ЭПИЛОГ
Пронеслись века...
Возникали и рушились империи, гибли цивилизации, военные, политические и социальные
перевороты меняли самый облик земли, но Церковь, основанная Иисусом Назарянином,
возвышается, как скала, среди этого клoкочущего моря. Вера, которую в первые дни
исповедовало всего несколько десятков человек, движет сегодня миллиардом жителей
Земли, говорящих на разных языках и создавших бесчисленные формы культур.
Когда евангельская проповедь, подобно свежему ветру, ворвалась в дряхлеющий античный
мир, она принесла надежду опустошенным и отчаявшимся, вдохнула в них энергию и
жизнь. Христианство соединило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем
"согласии"; оно осудило угнетателей, возвысило женщину, способствовало
искоренению рабства. Позднее в молодых варварских странах Запада оно стало опорой
гуманности и просвещения, заставив грубую силу признать духовный и нравственный
авторитет. Постепенно христианская "закваска" превратилась в Европе
и Новом Свете в источник динамизма, которого не знали все пятьдесят тысяч лет
существования человека.
Христианство влекло к себе людей, казалось бы, абсолютно непохожих: от рабов
Рима до Данте, от Достоевского до африканских пастухов. Оно укрепляло мучеников
Колизея и давало силу своим исповедникам в XX веке. В каждую эпоху Новый Завет
обнаруживал скрытые в нем неистощимые импульсы к творчеству. Если первыми учениками
Иисуса были простые галилеяне, то впоследствии перед Его крестом склонились величайшие
умы всех народов. Его откровение озарило мысль Августина и Паскаля, любовь к нему
возводила рукотворные утесы храмов, вдохновляла поэтов и ваятелей, вызывала к
жизни могучие звуки симфоний и хоралов. Образ Богочеловека запечатлен Андреем
Рублевым, Микеланджело, Рембрандтом; на пороге третьего тысячелетия Евангелие,
повествующее о Христе, переведено почти на две тысячи языков и расходится по миру,
не уступая прославленным творениям человеческого гения. Даже когда многие христиане
забывали, "какого они духа", а их измены Завету Спасителя вооружали
против Церкви множество врагов, Евангелие "неприметным образом" продолжало
действовать на людей.
Идеалы справедливости, братства, свободы, самоотверженного служения, вера в
конечную победу добра и ценность человеческой личности -- словом, все, что противостоит
тирании, лжи и насилию, черпает, пусть и бессознательно, живую воду из евангельского
родника.
Грозы и ураганы проносились над Церковью, внешние и внутренние опасности подстерегали
ее. Властолюбие вождей и непреодоленное язычество толпы, мирские и аскетические
соблазны, натиск открытых противников и грехи христиан, распри и расколы порой,
казалось, ставили под удар само существование Церкви. Но она выдержала все исторические
битвы и кризисы. Тайна ее неодолимости заключена в Сыне Человеческом, Который,
по слову апостола, "вчера, сегодня и вовеки -- Тот же", в дарах Духа,
сходящего на верных Ему.
Непросветленное сознание человека ищет внешнего величия, поклоняется зримой
силе; но не это дает ему Евангелие. "Мы проповедуем Христа распятого, для
иудеев -- соблазн, для эллинов -- безумие". Открывается миру и спасает Бог
уничиженный, умаленный в глазах "века сего". Каждая душа. обретшая Иисуса
Христа, отныне знает, что человек -- не одинокий скиталец, которого некому окликнуть
в черной космической пустыне, а -- дитя Божие, соучастник божественных замыслов.
Воплотившийся на земле указал людям на их высшее предназначение, освятил и одухотворил
человеческую природу, посеяв в ней семена бессмертия. В Его лице сокровенный и
непостижимый Творец стал близок нам, и это наполняет жизнь радостью, красотой,
смыслом. Нет больше "пугающего безмолвия бездны", над всем -- свет Христов
и любовь небесного Отца... Вот почему всякий раз, когда христианство считали уже
похороненным, оно, как Распятый и Воскресший, вставало из гроба, являя непреложность
обетования: "Ты Петр, и на этой Скале Я построю Мою Церковь, и врата ада
не одолеют ее". Не доктрины или теории, а Сам Христос вечно обновляет христианство
и ведет его в бесконечность.
Столетия, минувшие с пасхального утра в Иудее, не более чем пролог к богочеловеческой
полноте Церкви, начало того, что было обещано ей Иисусом. Новая жизнь дала только
первые, подчас еще слабые ростки. Религия Благой вести есть религия будущего.
Но Царство Божие уже существует: в красоте мира и там, где среди людей побеждает
добро, в истинных учениках Господа, в святых и подвижниках, в тех, кто хочет идти
за Ним, кто не покинул Христа среди тяжких испытаний Его Церкви...
Дай же нам, божественный Учитель, мощь их веры, несокрушимость их надежды
и огонь их любви к Тебе. Когда, заблудившись на жизненной дороге, мы остановимся,
не зная, куда идти, дай и нам увидеть во мраке Твой лик. Сквозь рев и грохот технической
эры, столь могущественной и одновременно столь нищей и бессильной, научи внимать
тишине вечности и дай услышать в ней Твой голос, Твои вселяющие мужество слова:
"Я с вами во все дни до скончания века".
|