оставить неизгладимый отпечаток в умах и сердцах будущих поколений. По Его предначертанию пережитое в прошлом должно было долгое время оказывать влияние на народ; важность этого опыта должна была постоянно возрастать с течением времени.
Но как лучше всего народ может помнить свою историю? Книги и свитки привлекают внимание лишь ученых, со временем слова утрачивают свой смысл. Бог, самый главный учитель, нашел идеальный выход. Он заповедал ежегодно инсценировать ту первую пасхальную ночь, учредив церемонию, которая посредством чувств будет взывать к каждому человеку каждого поколения.
Подобно наглядным примерам, которые мы сегодня преподаем маленьким детям, Господь использовал повседневные акты зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания и сделал их Своими союзниками в обучении Своего народа святым истинам.

АГНЕЦ
Бог начал преподавание наглядного примера, обращенного к Израилю, с пасхального агнца. Прежде всего, люди должны были выбрать из своих отар самых статных, самых здоровых на вид годовалых ягнят. В этом возрасте игривое и очаровательное животное как раз достигает расцвета сил. Затем, в течение четырех дней перед Пасхой семья должна была внимательно наблюдать за ним, чтобы убедиться, что он вполне здоров и не имеет никаких изъянов.
Во время этого периода тщательного надзора они кормили ягненка и заботились о нем, привыкая к тому, что он находился в доме. К концу четвертого дня он, должно быть, становился любимцем всех домашних и особенно детей. Теперь им всем приходилось избегать взгляда его больших невинных глаз, ведь глава семьи готовился всадить в него нож и пролить его кровь. В древности людям не часто доводилось есть мясо, но могли ли они получить удовольствие, поедая этого ягненка?
Мучительно прискорбный урок : святость Бога требует, чтобы Он осудил грех, и цена этого осуждения поистине велика. Но Он также милостив и предоставляет возможность избежать наказания (искупление).
Невинный пасхальный агнец был прообразом Того, Кто, сотни лет спустя станет последним Божьим средством очищения и искупления. Их сходство поразительно.

УДЕЛОМ ПАСХАЛЬНОГО АГНЦА БЫЛА СМЕРТЬ
В книге Исаии 53:7 есть пророчество о том, что Мессия будет веден как овца на заклание; в 1 Послании Петра 1:19-20 говорится, что еще прежде основания мира Иешуа было предначертано умереть.

ЗА АГНЦЕМ НАБЛЮДАЛИ, ЧТОБЫ УДОСТОВЕРИТЬСЯ, ЧТО ОН БЕЗ ПОРОКА
Согласно Второзаконию 15:21, средством искупления может быть только то, что не имеет порока. Мессия Иешуа (или Иисус, как звучит это имя по-гречески) явил Себя Израилю на открытом служении и оказался непорочным в сердце и делах перед Отцом. Даже Понтий Пилат не нашел в Нем вины.
Послание к Евреям гласит, что Он был искушен (испытан) во всем, кроме греха; 1 Петра 1:19 описывает Его, как непорочного и чистого Агнца.

ПАСХАЛЬНОГО АГНЦА ПЕКЛИ НА ОГНЕ
Писание говорит об огне как о Божьем суде. Пророк Исаия предрек, что Мессия понесет на Себе грехи многих, что Он будет изъязвлен не за Свои грехи, будет поражен Божьим судом и причислен к разбойникам. Когда на Спасителя Иешуа пролился огонь гнева Божьего, Он возопил с креста: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Матфея 27:46). 2-е Послание к Коринфянам 5:21 гласит: "Ибо не знавшего греха (Христа) Он (Бог) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом".

