НЕПОРОЧНОЕ РОЖДЕНИЕ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
"Кто родится чистым от нечистого? Ни один!" (Иов. 14, 4)
Мало кто знаком с новейшим догматом западной церкви, установленным папой Пием
IX только в начале второй половины прошлого столетия. Догмат этот, называющийся
"догматом о непорочности зачатия самой Девы Марии", утверждает следующее:
хотя Пресвятая Дева Мария и родилась естественным образом от своих родителей,
но по особому преизбытку дарованной ей благодати, в самом зачатии своем была сохранена
свободною от всякой причастности греху. Таким образом, "Приснодева"
Мария сливается со святой Троицей и является как бы ее четвертой ипостасью.
Учение это возведено папой Пием IX в 1854 году на степень догмата, ставшего общеобязательным
для всех членов западной церкви.
Эта же тенденция причислять Деву Марию к Божественной Троице наблюдается и среди
зарубежных русских православных богословов. Деву Марию они называют "неопалимой
купиной", "Премудростью" и "четвертой ипостасью Божией"
и т. д.
Догмат о непорочном зачатии и рождении Девы Марии не имеет в Священном Писании
никакого основания. Даже безответственное "предание", называемое "священным",
пройдя сквозь тьму многовековых человеческих измышлений, не могло создать столь
легкомысленного утверждения.
Догмат этот полностью опровергается учением Библии о всеобщей греховности людей.
Порочность человеческой натуры связана всеми корнями с грехопадением наших прародителей.
Слово Божие говорит нам, что "рожденное от плоти есть плоть", что "все
согрешили и лишены славы Божией...", "так что заграждаются всякие уста
и весь мир становится виновен пред Богом" (Рим. 3, 19, 23; Иоан. 3, 6).
Св. Писание говорит еще, что Дева Мария родилась от родителей, так же подверженных
греху, как подвержены и все другие люди.
Дева Мария, являясь только человеком, сама лично нуждалась в искупительной жертве
Христа, и эту жажду спасения исповедовала неоднократно. Если бы Дева Мария родилась
от Духа Святого, как был зачат и рожден Господь наш Иисус Христос, она не знала
бы чувства греховности, как не знал его Христос. Но если бы это так было, тогда
для чего бы ей называть Иисуса Христа - ее Спасителем и Господом, говоря: "Величит
душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он
на смирение рабы Своей" (Лук. 1, 46-48).
Дева Мария была призвана Богом для того, чтобы при воплощении Сына Его Иисуса
Христа, дать ему плоть человеческую, что она и выполнила. Родив Его, Мария не
принимала уже на себя никакой другой роли: ни при жизни Христа, ни даже после
сошествия Святого Духа на апостолов. Вспомним, какую роль играла Дева Мария при
жизни Христа. Иногда она находилась в толпе слушателей: "Некто сказал Ему:
вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал
в ответ говорившему: "кто матерь Моя? и кто братья Мои?" И указав рукою
Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мой. Ибо кто будет исполнять
волю Отца Моего небесного, тот Мне брат и сестра и матерь" (Мтф. 12, 47-50).
Иногда она была в кругу младших сыновей своих от Иосифа, братьев Иисуса, сомневавшихся
в Его Мессианстве, как написано: "Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда
и пойди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто
не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если ты творишь такие дела,
то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им:
"Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть,
а Меня ненавидит" (Иоан. 7, 3-7). Родные и близкие уверовали в Иисуса Христа
только по воскресении, но тогда, когда Он только начал Свое служение, они были
настроены даже враждебно. Св. Писание говорит: "И услышавши, ближние Его
пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя" (Мк. 3, 21).
Характерно также и то, что Дева Мария не присутствует ни на тайной вечери, ни
в Гефсимании, ни во дворе Каиафы, ни на суде у Пилата. На Голгофе она - в толпе,
подле креста: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его,
Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего,
которого любил (Иоанна), говорит Матери Своей: "Жено! се, сын твой. Потом
говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял ее к себе"
(Иоан. 19, 25-27).
Трудно себе представить, чтобы Дева Мария могла бы в каком-либо смысле стать заместительницей
Сына Божия Иисуса Христа после воскресения и вознесения. Имя Девы Марии упоминается
в Св. Писании, но всегда после имени апостолов, рядом с именами других благочестивых
последовательниц Божественного Учителя:
"Тогда они (ученики) возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон...
и пришедши взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп
и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею,
Материю Иисуса и с братьями Его... было же собрание человек около ста двадцати..."
(Деян. 1, 12-14, 16).
О жизни Девы Марии после вознесения Иисуса Христа на небо Св. Писание ничего не
говорит, и было бы неправильно строить какие бы то ни было догадки. Ни в день
Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, ни позже Дева Мария ничем
особенным себя не проявила. Ее следование за Господом, как видите, протекало в
совершенной скромности и неприметности.
Слово Божие также ничего не говорит нам о том, что по смерти своей Дева Мария
была вознесена телесно на небо.
Св. Писание упоминает о всех случаях, когда живые люди были силою Божией восхищены
на небо, как например, Енох и пророк Илия, но о том, чтобы безжизненные трупы
возносились на небо, о таких случаях Св. Писание не говорит. Св. Писание запрещает
нам "мудрствовать сверх того, что написано" (1 Кор. 4, 6).
|