Каталог
Новости
Издательства
Коротко о нас
Помощь
Предупреждение

Данное художественное произведение предназначено для ознакомления, а также для
свидетельства и распространения библейского учения.

Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома
и прямого согласия владельца авторских прав
Не допускается!
Если вы желаете приобрести данный материал,
то вам необходимо обратиться в издательство для получения более подробной информации.

   
Чего Бог ожидает от мужчины? 
 
 
   

Руководство-служение

Наверное, заголовок этой части звучит довольно странно. Руководство-служение - это ведь из той же категории, что холодный жар, мягкая жесткость, сухая влага, светлая тьма, дружеская вражда или невежественный ум. И, действительно, в этих словах может содержаться противоречие, в зависимости от того, как их толковать. В том же смысле, в каком эти слова употребляются в Библии, "руководство" не означает диктаторство, а "служение" вовсе не подразумевает безропотное подчинение любому жесту своего хозяина.

О каком роде руководства мы говорим?

В Библии руководство определяется как ответственное, сочувствующее, понимающее, компетентное, уважительное, авторитетное, смелое, основанное на собственном примере и богобоязненности. Быть руководителем не означает принимать все решения или быть "главным" в браке, церкви, обществе в целом. Руководить - значит брать инициативу, принимать на себя ответственность и нести груз отчетности перед Богом.

О каком роде служения мы говорим?

В Библии служение определяется как ответственное, уважительное, добровольное, любящее, самоотверженное и покорное. Служение не означает бездумного повиновения. Оно означает готовность принизить себя, кротко служить другому, ставить чужие интересы выше собственных.

Кто-то возможно воскликнет: "Постойте-ка! Разве в Библии не сказано, что жены должны повиноваться мужьям?" Да, мы находим это утверждение в послании к Ефесянам 5:22. Но в более широком смысле там говорится, что все должны повиноваться друг другу (ст.21), а мужья должны любить своих жен, "как и Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее" (ст.25).

Как сочетать служение и руководство? Это непростая задача, все равно, что пытаться смешать масло с водой. В стихах, упомянутых выше, Христос дает нам прекрасный пример того, как можно соединить эти два элемента. Он обладает властью заставить нас делать то, что Он хочет, но предпочитает, вместо этого, отвержение, неповиновение и даже распятие (Фил.2:5-11). Иисус так определяет цель Своей жизни: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мтф.20:28).

Если и дано было когда-либо право диктовать Своей властью и авторитетом, так это Иисусу Христу. Но Он пришел на землю, чтобы дать нам именно то, в чем мы нуждаемся. Он осуществлял сильное руководство, однако оно было пронизано Его любовью к людям. Он никогда никого не принуждал следовать за Ним, скорее, стремился заслужить уважение и послушание мужчин и женщин, а они по доброй воле следовали за Ним. Именно к такому стилю руководства должны обращаться мужчины сегодня.

Как руководство-служение проявляется в разных жизненных ситуациях? Перечислим несколько примеров.

Одинокий мужчина должен показывать людям всех возрастов и разного пола, что он думает о других, а не только о себе. Он должен вести жизнь, достойную подражания (1Тим.4:12-26). Одиноких женщин должен привлекать в нем характер, стабильность и желание наставлять других.

Муж , как сказано в Библии, должен быть главой своей жене, как Христос - глава церкви (1Кор.11:3), и он должен любить свою жену, как Христос любит церковь (Еф.5:25). Если муж хочет, чтобы жена следовала его руководству, он должен выражать свою любовь через поступки и слова.

Отец отвечает за воспитание своих детей (Втор.6:6-9; Еф.6:4). Он должен заботиться об их нуждах (1Тим.5:8) и обращаться с ними так, чтобы не раздражать их (Еф.6:4; Кол.3:21).

Глава церкви должен вести людей своей заботой подобно тому, как пастух ведет стадо овец, питает его, защищает и взращивает (1Пет.5:1-4).

