ГЛАВА X
Краткое повторение и заключение того, что сказано об Ангельских
чинах
§1
Итак, показано, каким образом высший чин предстоящих
Богу Умов, святимый освящением первоисточным (поколику он получает его непосредственно),
очищается, просвещается и совершенствуется освящением Божества, более сокровенным
и более ясным. Более сокровенным потому, что оно более духовно, более просто и
единично; более ясным потому, что оно перводанное, первоявленное и более целостное,
и этому Чину, как чистейшему, в большем количестве сообщенное. От этого Чина,
по тому, же самому закону благоустроенного порядка, в Божественной гармонии и
соразмерности, возводится к безначальному началу и концу всякого благолепия вторый
Чин, от второго третий, от третьего наша Иерархия.
§2
Каждый Чин есть истолкователь и вестник высших себя.
Высшие всех суть истолкователи Бога их движущего, прочие подобным образом - истолкователи
Богом движимых; ибо Виновник порядка для того, чтобы каждому чину умных и духовных
Существ иметь и благолепный порядок возводить других, установил в каждой Иерархии
приличные степени, и всю Иерархию, как мы видим, разделил на Силы первые, средние
и последние. Даже, собственно говоря, каждую степень разделил на свои Божественные
чины; посему и самые Божественнейшие Серафимы друг ко Другу взывают (Исаии гл.
VI, 3), как говорят Богословы, ясно, по моему мнению, сим показывая, что первые
сообщают ведения о Боге вторым.
§3
Можно присовокупить к тому еще, что и каждый небесный
и человеческий ум имеет свои и первые, и средние, и последние степени и силы,
проявляющиеся подобно тому, как бывает при сообщении просвещения в Иерархии; и
сообразно с сими силами, по возможности, приобщается светлейшего очищения, обильнейшего
света и высочайшего совершенства. Ибо кроме Того, Кто истинно самосовершен и всесовершен,
нет ничего самосовершенного, что не требовало бы усовершения.
|