НЕ РАЗРЕШАЛОСЬ ЛОМАТЬ НИ ОДНОЙ КОСТИ ПАСХАЛЬНОГО АГНЦА
Римские воины не перебили ноги Мессии Иешуа, как они это сделали двум разбойникам распятым рядом с Ним. Искупление через смерть пасхального агнца было и личным, и общественным делом. Спасение же должно быть личным событием. Согласно заповеди в книге Исход 12:3,нужно было взять одного агнца, неопределенное, неизвестное, ничем не примечательное существо; далее в стихе 4 Бог говорит: "тот" агнец. Теперь о нем знают, он - единственный в своем роде, отделенный. И, наконец, в стихе 5 Бог уточняет: агнец "у вас"; каждая искупленная душа должна была сделать агнца своим.
Артур Пинк цитирует Послание к Галатам 2:20 применительно к вере в Мессию: "А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия (Мессию), возлюбившего меня и предавшего Себя за меня". В Новом Завете более тридцати раз говорится о Мессии Иешуа как об Агнце Божьем.
Обретая надежду и веру в жертву Агнца Божьего, личность и народ становятся собственностью Бога. Исход 12:41 называет народ Израиля "ополчением Господним", а не ополчением Израилевым. Будучи искуплены кровью пасхального агнца, они действительно принадлежали Богу.

ГОРЬКИЕ ТРАВЫ
С пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его (Исход 12:8). Иегова заповедал израильтянам есть пасхального агнца с горькими травами. Первая аналогия, приходящая на ум, очевидна — лишения, которые претерпели израильтяне под бичами надсмотрщиков фараона. Но в этом также есть более глубокий смысл.
Горечь в Писании часто ассоциируется со смертью. Горькие травы являются напоминанием о том, что первенцы народа Израилева выжили благодаря смерти пасхального агнца. Бог создал человека для того, чтобы он обрел жизнь через смерть, получил возможность физически существовать благодаря смерти того, что было когда-то живым, будь то растение или животное.
Именно таким образом верующий в Мессию Иешуа получает новую жизнь посредством Его смерти как Агнца Божьего. Горечь в Писании также свидетельствует о трауре. В книге Захарии 12:10 есть пророчество о том, что когда-то Израиль как народ будет горько рыдать и глубоко скорбеть о своем Мессии, как рыдают об умершем единственном ребенке. Бог говорит в книге Захарии 13:9, что Он проведет Израиль через испытание огнем и очистит его, как очищают серебро и золото. Тогда Израиль провозгласит: Господь-Бог мой!", и в тот день "Господь будет Царем над всею землею" (Захария 14:9).

ОПРЕСНОКИ
Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом (Исход 12:8). Следующий символ в наглядном примере Бога — опресноки. Сыны Израилевы ели пасхального агнца с горькими травами и опресноками; затем, в течение полных семи дней им нельзя было есть квасного. Смысл этого глубже, нежели очевидное стремление скорее покинуть Египет.
Почти всегда в Библии закваска является символом грехах. Избавление от всякой закваски ассоциируется с освящением чада Божьего. Будучи очищен, искуплен Божьим Агнцем, истинный верующий должен избавиться от греховной закваски его ветхой природы, которая была в нем до искупления. В Матфея 13:33 единственный раз она используется как символ роста и распространения. Уча Свой народ истине, Бог не оставляет его в плену абстракций.
Библия говорит языком житейского опыта. Любая хозяйка, любая кухарка использовала закваску в быту. Вкус, запах и действие закваски имели ясный смысл. По древнееврейски закваска — хомец, что значит "горький" или "кислый".
Суть греха в том, что он приводит людей в огорчение или озлобление. От закваски тесто так подымается, что конечный продукт становится большим в объеме, но не увеличивается в весе. Грех гордыни побуждает человека так превозноситься, что он думает о себе как о значащем намного больше, чем он есть на самом деле.
Древние евреи использовали метод закваски для заквашивания хлеба. До формования теста в готовые к выпечке буханки хозяйка отделяла кусок сырого теста и оставляла его в сыром прохладном месте. Когда приходило время печь новую партию хлеба, она приносила этот кусочек теста, добавляя его к новой порции муки и воды, чтобы закис новый хлеб, оставляя при этом маленький кусочек теста нового замеса. Каждое "новое поколение" хлеба было органически связано с предыдущим.
Человечество сходным образом связано с греховной природой нашего праотца Адама. Люди часто ищут оправдания своим дурным поступкам или злонамеренности, говоря: "Я ведь всего лишь человек". Но быть "всего лишь человеком" — основное свойство гре- ховности, присущей всему человечеству.
Иисус говорил о закваске как о ложном учении и лицемерии (Матфея 16:11-12; Марка 8:15; Луки 12:1, 13-21). Апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам 5:7 говорил о закваске как о лукавстве и пороке. Он сказал: "Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом (новым человеком), так как вы безквасны (очищены), ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас".
С другой стороны, Павел описывал бесквасный хлеб как чистоту и истину. Древнееврейское слово маца (бесквасный) имеет значение "сладкий, без кислоты". Опресноки являлись олицетворением того, как приятна и полноценна жизнь без греха. Они были прообразом безгрешной и совер шенной жизни Мессии, Который придет, чтобы исполнить всякую правду и отдать Свою жизнь в качестве последнего Божьего пасхального агнца.
После прекращения храмовых жертвоприношений маца (опресноки) приобрели дополнительное значение в пасхальных ритуалах, когда, согласно постановлению раввинов, их стали использовать как напоминание о пасхальном агнце. Таким образом, очищаясь от всего квасного, евреи словно каждый раз заново разрывали извечный круг греха и выходили из Египта, дабы пребыть пред Господом как новый народ.
Они очищались от всего квасного не для того, чтобы быть искупленными;напротив, они очищались от всего квас ного, потому что они были искуплены. Этот же принцип относится к искупленным Господа всех времен. Спасение обретают по благодати, "не от дел, чтобы никто не хвалился" (см. Ефесянам 2:8-9).

