Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

   
Душа и Дух 
Джесси Пенн-Льюис
 
   


ГЛАВА 5
ДУХОВНЫЙ ХРИСТИАНИН

"Духовный [pneumatikos] судит обо всем" (1Кор.2:15).
"Сам же Бог мира да освятит вас полностью; и ваш дух [pneuma], и душа [psuche] и тело [soma] да сохраняться во всей целости, без упрека..." (1Фес.5:23).

В этом месте Писаний мы имеем, как это уже было сказано, одно из всего лишь двух мест, ясно показывающих в английском переводе трехчастную природу человека, описывающее к тому же её в надлежащем - первоначальном - порядке. Удивительно, как часто ссылаясь на этот стих, многие дети Божии этот порядок изменяют, когда они молятся, чтобы им быть "освященными телом, душой и духом", показывая этим, что разум несознательно изображает истинное состояние падшего творения, пока верующий не озаряется Духом Божиим, и дух не возвращается назад на свое руководящее место, как в мыслях, так и во всей остальной деятельности человека.
Апостол в своей молитве за Фессалоникийцев дает всеобъемлющий образ "духовного" верующего, ибо он не мог молить меньшего для любого из своих обращенных, чем того, чтобы они были освящены полностью; точно так, как он писал и Колоссянам: что он трудился, чтобы он мог представить каждого человека "совершенным", или "зрелым" во Христе - слово, использованное им, означает "возросший до полной зрелости". (Колоссянам 1:28-29. Смотри примечание Конибеэра.) "Я молю Бога, - говорит он - чтобы ваше целое (все существо, прим. перев.), дух и душа и тело, было сохранено безупречным" (ВКЯ). Быть "сохраненным безупречным" или "во всей целости" следует за "освящением полностью". И это кратко означает:
1) Что касается духа: Триединый Бог, который есть Дух, поселяется в святилище духа человека, который сначала оживляется в духе Святым Духом через искупительную работу Сына.
2) Что касается души: Триединый Бог, обитающий в духе, проявляет Себя через сосуд души - или личность - человека в: (а) воле, полностью единой с волей Бога; (б) интеллекте, обновленном и озаренном Святым Духом; (в) и эмоциях, под полным обладанием и использованием человека, руководимого тем же Духом.
3) Что касается тела: Триединый Бог, обитающий в духе, проявляющий себя через каналы души, содержит тело под Своим полным господством (1Кор.2:27), с каждым членом, податливым на быстрое послушание, как "оружием праведности" (Рим.6:13), и делает таким образом наружного человека - тело - поистине храмом Святого Духа (1Кор.6:19).
Это и есть "духовный" верующий, возросший до "полной зрелости", освященный полностью в духе, душе и теле, нуждающийся в том, чтобы быть "сохраненным во всей целости" и безупречным - не безошибочным - Богом Мира, обитающим во святилище его существа.