Член общества должен брать пример с персонажа Ветхого Завета Даниила, который твердо стоял на стороне Господа. Он сделал то, что считал правильным, не думая об опасности (Дан.1:6), он отважно чтил Бога среди мира язычников.

Почему руководство в браке и в церкви - мужское качество? Не потому, что мужчины - существа высшего порядка (хотя многим среди мужчин хотелось бы так думать). Мужчины и женщины равны во Христе (Гал.3:28). Здесь мы говорим о роли, предопределенной Богом, а не человеческими предрассудками. Вообще, нам следует отказаться от мысли, что руководство означает превосходство, а подчиненная роль - неполноценность. Ведь Бог-Отец - Глава Христа, однако же, они равны (1Кор.11:3).

Нам следует отказаться от мысли, что руководство означает превосходство, а подчиненная роль - неполноценность.

Первое указание на мужское руководство берет начало в истории творения, рассказанной в Бытие. Адам был создан первым, Ева же была создана в дополнение мужчине. Бог сказал: "Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт.2:18). В первом послании к Коринфянам 11:7-11 и первом послании к Тимофею 2:13 говорится, что мужчина должен быть главой в церкви, потому что мужчина был предназначен для руководства, и это доказывается тем, что Адам был первым, а Ева была создана ему "соответственным помощником".

Что значит главенство и откуда происходит этот термин?

Когда разговор заходит о главенстве, многие представляют себе этакого диктатора, наподобие Гитлера, отдающего часто неразумные приказы. В первом послании к Коринфянам 11:3 используется слово "глава", то же самое - в послании к Ефесянам 5:23. Термин этот включает значение "происхождение" или "источник", так что по толкованию некоторых главенство означает, что женщина была сотворена из мужчины. Отсюда делается вывод, что как Христос - Источник жизни для всех верующих, так и Адам был источником жизни для женщины (Евы).

Однако вряд ли есть смысл считать, что Павел пытался исключить концепцию начальствования или власти из концепции главенства. Он использует термин глава для обозначения отношения Бога к Христу и руководства Христа над всеми верующими, над церковью (Еф.1:22; 4:15; 5:23; Кол.1:18; 2:19).

Концепция руководства в доме включена в перечень качеств руководителей церкви в первом послании к Тимофею 3:4-5,12. В послании к Титу 2:5 апостол Павел говорит, что пожилые женщины должны учить молодых "быть покорными своим мужьям, да не порицается Слово Божье".

Является ли мужское главенство результатом грехопадения? И если это так, то не следует ли нам, как прощенным людям, попытаться отменить результаты грехопадения? Некоторые упорно отстаивают это положение, но их аргументы противоречат библейским данным. Апостол Павел говорил о том, что главенство основывается на порядке творения (1Кор.11:8-9; 1Тим.2:13-14). Главенство не есть результат грехопадения, напротив, оно было извращено грехопадением.

Когда Бог объяснял наказания, которые наложил на мужчину и женщину после грехопадения, Он сказал женщине: "Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой" (Быт.3:16). Этот стих, особенно "и к мужу твоему влечение твое", подвергся множеству различных интерпретаций. Некоторые толкователи Библии объясняют, будто это означает, что женщина из-за грехопадения вынуждена зависеть от мужчины. Фразу "он будет господствовать над тобой" они рассматривают как утверждение, будто мужчина вносит в жизнь женщины порядок и защищает ее. Другие же считают описанное здесь мужское господство неестественным владычеством над женщиной.

