ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
"Ибо благодатию вы спасены, чрез веру, и сие не от вас. Божий дар, не
от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2, 8-9).
Одновременно с установлением учения о молитве за умерших в чистилище, в западной
церкви начала развиваться продажа индульгенций.
В начале индульгенцией являлось "письменное отпущение вины", освобождающее
верующего от назначенного ему церковью наказания, но впоследствии (с XI в.), оно
превратилось в разрешительную папскую грамоту, отпускавшую за известную плату,
или под условием соблюдения известных обязательств, не только прошлые и настоящие,
но даже будущие грехи. "Грамота" эта служила одним из доходнейших источников
обогащения папской казны в течение многих веков.
Уже в четвертом веке были введены в церковную практику так называемые "епитимии".
Назначение епитимий в том, чтобы наказать отпавшего, но возвращающегося в лоно
церкви ее члена.
Так, например, духовным начальством приписывалось покаявшемуся упражнение в совершении
известного количества поклонов, самобичевания, изнурение себя постом и телесными
упражнениями. По отбытию назначенной церковью епитимии, провинившийся вновь принимался
в число членов церкви. В подтверждение такого зачисления ему выдавалось письменное
удостоверение церкви, гласившее, что епитимия, возложенная церковью на кающегося,
им выполнена, совершенный грех, послуживший основанием к отлучению, исправлен
и прощен ему и что отлученный от церкви вновь принят в среду верующих.
С течением времени, при постепенном падении нравственного уровня западной церкви,
индульгенции стали уже входить в церковный обиход как единственное средство отпущения
грехов. Вскоре индульгенции стали раздаваться с большой легкостью, направо и налево.
Папы не замедлили сделать из этого практические выводы. Они сосредоточили выдачу
индульгенций исключительно в собственных руках, сделав их платными, причем индульгенция
могла быть оплачиваема не только деньгами, по установленной таксе, но и различными
услугами папскому престолу. Так, например, папа Григорий VIII обещал абсолютное
прощение всех грехов каждому королю, содействовавшему ему оружием против германского
императора Генриха IV.
Подобные обещания были даваемы папами и во время других войн. Следуя методам своих
предшественников, пана Иннокентий III мог собрать большую армию (в XIII веке)
для уничтожения Альбигойцев (Альбигойцы - участники широкого еретического движения
в Южной Франции 12-13 веков. Они считали земной шар, включая католическую церковь,
творением сатаны, отрицали основные догматы церкви, требовали ликвидации церковного
землепользования. В результате кровавой инквизиции и крестовых походов (Альбигойских
войн) движение было к 14 веку подавлено). Раздачей индульгенций папа Урбан II
поднял на ноги всю средневековую Европу, призывая добровольцев на Первый Крестовый
Поход.
До XIII века индульгенции выдавались папами, как отпущение грехов, содеянных в
прошлом или настоящем. С начала XIII века индульгенции начали уже выдаваться как
отпущение и тех грехов которые грешник намеревался или рисковал сделать в будущем
Одно заблуждение, таким образом, порождало собою ряд других. Вскоре индульгенции
выдавались не только живым, но и умершим членам церкви. Монах Александр Алек измыслил
целый "склад" индульгенций, состоявший, по его уверению, из "сверхдолжных
заслуг" Девы Марии и всех святых. Инициатор этого скандального новшества
уверял, что души, пребывающие в чистилище, могут с успехом пользоваться индульгенциями
для частичного или полного отпущения грехов, соделанных ими на земле, для освобождения
души от мук чистилища, для сокращения срока мучений, для перехода в Царство Небесное
и прочее...
В 1300 году папа Бонифации VIII расширил право пользования индульгенциями на души
всех умерших, подтвердив это правило официальным папским декретом. Индульгенции
за подписью папы продавались во всех церквах, на площадях и ярмарках, с барабанным
боем, совершенно открыто. Можно было покупать прощение "будущих грехов"
на известный срок: на год, два, три и т. д.
Так как индульгенции продавались по весьма высоким ценам, то бедняки автоматически
лишались такого фиктивного права. Церковь устремила свою алчность на знатных и
богатых, собирая с них обильную дань деньгами, землями, драгоценностями, рабами,
услугами, т. п.
Тридентский собор (в 1563 году) объявил продажу индульгенций догматом церкви и
повелел предавать анафеме тех, кто этому нововведению противились.
Излишне доказывать, что такое учение не может опираться на Св. Писание.
Где "сверхдолжные заслуги и святость", когда Христос говорит: "Будьте
совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мтф. 5, 48). Мыслимо ли, чтобы
Дева Мария и святые угодники достигли большей святости, чем от них требовалось,
т. е. стали совершеннее Небесного Отца? Как же понимать тогда следующие слова
Христа, сказанные апостолам: "Так и вы, когда исполните все поведенное вам,
говорите: мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать"
(Лука 17, 10)?
Царство Божие не покупается ни подвигами, ни молитвами, ни деньгами. Путь Божьего
спасения не уклонился в сторону, не изменился. Человек спасается верою в Иисуса
Христа. Он заменил нас на кресте. Он вселяется в сердце наше чрез Духа Святого.
Всякий, уверовавший во Христа, получает "оправдание даром, по благодати Его,
искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в
Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде"
(Римл. 3, 24-25).
|