КАК ДУШЕВНЫЙ ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ ДУХОВНЫМ

Но как, мы можем спросить, верующий переходит от душевной ступени к становлению действительно "духовным" человеком? " 'Духовный' - это человек, отличающийся от людей своего окружения как тот, в ком руководит дух", - пишет Фоссе. "Руководство духа" не означает только руководства Духом Божиим плотского или душевного человека, но подразумевает, что возрожденный дух сделан более сильным, чем душа и тело, так что он руководит ими обоими, так как он населен и укреплён Духом Божиим, подобно словам молитвы Павла за Ефесян, чтобы им быть "укрепленными могуществом Духа Его во внутреннем человеке", то есть, в возрожденном человеческом духе (Епископ Моул).
"Духовный человек" - это тот, кто "поступает по духу" и "занят" духом - духом, таким образом, настолько взаимодействующим со Святым Духом, что Жизнедающий Дух второго Адама способен свободно и полностью оживлять способности души - то есть, разум, воображение, сообразительность, рассудительность - оживлять члены тела (Рим.8:11) и проявлять через них Его полнейшую и высочайшую волю.
Чтобы это произошло, верующий должен понять не только отрицательную сторону Божиего воздействия, как описано в Евреям 4:12 - разделение "души" от "духа" - но и положительную сторону, представленную в 1Фессалоникийцам 5:23, показывающее Бога Мира, "освящающего" все существо принятием его в Свое обладание, действуя через дух и наблюдая чтобы душа и тело выполняли свои надлежащие функции.
"А соединяющийся с Господом есть один дух" (1Кор.6:17), - писал апостол. "Так и вы, братья мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы вы соединились с другим, с Ним, воскресшим из мертвых" (Рим.7:4; АСВ). Здесь ясно описано "соединение", или единство со Христом в духе, что является целью и результатом работы Креста. Это единство с Воскресшим и Вознесенным Господом может быть только в духе и ПРАКТИЧЕСКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, когда ДУХ ВЕРУЮЩЕГО ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ ОКУТЫВАНИЯ ДУШОЙ, ибо, как замечает Штокмейер, нельзя сказать, что Воскресший Господь может являться Женихом души. Душа как личность человека может быть только сосудом, через который Господь проявляет Свою собственную жизнь, принося в единстве с духом верующего "плод Богу".
Поэтому "духовный человек" - это тот, в ком посредством разделения души и духа словом Божиим ДУХ ОСВОБОЖДЕН от уз души, или, как говорит Бромли (писавший в 1774 году), он вырвался из ее "объятий" и соединен с Господом в единстве сущности - дух с духом - один дух - так что душа и тело могут служить теперь как средство для выражения воли, жизни и любви самого Господа через верующего.
В свете этого, контраст между "делами плоти" и "плодом духа", описанными в Галатам 5:18-24, весьма поразителен. "Плоть" действует и выдает на поверхность свои омерзительные проявления; в то время как в человеке, который знает аспект Голгофы в Римлянам 6 - распятие плоти - и разделение души от духа словом Божиим, дух, соединенный с Господом, приносит ПЛОД - непроизвольные проявления жизни в виде плода: плода, проявленного в душе и через нее (личность) в его различных видах: любви, радости, мире, долготерпении, доброте, благости, верности, кротости и самообладании.
Слово "самообладание", будучи упомянутым как один из плодов Духа, показывает, что Дух Божий использует "свое я" - личность или "душу" - человека, как Своё средство обладания им. Поэтому личность как определение своего "я" - душа - не должна быть упразднена, или подавлена, но облагорожена, так как она становится средством для выражения Духа Христа, обитающего внутри. Кратко, "плод Духа" в "любви, радости, мире" означает любовь, проявленную через "душу", но исходящую от Святого Духа в человеческом духе, а не идущую от души-жизни.
В Писаниях имеется много мест, описывающих различные "душе"-способности в их деятельности, получающие свою вдохновляющую силу от духа. Мы читаем о "пламенении в духе" (Рим.12:11), нацеленности в духе (Деян.19:21), духе веры (2Кор.4:13), любви в духе (Кол.1:8). Все эти действия духа, проявляемые через канал души - личность - человека: "мудрость" через его разум; "нацеленность" через его волю; "любовь" через его привязанность; "радость" через его эмоциональные чувства - исходят из вечной глубины его духа, а не только лишь от его чувств.

ЗАКОНЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Это на этой ступени жизненно важно, чтобы верующий знал законы духа и как поступать по духу, чтобы ему не перестать сотрудничать со Святым Духом и не дать возможности обольщающим духам сатаны увлечь его подделками истинной духовной жизни, произведенными в сфере души, которые он упускает распознать как ложные, ибо их цель - вынудить его снова неосознанно пребывать в сфере души. Духовный человек с освобожденным, или "отделенным" от души духом - это тот, кто ходит посредством духа, или руководим им, а не душой или телом. Но это не означает, что он не может быть опять запутан в жизни души, если через незнание законов духа, он отойдет от предоставления руководства духу. Он должен знать, как точно распознавать, что от духа, что от души, а что от тела в его переживании, как сохранять дух свободным и открытым Духу Божиему, и какое состояние духа необходимо для постоянного сотрудничества со Святым Духом. Ему нужно быть способным распознавать и отражать атаки злых духов на его дух, стремящихся препятствовать его общению с Богом или заточить его дух обратно в душу, парализуя этим его действие и вызывая его пассивность. Потерпев поражение в этом, они будут стремиться переутомить его дух неумеренной, беспокойной деятельностью - неизменная цель, при достижении которой сводится на нет или преодолевается непрерывное сопротивление их атакам.