КРОВЬ НА ДВЕРИ
" И возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра" (Исход 12:22).
Несколько раз в Писании упоминается особый знак, который обеспечит защиту от истребления тем, кто боится Господа. Один из примеров находится в книге Иезекииля 9:4- 6; два других — в Откровении 7:2-3 и 9:4. Когда суд над Египтом был неминуем, Бог повелел сынам Израилевым пометить двери их жилищ кровью пасхального агнца. Эти знаки, нанесенные на двери, отделили дома тех, кто верил и повиновался Богу, от домов неверных и непокорных.
"Сосуд", упомянутый в Исходе 12:22, не является вместилищем для питья в том смысле, в котором мы сегодня используем слово "сосуд". Это — египетское слово "can", означающее порог или канаву, которую выкапывали прямо перед входом в дом во избежание попадания воды в помещение. Люди устанавливали это вместилище в канаве, чтобы не просачивалась вода.
Израильтяне закалывали пасхальных агнцев прямо у дверей, где разбрызгивалась кровь; и кровь убитых животных автоматически стекала в углубление (сосуд) у порога. Когда они наносили мазки "пучком" иссопа,омоченного в крови, то прежде всего кровью покрывалась перекладина (верхняя горизонтальная часть дверной рамы), а затем косяки (вертикальные стороны). В процессе покрытия дверей кровью они совершали движения, образующие знак кровавого креста, что было пророчеством о еще одном пасхальном жертвоприношении, которое должно было произойти столетия спустя.
Итак, дверь была "опечатана" со всех четырех сторон кровью агнца, потому что и внизу уже тоже была кровь. Артур Пинк видит это как образ страданий Самого Мессии: "Кровь вверху, где шипы пронзили Его чело, кровь по бокам, стекающая с Его рук, пронзенных гвоздями; кровь внизу, где гвозди впились в Его стопы". Эта символика глубже раскрыта в словах Иисуса: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Иоанна 10:9).
Израильтяне вошли в ту первую пасхальную ночь через дверь, запечатанную кровью, и обрели безопасность. Защищенные и искупленные жертвенной кровью, они вышли на следующее утро и начали продвижение к благодатной пажити, земле обетованной.
Мы, искупленные истинным Пасхальным Агнцем, находим защиту от Божьего суда в Нем и благодаря Ему с нетерпением ожидаем грядущего, вечной гавани в самом присутствии Всемогущего, в городе, "которого художник и строитель Бог" (Евреям 11:10).




2001–2024 Электронная христианская библиотека