УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧЕТОК
"Они думают, что в многословии своем будут услышаны" (Мтф. б, 7)
В тринадцатом столетии ангельское приветствие Деве Марии - "Аве Мария"
составляло главнейшее содержание церковных служб, совершаемых в честь Девы Марии.
Это приветствие должно было повторяться в ряде других молитв и притом так часто,
что никто не мог запомнить числа повторений и порядка их. На помощь пришли "четки",
изобретенные монахом Домиником, введенные папой Львом XIII и распространенные
догадливыми монахами. "Изобретение" быстро нашло свое применение как
в западной церкви, так и в восточной. В восточной церкви также вошло в обычай
пользоваться четками при повторении одних и тех же молитв и фраз, как "Святый
Боже" - три раза, "Господи помилуй" - сорок раз и т. п. Конечно,
никто не станет отрицать нужды и значение молитвы. Молитва необходима, это все
знают, хотя миллионы людей все еще не молятся. Никто не удивляется, когда безбожник
не молится. Как станет безбожник молиться, если у него нет в душе сознания своей
греховности, нет жажды отдаться духовным потребностям, нет веры в невидимое, нет
стремления к освящению и внутреннему преображению - нет тяги к небу. Приходится,
однако, удивляться тому, как человек верующий, осознавший свои духовные нужды,
не заботится о том, чтобы выразить их Богу в молитве, исходящей от сердца! Разумеется,
что человека, не умеющего сознательно молиться Богу, нельзя назвать христианином.
Слова молитвы, произносимые без участия сердца, столь же бесполезны, как и дикие
выкрики язычников пред их кумирами. Можно ли сомневаться что Савл произносит длинные
и многократно повторяемые молитвы задолго до встречи с Господом на пути в Дамаск,
но нигде в Писании не упоминается об этом.
Когда же в сердце его была сокрушена гордыня и он покаялся, Господь сказал о нем:
"Он теперь молится" (Деян. 9, 11).
Истинная молитва начинается с момента возрождения человека от Духа Святого: "Которым
взываем: "Авва, Отче!" (Рим. 8, 15). Истинная молитва есть ничто иное,
как беседа с Богом. Примеры таких бесед с Богом встречаются в Св. Писании в великом
множестве. Но там же мы находим молитвы и другого рода, молитвы заученные, механически
многократно и во всеуслышание повторяемые. Подобного рода молитвы обычно произносились
язычниками, людьми, не имевшими правильного понятия ни о Боге, ни о беседе с Ним.
Вот один из подобных случаев: "И призывали жрецы имя Ваала от утра до полудня,
говоря: "Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа... В полдень
Илия стал смеяться над ними, и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог, может
быть он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так
он проснется"! (3 Цар. 18, 26-27). Не такое ли должно создаться представление
и о нашем Боге, когда мы сорок раз механически повторяем слова: "Господи
помилуй"?
Разве не уподобляемся мы ребенку, который желает разбудить отца, отвлечь его от
задумчивости или серьезной работы? Слово Божие говорит нам, что для подобных повторений
одних и тех же фраз нет никакой надобности. Бог наш - живый, "Он не дремлет
и не спит" (Пс. 120), а посему "в молитве и прошении с благодарением
открывайте свои желания пред Богом" (Филип. 4, 6) и "все, чего ни будете
просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам" (Мтф. 21, 22; Мк. 11,
24). Только "не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести
слово пред Богом, потому что Бог на небе, а ты на земле" (Екл. 5, 1). "А
молясь, не говорите липшего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем
будут услышаны, не уподобляйтесь им" (Мтф. 6, 7-8).
Итак, четки - не Божье установление. Четки - наследие темного средневековья. Четки
- плод крайнего духовного невежества.
|