Для хождения по духу:
1) Верующий должен знать, что такое дух и как уделять внимание требованиям духа и не угашать его. Тяжесть приходит на его дух, но он продолжает свою деятельность, примиряясь с давлением; работа тяжела для него, но у него нет времени, чтобы выяснить причину, пока, наконец, тяжесть не становится нестерпимой, и он вынужден остановиться и посмотреть, в чем же дело, тогда как ему следовало бы проявить внимание к требованиям духа с самого начала и в краткой молитве принести "тяжесть" к Богу, отвергая всякое давление и гнет врага.
2) Он должен быть способен читать свой дух и сразу же узнавать, когда он оказывается вне сотрудничества со Святым Духом, быстро отказывая всем атакам, которые вытягивают его дух из равновесия общения с Богом.
3) Ему нужно знать, когда его дух затронут ядом духов зла, например инъекциями уныния, огорчения, недовольства, ропота, придирчивости, раздражительности, ожесточенности, чувства обиды, ревности и т.д. - все прямо от врага в дух. Он должен противостать всякому унынию, омрачению и плохому настроению, впрыснутому в его дух, ибо победная жизнь освобожденного духа означает радостность (Гал.5:22). Эта затронутость духа различными упомянутыми вещами не является проявлениями "дел плоти", когда верующий уже знает жизнь по духу; однако они быстро достигают сферы плоти, если не распознаются и не встречают реакцию посредством немедленного отвержения и противостояния.
4) Он должен знать, когда его дух находится в правильном положении господства над душой и телом и когда он не переутомлен сверх меры крайностями конфликта или окружающей обстановкой. Есть три состояния духа, которые верующий должен быть способен распознавать и иметь с ними дело:
а) угнетенный, сокрушенный или "униженный" дух.
б) дух в своём правильном положении господства, в равновесии и спокойном самообладании.
в) дух, выведенный из "равновесия", когда он находится в напряжении или переутомлен.

Когда человек поступает по духу и распознает любое из этих состояний, он знает, как "возвысить" свой дух, когда он угнетен, и как спокойным действием своей воли прекратить сверхдеятельность, когда он выведен из равновесия чрезмерной активностью или мощным наступлением духовных врагов.
Человеческий дух может быть уподоблен электрическому фонарю. Если он находится в контакте с Духом Божиим, он полон света; обособленный от Него, он - тьма. Населенный Им "дух человека - светильник Господень" (Пр.20:27). Дух также можно уподобить пружине: когда она связана, или сжата, или находится под тяжестью, она перестает действовать, или быть источником силы и "пружинить", так сказать. Если человек чувствует обремененность, он должен выяснить, что это за тяжесть. Если его спросить: "Тело ли это твое?" - он вероятно скажет - "Нет", - но, что он "чувствует стесненность внутри". Тогда, что же "стеснено" или "обременено"? Не дух ли это? Дух может быть сдавлен или вознесен, он может быть связан или свободен, он может находиться в истинном своём состоянии или в превратном. Способности и потенциальные возможности человеческого духа познаются только тогда, когда дух соединен со Христом и "навыком" укреплен Духом Святым, чтобы "стоять против сил тьмы".( Более полный свет по этому аспекту хождения по духу отображен в "Войне со святыми", откуда и взята эта часть текста.)

ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ "ЗРЕЛЫМ" ВО ХРИСТЕ

"Духовный" человек также охарактеризован апостолом как "зрелый" во Христе, и в первом послании Коринфянам мы имеем поразительный контраст между духовным и плотским верующим. Плотской верующий может питаться только "молоком", простейшей основой Евангелия, тогда как "зрелому", или "духовному" можно давать "глубокие вещи Божии", вещи, которые не могут даже быть высказаны "словами, которым учит человеческая мудрость, но которым учит Дух, истолковывая духовные вещи [не истины, да будет отмечено, но вещи - факты - субстанции - такие же реальные, как и материальные вещи на земле] духовным людям" (1Кор.2:10,13; АСВ, поля).
Апостол также разъясняет, что "душевный" - или "человек души" - не может принимать эти "вещи" Духа в сколь-нибудь большей степени, чем это могут плотские "младенцы во Христе" (1Кор.2:14; 3:1), потому что для душевного интеллекта и мудрости они являются ничем иным, как безумием. Никто кроме тех, кто духовен, не может распознавать их и исследовать (АСВ, поля) их - ибо они могут быть "исследованы" также верно, как и материальные вещи! "Духовный" человек "исследует все", так как он способен Духом Святым проникать во внутренний духовный источник всех вещей и прорываться через завесу ощущения и зрения до духовной действительности, лежащей позади всех вещей. Но "душевный" человек, то есть, тот, кто может задействовать только свой природный интеллект, кто не может прорываться дальше своего интеллекта - он может исследовать все вещи в природной сфере и не больше!
"Духовный человек зрел в разумении", - пишет апостол, и если мы внимательно исследуем все ссылки в посланиях Павла, относящиеся к "духовному" человеку и "зрелому" человеку, то мы увидим, как разделение души и духа в верующем является условием достижения ступени, названной "духовной", или ступени "зрелости". Ступень "зрелости" снова и снова связывается с познанием, изучением и распознаванием духовных вещей, всего, с чем имеет дело душа.
"Мудрость мы говорим между зрелыми" (1Кор.2:6; АСВ); "Не будьте детьми умом... но по уму будьте зрелого возраста" (1Кор.14:20; АСВ). "Уча всякого человека во всякой премудрости, чтобы нам представить всякого человека совершенным [то же греческое слово, переведенное как "зрелыми"] во Христе" (Кол.1:28). "Твердая же пища для зрелых людей, у которых чувства навыком приучены к различению..." (Евр.5:14; АСВ). "Итак мы все, кто совершенен [или "зрел в разумении", "совершенен" в противоположность "младенцу" и то же греческое слово, переведенное как "зрелыми" в 1Коринфянам 2:6], так и будем мыслить" (Фил.3:15), - пишет апостол в своих посланиях. За Колоссян он молится, чтобы они были "исполнены познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном" (Кол.1:9), и что тот является духовным человеком, кто озабочен тем, как поднять впавшего в какое-либо согрешение брата, ибо только такой может проявить небесную мудрость необходимую для верности, имея дело с грехом с позиции Бога, при этом нежно любя согрешающего брата (Гал.6:1).
Опять же, апостол пишет Ефесянам: "Пока мы все не придем в единство веры и познания Сына Божиего, в мужа зрелого, в меру роста полноты Христа" (Еф.4:13; АСВ). Здесь опять познание связано со зрелостью и полнотой Христа! "Единство веры", которое должно быть отличительным признаком мистического Тела Христа и осуществлять его "полный рост", не может быть проявлено, пока каждый из отдельных членов не достигнет ступени зрелости и не станет "духовным" человеком. И с другой стороны, каждый член не может стать таким образом "духовным", пока он не постигнет разделения души и духа, так чтобы дух мог быть полностью соединенным с воскресшим Господом и "сосуд души" в его интеллектуальной и других областях получал энергию и руководствовался духом из сферы Богосознания, а не из низшей жизни первого Адама.

ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК "СОДЕЛАН СОВЕРШЕННЫМ В ЛЮБВИ"

Слово "совершенный", или "завершенный", которое переведено как "зрелый" в 1Коринфянам 2:6; АСВ и так часто связывается Павлом с разумом, или познанием, связывается с любовью у апостола Иоанна. Он говорит о верующем "соделанном совершенным в любви" (1Ин.4:18), и показывает, как "совершенная любовь изгоняет страх", и как "любовь, достигшая совершенства" дает "смелость в день суда". Поэтому первое послание Иоанна показывает "духовного" человека, которому присущи привязанности души, полностью объятой любовью Бога, и настолько полно, что она всецело заполнена любовью, текущей от Того, Который обитает в духе. "Бог пребывает в нас, и Его любовь совершенна в нас", - пишет апостол, то есть, сосуд души совершенно заполнен божественной любовью, так что в свою меру и способность он "завершен" любовью Бога, и заполнен ею так, что в нём нет никакого места и возможности для "страха".
Но язык Иоанна означает даже больше, чем факт того, что божественная любовь Обитателя духа верующего может свободно течь через сосуд души. Он на самом деле описывает жизнь духовного человека в Духе, то есть, что значит жить и пребывать в сфере Богосознания. "Бог есть любовь, - пишет он, - и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем" (1Ин.4:16; АСВ). "Духовный" человек, который живет и поступает в духе любви, является, таким образом, "пребывающим в Боге". Если вошли "страх" или "ненависть", он, следовательно, опустился в сферу души и допустил некоторый элемент природной души-жизни, иначе сказать, через атаку злых духов он прекратил сотрудничать с Богом в своем духе. Распознав это, он должен сразу же идти ко кресту, чтобы подвергнуть душевный элемент его разделяющей силе, называя это пред Богом "грехом" и прося применить очищающую кровь согласно 1Ин.1:7, противостав в то же самое время силам тьмы и взяв еще раз "всё вооружение Божие" для победы.

ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК "СОВЕРШЁН ВО ЕДИНО" СО ВСЕМИ ВЕРУЮЩИМИ

"Духовный человек" совершён в один дух с другими во Христе. Слово "совершенными", использованное в 1Коринфянам 2:6, было также употреблено Господом Иисусом в Его высокой священнической молитве для описания единства среди Его искупленных, которое лежало бременем на Его сердце накануне Его шествия на крест, чтобы сделать это единство возможным. "Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас... да будут они едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут они совершены во едино..." (Ин.17:21-23; АСВ). Сущностное единство, существующее между Отцом и Сыном - единство сущности в духе с духом - является единством каждого верующего с другим, кто В Боге. Язык Господа безошибочен. Он сказал: "Да будут они едино, как МЫ ЕДИНО!" Это означает Отца и Сына, пребывающих в духе верующего Духом Святым в совершенном - или полном - единстве. Неизбежно, это также означает такое же единство духа с другими верующими. "Духовный" человек поэтому не только одно со Христом в Боге, который есть Любовь, но он обретает то же единство с тем же Богом, пребывающим в других. Поэтому он не может быть полностью пребывающим в Боге, если он в какой-либо степени допускает душевную жизнь природы, которая проявляется в (1) разделениях, (2) пристрастии, (Иак.3:17) или (3) группировках (Гал.5:20; АСВ).

ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК "ХОДИТ ВО СВЕТЕ"

Опять же, о "духовном" человеке апостол Иоанн пишет: "Если мы ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха..." (1Ин. 1:7). Хождение во свете может осуществляться человеком, живущим в сфере Богосознания, где Бог пребывает в его духе. Любое опускание в сферу души может быть уподоблено погружению духа, который соединен с Тем, Кто является светом, в непрозрачный сосуд, который покрывает его облаком или оболочкой и затмевает свет. Верующий, пребывающий в Боге, Который есть свет, пребывает и "ходит" во свете и в этом свете находит "общение" с Богом и с другими, кто пребывает во свете. Тем временем кровь Иисуса продолжает постоянное очищение от всякого неизвестного греха, который может незаметно коснуться пребывающего во свете через какое-либо вторжение "души-жизни", или при соприкосновении с грехом в окружающем мире(1 Ин.1:9 является средством от всякого известного греха в смысле согрешения.)
"Бог есть свет, и нет в Нем совсем никакой тьмы". "Тот, кто любит... пребывает во свете". Это есть жизнь Вознесения, или жизнь, сокрытая со Христом в Боге, о которой пишет апостол Павел. О ней говорил ученикам Господь Иисус в Своих прощальных словах в горнице в Иерусалиме, и ее принес в их действительное переживание Дух Святой в день Пятидесятницы, когда Дух прославленного Иисуса вошел в их дух. Тогда они были вознесены из сферы души в духовное единство с прославленным Господом. Пребывание их в Нем, а Его в них - это заставило "мир" обратить внимание. И множество людей уверовало! Они видели единство исполненной Духом группы "соделанных совершенными в любви", отбросивших всякий "страх", и ходящих в таком свете, что греховному эгоизму, какой был проявлен Ананией, не было места среди них!
Во свете всего этого и того, что это значит для Христа и Его церкви - чтобы все члены Его Тела стали таким образом "духовными" и соответствующими (или совершенными) своему месту в единстве с Воскресшим Главой - важность понимания верующим различия между "душой" и "духом" не может быть преувеличена. Потому что от его прекращения жизни "по плоти" - в чувствосознании - зависит его рост в полностью "духовного" человека, то есть, человека, способного понимать свой дух и распознавать и исследовать духовные вещи. Человек, населенный Триединым Богом и освященный полностью полным освобождением его духа от господства или души, или тела - и ходящий в том, чего достиг - устремляется к еще более полному "совершенству" или завершенности (Фил. 3:15-16).
Мы не можем точно сказать, какой длительности должна быть стадия между первым шагом нового рождения и становлением зрелым в жизни Христа, в смысле освобожденности духа через его единство с Воскресшим и Вознесенным Господом и полного господства над душой и телом. Язык, употребленный апостолом в обращении к Коринфянам и, опять же, автором послания к Евреям, свидетельствует об упреке, что многие верующие оставались слишком долго на ступени младенчества, "еще плотскими", и нуждались в молоке из-за своей слабой духовной жизни, когда им надлежало быть уже учителями и вести к зрелости других младенцев. Ступень младенчества может очевидно затянуться или быть сокращена и не измеряется просто периодами времени. Вероятно, эта длительность определяется мерой воспринятой истины, и познания и подчинения верующего. Во всяком случае, язык автора послания к Евреям проясняет, что отношение и позиция верующего сильно влияет на его развитие. Обращаясь к ним, он справедливо упрекнул их, что они стали "неспособными слушать" и опять нуждались в обучении начальным основам Евангелия. Он говорит: "Поэтому, оставив начатки учения о Христе, поспешим к зрелости..." (Евр.6:1; АСВ, поля), - это почти те же слова Павла к Филиппийцам в главе 3, где он говорит о своей собственной горячей устремленности, не считая себя "уже совершенным", хотя он также скажет: "Итак мы все, кто совершенны" - т.е., завершен, или зрел - так и будем мыслить в своей устремленности к цели вышнего призвания Божиего во Христе Иисусе.

ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК И "ДУХОВНОЕ ТЕЛО"

"Духовное тело", упомянутое в 1Кор. 15:44, в которое облечется верующий в воскресении, является логическим исходом духовной ступени, которую мы рассматривали. "Не духовное прежде, - пишет апостол, - а природное; затем духовное" (ст.46; АСВ). Младенец во Христе "еще плотян", но своим пониманием Римлянам 6 он вскоре перестает поступать по плоти и поступает по духу. Потом он постигает "разделение души и духа" и становится "духовным человеком" с обновленным разумом, и его душа и тело являются тогда средством выражения Богом Себя через него. Теперь первоначальный порядок трехчастного человека восстановлен, и это означает, что:
1) Святой Дух руководит в освобожденном духе (вместилищем Богосознания), с
2) Душой - или личностью - как сосудом (вместилищем самосознания), и
3) Телом как рабом (вместилищем чувствосознания).
Теперь человек поистине "духовен", или, грубо говоря, является "духом", обитающим в сосуде "души", которая также заключена в физическом, смертном теле. Слова Павла ясно показывают, что тело ожидает полного искупления явлением Господа с небес. "Мы в себе стонем, - пишет он, - ожидая усыновления, а именно, искупления тела нашего" (Рим.8:23; АСВ). "Мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который преобразит тело уничижения нашего так, что оно будет сообразно телу славы Его" (Фил.3:20-21; АСВ); "Мы хотим облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью" (2Кор.5:4; АСВ). Поэтому тело пока является "природным" телом, смертным телом, сосудом из глины (2Кор.4:7), и пока оно не посеется в землю смерти или не изменится во мгновение ока в пришествие Господа, "духовное тело" не будет воздвигнуто.
Но "духовный" человек, который живет под руководством Святого Духа день за днем, может иметь возрастающий "залог" грядущего искупления тела. Потому что, когда он ходит в духе, его тело причащается жизнедающей силы Духа согласно Римлянам 8:11, где апостол заявляет: "Если же Дух Того, Кто воздвиг Иисуса из мертвых, живет в вас, то Воздвигший Христа Иисуса из мертвых даст жизнь и вашим смертным телам Духом Своим, живущим в вас" (АСВ, поля). Сила действительности этого "оживления смертного тела" тем самым Духом Отца, Который "воздвиг Иисуса из мертвых", может быть познана при условии, что душа-жизнь природы непрерывно "теряется" силой креста (Мф. 16:24-26), ибо смертное тело может быть оживлено Святым Духом только тогда, когда жизнедающий Дух свободен для наделения энергией души и тела.
Вызывающие размышление слова апостола во 2Коринфянам 4:10-12; АСВ, имеют отношение к этой ступени жизни верующего. Именно так же, как должна быть "потеряна" душа-жизнь для приобретения Духа-жизни, истекающей от Святого Духа, использующего способности души, так должен действовать тот же закон "потери" для "приобретения" и в смертном теле. Поэтому и написано: "Всегда носим в теле умирание Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса была проявлена в теле нашем".
Потеря плотской жизни, оживляющей душу, была постепенной, дающей место притоку Духа-жизни, когда верующий уступал разделению души и духа, осуществляемому небесным Первосвященником, орудующим мечом Духа. Подобным образом в смертном теле постоянно действует и "умирание Иисуса", когда верующий следует по пути креста, "угнетаем, безысходен, преследуем, низвергаем" - да, "угнетаем сверх меры, не надеясь даже остаться в живых" (2Кор.1:8-9), для того, чтобы ему броситься к Богу, воскрешающему мертвых, и испытать "жизнь Иисуса", проявленную в поддержке и оживлении смертного тела. Эта "потеря" жизни для "приобретения" жизни Иисуса, осуществляется Святым Духом, когда верующий продолжает познавать Господа. "Мы живущие, - пишет апостол, - всегда предаемся на смерть... чтобы и жизнь Иисуса была проявлена в смертной плоти нашей. Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас" (2Кор.4:11-12).
В мучении "смертной плоти", "духовный" человек, способный "исследовать" эти глубокие вещи Бога, может видеть, что внутреннее действие смерти и жизни имеет два результата жизненной важности для Господа и Его людей: (1) Что когда жизнь Иисуса может свободно течь из святилища духа через способности души, оживляя "смертное тело" беспрепятственной силой, это означает жизнь другим, также как и для самого верующего - оживляющую жизнь для всей Церкви Христовой, как это описал Господь в Своем обещании рек живой воды. (2) Что это оживление смертного тела является "залогом Духа", посредством чего само тело приготавливается к часу, когда "смертное поглощено будет жизнью", как и писал апостол: "На это, именно, создал нас Бог, давший нам залог Духа" (2Кор.5:4-5).