Есть и другая возможная интерпретация, которая похоже укладывается в данный контекст. Некоторые толкователи Библии убеждены, что еврейское слово, означающее "влечение", происходит от арабского корня, который значит "заставлять", "управлять", "подавлять". Они также указывают, что в одинаковых грамматических структурах в Бытие 3:16 и 4:7 используются одни и те же еврейские слова для обозначения "влечения" и "правления". В главе 4 грех "влечет" Каина и заставляет его совершать неверные поступки. Но Каин мог бы совладать с собой и возобладать над искушением грешить. Слова "влечение", "влечет" в стихах 3:16 и 4:7 можно понять, как сильное желание управлять. Следовательно, одним из результатов грехопадения является то, что женщина возымела неестественное желание управлять мужчиной, а присущая мужчине роль руководителя выродилась в деспотическое правление.
Хотя эта интерпретация вызывает споры, она точно описывает борьбу полов после грехопадения. Вместо мирной гармонии, где мужчина и женщина дополняют друг друга, каждый пытается доминировать и манипулировать другим в своих эгоистических целях. Вместо дополнения, получается противоречие.

Следует ли мужчинам ожидать от женщин, что в их присутствии те должны "беспрекословно им подчиняться, молчать и быть незаметными"? Должны ли мужчины быть проводниками идей и инициаторами действий, а женщины - сидеть сложа руки или следовать за ними на значительном расстоянии? Следует ли нам думать о женщинах так же, как некоторые думают о детях: что их должно быть видно, но не слышно? Так говорит Арчи Банкер в телевизионных сериях "Все в семье". Но Бог ждет от нас другого.

Стоит лишь взглянуть на примеры Ветхого и Нового Заветов, дабы понять, что угодные Богу женщины не были пассивными рабынями. Они вели себя вполне активно и вносили заметный вклад в общественную и духовную жизнь (Пр.31:10-31; 1Цар.25:18-44; 4Цар.22:14-20; Суд.4:1-14; Руф.; Есф.; Лк.2;36-38; 8:1-3; Рим.16:1-15; Фил.4:3; 2Тим.1:5).

Почему так важно служение? Руководство вне служения делает из человека существо неуравновешенное и отвратительное. Добровольное принятие служения требует сознательного акта любви. Такого рода любовь описана в первом послании к Коринфянам 13. Эта любовь:

* долго терпит;
* милосердствует;
* не завидует;
* не превозносится;
* не гордится;
* не бесчинствует;
* не ищет своего;
* не раздражается;
* не мыслит зла;
* не радуется неправде;
* сорадуется истине;
* все покрывает;
* всему верит;
* всего надеется;
* все переносит;
* никогда не перестает.

Мужчина, который такую любовь проявляет, легко найдет себе жену, семью или церковь, которые с радостью согласятся подчиниться его руководству. Однако многие мужчины считают, что такую любовь опасно показывать, ибо она требует, чтобы мужчина примирился с возможностью оскорбления или даже отвержения, чтобы он отринул свою гордость и смирил себя ради чужого блага.

Мужчины, готовы ли вы принять вызов? Вы обладаете величайшей ответственностью и огромными возможностями для того, чтобы задавать тон и служить примером у себя в доме, в церкви, в городе и поселке, где вы живете, наконец, во всем мире. Никто не говорит, что это будет легко, но, если вы по своей вере - дитя Божье, вы исполнены Его Духа (1Кор.12:13; Рим.8:9). И если в вас жив Его Дух, тогда у вас есть все для того, чтобы оправдать ожидания, возложенные на вас Господом. Тот вид руководства-служения, которого Он от вас ожидает, возможен лишь тогда, когда вы подчинитесь Его руководству и будете служить Ему. Служение и руководство другими станут результатом вашего отношения к Господу Иисусу.

Проверочные вопросы:
Как применить принцип руководства-служения к добрачным отношениям?
Какому руководителю вам легко подчиниться?
Как мужу обращаться с женой, чтобы заслужить ее доверие и преданность? (Отвечайте подробно!)
Если у вас есть дети, видят ли они в вас пример руководства-служения?
Как соотносятся руководство и подотчетность?

  Предыдущая глава      Оглавление   Следующая глава



2001–2024 Электронная христианская библиотека