НЕКОТОРЫЕ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕКА

Верующий, ставший действительно "духовным", то есть, с духом, руководящим душой и телом, не выходит в это же время из сферы конфликта, но входит в более утонченную его стадию, как изображено в Ефесянам 6:10-18. Человек, о котором сказано в Ефесянам 2:6 как о "восседающем со Христом в небесном", в последствии описывается как "борющийся" с духовными силами зла в "вышних местах", действующими в форме "уловок" дьявола.
Это означает, что в конфликте духовный верующий должен, главным образом, быть бдительным против коварных духовных уловок духовных врагов, которые ищут как впутать его скорее в дела, связанные с духовной сферой, чем в конфликт между плотью и духом, описанный в Галатам 5:17.
На этой стадии конфликта уловки сил тьмы направлены, главным образом, на провоцирование духовного человека поступать в некоторой степени по душе, а не по духу, то есть, быть под влиянием и водиться чем-то из сферы чувств, вместо пребывания в духе в сотрудничестве со Святым Духом Бога.
Поэтому весьма важно, чтобы духовный верующий понимал, что обольщающие духи сатаны могут творить подделки человеческого духа в сфере души. Они делают это, получая хитростью доступ к внешнему человеку, и затем производя в человеке эмоции, не исходящие от духа. Когда эти другие эмоции, которые, возможно, кажутся духовными, возобладают, они могут стать достаточно сильными, чтобы заставить замолчать, или чтобы заглушить истинное действие духа. Если человек не осведомлен о таких приемах врага, истинное действие духа легко остается незамеченным человеком, увлекшимся подделками духовных чувств и думающим, что он "поступает по духу".
Когда прекращается истинное действие духа, злые духи могут навязать мысль, что "Бог сейчас ведет посредством обновленного разума". Это является попыткой с их стороны замаскировать свои ложные действия и неиспользование человеком своего духа. В то же время в разум приходит ложный свет, вызывающий ложное рассуждение, суждение, и так далее, а человек думает, что он имеет свет от Бога. Но он не знает, что он уже прекратил "поступать по духу" и поступает теперь посредством природного разума.
Другая опасность для духовного человека лежит в утончённых попытках обольщающих духов сатаны заставить его поступать по плоти (т.е., телу) в уверенности, что он все еще находится в духе, производя в теле чувства, которые кажутся человеку "духовными". Чтобы ниспровергнуть эти уловки, верующий должен понять, что всякое физическое сознание сверхъестественных вещей, и даже чрезмерное физическое сознание естественных вещей, должно быть отвергнуто. Как отвлечение разума от "хождения по духу", так и направление его на телесные ощущения. Чрезмерное физическое сознание является также препятствием для непрерывной сосредоточенности разума. В духовном верующем "атака" "физического сознания", предпринятая врагом, может нарушить сосредоточенность разума и окутать облаком дух. Поэтому тело должно находиться в покое и под полным обладанием. По этой причине несдержанный смех и всякая "поспешность", которые пробуждают физическую жизнь до степени преобладания над разумом и духом, должны избегаться. Верующие, желающие быть "духовными" и "взрослыми" в жизни Божией, должны избегать неумеренности, несдержанности и крайности во всем (1Кор.9:25-27).
Из-за преобладания физической части человека и неправильного понимания сверхъестественных переживаний, чувствуемых в теле, на тело возлагается задача выполнять работу духа, и ему навязывается возвышающееся положение, которое подавляет истинную жизнь духа. В таких условиях тело чувствует давление, чувствует конфликт и становится "сознанием" вместо разума и духа. Верующие должны научиться различать и знать, как распознавать истинные чувства духа, которые не являются ни эмоциональными (душевными), ни физическими. (Смотри, например, Марк.8:12; Ин.13:21; Деян.18:5, ВКЯ).
Ввиду своего невежества, большинство верующих находится "в душе", т.е., в своем разуме и эмоциях, полагая, что они "поступают по духу". Из-за того, что это означает лишение верующего жизненноважной силы духа, сатанинские силы используют все свои уловки, чтобы стянуть его жить в его душе или теле, иногда передавая разуму видения, производя представления в нём во время молитвы, или давая телу острые ощущения радости, энергии жизни и т.п.
Зависеть от сверхъестественных вещей, посылаемых извне, или переживаний в чувственной сфере значит остановить внутреннюю духовную жизнь. Приманкой чувственных "переживаний" верующий направляется жить в наружном поле своего тела, вместо того, чтобы жить в истинной сфере духа. Затем, прекращая действовать по указанию своего центра, он захватывается внешними сверхъестественными делами в своей периферии и теряет - совсем неосознанно - свое внутреннее сотрудничество с Богом. Тогда его дух - орган Святого Духа в конфликте против духовного врага - впадает в состояние бездействия и игнорируется, потому что верующий занят чувственными переживаниями. Следовательно, он практически бездействует как для водительства, так и для силы в служении и конфликте.
Существует серьезная опасность, возникающая вследствие действия человеческого духа вне сотрудничества со Святым Духом. Когда дух "разделен" с душой и стал господствующим, тогда он открыт для того, чтобы попасть под влияние обольщающих духов совсем другим путем. Если человек прекратил (несознательно) сотрудничать со Святым Духом одним из вышеупомянутых путей, или как-то иначе, и продолжает руководствоваться своим духом, он склонен думать, что его собственный властный дух является доказательством силы от Бога, потому что в других ситуациях он видит, что Святой Дух использует его для приобретения душ. В таком заблуждении у него может иметь место и прилив негодования, внедрившегося в его дух, и он изливает его, думая, что это все от Бога. Но другие, с истинным различением, узнают жёсткий тон, который, понятно, не от Бога. Такое переживание может легко иметь место как в конфликте, так и в говорении, если молящийся не бдителен - снабжающая сила тогда является демонической и воздействует на дух непосредственно или путем душевных эмоций.
Это воздействие на человеческий дух со стороны злых духов, подделывающих божественные дела в самом человеке, поскольку он не находится в сотрудничестве со Святым Духом, необходимо понимать и обнаруживать верующему, который стремится ходить с Богом. Ему необходимо знать, что вследствие того, что он является духовным, его дух открыт для двух сил сферы духа. Если он думает, что только Святой Дух может влиять на него в духовной сфере, то его уверенность заводит его в заблуждение. Если бы это было так, то он стал бы непогрешимым. Но ему нужно бодрствовать и молиться и искать озарения своим "очам понимания", чтобы отличать истинные дела Божии от подделки.
Верующий, являющийся "духовным", должен глубоко обдумать открытие небесной войны, данное в Ефесянам 6, и постараться узнать практическое значение "всего вооружения Божиего" в его полнейшей степени, которое ему нужно "взять" и применить в "злой день" особенно яростной вражеской атаки.
Бременем Духа Божиего в это настоящее время является совершенствование, или взращивание до полной зрелости членов Тела Христа, так чтобы Его явление свершилось скорее, и было возвещено тысячелетнее царство Христа и Его сонаследников. Ибо мир мира (сего) и поражение сатаны, который затем будет брошен в бездну, и царства мира станут Царством нашего Господа и Христа Его - для этого, "Господь Иисус, гряди скорей. Аминь!"

Свободен! Свободен в Иисусе:
Посаженный в смерть Его глубоко,
Он освободил Своей Жизни силу,
И Дух Его дышит, не стеснен;
Тогда всё крепнущему духу,
Той Его силой, что живит,
Душа повинуется с телом,
И дух его членами руководит.
Свободен! Свободен в Иисусе:
Одним с Воскресшим стал,
Своей молитвою в борьбе
Его победу одержал;
Освобожден Его свободой славной,
Превыше непроглядной тьмы,
Ибо теперь закон греха и смерти
Его могучей жизнью побежден.
М. М.

  Предыдущая глава      Оглавление   Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека